ВПР 8 класс (задание 17)

17. Распознавание предложения, осложнённого однородными сказуемыми

# 17019

Среди предложений 10-12 найдите предложение, которое соответствует данной схеме:

[—  =, =, =, = и =].

Выпишите номер этого предложения. >>>

ВПР8: текст Тарасова Л.

(1)Замечательный русский художник Алексей Кондратьевич Саврасов говорил: «(2)Пейзаж не имеет цели, если он только красив. (3)В нём должна быть история души. (4)Это трудно выразить словом, это так похоже на музыку». (5)Саврасов воспел поэтическую красоту родных пейзажей. (6)С его полотен словно доносится до нас немного грустная мелодия русской песни, проникающая в самую душу. (7)Внешне непритязательные уголки деревенской и городской природы приобретают в его картинах значительность, и вместе с тем они бесхитростны и неброски.

(8)Лучшая картина Саврасова – «Грачи прилетели». (9)На холсте изображён вид русской деревни с небольшой церквушкой, деревянным домом, нераспустившимися берёзами. (10)Прилетели первые вестники весны – неугомонные грачи. (11)С весёлыми криками они кружат над деревьями, переговариваются, перелетают с ветки на ветку, хлопочут о жилье и торопят весну. (12)Снег едва начал таять, образуя тёмные лужи… (13)Сколько звуков слышится в одной картине! (14)Вот перекликаются птицы и звенит капель, вот шелестит ветер в мокрых ветках и поскрипывают кривые стволы, вот звучит колокол. (15)Рождается тихая, просветлённая русская мелодия.

(16)Когда картина «Грачи прилетели» была впервые показана на выставке, художник Иван Крамской воскликнул: (17)«Как ни хороши остальные пейзажи, но всё это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в “Грачах“!» (18)В простом и будничном русском пейзаже находить высокую поэзию и музыку – этот творческий завет Саврасов передал другому русскому художнику, Левитану. (19)И ученик превзошёл учителя. (20) По мнению Константина Паустовского, «Левитан создал пейзаж России, прозрачный, как сентябрьский воздух, и праздничный, как роща во время листопада».

(21)Говоря о музыкальности картин, подчеркнём условность этого понятия. (22)Конечно, полотна художников сами по себе не издают звуков. (23)Но хорошая живопись, как и хорошая музыка, вызывает в нас чувства, которые владели художником, и создаёт определённое настроение. (24)Поэтому живописец Лев Бакст и уподобил художника дирижёру, который одним взмахом палочки вызывает к жизни тысячи звуков.

(По Л. Тарасову)

# 16979

Среди предложений 17-19 найдите предложение, которое соответствует данной схеме:

[— = , = , = ].

Выпишите номер этого предложения. >>>

ВПР8: текст Яковлева Ю.

(1)Дети никогда не запоминают мать молодой, красивой, потому что понимание красоты приходит позже, когда материнская красота успевает увянуть.

(2)Я запомнил свою мать седой и усталой, а говорят, она была красива. (3)Большие задумчивые глаза, в которых проступал свет сердца. (4)Ровные тёмные брови. (5)На высокий лоб спадали дымчатые волосы.

(6)До сих пор слышу её негромкий голос, неторопливые шаги, ощущаю бережное прикосновение рук. (7)Это не имеет отношения к возрасту, это вечно.

(8)Дети редко говорят матери о своей любви к ней. (9)Они даже не знают, как называется чувство, всё сильнее привязывающее их к матери. (10)В их понимании это вообще не чувство, а что-то естественное и обязательное, как дыхание, утоление жажды.

(11)Но в любви ребёнка к матери есть свои золотые дни. (12)Я пережил их в раннем возрасте, когда впервые осознал, что самый необходимый человек на свете – мама. (13)Память не сохранила почти никаких подробностей тех далёких дней, но я знаю об этом своём чувстве, потому что оно до сих пор теплится во мне, не развеялось по свету. (14)И я берегу его, потому что без любви к матери в сердце – холодная пустота.

(15)Я никогда не называл свою мать матерью, мамой. (16)У меня для неё было другое слово – мамочка. (17)Я вырос, отрастил усы, стал говорить басом. (18)И почему-то на людях я произносил это слово чуть слышно, как будто стесняясь его.

(19)Последний раз я произнёс его на мокрой от дождя платформе, под звуки тревожных гудков паровоза, под громкую команду «по вагонам!». (20)Я, конечно, не знал, что навсегда прощаюсь с матерью. (21)Я шептал «мамочка» ей на ухо, и, чтобы никто не видел моих мужских слёз, я вытирал их о её волосы… (22)Но, когда теплушка тронулась, не выдержал, забыл, что я мужчина, солдат, забыл, что вокруг люди, множество людей, и сквозь грохот колёс, сквозь бьющий в глаза ветер закричал:

(23)– Мамочка!

(По Ю. Я. Яковлеву)

# 16004

Среди предложений 7-9 найдите предложение, которое соответствует данной схеме:

[— = , = , = ].

Выпишите номер этого предложения. >>>

ВПР8: текст

(1)Дружба — это больше, чем приятная компания или близость интересов. (2)Это глубокие, искренние отношения, включающие в себя целый комплекс эмоций. (3)Для дружбы характерно глубокое взаимопонимание людей. (4)Это означает возможность общаться друг с другом практически без слов, при помощи жестов и мимики, воспринимать и точно понимать друг друга на основе едва уловимых движений и интонации, понятных только друзьям и не воспринимаемых окружающими. (5)Давние друзья могут заранее предсказывать реакции и поведение друг друга в разных жизненных ситуациях, вплоть до определения мыслей, которые друг другу придут в голову в тот или иной момент.

(6)Дружба означает близость и взаимное тяготение людей друг к другу. (7)Настоящий друг лучше, чем кто-либо другой поймёт ваше настроение, ваши переживания, разделит радость и огорчения, проявит сочувствие, утешит и поддержит в трудную минуту, окажет бескорыстную помощь. (8)Он ради вас даже поступится своим благополучием, пойдёт на какие угодно жертвы, отдаст последнюю рубашку.

(9)Нормы и правила, которыми руководствуются люди в дружеских отношениях, — это равноправие, готовность прийти на помощь, умение понять, уважение, преданность и доверие. (10)Нарушение любого из них ведёт к разрушению дружбы, в то время как в отношениях другого типа люди могут отчасти прощать друг другу подобные нарушения ради чувств, которые их связывают.

(11)Настоящие друзья, бесспорно, поддерживают друг друга не только эмоционально, но и другими доступными для них способами, причём такая поддержка всегда является бескорыстной, идёт от души.

(12)Многие, зная о существовании дружбы, дружить всё же не умеют. (13)Врождённая потребность в этом остаётся неудовлетворённой. (14)Зачастую причиной этому служит непонимание человеком её природы. (15)Только поняв, что такое дружба, человек получает возможность реализовать себя в ней. (16)В противном случае, если дружба и возникает, то только случайно, и не ценится должным образом, пока не распадётся, а разница между просто знакомым и другом осознаётся, когда уже слишком поздно. (17)Так что учитесь дружить.

(По материалам Интернета)

# 15984

Среди предложений 2-4 найдите предложение, которое соответствует данной схеме:

[— = , = , = ].

Выпишите номер этого предложения. >>>

ВПР8: текст Паперного З.

(1)Человек в условиях многолюдства – вот одна из самых животрепещущих тем нашего времени. (2)Человек не с ближним, а с группой, массой, тьмой ближних. (3)Наедине с толпой.

(4)Сегодня мы совершим прогулку по Москве, понаблюдаем за людьми, проанализируем их поведение. (5)Редкая поездка по столице обходится без метро. (6)Высокие тяжёлые двери безостановочно хлопают, впуская и выпуская людей. (7)Плотный паренёк, видимо, распрекрасно настроенный, насвистывая что-то, толкает дверь ногой. (8)Богатырское движение! (9)Дверь отлетает, парень ловко проскакивает, но не придерживает её за собой, и она успевает хорошо стукнуть нерасторопную старушку. (10)Та пытается проскочить вместе с парнем, но, явно уступая ему в силе и ловкости, не успевает.

(11)По эскалатору мы спускаемся зигзагообразными перебежками. (12)Известно, что стоять надо справа, проходить — слева. (13)Но рекомендация эта соблюдается не всеми, и приходится лавировать между стоящими «как надо» и «как не надо».

(14)Вышли на платформу. (15)Приближается поезд. (16)Нам предстоит сесть в вагон. (17)Операция, казалось бы, немудрёная: сначала пассажиры выходят, затем — входят. (18)Но обратите внимание вон на ту женщину перед дверьми. (19)Она не в силах удержать себя — дождаться, пока выйдет последний пассажир, и после каждого выходящего делает попытку проскочить в вагон. (20)Поэтому толпа выходит из дверей как-то судорожно.

(21)О том, уступать ли место женщине, мы здесь говорить не будем. (22)Картина, в общем, ясная: сидят главным образом мужчины. (23)А если женщины, то либо такие старые, что им не уступить невозможно, либо, наоборот, молодые, тренированные, занимающиеся, видимо, спортом, способные опередить и зазевавшегося мужчину.

(24)Итак, человек не с ближним, а наедине с толпой. (25)Может быть, тут вообще неуместно говорить о воспитанности? (26)А по-моему, именно тут и проявляется истинная воспитанность. (27)Воспитанность в наши дни — это прежде всего не безупречность манер (хотя и это, конечно, тоже не минус), а внимание к окружающим. (28)Плотное кольцо людей, сжимающее тебя, должно заставить быть более внимательным и осторожным, терпеливым и предупредительным.

(По З. Паперному)

# 15964

Среди предложений 15–17 найдите предложение, которое соответствует данной схеме:

[— = и = ].

Выпишите номер этого предложения. >>>

ВПР8: текст Солоухина В.

(1) Когда начинается разговор о благах, принесённых человечеству цивилизацией, то в первую очередь приходят на ум совершенно необыкновенные способы передвижения, удобства транспорта.

(2) Начать с малого. (3) Город одним уж тем отличается от деревни в лучшую сторону, что в нём можно пользоваться удобными троллейбусами, автобусами, а в некоторых городах и метро.

(4) Но нетрудно заметить, что это удобство пришло к людям лишь с необходимостью ими пользоваться. (5) В самом деле, троллейбус нужен лишь потому, что далеко до места работы или учёбы, до магазина, до рынка. (6) Зачем в деревне троллейбус?

(7) Говорят: до Хабаровска теперь вы можете долететь за восемь часов, а ваш дед не мог. (8) Но дед и не полетел бы туда. (9) У него пасека была на задворках, поле в двух километрах, а в гости он ездил, запрягая тарантас, если на Успеньев день, и санки, если на масленицу.

(10) Вглядываясь пристальнее в другие разнообразные блага современной жизни, замечаешь, что все они служат лишь для погашения не всегда приятных необходимостей и, таким образом, не имеют права называться благами. (11) В конце концов благо и антибиотик пенициллин. (12) Но для того, чтоб он воспринимался как благо, нужна, увы, болезнь. (13) Для здорового же человека это совершенно излишний предмет.

(14) Кстати, о метро. (15) Конечно, оно прекрасно. (16)Но ведь только от горькой нужды мы, люди, должны лезть под землю, чтобы там передвигаться. (17) Человеку было бы более свойственно неторопливо ходить или ездить там, где растёт трава, где плавают облака и светит солнце.

(В. Солоухин)

# 15944

Среди предложений 16-18 найдите предложение, которое соответствует данной схеме:

[— = , = , = , = , = ].

Выпишите номер этого предложения. >>>

ВПР8: текст Лиходеева Л.И.

(1)Мне кажется, что все открытия происходят оттого, что люди неравнодушны. (2)Что они умеют удивляться.

(3)Если бы люди не умели удивляться, я прямо не знаю, что с ними было бы. (4)Они ничего бы не придумали и ничего бы не открыли. (5)Они не умели бы выращивать хлеб, летать в космос. (6)И, кроме того, они не умели бы создавать музыку, сочинять стихи, рисовать картины.

(7)Вот идёт в лесу человек. (8)Слышит: поют птицы. (9)Ну, поют и поют, эка невидаль! (10)А иной удивится: очень необыкновенно и сладко поют. (11)И задумается...

(12)А другой человек удивится краскам и цветам природы. (13)И начнёт сам пробовать сочетать эти краски. (14)Получается картина, отражающая и красоту мира, и красоту самого человека.

(15)Третий, слушая человеческую речь, вдруг удивится, как увлекательно и точно или, наоборот, нудно и неверно люди излагают свои мысли. (16)И сам думает над словами, пробует их в разных сочетаниях, строит из них предложения, примеряет к действительности, ищет самые точные и нужные слова.

(17)Конечно, есть люди, которых ничто не удивляет. (18)Они смотрят на мир как-то однобоко: чего бы покушать в этом мире или чего бы присвоить? (19)Они берут волшебный ковёр-самолёт и прибивают его на стенку, чтоб не летал. (20)Они цветами корову накормят, птицу и перья ощиплют, а что касается слов, так они ни разу не обратят внимания на то, о чём болтают.

(21)Очень скучные люди. (22)Прямо жалко.

(23)А ты попробуй удивиться. (24)Всё в этом мире непросто. (25)Всё находится во взаимосвязи. (26)Существуют прекрасные вещи и прекрасные сказки. (27)Существуют мечты и реальность.

(28)Поэтому существуют дружба и борьба. (29)И настоящая музыка, и настоящая живопись, и настоящие стихи.

(30)И поэтому люди бывают счастливы.

(31)Жизнь удивительна. (32)И люди тоже удивительны. (33)И каждый, если бы захотел, мог бы увидеть и узнать в тысячу раз больше, чем знает и видит.

(По Л.И. Лиходееву)

# 15925

Среди предложений 18-20 найдите предложение, которое соответствует данной схеме:

[— = , = ].

Выпишите номер этого предложения. >>>

ВПР8: текст Астафьева В.

(1)Дивен Енисей, верхний и средний в особенности. (2)Ни одна верста не повторяется. (3)Величествен, раздумчив и раздолен он в низовье, где берег с берегом не сходится, в бестуманную погоду отворены здесь речные врата в какую-то одновременно пугающую и манящую даль. (4)Но прекрасней Енисея притоки его, прежде всего малые. (5)На многих речках и речушках, рвущихся изо всех сил к родителю своему, довелось мне побывать. (6)И всюду немел я от восторга, хватал спутников за рукава, просил смотреть, восхищался.

(7)Но с детства помню я о горной речке, о которой рассказывала бабушка Мария Егоровна. (8)Совсем недавно побывал я на её родине и понял, отчего бабушка всю жизнь тосковала по этой реке. (9)По безлюдному простору в дивном наряде бежит, шумит, царствует дивная река, на всю жизнь оставляя в душе яркую радость воспоминаний. (10)Плывём по родной реке, журчащей перекатами меж камней, с хохотом бьющейся под скалами. (11)А с пологого бережка спускаются луга, дымятся зеленью острова, млеющие на выносах песчаными косами и островками. (12)Всё в цветении. (13)Приречные луга, отделённые от воды крупной строчкой каменистого булыжника, кипят пеною цветущего дудочника. (14)Луга давно не кошены. (15)Вот и царствует здесь тмин, котовник, окопник, похожий на медуницу, но листом и цветом жёстче и беднее, много дикой мальвы и зверобоя, поэтичный шалфей. (16)На приречные откосы заглядишься, рот открыв, и весло уронишь.

(17)Как любовно, как щедро наделена наша земля реками, лесами, долами и малыми спутниками, их украшающими. (18)Тут кружевом цветёт калина, рябина, боярка и бузина. (19)Тихой нежностью исходит белый и розовый таволожник. (20)Жимолость золотится, застенчиво розовеет. (21)Краснолистый дерён белыми брызгами ягод дразнится, пышно качается лисохвост, и, конечно, розовыми цветами отовсюду пялится шиповник, а далее смородина, малина, костяника по голым склонам. (22)Какая благодать человеку дана, исцеляйся ею, питайся, красуйся средь этакой благодати. (23)Да куда там. (24)Топчут. (25)Не берегут благодатное добро!

(По В. Астафьеву)

# 15905

Среди предложений 9-11 найдите предложение, которое соответствует данной схеме:

[— = , = , = ].

Выпишите номер этого предложения. >>>

ВПР8: текст Солоухина В.

(1)Однажды японцы привезли европейских туристов на поляну, с которой хорошо видна гора Фудзияма, и оставили их там на несколько часов. (2)А когда туристы возмутились: «Мы приехали Японию смотреть, а не сидеть без дела на одном месте», – японцы вежливо возразили и показали программу. (3)В ней было написано: с 9 до 11.30 утра – любование.

(4)Любование. (5)В этом весь секрет постижения красоты. (6)Согласитесь, мало привезти человека на берег моря, показать ему катящиеся валы прибоя, а через минуту увезти от моря подальше. (7)Для постижения красоты человек должен просидеть на берегу несколько часов или прожить несколько дней, наполненных созерцанием. (8)Все сходятся на том, что на море можно смотреть часами, как на огонь или на водопад. (9)Море с его синевой, запахом, шелестением или грохотом волн, волнующей игрой красок, шуршанием гальки, с необъятным простором, с корабликами, проплывающими вдали, с чайками и облаками… (10)Оно наполнит вас мудростью, очистит душевно, облагородит. (11)Оно останется с вами навсегда, чего не произойдёт, разумеется, если взглянуть и тотчас уйти или наблюдать за этой красотой из окна поезда.

(12)Каждый раз, когда я видел что-нибудь очень красивое в природе: цветущее дерево, цветочную поляну, быстрый говорливый ручей, уголок леса с ландышами в еловом сумраке, закатное небо с красивыми облаками, россыпь брусники вокруг старого пня, ночную фиалку среди берёз, – у меня появлялось чувство, похожее на досаду.

(13)Потом я понял: нужно остановиться и смотреть. (14)Любоваться. (15)Созерцать, исцеляя душу. (16)Остановиться не на двадцать минут (которые тоже можно считать продолжительным временем), потому что если остановишься на двадцать минут – не избавишься от желания идти дальше. (17)Надо остановиться перед красотой, не думая о времени. (18)Насладиться каждой минутой, только тогда красота, которой конца нет, пригласит тебя в собеседники, только тогда возможен с ней глубокий духовный контакт, только тогда она и принесёт радость.

(По В. Солоухину)

# 15883

Среди предложений 5-7 найдите предложение, которое соответствует данной схеме:

[— = , = , = и = ].

Выпишите номер этого предложения. >>>

ВПР8: текст Конашевича В.

(1)Когда я вспоминаю товарищей, с которыми дружил все восемь лет своего пребывания в гимназии, а затем в реальном училище, то замечаю, насколько все они разные по своему уму, склонностям, характеру. (2)Вот уж растерялся бы тот, кто захотел бы судить обо мне по формуле: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты!»

(3)В то время я много читал, и всегда одновременно по четыре-пять книг. (4)Такая у меня была манера. (5)Дома считали такое чтение беспорядочным, а я считал его очень удобным и целесообразным. (6)Я брал всякий раз такую книгу, которая соответствовала моему настроению, к чему в эту минуту лежала моя душа. (7)К примеру, я читал хороший роман вроде «Анны Карениной», изучал научно-популярную книгу по математике, размышлял над диалогами Платона и отдыхал с чем-нибудь совсем лёгким вроде Джерома Клапки Джерома. (8)Не могу же я быть всегда одинаково настроен на что-нибудь, скажем, только серьёзное? (9)Вот и приходилось держать параллельно несколько начатых книг.

(10)То же было и с товарищами. (11)С одним мы вели беседы на общественно-философские темы (отвлечённые, но такие значимые!). (12)С другим дурачились на улицах, задевая общих знакомых. (13)С третьим стреляли по разным замысловатым мишеням в тире, который располагался в парке. (14)А с четвёртым я любил плавать по реке на лодке. (15)Последний был мне наиболее близким другом. (16)Мы с ним вели «серьёзные» беседы на «глубокие» темы, которые ставила перед нами растущая жизнь и которые мы старались ещё более углубить до предельной серьёзности. (17)На реке же весной, в разлив, когда ласковое солнце сверкало в струйках воды, рассекаемой нашими вёслами, мы забывали все мировые вопросы, нас охватывало чувство полноты цветущей жизни. (18)И хотелось раскинуть руки и дышать глубоко, пить этот вкусный воздух большими глотками, чтобы стало легко-легко и земля не тянула к себе больше, потому что везде только вода, воздух и свет!

(По В. Конашевичу)

# 15862

Среди предложений 19-21 найдите предложение, которое соответствует данной схеме:

[ = , = , = ].

Выпишите номер этого предложения. >>>

ВПР8: текст Быкова Д.Л.

(1)Вопрос о том, зачем нужна грамотность, широко и пристрастно обсуждается в прессе, на телевидении, в радиопрограммах. (2)Связано это с тем, что сейчас существует огромное количество компьютерных программ, которые способны выправить не только орфографию, но и смысл. (3)Получается, что от среднестатистического россиянина не требуется знания бесчисленных тонкостей родного правописания.

(4)Я уж не говорю про запятые, которым не повезло дважды. (5)Сначала, в либеральные девяностые, их ставили, где попало, или игнорировали вовсе, утверждая, что это авторский знак. (6)Школьники до сих пор широко пользуются неписаным правилом: «Не знаешь, что ставить,– ставь тире». (7)Не зря его так и называют – «знак отчаяния». (8)Потом, в стабильные нулевые, люди начали испуганно перестраховываться и ставить запятые там, где они вообще не нужны. (9)Правда, вся эта путаница со знаками никак не влияет на смысл сообщения. (10)Зачем же тогда писать грамотно?

(11)Думаю, это нечто вроде тех необходимых условностей, заменяющих нам специфическое собачье чутьё при обнюхивании. (12)Сколько-нибудь развитый собеседник, получив электронное сообщение, идентифицирует автора по тысяче мелочей. (13)Почерка, конечно, он не видит, если только послание пришло не в бутылке. (14)Но письмо от филолога, содержащее орфографические ошибки, можно стирать сразу.

(15)Известно, что в конце войны немцы, использовавшие русскую рабочую силу, угрозами вымогали у славянских рабов специальную расписку: «Такой-то обращался со мной замечательно и заслуживает снисхождения». (16)Солдаты-освободители, заняв один из пригородов Берлина, прочли гордо предъявленное хозяином письмо с десятком грубейших ошибок. (17)Письмо было подписано студенткой Московского университета. (18)Степень искренности автора стала им очевидна сразу, и обыватель-рабовладелец поплатился за свою подлую предусмотрительность.

(19)У нас сегодня почти нет шансов быстро понять, кто перед нами: способы маскировки хитры и многочисленны. (20)Можно сымитировать ум, сыграть коммуникабельность, притвориться интеллигентным. (21)Невозможно сыграть только грамотность – утончённую форму вежливости, последний опознавательный знак смиренных и памятливых людей, чтущих законы языка как высшую форму законов природы.

(По Д. Л. Быкову)

Страницы

Подписка на RSS - ВПР 8 класс (задание 17)