Конспект урока литературы "Тема добра и сострадания в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор»" (5 класс)

Тема добра и сострадания в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор»
Тип урока:
изучение нового материала

Цели:

1.Образовательные:
- познакомить учащихся с содержанием рассказа А.И. Куприна «Чудесный доктор»;
- в процессе обсуждения содержания рассказа выявить, что такое добро, бескорыстие и кто из героев обладает этими качествами.

2. Развивающие:
- формировать умения применять полученные знания по теории литературы на практике: развивать навыки анализа художественного эпизода, формировать умения и навыки работы с художественными приемами;
- формировать умения формулировать нравственные выводы и видеть авторскую позицию.

3. Воспитательные:
-
формировать положительные качества характера: милосердие, доброту, сострадание, бескорыстие;
- формировать умение высказывать свое мнение и уважать суждения других.

 

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Рада вас приветствовать на уроке литературы. Думаю: наше сотрудничество будет плодотворным и интересным.

1. Мотивация учебной деятельности.

Сегодняшний урок я хотела бы начать с небольшой притчи. Вы послушайте и подумайте, чему учит этот краткий рассказ.

Однажды старец гулял по берегу моря и увидел мальчика, который поднимал с песка морские звезды и относил в море. Морских звезд было огромное множество, их ночью выбросило штормом на берег.
— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил он мальчика.
— Прилив начнется только завтра утром, без воды они погибнут, — ответил малыш, не прерывая своего занятия.
— Но морских звезд тысячи, ты не сможешь всех спасти.
Мальчик поднял следующую морскую звезду и, произнес:
— Да, я смогу изменить очень многое ... для этой звезды!
Старец ничего не сказал в ответ, отошел в сторону и задумался.

- Чему учит эта притча?
(
Нужно совершать добрые дела, помогать слабым, быть милосердными, открытыми)

- Почему мальчик не смог пройти мимо выброшенных на берег морских звезд?
(ему было жаль, что они погибнут, он сострадал им)

- Как вы думаете, почему к этой притче мы обратились в начале урока, к какому нравственному вопросу обратимся сегодня?
( На уроке мы будем говорить о доброте, сострадании, милосердии)

2. Целеполагание.

Дома вы познакомились с рассказом Александра Ивановича Куприна «Чудесный доктор».

-Имеет ли этот рассказ что-то общее с притчей?
( В рассказе, как и в притче, доктор совершает добрый поступок: помогает бедной семье Мерцаловых из сострадания)

- Ребята, в названии темы сегодняшнего урока нет важного слова. Помогите сформулировать тему урока, используя главное слово, объединяющее оба произведения.
(Тема сострадания и милосердия в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор» или Тема добра в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор»)

- Мне так понравилась ваша формулировка, что очень хочется поговорить на эту тему.

Запишите тему урока к себе в тетрадь.

-Ребята, а какие цели мы поставим на этот урок?
( Мы должны познакомиться с рассказом Куприна «Чудесный доктор», понять, что такое милосердие( доброта) и кто из героев милосерден (добр)

3. Актуализация знаний.

Ребята, обратите внимание на иллюстрацию. Какой праздник изображен?

- Почему я обращаю ваше внимание на картинку с этим праздником?
(
Действие в рассказе происходит в Сочельник, праздничные дни накануне Рождества)

- Любите ли вы эти удивительные праздники, Новый год и Рождество?

- Какие чувства испытываете при их приближении?
(
Радостное ожидание сюрприза, подарка, удивления, чуда на Новый год.)

- А раньше дети ожидали чуда перед Рождеством, на святки. В эти дни в доме наряжалась елка, и ночью, пока дети спят, под елку кто-то клал подарки. Это было чудо!

Ни телевизора, ни радио, ни Интернета и мобильн. телефона тогда не было, и в долгие святочные вечера родители или бабушки-дедушки читали детям небольшие святочные рассказы. В них обязательно говорилось о чуде, которое произошло во время святок или на Рождество. Рассказы эти счастливо заканчивались и приносили слушателям надежду, радость, веру в чудо. Рассказ Куприна «Чудесный доктор» – один из таких святочных рассказов

4. Работа с текстом

-Это вымышленный рассказ или события, отражённые в нем, произошли с героями произведения на самом деле?
(
События реальные и хранятся свято в семье)

- Почему вы так решили? Где, в каком городе происходили события? Когда?
(В Киеве зимой, 6 января в сочельник, задолго до написания рассказа)

- От чьего лица ведется рассказ о жизни семьи Мерцаловых?
(От лица рассказчика)

-А сам рассказчик от кого узнал?
(от одного из членов семьи Мерцаловых, Григория Мерцалова)

-Как называется такая композиция рассказа, когда в одном произведении два рассказчика?
(рассказ в рассказе Сам рассказчик услышал историю судьбы героев и решил о ней написать рассказ)

- Давайте, ребята, обратимся к тексту и вспомним, с какими героями автор знакомит нас в самом начале произведения.
(Два брата Володя и Гриша Мерцаловы по поручению мамы должны были отнести письмо 6арину, у которого их отец работал управляющим домом до бо-
лезни.)

- Почему они забыли о важном поручении? Что привлекло их внимание и почему?
(Володя и Гриша очень долго стояли у красивых праздничных витрин магазинов и не могли оторвать глаз от изобилия различной еды. Столько еды давно им не приходилось видеть, не то, что есть)

5. Работа в парах с эпизодами рассказа.

- Давайте вспомним, как выглядели праздничные улицы. Для этого мы обратимся к таблице, в которой есть описание праздничной улицы. Вы прочитайте внимательно и подчеркните прилагательные, которые помогают описать и передать праздничное настроение.

(В центре города красуются прекрасные магазины с великолепными и освещенными ярким светом витринами. На улицах стоят сияющие елки, гуляют празднично оживленные толпы. Отовсюду слышен веселый гул. В домах стоят елки с гроздьями ярких, сияющих пятен, слышны звуки веселой польки)

Зачитайте прилагательные вместе с существительными.

- Какие чувства испытывают люди, за которыми наблюдают мальчики, и запишите внизу первой колоночки таблицы одним словом или несколькими словами.
(Радость, веселье, праздничное ликование, счастье)

- Почему Грише и Володе невесело, почему они не надеются на подарки в Рождество?
(Семья переживает очень сложный период, они бедствуют. Отец заболел брюшным тифом, потерял из-за этого работу, не стало денег, умерла одна сестра, другая тяжело заболела, нет денег ни на лекарства, ни на еду.)

- Где жила семья Мерцаловых?
(На окраине города, в подземелье, в ветхом доме, в подвале каменном.)

- Снова обратимся к таблице, в которой описание окраин города и комнаты Мерцаловых написано без прилагательных, найдите их в тексте, который написан ниже таблицы, и впишите.

Посмотрите, что должно получиться у вас.

(Малолюдные, кривые, узкие, мрачные, неосвещенные переулки, косогоры наполняли окраины города. Грязный двор с ветхим домом стоял особняком. В подвале, где жила семья Мерцаловых, было темно, стены закоптелые, плачущие от сырости, повсюду развешено грязное белье. Стоял ужасный запах. Тишину нарушал крик грудного ребенка. На грязной постели лежала больная девочка. Сердце сжималось от острого, недетского страдания.)

- Что чувствуют герои, живущие в таких условиях?
(горе, несчастье, страдание)

- Посмотрите, какие противоположные описания. Как называется такой художественный прием в литературе?
(антитеза – противопоставление )

-Почему автор использует антитезу, описывая витрины магазина и жилище семьи Мерцаловых?
(На фоне жизни богатых людей нищета семьи Мерцаловых выглядит очень плачевно)

6. Работа с иллюстрациями художницы Натальи Салиенко.

- Помог ли семье Мерцаловых кто-нибудь?
(к кому обращался за помощью сам Мерцалов, все отказали, никому не было до его горя дела. Никто не сочувствовал)

- Какие чувства испытывают мать, отец, дети?
(отчаяние от безысходного положения)

- Посмотрите на иллюстрацию к рассказу художницы Натальи Салиенко, удалось ли художнице передать мысли Куприна, чувства героев? Как?
(Художница использовала серые, темные, мрачные краски, передающие горе, страдание семьи. Жизнь семьи Мерцаловых такая же темная, мрачная. Бедная одежда говорит о нищете. Глаза, наполненные горем)

- Кто больше всех винит себя в том, что семья оказалась в таком положении? По каким деталям вы догадались?
(молча заходит в дом, не может долго находится дома, уходит)

Физкультминутка

Привстанем на носочки, потянемся к солнцу, почувствуем его тепло,
Покажем, какой большой мир, а чтобы в нем стало теплее, обнимем.
Почувствуем биение своего сердца, вздохнем и продолжим урок.

7. Работа с текстом.

- Какой эпизод наиболее ярко передает состояние истерзанной души? Зачитайте.
(когда герой очутился в общественном саду)

- Посмотрите, как тихо, красиво в саду, а такой ли покой был на душе у героя?
(Глубокая тишина и великое спокойствие вызвали нестерпимую жажду такого же спокойствия, такой же тишины. «Вот бы лечь и заснуть, и забыть о жене, о голодных детях, о бедной Машутке»)

-Какой художественный прием опять использует автор?
(антитезу)

О том, что плохо на душе у героя, говорит еще одна фраза: « Подарочки, подарочки!....»

-Как говорит? Обратите внимание на знаки препинания?
(много предложений восклицательных, многоточия)

-О чем говорит такое построение предложений?
(Герой волнуется, негодует. )

- А кому он это говорит?
(Незнакомому человеку, который также, как и Мерцалов, гулял в саду и, присев на скамейку, решил поговорить с ним)

-Как вы думаете, случайно ли этот незнакомец присел на одну скамейку с Мерцаловым и завел разговор?
(Нет, этот человек увидел, что Мерцалову плохо, одиноко, что ему в этот момент нужна поддержка, поэтому не мог пройти мимо)

- Почему Мерцалов, вначале озлобился, а потом открылся незнакомцу?
(Никто до этого не обращал внимания на измученного горем человека, его прогоняли и поучали, а незнакомец расспрашивает о беде, готов помочь: “Расскажите мне все по порядку и как можно короче. Может быть, вместе мы придумаем что-нибудь для вас”.)

- Что еще вызвало у Мерцалова доверие к незнакомому человеку?
(Он говорил доброжелательно, но с серьезным тоном. В необыкновенном лице незнакомца было что-то спокойное и внушающее доверие)

- Как слушал незнакомец о несчастьях семьи Мерцалова?
(Незнакомец слушал, не перебивая его ни словом, и только все пытливее и пристальнее заглядывал в его глаза, точно желая проникнуть в самую глубь этой наболевшей, возмущенной души)

- Что последовало после того, как Мерцалов все рассказал?
(Вдруг он быстрым, совсем юношеским движением вскочил с места, схватил за руку Мерцалова и сказал :»Едемте! Скорее едемте! Счастье ваше, что вы встретились с врачом. Я, конечно, ни за что ручаться не могу, … но поедемте!»)

8. Работа с интеллект-картой.

-Что изменилось в доме бедной семьи с приходом доктора?
(Произошло чудо. Ласковые, убедительные слова доктора, как будто согрели души обитателей этого подземелья. Через две минуты затапливалась печь, раздували самовар, отец принес из магазина еды, купленной на деньги доктора. Доктор осмотрел больную девочку, выписал рецепт на лекарства, сказал, что завтра к ним придет другой доктор. В доме поселились вера и надежда на светлое будущее)

- С какими пожеланиями доктор покидает дом Мерцаловых? Зачитайте из текста.
(
Дай бог, чтобы наступающий год немного снисходительнее отнесся к вам, чем этот, а главное - не падайте никогда духом.)

- Сбылось пожелание доброго доктора?
(Да, Мерцалов находит работу, Машутка выздоравливает, мальчишки поступают в гимназию. Просто чудо совершил этот святой человек, а мы нашего чудесного доктора только раз и видели)

- Почему доктор не называет своего имени людям, которым он помог?
(Потому что он просто от чистого сердца им помог, не требуя ничего взамен. )

- А как бы вы назвали такой поступок?
(бескорыстный поступок)

- Бескорыстный человек – человек, не стремящийся к личной выгоде, наживе.

-Наверное, этот доктор еще не раз бескорыстно помогал людям, нуждающимся в помощи.

-Согласны ли вы со словами Гриши, что» все то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угаснет невозвратно»?
(
Не согласны. Его добрые поступки будут жить в памяти тех, кому он помог)

9. Подведение итога.

- Какого человека мы называем добрым?
(
кто не пройдет мимо чужого горя, поможет бескорыстно )

- А кто из героев является добрым человеком?

- Но почему же рассказ называется «Чудесный доктор», а не добрый.
(Появившийся в семье Мерцаловых доктор совершил чудо: он изменил жизнь семьи в лучшую стороны, сделал их счастливыми. И сделал не при помощи волшебной палочки, а с помощью добрых, искренних слов и бескорыстного поступка).

- Как мало человеку нужно для счастья: тёплый дом, сытная еда, здоровье близких. Из этого складывается и наше благополучие, и благополучие близких людей. Спасение семьи совершил человек, которого мы можем назвать святым. Его имя – Николай Иванович Пирогов.

-Кто из вас слышал о докторе Пирогове? Посмотрите на портрет этого удивительного человека.

Он очень известный врач, учёный, много сделавший в области медицины для лечения людей.

10. Рефлексия.

Закончите, пожалуйста, начатые мною предложения:

Образ чудесного доктора, созданный Куприным, я не забуду, потому что….
Прочитав рассказ Куприна, я задумалась над…..

11. Домашнее задание

Домашнее задание написано на листочках, которые лежат у вас на партах. Дома прочитайте задания еще раз внимательно, выберите понравившееся и подготовьте к следующему уроку.

  1. Прочитайте диалог по ролям
  2. Перескажите понравившийся эпизод.
  3. Напишите мини-сочинение на тему: «Добро в моей жизни»
  4. Нарисуйте рисунок

 

Добрые слова – корни.
Добрые мысли – цветы.
Добрые дела – плоды.
Добрые сердца – сады.
Заботьтесь о своем саде и не позволяйте зарасти сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.

Файлы: 
ВложениеРазмер
Иконка документа Microsoft Office Рабочий лист38 КБ
Иконка презентации Office Презентация к уроку3.47 МБ
 

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.