ОГЭ 2020 (задание 2)

2. Синтаксический анализ (грамматическая основа предложения)

# 12475

Выполните синтаксический анализ предложений текста.
Прочитайте текст.
(1)Сложное строение волосков «меха» морской мыши, конечно, не было создано природой случайно, однако зоологи пока не могут установить его точное предназначение. (2)До сих пор даже неясно, обладает ли морская мышь цветовым зрением. (3)Если нет, то напрашивается предположение, что радужное свечение её меха либо отпугивает врагов, либо приманивает добычу. (4)Если морская мышь всё же способна воспринимать цвет, то радужные блики скорее всего как-то связаны с продолжением рода. (5)Но для нас гораздо важнее то обстоятельство, что двумерное фотонное строение ворсинок мышиного меха, формировавшееся в процессе эволюции на протяжении миллионов лет, начинает применяться в волоконно-оптических кабелях нового поколения. >>>

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1) Вторая часть предложения 1 осложнена вводным словом – однако.
2) Предложение 2 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.
3) Предложение 3 сложноподчинённое с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных.
4) В предложении 4 грамматическая основа – способна воспринимать цвет.
5) Предложение 5 содержит 3 (три) грамматические основы.

# 12463

Выполните синтаксический анализ предложений текста.
Прочитайте текст.
(1)Знаете ли вы, что удивительная идея создания искусственной сверхпланеты принадлежит К.Э. Циолковскому? (2)Однако в 1960 году американский учёный-физик развил эту смелую мысль русского учёного, представив её как полноправную научную гипотезу, которая подлежит самому тщательному обсуждению учёными и инженерами. (3)Он, вероятно, не знал ничего о книгах Циолковского. (4)И тем не менее произошла, образно говоря, своеобразная эстафета мысли. (5)По существу, американский профессор выдвинул проект сооружения вокруг Солнца сплошной гигантской сферы радиусом около 150 миллионов километров, то есть примерно на уровне орбиты Земли. >>>

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1) Первая часть предложения 1 – односоставное определённо-личное предложение.
2) Предложение 2 сложноподчинённое с придаточным определительным.
3) Предложение 3 осложнено вводным словом.
4) Предложение 4 двусоставное.
5) Предложение 5 содержит 2 (две) грамматические основы.

# 12453

Выполните синтаксический анализ предложений текста.
Прочитайте текст.
(1)Земля – третья планета Солнечной системы, это единственная пока известная нам планета, на которой есть жизнь. (2)Она совершает полный оборот вокруг Солнца, как известно, за 365 дней; два раза в году, 21 марта и 23 сентября, Солнце восходит точно на востоке и заходит точно на западе, а день равен ночи. (3)21 марта называют днём весеннего равноденствия: это начало астрономической весны, а 23 сентября – день осеннего равноденствия: это начало астрономической осени. (4)А когда же начинаются астрономические зима и лето? (5)Астрономическая зима начинается 22 декабря – самый короткий день зимнего солнцестояния, а астрономическое лето начинается 22 июня – самый длинный день летнего солнцестояния: в эти дни Солнце появляется летом на северо-востоке, а зимой – на юго-востоке, заходит летом на северо-западе, а зимой – на юго-западе. >>>

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1) Предложение 1 сложное с придаточным определительным.
2) Предложение 2 сложное с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью.
3) Первая часть предложения 3 – односоставное неопределённо-личное предложение.
4) Предложение 4 вопросительное.
5) Предложение 5 простое, осложнённое однородными членами с обобщающим словом.

# 12443

Выполните синтаксический анализ предложений текста.
Прочитайте текст.
(1)Какой неожиданной порой бывает история лингвистических терминов! (2)Такие термины, как «подлежащее» и «сказуемое», были введены М.В. Ломоносовым. (3)Подлежащее – значит «лежащее в основе предложения», а сказуемое называют так потому, что оно содержит в себе различную информацию о подлежащем. (4)Иначе говоря, оно то, что «сказано о подлежащем». (5)И важно помнить: сказуемое обозначает не только действие подлежащего, но и его признак, отвечает не только на вопрос «что делает?», но и на вопросы «каков?», «что говорится о подлежащем?», и поэтому сказуемое может быть выражено разными частями речи. >>>

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1) Предложение 1 простое двусоставное.
2) Предложение 2 сложноподчинённое.
3) Вторая часть сложного предложения 3 – односоставное неопределённо-личное предложение.
4) Первая часть предложения 4 осложнена вводной конструкцией.
5) В последней части предложения 5 грамматическая основа – сказуемое выражено.

# 12427

Выполните синтаксический анализ предложений текста.
Прочитайте текст.
(1)Ртуть – уникальный химический элемент. (2)Это единственный жидкий металл. (3)До сих пор это утверждение неизменно воспроизводится не только в школьных учебниках, но и в справочниках по химии и металлургии. (4)Однако уникальность ртути исчезла в тот самый день, когда Маргарита Перé, ученица Марии Склодóвской-Кюри́, открыла новый элемент и назвала его в честь своей родины францием. (5)Плавясь при температуре 8оС, франций устранил монополию ртути на право считаться единственным жидким металлом. >>>

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1) В предложении 1 содержится составное именное сказуемое.
2) Предложение 2 нераспространённое.
3) Предложение 3 сложносочинённое.
4) Вторая часть предложения 4 осложнена обособленным приложением.
5) Предложение 5 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

# 12408

Выполните синтаксический анализ предложений текста.
Прочитайте текст.
(1)Планета Земля неповторима, несмотря на то что существует множество других планет. (2)Уникальность Земли заключается прежде всего в том, что на ней живём мы, разумные люди, появление которых является вершиной эволюции. (3)Сама же проблема возникновения жизни до сих пор не решена. (4)Следы жизни были обнаружены в горных породах, возраст которых – около миллиарда лет; но около миллиарда лет жизнь на планете уже существовала, имелись атмосфера и гидросфера. (5)А вот близкие наши «родственники», другие планеты земной группы – Меркурий, Венера и Марс, – хотя и похожи на планету Земля, но, в отличие от неё, безжизненны. >>>

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1) Предложение 1 осложнено обособленным обстоятельством.
2) Вторая часть предложения 2 осложнена обособленным приложением.
3) В предложении 3 грамматическая основа – проблема не решена.
4) Предложение 4 содержит 4 (четыре) грамматические основы.
5) Предложение 5 сложносочинённое.

# 12256

Выполните синтаксический анализ предложений текста.
Прочитайте текст.
(1)Волны, наблюдаемые в природе, могут переносить огромную энергию и нередко являются причиной разрушений. (2)Так, большой мощностью обладают морские волны: они бывают причиной гибели кораблей в море, размывания берегов, разрушения причалов. (3)Особенно страшные разрушения производят гигантские морские волны – цунами. (4)Энергию морских волн можно использовать и на благо человека, если создать устройство, позволяющее преобразовывать её в электрическую энергию. (5)Такие устройства позволили бы более экономно использовать невозобновляемые источники энергии: нефть, газ, каменный уголь. >>>

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1) Предложение 1 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом, и однородными сказуемыми.
2) Предложение 2 содержит 3 (три) грамматические основы.
3) Предложение 3 осложнено обособленным приложением.
4) Предложение 4 сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью.
5) Предложение 5 простое, осложнённое однородными членами предложения с обобщающим словом.

# 12226

Выполните синтаксический анализ предложений текста.
Прочитайте текст.
(1)Искусное владение несметными сокровищами родного языка мы встречаем у великих русских писателей и поэтов. (2)Они умели чутко вглядываться в слова, находить в них затаённую красоту и силу, дорожить словами и собирать их всю свою жизнь, как самую дорогую коллекцию. (3)Десятки тысяч слов, употреблённых А.С. Пушкиным в его произведениях, безусловно, указывают на огромный круг его представлений и знаний и на его умение мастерски пользоваться безграничными возможностями русского языка. (4)Словесное богатство языка Пушкина заключается в исключительном разнообразии применяемых им слов для выражения своих мыслей и чувств. (5)Однако словарный запас великого поэта не исчерпывался этим количеством: в его произведениях нет многих слов, хотя они во времена Пушкина существовали и, конечно, были ему известны... >>>

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) мы встречаем (предложение 1)
2) умели вглядываться (предложение 2)
3) пользоваться возможностями (предложение 3)
4) словесное богатство в разнообразии (предложение 4)
5) они существовали (и) были известны (предложение 5)

# 12207

Выполните синтаксический анализ предложений текста.
Прочитайте текст.
 (1)Цвет пламени зависит от того, какие элементы в нём «сгорают». (2)Высокая температура пламени даёт возможность атомам перескакивать на некоторое время в более высокие энергетические состояния, а потом, возвращаясь в исходное состояние, излучать свет определённой частоты, которая соответствует структуре электронных оболочек данного элемента. (3)Газовая горелка горит голубым пламенем из-за наличия угарного газа. (4)Жёлто-оранжевое пламя спички объясняют наличием солей натрия в древесине. (5)А если вы захотите сделать пламя газовой горелки жёлтым, посыпьте его обычной солью. >>>

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1) Предложение 1 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.
2) В одной из частей предложения 2 грамматическая основа – которая соответствует.
3) Предложение 3 неполное.
4) Предложение 4 односоставное.
5) Обе части сложного предложения 5 – односоставные определённо-личные предложения.

# 12174

Выполните синтаксический анализ предложений текста.
Прочитайте текст.
(1)Кинематограф возник в конце XIX века. (2)Он постепенно овладевал звуком, цветом, широкоформатным экраном, а также вырабатывал систему выразительных и изобразительных средств, что помогло ему перерасти в разветвлённую и вполне самостоятельную отрасль культуры. (3)Но кино пользуется выразительно-изобразительными средствами и других видов искусства, что свидетельствует о его синтетичности. (4)Наиболее прочными и многообразными являются его связи с литературой, и это находит своё прямое подтверждение в возросшем значении сценария, который лежит в основе картины. (5)А сценарий есть прежде всего явление литературное, в нём достигается естественный сплав драматического действия с элементами эпического повествования. >>>

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) кинематограф возник (предложение 1)
2) он вырабатывал (предложение 2)
3) свидетельствует (предложение 3)
4) это находит подтверждение (предложение 4)
5) сценарий есть (предложение 5)

Страницы