ВПР 6 класс (задание 11)

11. Поиск в тексте ответа на вопрос

# 17091

Какие чувства испытывал мальчик, когда не уступил место пожилому человеку? >>>

ВПР6: текст Горевой С.

(1)В жизни его было много страданий, которые невозможно забыть. (2)Он прошёл всю войну, потерял на ней отца и старшего брата. (3)Но был в его жизни один случай, который он тоже не мог забыть и простить себе. (4)Он ехал на автобусе в школу (он тогда учился в третьем классе). (5)Был тёплый весенний день, он сел на последнее свободное место, отвернувшись от старика, который беспомощно облокотился о поручень у дверей. (6)Он не видел, где сошёл старик, но почему-то весь день потом вспоминал о нём, и острая поздняя боль раскаяния пронзила его душу. (7)«Почему я не уступил ему место?» – этот вопрос терзал его день изо дня. (8)Потом постепенно это постыдное воспоминание ушло на задний план, но время от времени возвращалось как укол совести, как руководство к правильному поведению, к уважению старших и поклону их опыту и седине.

(9)Теперь, когда он сам стал таким же немощным стариком, ему было до слёз обидно, если он видел неуважительное отношение к людям пожилого возраста. (10)К ветеранам, которые потом и кровью заслужили победу и право на жизнь и свободу для своих потомков.

(11)Автобус остановился, пассажиры начали выходить, стоять стало свободнее. (12)Вдруг к нему подошёл паренёк лет десяти и сказал: «Садитесь, дедушка, на моё место, я вижу, как Вам тяжело стоять». (13)У старика навернулись слёзы на глаза. (14)Это были одновременно и горькие, и сладкие слёзы. (15)Они горчили потому, что совесть опять напомнила случай семидесятилетней давности. (16)Они радовали и согревали сердце потому, что он, глядя на этого мальчика, верил, что не всё потеряно для русского человека.

(По С. Горевой)

# 17074

Для чего использовалась в древние времена художественная эмаль? >>>

ВПР6: текст

(1)Наименование художественной эмали «финифть» происходит от греческого слова, обозначающего блестящий светлый камень. (2)Её научились делать ещё в Древней Греции и в Византии, только в X веке этот вид искусства появился на Руси. (3)Стеклообразное покрытие, обладающее большой прочностью и нанесённое на основу из металла, – это финифть.

(4)Первое упоминание о художественной эмали относится к времени, когда правил суздальский князь Андрей. (5)Возведённая в Суздале церковь была украшена эмалью и золотом. (6)Эмаль в древние времена использовалась для украшения благородных металлов и ценилась наравне с драгоценностями. (7)Издревле секреты производства эмали бережно сохранялись и передавались строго от мастера к ученику, поэтому её ценность была велика.

(8)Около 200 лет назад искусство финифти практиковалось в городе Ростове, работы ростовских мастеров ценились очень высоко и попадали в Оружейную палату на хранение. (9)Мастера изготавливали в основном чаши, иконы из финифти и оклады. (10)Ростовская финифть славится своими особенностями и считается лучшей в России, потому что в этом городе сложились многовековые традиции по качественному изготовлению финифти. (11)Миниатюра на эмали всегда воспринималась как самостоятельная единица искусства. (12)При этом у миниатюры на эмали всегда были преимущества перед миниатюрами, выполненными на кости, бумаге или фарфоре. (13)Она долговечнее, сохраняет всю богатую палитру красок и не теряет блеска с течением времени. (14)Дело в том, что изготовители эмали добавляли в краски оксиды металлов и обжигали изделие при температуре до 900 градусов, добиваясь сохранения блеска эмали на долгие годы. (15)Финифть не поддаётся воздействию воздуха и света. (16)Миниатюра зачастую воспроизводила работы великих художников, а также различные пейзажи, портреты, цветы и узоры.

(По материалам Интернета)

# 17058

Почему подлинной основой народной песни можно назвать саму жизнь? >>>

ВПР6: текст

(1)Народные старинные песни – это наше культурное наследие, ценнейший памятник прошлого. (2)Русский человек предстаёт в песнях как человек богатой, щедрой души. (3)Народные песни – это музыкальное творчество народа. (4)Они передаются из уст в уста, то есть исполняются одним человеком, запоминаются, передаются дальше, сохраняясь в народной памяти. (5)Русские народные песни – выражение души, характера народа. (6)Они появляются не случайно: помогают в радости и горе; облегчают труд и расцвечивают минуты отдыха; выражают чувства, настроения и отношение человека к явлениям жизни.

(7)Поэтому и появилось так много жанров народных песен. (8)Чтобы убаюкать деточек – колыбельные; чтобы их растить – потешки и пестушки; чтобы споро работалось – трудовые; чтобы ярче и веселее отдыхалось – плясовые. (9)Солдатские песни не только помогают защищать Родину, рассказывают о подвигах и героях, выражают любовь к родной земле и близким людям, но и радуют в минуты передышек. (10)Лирические, протяжные, хороводные помогают выразить всё богатство чувств, всё богатство души.

(11)Как же складывались русские народные песни? (12)Каждая народная песня имела своего создателя – талантливого певца из народа. (13)Но его имя затерялось в глубокой древности. (14)В те времена, когда ещё не было нотной записи, песни просто передавались друг другу устно. (15)Каждый певец вносил что-то своё, по-своему изменял мелодию. (16)Поэтому песни становились как бы произведениями коллективного творчества. (17)Русские народные песни – это не только памятники старины. (18)Народ слагает свои песни почти непрерывно. (19)Что почерпнуто авторами песен из жизни, а что создано лишь их воображением? (20)Никто не возьмётся ответить на этот вопрос. (21)У каждой русской песни свой путь к известности. (22)Но подлинной основой народной песни служит сама жизнь.

(По материалам Интернета)

# 16719

Благодаря чему, по мнению автора текста, появилось вологодское кружево, славящееся своей красотой и искусным исполнением? >>>

ВПР6: текст

(1)С незапамятных времён на Руси в жизни русского народа важное место занимала особая форма творчества – «промысел» или «промыслы». (2)Она сочетала производство повседневных предметов быта с высокохудожественными способами их изготовления и украшения. (3)В русских промыслах отображается всё многообразие исторических, духовных и культурных традиций нашего народа, некоторые из которых зародились столетия назад. (4)Изделия русских промыслов выражают отличительные черты и неповторимость русской традиционной культуры. (5)Исследователи относят к русским народным промыслам росписи посуды и других предметов быта, глиняную и деревянную игрушку, кружевоплетение, гончарное, кузнечное дело и другое.

(6)В нашей стране и далеко за рубежом широко известно вологодское кружево – русский промысел, зародившийся в Вологодской области в XVI веке. (7)Кружево плетут на коклюшках (деревянных палочках). (8)Как отдельное ремесло со своими характерными чертами вологодское кружево было известно уже в XVII–XVIII веках. (9)Однако до XIX века кружевоплетение было домашним ремеслом, им занимались прежде всего частные мастерицы. (10)Это уникальное ремесло вобрало в себя культуру и традиции вологодской земли. (11)Люди, неравнодушные к прекрасному, создавали уникальные изделия. (12)Развивали и совершенствовали дело всей своей жизни. (13)Благодаря их таланту, особому видению форм, уникальной художественной интерпретации опыта русских рукодельниц, накопленного столетиями, в котором кропотливо собраны сложнейшие технические приёмы, появилось вологодское кружево, славящееся своей красотой и искусным исполнением. (14)Считается, что вологодские кружева более лёгкие и изящные, нежели другие.

(15)Каждый народный промысел был выдержан в собственном индивидуальном стиле, который появился благодаря истории того или иного региона, его обычаев и традиций. (16)При этом через все народные промыслы проходит единая нить, связывающая жителей нашей страны на протяжении многих поколений.

(По материалам Интернета)

# 16709

Почему, по мнению автора текста, появилась в русском народе поговорка «дрожит, как осиновый лист»? >>>

ВПР6: текст Дмитриева Ю.

(1)Не повезло осине. (2)Невесть с каких пор пошла о ней дурная молва: никудышное дерево! (3)Так прямо и говорили: «Осина не древесина». (4)А ведь как красива! (5)Особенно красива и заметна осина осенью, когда золотыми и багряными становятся её листья. (6)Много прелести и разнообразия придаёт она лесу во время осеннего листопада. (7)И летом показать себя умеет. (8)Вот только что была в серовато-серебристом наряде, а налетел ветерок, и дерево «переоделось», стало зеленовато-бурым. (9)Опять подул ветер – осина оказалась снова в серебристо-сером наряде.

(10)Конечно, никакого чуда нет. (11)Просто листья осины с одной стороны серебристо-сероватые, с другой – зеленовато-бурые. (12)И длинные тонкие черешки у них не цилиндрические, как у листьев других деревьев, а в верхней части сплюснутые. (13)Поэтому при любом ветерке они поворачиваются то вправо, то влево, а с ними и листья колеблются, дрожат, поворачиваются, показывая то одну сторону, то другую. (14)За это дрожание и за то, что листья молодых осинок очень похожи на тополиные, получила осина научное название – «тополь дрожащий», а в народе очень давно появилась поговорка: «дрожит, как осиновый лист».

(15)Но есть у осины и достоинства. (16)Первое: растёт быстро – к тридцати годам она способна дать столько древесины, сколько ель и сосна дают к столетнему возрасту. (17)Выходит, пока «поспеет» хвойный лес, можно получить три «урожая» осины. (18)Древесина осины используется в бумажной, деревообрабатывающей, химической промышленности, годится она и для производства мебели и строительных материалов. (19)Другое достоинство осины: стойко выдерживает она натиск дождей и снегопадов. (20)Дома, построенные из осиновых брёвен, хотя и не так красивы, как сосновые, но служат нисколько не меньше. (21)Сто лет простоят, и хоть бы что!

(По Ю. Дмитриеву)

# 16696

Почему, по мнению автора текста , Вася любил ходить в школу? >>>

ВПР6: текст Платонова А.

(1)Вася ходил в колхозную школу за пять километров от дома и учился там в четвёртом классе. (2)Он любил ходить в школу. (3)Слушая учительницу и читая книги, он воображал в своём уме весь мир, которого он ещё не знал, который был вдали от него. (4)Нил, Египет, Испания и Дальний Восток, великие реки, Аральское море, Москва - всё это волновало Васю и влекло к себе. (5)Ему казалось, что все страны и люди давно ожидают, когда он вырастет и придёт к ним.

(6)Вася ещё нигде не успел побывать. (7)Родился он здесь же, в домике путевого сторожа, где жил и сейчас. (8)Был только в колхозе, в котором находилась школа, и на станции. (9)Поэтому с тревогой и радостью он всматривался в лики людей, глядящих из окон пассажирских поездов. (10)Кто они такие? (11)Что они думают? (12)Но поезда шли быстро, и люди проезжали в них не узнанными мальчиком на переезде.

(13)Однажды благодаря тихому ходу поезда Вася явственно разглядел за открытым окном лицо молодого задумчивого человека. (14)Он смотрел в степь, в незнакомое для него место. (15)Увидев мальчика, стоявшего на переезде, он улыбнулся ему и ясно сказал: «До свиданья, человек!» (16)И помахал на память рукою. (17)«До свиданья, - ответил ему Вася про себя, - вырасту, увидимся! (18)Ты поживи и обожди меня!» (19)И затем долгое время мальчик вспоминал этого задумчивого человека, уехавшего неизвестно куда. (20)Он, наверное, был парашютист, артист или орденоносец. (21)Так думал про него Вася. (22)Но вскоре память о человеке, миновавшем однажды их дом, забылась в сердце мальчика. (23)Ему надо было жить дальше, думать и чувствовать другое.

(По А. Платонову)

# 16651

Почему для того, чтобы освоить технику рисования гжельской розы, нужно много лет? >>>

ВПР6: текст Дулькиной Т.И.

(1)Искусство народа и его творчество всегда отражают его самобытность и духовное богатство. (2)Одним из широко известных русских народных промыслов является гжель. (3)Самый излюбленный узор гжельских мастеров – роза. (4)Иногда она изображена крупно, широкими мазками. (5)А иногда написана тоненькой кисточкой. (6)То мы видим букет из нескольких роз, то цветы разбросаны по всей поверхности. (7)Гжельскую розу часто называют и по-другому – агашкой. (8)История этого названия такова. (9)Роспись по фарфору выполняли девушки-крестьянки. (10)Они чаще всего использовали в росписи растительные орнаменты и природные мотивы: листья, затейливые узоры, диковинные цветы. (11)Многих работниц в ту пору звали именем Агафья. (12)Оно было очень модным и распространённым. (13)Отсюда-то и пошло название «агашка».

(14)У гжельских мастеров есть свои секреты, как правильно нарисовать гжельскую розу. (15)Во-первых, в росписи используется техника «мазками». (16)Каждый мазок должен отличаться от предыдущего. (17)Здесь главный секрет – это правильное сочетание белой и синей красок и сила нажима на кисть при нанесении краски. (18)Сначала на кисточку густо набирают краску, а потом с разным нажимом прикладывают кисть к изделию, создавая цветок. (19)Первые мазки должны быть самыми сочными, а затем они становятся всё светлее и светлее.

(20)Другой приём – это «мазок с тенями». (21)Он считается в росписи самым трудным. (22)Одним движением кисти достигается переход от более насыщенных цветов к более мягким, светлым. (23)При этом широкий мазок сужается и переходит в тоненький острый кончик. (24)Когда гжельская роза готова, её украшают завитками, листиками или аккуратно наносят на краешки цветка золотистую краску. (25)Кстати, для того чтобы полностью освоить технику мазков, художникам требуется порой около пяти лет!

(По Т.И. Дулькиной)

# 16637

Какова важнейшая функция Васюганских болот? >>>

ВПР6: текст

(1)В центре Сибирского федерального округа, в междуречье Оби и Иртыша, находятся Васюганские болота – самые большие болота в России и мире. (2)Большая часть этой уникальной природной зоны находится на территории Томской области, захватывая также Новосибирскую, Омскую области, Ханты-Мансийский автономный округ и юг Тюменской области.

(3)Площадь этих болот является наибольшей в мире и составляет от 53 до 55 тысяч квадратных километров, что превышает размеры таких европейских стран, как Швейцария, Дания или Эстония. (4)Если не принимать во внимание неровности границ, то получится, что размеры болот в длину составляют приблизительно 570 километров и в ширину – 320 километров, эти болота поистине огромны. (5)Говорят, что Большое Васюганское болото произошло не путём зарастания древних озёр, а в результате наступления болот на сушу под действием влажного климата и благоприятных погодных условий. (6)Изначально на месте нынешнего единого болотного массива находилось 19 отдельных участков общей площадью 45 тысяч квадратных километров, но постепенно трясина поглощала окрестности, подобно наступлению песков пустыни. (7)По расчетам учёных, заболачивание данной местности началось около 10 тысяч лет назад и продолжается по сей день. (8)Постепенно болота увеличивались, соединялись друг с другом, захватывали новые территории. (9)Кстати, этот процесс не прекращается и сейчас. (10)За последние 500 лет болото увеличилось в 4 раза.

(11)Васюганские болота играют роль «лёгких» планеты. (12)Важнейшая функция болот – очищение атмосферы, за что его называют гигантским естественным фильтром. (13)На этой территории находятся огромные запасы нефти, газа, торфа. (14)Последнего здесь, по оценкам геологов, более миллиарда тонн. (15)Торфяные болота Сибири поглощают токсичные вещества, связывают углерод и таким образом предотвращают парниковый эффект, насыщая воздух кислородом. (16)Также они являются основным источником пресной воды в регионе.

(По материалам Интернета)

# 16627

Почему в Московском княжестве раньше выжигали траву? >>>

ВПР6: текст Орехова М.

(1)Каждый год огромные пространства России страдают от пожаров, которые начинаются с безобидного поджога сухой травы. (2)Многие отвечают на запрет выжигания травы так: «Наши предки жгли – и мы будем». (3)Давайте разберёмся, откуда пошла такая традиция и почему в Московском княжестве выжигали траву? (4)Действительно, в XVI– XVII веках существовал указ: ежегодно по всей южной границе Московского княжества выжигать траву, чтобы у возможной неприятельской конницы не было кормов. (5)Что говорить – и в мирное время содержание армии требует больших расходов, а в военное – и подавно, ведь лошадям требовалось немало травы. (6)То есть выжигание травы было своеобразным «экологическим оружием», достаточно серьёзным видом борьбы с неприятелем. (7)Так, к сожалению, от войн во все времена страдали не только враждующие стороны, но и та часть суши или земли, где велись боевые действия.

(8)Интересно, что войны не только уничтожали флору и фауну, но и способствовали распространению животных и растений по свету. (9)Например, опустошающее нашествие хана Батыя принесло с собой разрушения, гибель людей и… новые виды степных растений (к примеру, просо и аир). (10)Теперь следы этого исторического события в виде необычных для этих мест растений видны в пойме Оки, в Московской области и других русских землях, где проходили кони Батыя.

(11)С тех пор прошло много веков. (12)Сегодня совершенно нет необходимости поджигать траву. (13)Это не отпугнёт врагов, не прибавит плодородия почве, не сделает заброшенный участок красивее, а только уничтожит растения, животных и приведёт к пожару. (14)Огонь истощает почву, убивает полезных насекомых и уничтожает кладки птиц. (15)От таких поджогов сгорают луга, леса, торф, страдают жители и небольших посёлков, и крупных городов.

(По М. Орехову)

# 16599

Чем, по мнению автора текста, ценна байкальская лиственница? >>>

ВПР6: текст Серовой О.

(1)Тайга… (2)На триста тысяч гектаров простираются по Хамар-Дабанскому нагорью густые сосновые, лиственничные, пихтовые и кедровые леса. (3)В падях, распадках и низинах, по берегам озера Байкал и впадающих в него рек на тысячи гектаров тянутся рощи берёз, осин, тополей, ольхи, вербы. (4)А вот и сибирский кедр. (5)Стройный, высокий, с могучим стволом, он кажется неумирающим. (6)Мужает сибирский кедр к двадцати годам и живёт более пяти веков! (7)Кедр – сама щедрость. (8) Он не скупится на свои вкусные плоды – сибирские кедровые орехи. (9)Кедровые орехи – излюбленное лакомство сибиряков. (10)Масло из кедровых орехов широко применяется в кондитерской, парфюмерной промышленности, при бактериологических исследованиях. (11)Кедровая древесина из-за её однородной плотности применяется при изготовлении фортепьяно. (12)Сухостойный кедр идёт на карандашные дощечки.

(13)Ценны и многие другие породы байкальских деревьев. (14)Крепкая и плотная лиственница служит строительным материалом, из неё изготовляются дубильные вещества. (15)Своеобразна лиственница – дерево севера. (16)Про неё говорят: от хвойных ушла и к лиственным не пришла. (17)Хотя лиственница и покрыта хвоей, но хвоя, как листья, осенью опадает. (18)В осенние и зимние дни лиственница стоит голая, с обнажёнными наростами и кажется такой неприглядной… (19)Но весной не узнать некогда чёрной лиственницы. (20)Нежнейшей светло-зелёной хвоей, в виде коротеньких кисточек, перевязанных узелками, опушатся ветви дерева и украсятся вскоре малиновыми шишечками.

(21)Скромная тихая пихта. (22)Она любит влагу и, как ель, селится в глухих местах. (23)Только ель выбирает низину, а пихта – горные увалы, и живёт она в самой таёжной гуще. (24)В сумраке чернолесья пихта радует глаз светло-зелёной своей одеждой, мягкой, как кошачьи лапки, и блестящим тёмно-серебристым стволом.

(По О. Серовой)

Страницы

Подписка на RSS - ВПР 6 класс (задание 11)