КР8: Грамматическая основа (вариант 4)

Лист 1 из 1

Вопрос 1

Из предложения 7 выпишите грамматическую основу.

ВПР8: текст Лихачева Д.С.

(1)Можно по-разному определять цель своего существования, но цель должна быть – иначе будет не жизнь, а прозябание. (2)Надо иметь и принципы в жизни. (3)Одно правило в жизни должно быть у каждого человека: надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить. (4)Достоинство требует доброты, великодушия, умения не быть эгоистом, быть правдивым, хорошим другом, находить радость в помощи другим.

(5)Ради достоинства жизни надо уметь отказываться от удовольствий, извиняться, признавать перед другими ошибку. (6)Обманывая других, человек прежде всего обманывает самого себя, ибо он думает, что успешно соврал, а люди поняли и из деликатности промолчали. (7)Враньё всегда видно. (8)У людей особое чувство подсказывает, врут ли им или говорят правду. (9)Но нет доказательств, а чаще – не хочется связываться.

(10)Природа создавала человека много миллионов лет. (11)И вот эту творческую, созидательную деятельность природы нужно, конечно, уважать. (12)Нужно прожить жизнь с достоинством и прожить так, чтобы природа, работавшая над нашим созданием, не была обижена.

(13)Природа созидательна, она создала нас, поэтому мы должны в нашей жизни поддерживать эту созидательную тенденцию, творчество и ни в коем случае не поддерживать всего разрушительного, что есть в жизни. (14)Как это понимать, как прилагать к своей жизни, на это должен отвечать каждый человек индивидуально, применительно к своим способностям, своим интересам. (15)Но жить нужно созидая, поддерживать созидательность в жизни. (16)Жизнь разнообразна, а следовательно, и созидание разнообразно, и наши устремления к созидательности в жизни должны быть тоже разнообразны по мере наших способностей и склонностей.

(17)Так что жизнь – это и есть вечное созидание. (18)Человек рождается и оставляет по себе память. (19)Какую он оставит по себе память? (20)Об этом нужно заботиться уже не только с определённого возраста, но, я думаю, с самого начала, так как человек может уйти в любой момент и в любой миг. (21)И вот очень важно, какую память он о себе оставляет.

(По Д.С. Лихачёву)

Введите Ваш ответ в это текстовое поле

Вопрос 2

Из предложения 15 выпишите грамматическую основу.

ВПР8: текст Астафьева В.П.

(1)Если уж по уму да по совести и чести - спаситель наш - огород! (2)Тут и голову ломать незачем. (3)В огороде же том самоглавнейший спаситель - скромное, многотерпеливое существо, участью-долей схожее с русской женщиной, - картошка!

(4)В честь картошки надо бы поставить памятник в России. (5)Поставлены же памятники гусям, спасшим Рим. (6) В Австралии будто бы есть памятник овце. (7)Последнему волку Европы скульптуру изваяли! (8)Ну если уж картошке монумент неловко, неэтично воздвигать - плод всё же, овощ, тогда тому, кто нашёл этот плод в заморских землях, выделил его среди прочих диких растений, в Россию завёз и, рискуя головой, внедрял на русской земле. (9)Был ведь в старые, тёмные времена и картофельный бунт!

(10) В горах и под горами, в болотах и песчаниках, на глине и камешнике, меж дерев и в новине, на вспольях, на отвалах, на вырубках, на гарях, на всякой бросовой почве само собой вылазит на свет и живёт растение, почти не требующее ухода и забот - прополи, окучь, и все дела. (11)Есть места, где, задушенная дымом и сажей, никакая тварь не выживает, ничто не растет, даже крапива и всякая жалючая травка сдалась, картошка, набравши цвет, тут же его, почернелый, тряпичный, роняет, и всё равно плод в земле наливается и кормит людей! (12)Что есть, скажите, лучше этого растения? (13)Хлеб? (14)Да! (15)Однако хлебу сколь воздано! (16)Сколько о нём спето! (17)Так отчего же, почему же мы, российские люди, не раз, не два спасённые картошкой от глада и мора, забыли про неё? (18)К слову сказать, воин наш, русский, многим обязан ей, родимой картошке! (19)Где угодно готов это утверждать!..

(20)Нет, я снова о памятнике речь завожу! (21)Картошке, из которой люди наловчились по всему белу свету готовить слишком две тысячи блюд опоре нашей жизни - никакого внимания. (22)По гривеннику всем людям труда - главным картофелеедам - собрать, и пусть самые талантливые художники, самые даровитые скульпторы придумают памятник! (23)Тот, кто умеет сочинять гимны, должен найти самые торжественные слова, и самые голосистые певцы споют картошке гимн на самой широкой площади, при всём скоплении народа. (24)Не знаю, кто как, я плакал бы, слушая тот гимн!

(В.П.Астафьев)

Введите Ваш ответ в это текстовое поле

Вопрос 3

Из предложения 9 выпишите грамматическую основу.

ВПР8: текст Сухомлинского В.А.

(1)Музыка, мелодия, красота музыкальных звуков - важное средство нравственного и умственного воспитания человека, источник благородства сердца и чистоты души. (2)Музыка, безусловно, открывает людям глаза на красоту мира, окружающего их. (3)Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе.

(4)Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребёнок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами.

(5)Развивая чуткость ребёнка к музыке, мы облагораживаем его мысли, стремления. (6)Задача заключается в том, чтобы музыкальная мелодия открыла в каждом сердце животворный родник человеческих чувств. (7)Но мелодия доносит до детской души не только красоту мира: она открывает перед людьми человеческое величие и достоинство.

(8)Стихийное, неорганизованное воздействие музыки на детей не способствует, а скорее вредит правильному эстетическому воспитанию: ребёнок оказывается заложником музыкального шума, он подавлен нагромождением звуков. (9)Он не может отличить красоту от уродства. (10)Так и пойдёт он в мир, растерянный, неуверенный в себе.

(11)Нельзя просто заставить ребёнка слушать музыку. (12)Нет. (13)У ребёнка должен быть Учитель, который поможет ему в музыкальном воспитании. (14)Я подбирал для слушания мелодии, в которых в ярких образах переданы звуки, что они слышат вокруг себя: очаровательное щебетанье птиц, шелест листьев, рокотание грома, журчание ручья, завывание ветра. (15)При этом я оберегал ребят от обилия впечатлений, потому что обилие музыкальных образов вредно для детей. (16)В зимние дни мы садились в школьной комнате, слушали мелодии известных композиторов, размышляли о жизни.

(17)Я использовал не больше двух мелодий в месяц, но перед знакомством с каждой мелодией проводил большую работу, цель которой - пробудить у детей желание ещё и ещё раз послушать музыку, добиться, чтобы каждый раз ребята открывали в произведении новую красоту.

(По В. А. Сухомлинскому)

Введите Ваш ответ в это текстовое поле

Вопрос 4

Из предложения 24 выпишите грамматическую основу.

ВПР8: текст Бикташева Т.

(1)Все мы любим слушать музыку. (2)Вкусы и предпочтения, правда, у всех разные: от шансона до Баха, Моцарта, Бетховена. (3)А вы когда-нибудь задавали себе вопрос, почему человек любит слушать музыку и какую именно музыку. (4)Диапазон ответов широк, начиная от примитивного «нравится — не нравится» до «будит душу», «заставляет задуматься». (5)На самом деле всё гораздо глубже.

(6)Не будем исключать так называемый «человеческий фактор». (7)Ведь мы все разные, и интерес к музыкальным направлениям также сугубо индивидуален. (8)Однако физика позволяет нам взглянуть на этот вопрос совсем в другом ракурсе. (9)Человеческий мозг не очень любит высокочастотные звуки. (10)Этим можно объяснить такую популярность эстрадной музыки. (11)Звуки её низкочастотны. (12)Отсюда и пристрастия людей к «клубной» музыке. (13)Низкие частоты, используемые в ней, не напрягают, а даже в какой-то степени зомбируют людей.

(14)Известно, что классическая музыка положительно влияет на организм. (15)Во Франции пришли к выводу, что, если играть коровам музыку Моцарта, они дают больше молока. (16)В США во время уроков языка для переселенцев проигрывали музыку Моцарта, Баха, Вивальди. (17)Усвоение языка заметно ускорилось. (18)В Японии мастера в одной из пекарен хлеб замешивают, формируют, выпекают под звуки Шестой симфонии Бетховена. (19)Музыка звучит непрерывно — хлеб обладает исключительным вкусом. (20)Появились даже термины «эффект Бетховена», «эффект Моцарта», потому что было замечено: классическая музыка оказывает положительное влияние на работоспособность мозга, приводит к тому, что мозг начинает генерировать так называемые тета-волны, что приводит к улучшению памяти, повышению внимания, которое гораздо дольше удерживается на предмете изучения.

(21)Кто из нас не хотел бы иметь хорошую память, быть более внимательным?! (22)Кто не хотел бы жить, легко преодолевая банальную лень? (23)Так вот, безусловно, один из рецептов — это музыка. (24)Слушайте классику! (25)Постоянно. (26)Не надо специально усаживаться в кресло и воображать лубочные пейзажи, как иногда советуют, а просто сделайте классику, джаз звуковым фоном вашего бытия. (27)Результат придёт! (28)Через месяц, два, три, но обязательно придёт!

(По Т. Бикташеву)

Введите Ваш ответ в это текстовое поле

Вопрос 5

Из предложения 4 выпишите грамматическую основу.

ВПР8: текст Нагибина Ю.

(1)Наверное, оскомину набила фраза, что любовь к большой Родине начинается с любви к родине малой: своему городу, улице, переулку, двору, дому. (2)Эту святую правду, зачастую не ощущая её жаром и болью сердца, знают все. (3)Константин Батюшков говорил: «О, память сердца! Ты сильней рассудка памяти печальной». (4)Это справедливо и в отношении знания нравственных начал, формирующих человека. (5)Знание сердца сильнее знания рассудка.

(6)Я невольно задумываюсь о тех ребятах, чьё детство проходит в новостроечных районах Москвы. (7)Растёт парень в своем микрорайоне, где есть и кино, и парикмахерская, и библиотека, но этому парню нечем гордиться, жизненный уклад юного гражданина нового микрорайона лишён какой-либо характеристики, особости, он такой же, как у всех. (8)Безликое, неотличимое от фона трудно любить. (9)Штамп нельзя любить подавно. (10)Человеческая личность закладывается в детстве; от детских впечатлений, наблюдений, переживаний во многом зависит, каким станет человек. (11)В смазанности окружающего трудно ощутить и собственную индивидуальность. (12)Парень из Армянского переулка был особый парень, и чистопрудный – особый, и покровский – особый, и старосадский – особый. (13)А этот, из микрорайона, каков он? (14)Общий, как все, – стало быть, никакой.

(15)Но как бы ни выглядели новые районы, в них всё равно не будет того, чем богата – до сих пор богата, несмотря на все тягчайшие потери, – старая Москва: связи с прошлым. (16)Вот почему люди сохраняют исторический образ города, берегут для будущих поколений, изучают. (17)В памятниках архитектуры – деяния предков, героическая боль многострадальной русской столицы и нетленная красота. (18)Пусть молодой человек, уроженец микрорайона, не увидит вокруг себя старины в благородной патине, он сядет в поезд метро или троллейбус и отправится в коренную часть Москвы, где на него глянет история задумчивыми ликами старых зданий. (19)Даже о достопримечательностях Москвы, таких, как Василий Блаженный, остатки Китайской стены, Юсуповы палаты, дом Пашкова, Новодевичий монастырь, надо что-то знать, чтобы оценить по-настоящему, исполниться их прелести и важности.

(По Ю. Нагибину)

Введите Ваш ответ в это текстовое поле

Вопрос 6

Из предложения 11 выпишите грамматическую основу.

ВПР8: текст Лихачёва Д.С.

(1)В жизни приходится очень много спорить, возражать, опровергать мнение других, не соглашаться. (2)Лучше всего проявляет свою воспитанность человек, когда он ведёт дискуссию, спорит, отстаивая свои убеждения. (3)В споре сразу же обнаруживается интеллигентность, логичность мышления, вежливость, умение уважать людей и... самоуважение. (4)Если в споре человек заботится не столько об истине, сколько о победе над своим противником, не умеет выслушать своего противника, стремится противника перекричать, испугать обвинениями – это пустой человек, и спор его пустой.

(5)Как же ведет спор умный и вежливый спорщик? (6)Прежде всего он внимательно выслушивает своего противника – человека, который не согласен с его мнением. (7)Больше того, если ему что-либо неясно в позициях его противника, он задаёт ему дополнительные вопросы. (8)И ещё: если даже все позиции противника ясны, он выберет самые слабые пункты в утверждениях противника и переспросит, это ли утверждает его противник.

(9)Если вы с самого начала ведёте спор вежливо и спокойно, без заносчивости, то тем самым вы обеспечиваете себе спокойное отступление с достоинством. (10)Помните: нет ничего красивее в споре, как спокойно в случае необходимости признать полную или частичную правоту противника. (11)Этим вы завоёвываете уважение окружающих, как бы призываете к уступчивости и своего противника, заставляете его смягчить крайности своей позиции.

(12)Конечно, признавать правоту противника можно только тогда, когда дело касается не ваших общих убеждений, не ваших нравственных принципов (они всегда должны быть самыми высокими). (13)Человек не должен быть флюгером, не должен уступать оппоненту только для того, чтобы ему понравиться, или, из трусости, из карьерных соображений. (14)Но уступить с достоинством в вопросе, который не заставляет вас отказаться от своих общих убеждений (надеюсь, высоких), или с достоинством принять свою победу, не злорадствуя над побеждённым в споре, не торжествуя, не оскорбляя самолюбия оппонента, – как это красиво!

(По Д.С. Лихачёву)

Введите Ваш ответ в это текстовое поле

Вопрос 7

Из предложения 13 выпишите грамматическую основу.

ВПР8: текст Лихачева Д.С.

(1)Я не люблю смотреть телевизионные передачи. (2)Но были программы, которые я смотрел всегда: танцы на льду. (3)Потом я устал от них и смотреть перестал. (4)Перестал систематически, смотрю только эпизодически. (5)Больше всего мне нравится, когда те, кого считают слабыми или кто ещё не вошёл в обоймы «признанных», выступают удачно. (6)Удача начинающих или удача неудачливых приносит, бесспорно, гораздо более удовлетворения, чем удача удачников.

(7)Но дело не в этом. (8)Больше всего меня восхищает, как «конькобежец» (так в старину называли спортсменов на льду) выправляет свои ошибки во время танца. (9)Упал и встаёт, быстро вступая снова в танец, и ведёт этот танец как ни в чём не бывало. (10)Это искусство, огромное искусство.

(11)Но ведь в жизни ошибок бывает гораздо больше, чем на ледяном поле. (12)И надо уметь выходить из ошибок. (13)Надо исправлять их немедленно и красиво. (14)Да, именно красиво. (15)Когда человек упорствует в своей ошибке или чересчур переживает, думает, что жизнь кончилась, «всё погибло», – это досадно и для него, и для окружающих. (16)Окружающие испытывают неловкость не от самой ошибки, а от того, какое неумение проявляет ошибившийся в её исправлении.

(17)Признаться в своей ошибке перед самим собой (не обязательно делать это публично: тогда это либо стыдно, либо рисовка) не всегда легко, нужен опыт. (18)Нужен опыт, чтобы после совершённой ошибки как можно скорее и как можно легче включиться в работу, продолжить её. (19)И окружающим не надо понуждать человека к признанию ошибки, надо побуждать к её исправлению, реагируя так, как реагируют зрители на соревнованиях. (20)Иногда даже награждать спортсмена, легко исправившего свою ошибку, радостными аплодисментами при первом же удобном случае.

(21)Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно – необходимость уважительного отношения к себе и к другим.

(По Д.С. Лихачёву)

Введите Ваш ответ в это текстовое поле

Вопрос 8

Из предложения 13 выпишите грамматическую основу.

ВПР8: текст Лихачёва Д.С.

(1)Есть много книг, рассказывающих о «хороших манерах». (2)Эти книги объясняют, как держать себя в обществе, в гостях и дома, в театре, на работе, со старшими и младшими, как говорить, не оскорбляя слух, и одеваться, не оскорбляя зрение окружающих. (3)Но люди, к сожалению, мало черпают из этих книг. (4)Происходит это, я думаю, потому, что в книгах о хороших манерах редко объясняется, зачем они нужны.

(5)В основе всех хороших манер лежит забота - забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо.

(6)Не мешайте друг другу, не шумите. (7)От шума не заткнёшь уши - вряд ли это во всех случаях и возможно. (8)Быть опрятно одетым надо потому, что в этом сказывается уважение к другим - к гостям, к хозяевам или просто к прохожим: на вас не должно быть противно смотреть. (9)Старайтесь не только развлекать других, но и позволяйте другим что-то рассказать. (10)Манеры, одежда, походка - всё должно быть сдержанным и красивым. (11)И в так называемых хороших манерах есть всегда глубокий смысл.

(12)Не думайте, что хорошие манеры - это только манеры, то есть нечто поверхностное. (13)Своим поведением вы выявляете свою суть. (14)Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в них: бережное отношение к миру, к обществу, к природе, к животным и птицам, к растениям.

(15)Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно - необходимость уважительного отношения к другим. (16)А если у вас будет это и ещё немного находчивости, то манеры сами придут к вам или, лучше сказать, придёт память на правила хорошего поведения, желание и умение их применить.

(По Д.С. Лихачёву)

Введите Ваш ответ в это текстовое поле