КР8: Типы односоставных предложений (вариант 2)

Лист 1 из 1

Вопрос 1

Определите тип односоставного предложения 19. Запишите ответ.

Текст к заданию:

ВПР8: текст Лихачева Д.С.

(1)Когда я учился в школе, а потом в университете, мне казалось, что моя «взрослая жизнь» будет в какой-то совершенно иной обстановке, как бы в ином мире, и меня будут окружать совсем другие люди. (2)От настоящего не останется ничего. (3)А на самом деле оказалось всё иначе. (4)Друзья молодости оказались самыми верными, всегдашними. (5)Круг знакомых возрос необычайно, но настоящие друзья – старые. (6)Подлинные друзья приобретаются в молодости, остаются до старости. (7)Я помню, что и у моей матери настоящими друзьями остались только её подруги по гимназии. (8)У отца друзьями были его сокурсники по институту. (9)И сколько я ни наблюдал, открытость к дружбе постепенно снижается с возрастом. (10)Молодость – это время сближения. (11)И об этом следует помнить, сохраняя друзей, беречь их, ибо настоящая дружба очень помогает и в горе, и в радости. (12)В радости ведь тоже нужна помощь – помощь, чтобы ощутить счастье до глубины души, ощутить и поделиться им. (13)Неразделённая радость не радость. (14)Человека портит счастье, если он переживает его один. (15)Когда же, увы, наступит пора несчастий, пора утрат – опять-таки нельзя быть одному. (16)Горе человеку, если он один.

(17)Поэтому берегите молодость до глубокой старости. (18)Цените всё хорошее, что приобрели в молодые годы. (19)Не растрачивайте богатств молодости. (20)Ничто из приобретённого в молодости, конечно, не проходит бесследно. (21)Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. (22)Навыки в труде – тоже. (23)Привык к работе – и работа вечно будет доставлять радость. (24)А как это важно для человеческого счастья! (25)Нет несчастнее человека ленивого, вечно избегающего труда, усилий. (26)Как в молодости, так и в старости. (27)Хорошие навыки молодости облегчат жизнь, дурные – усложнят её и затруднят.

(28)И ещё. (29)Есть русская пословица: «Береги честь смолоду». (30)В памяти остаются все поступки, совершённые в молодости. (31)Хорошие будут радовать.(32)Дурные, раздражая всех вокруг, будут не давать спать!

(По Д.С. Лихачёву)


Вопрос 2

Определите тип односоставного предложения 2. Запишите ответ.

Текст к заданию:

ВПР8: текст Быкова В.

(1)Я лежу в окопе на разостланной шинели и долго гляжу вверх, в синюю бездну летнего неба. (2)Вокруг тихо: ни взрыва, ни выстрела. (3) Чуть дальше, возле снарядной ниши, кто-то натужно посапывает, кажется, вот-вот, захрапит. (4)Солнце, снижаясь над бруствером, уже клонится к закату, представляющемуся нам спасением. (5)Помалу спадает жара, утихает ветер. (6)Одинокая былинка на краю бруствера, что с утра беспокойно билась о высохший ком чернозёма, обессиленно свисает в окоп. (7)Надо мною высоко в небе откуда-то появились аисты. (8)Распластав широкие, размочаленные крылья, они забраются в самую высь и долго кружат там, будто купаются в солнечном, ясном раздолье. (9)Ветровые потоки постепенно относят их в сторону, но птицы, важно взмахивая крыльями, опять набирают высоту и долго парят в поднебесье.

(10)Аисты часто прилетают сюда в погожую предвечернюю пору и кружатся. (11)Они, наверно, высматривают какое-нибудь болотце, камышовую заводь или лужок, чтобы поискать корма, напиться, а то и просто постоять в раздумье на одной ноге. (12)Но теперь возле заводей, у приречных болот, на всех полях и дорогах — люди. (13)Не успевают птицы сколько-нибудь снизиться, как на земле начинают трещать пулеметные очереди, высокий голубой простор зло прошивают невидимые шмели-пули, аисты пугливо бросаются в стороны и торопливо улетают к предгорьям Карпат.

(14)Без аистов синее небо становится пустым и скучным, в нем не за что зацепиться взгляду. (15)Я прищуриваюсь и дремотно притихаю.

(По В. Быкову)


Вопрос 3

Определите тип односоставного предложения 11. Запишите ответ.

Текст к заданию:

ВПР8: текст Лихачева Д.С.

(1)Можно по-разному определять цель своего существования, но цель должна быть – иначе будет не жизнь, а прозябание. (2)Надо иметь и принципы в жизни. (3)Одно правило в жизни должно быть у каждого человека: надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить. (4)Достоинство требует доброты, великодушия, умения не быть эгоистом, быть правдивым, хорошим другом, находить радость в помощи другим.

(5)Ради достоинства жизни надо уметь отказываться от удовольствий, извиняться, признавать перед другими ошибку. (6)Обманывая других, человек прежде всего обманывает самого себя, ибо он думает, что успешно соврал, а люди поняли и из деликатности промолчали. (7)Враньё всегда видно. (8)У людей особое чувство подсказывает, врут ли им или говорят правду. (9)Но нет доказательств, а чаще – не хочется связываться.

(10)Природа создавала человека много миллионов лет. (11)И вот эту творческую, созидательную деятельность природы нужно, конечно, уважать. (12)Нужно прожить жизнь с достоинством и прожить так, чтобы природа, работавшая над нашим созданием, не была обижена.

(13)Природа созидательна, она создала нас, поэтому мы должны в нашей жизни поддерживать эту созидательную тенденцию, творчество и ни в коем случае не поддерживать всего разрушительного, что есть в жизни. (14)Как это понимать, как прилагать к своей жизни, на это должен отвечать каждый человек индивидуально, применительно к своим способностям, своим интересам. (15)Но жить нужно созидая, поддерживать созидательность в жизни. (16)Жизнь разнообразна, а следовательно, и созидание разнообразно, и наши устремления к созидательности в жизни должны быть тоже разнообразны по мере наших способностей и склонностей.

(17)Так что жизнь – это и есть вечное созидание. (18)Человек рождается и оставляет по себе память. (19)Какую он оставит по себе память? (20)Об этом нужно заботиться уже не только с определённого возраста, но, я думаю, с самого начала, так как человек может уйти в любой момент и в любой миг. (21)И вот очень важно, какую память он о себе оставляет.

(По Д.С. Лихачёву)


Вопрос 4

Определите тип односоставного предложения 19. Запишите ответ.

Текст к заданию:

ВПР8: текст Успенского Л.

(1)Спросите кого угодно: «Почему одна из наших лесных птиц называется кукушкой?» (2)Вы наверняка получите твёрдый ответ: «Потому, что она кричит: «ку-ку!». (3)Я думаю, вы и сами считаете это несомненным. (4)Говоря так, вы, сами того не подозревая, примыкаете к сторонникам одной из языковедческих теорий о происхождении языка - «теории звукоподражания». (5)В чём она заключается? (6)На первый взгляд теория очень проста и убедительна. (7)Вспомним, как совсем маленькие дети называют животных, встреченных ими впервые. (8)Увидев, скажем, собачонку и услышав её, удивлённый маленький человек начинает передразнивать животное: «ав-ав», или «тяф-тяф», или «вау-вау». (9)Потом, немного спустя, он уже так и называет: собаку - «ав-ав», кошку - «мяу-мяу», свинью - «хрю-хрю». (10)Ещё позднее собака становится у него «авкой», поросёнок - «хрюшкой». (11)Смотрите-ка, из простых звукоподражаний родились уже имена существительные, слова!

(12)Что, если когда-то, очень давно, на заре истории, только начиная создавать язык, так же действовали и наши предки, первобытные люди? (13) Вот в весеннем лесу какая-то птица из года в год выкликала над их головами свое «ку-ку». (14)Может быть, её первоначально так и называли: «куку»? (15)А потом понемногу из этого имени-передразнивалки образовались уже настоящие, связанные с ним слова: «кукушка», «кукушонок», «куковать»... (16)Если это верно в отношении кукушки, то, очевидно, то же бывало и в других сходных случаях. (17)И, вполне возможно, многие из наших первых слов также родились из подражания голосам птиц, зверей, раскатам грома, свисту ветра, шуршанию камыша, шелесту листьев, рокоту бурных вод, грохоту обвалов. (18)Они-то и явились самыми ранними словами: стихии и звери научили человека говорить...

(19)Сегодня не всегда легко угадать старое первобытное слово-передразнивалку в наших словах. (20)3а десятки тысяч лет с ними могли произойти большие перемены. (21)И всё же язык, по-видимому, родился именно из подражания простым звукам природы, которое сделало человека говорящим.

(По Л. Успенскому)


Вопрос 5

Определите тип односоставного предложения 26. Запишите ответ.

Текст к заданию:

ВПР8: текст Соловейчика С.

(1)Что такое свобода?

(2)Чтобы ответить на этот вопрос, написаны сотни книг, и это объяснимо: свобода – понятие бесконечное, как Вселенная. (3)Оно принадлежит к высшим понятиям человека и принципиально не может иметь точного определения. (4)Бесконечное не определимо в словах. (5)Оно выше слов.

(6)В слове «свобода» содержится два разных понятия, сильно отличающихся одно от другого. (7)По сути, речь идет о совершенно разных вещах.

(8)Философы, анализируя это трудное слово, пришли к выводу, что есть «свобода-от» – свобода внешняя, и есть «свобода-для» – свобода внутренняя.

(9)Внешняя свобода не бывает абсолютной. (10)Но внутренняя свобода может быть беспредельной даже при самой трудной жизни.

(11)В педагогике давно обсуждается свободное воспитание. (12)Учителя этого направления стремятся дать ребенку внешнюю свободу в школе. (13)Мы говорим о другом – о внутренней свободе, которая доступна человеку во всех обстоятельствах, для которой не надо создавать специальных школ.

(14)Внутренняя свобода, безусловно, не зависит жёстко от внешней. (15)В самом свободном государстве могут быть зависимые, несвободные люди. (16)В самом несвободном обществе могут быть свободные. (17)Таким образом, воспитывать свободных людей никогда не рано и никогда не поздно. (18)Мы должны воспитывать свободных людей не потому, что наше общество обрело свободу, а потому, что внутренняя свобода нужна любому человеку, в каком бы обществе он ни жил.

(19)Человек свободный – это человек, свободный внутренне. (20)Как и все люди, внешне он зависит от общества. (21)Но внутренне он независим. (22)Общество может освободиться внешне – от угнетения, но стать свободным оно может лишь тогда, когда люди в большинстве своём будут внутренне свободны.

(23)Вот это и должно быть, на наш взгляд, целью воспитания: внутренняя свобода человека. (24)Воспитывая внутренне свободных людей, мы приносим самую большую пользу и нашим воспитанникам, и стране. (25)Здесь нет ничего нового! (26)Присмотритесь к лучшим учителям! (27)Вспомните своих лучших учителей – они все старались воспитывать свободных, потому они и запоминаются.

(28)Внутренне свободными людьми держится и развивается мир.

(По С. Соловейчику)


Вопрос 6

Определите тип односоставного предложения 1. Запишите ответ.

Текст к заданию:

ВПР8: текст Лихачёва Д.С.

(1)В жизни приходится очень много спорить, возражать, опровергать мнение других, не соглашаться. (2)Лучше всего проявляет свою воспитанность человек, когда он ведёт дискуссию, спорит, отстаивая свои убеждения. (3)В споре сразу же обнаруживается интеллигентность, логичность мышления, вежливость, умение уважать людей и... самоуважение. (4)Если в споре человек заботится не столько об истине, сколько о победе над своим противником, не умеет выслушать своего противника, стремится противника перекричать, испугать обвинениями – это пустой человек, и спор его пустой.

(5)Как же ведет спор умный и вежливый спорщик? (6)Прежде всего он внимательно выслушивает своего противника – человека, который не согласен с его мнением. (7)Больше того, если ему что-либо неясно в позициях его противника, он задаёт ему дополнительные вопросы. (8)И ещё: если даже все позиции противника ясны, он выберет самые слабые пункты в утверждениях противника и переспросит, это ли утверждает его противник.

(9)Если вы с самого начала ведёте спор вежливо и спокойно, без заносчивости, то тем самым вы обеспечиваете себе спокойное отступление с достоинством. (10)Помните: нет ничего красивее в споре, как спокойно в случае необходимости признать полную или частичную правоту противника. (11)Этим вы завоёвываете уважение окружающих, как бы призываете к уступчивости и своего противника, заставляете его смягчить крайности своей позиции.

(12)Конечно, признавать правоту противника можно только тогда, когда дело касается не ваших общих убеждений, не ваших нравственных принципов (они всегда должны быть самыми высокими). (13)Человек не должен быть флюгером, не должен уступать оппоненту только для того, чтобы ему понравиться, или, из трусости, из карьерных соображений. (14)Но уступить с достоинством в вопросе, который не заставляет вас отказаться от своих общих убеждений (надеюсь, высоких), или с достоинством принять свою победу, не злорадствуя над побеждённым в споре, не торжествуя, не оскорбляя самолюбия оппонента, – как это красиво!

(По Д.С. Лихачёву)


Вопрос 7

Определите тип односоставного предложения 12. Запишите ответ.

Текст к заданию:

ВПР8: текст Лихачева Д.С.

(1)Я не люблю смотреть телевизионные передачи. (2)Но были программы, которые я смотрел всегда: танцы на льду. (3)Потом я устал от них и смотреть перестал. (4)Перестал систематически, смотрю только эпизодически. (5)Больше всего мне нравится, когда те, кого считают слабыми или кто ещё не вошёл в обоймы «признанных», выступают удачно. (6)Удача начинающих или удача неудачливых приносит, бесспорно, гораздо более удовлетворения, чем удача удачников.

(7)Но дело не в этом. (8)Больше всего меня восхищает, как «конькобежец» (так в старину называли спортсменов на льду) выправляет свои ошибки во время танца. (9)Упал и встаёт, быстро вступая снова в танец, и ведёт этот танец как ни в чём не бывало. (10)Это искусство, огромное искусство.

(11)Но ведь в жизни ошибок бывает гораздо больше, чем на ледяном поле. (12)И надо уметь выходить из ошибок. (13)Надо исправлять их немедленно и красиво. (14)Да, именно красиво. (15)Когда человек упорствует в своей ошибке или чересчур переживает, думает, что жизнь кончилась, «всё погибло», – это досадно и для него, и для окружающих. (16)Окружающие испытывают неловкость не от самой ошибки, а от того, какое неумение проявляет ошибившийся в её исправлении.

(17)Признаться в своей ошибке перед самим собой (не обязательно делать это публично: тогда это либо стыдно, либо рисовка) не всегда легко, нужен опыт. (18)Нужен опыт, чтобы после совершённой ошибки как можно скорее и как можно легче включиться в работу, продолжить её. (19)И окружающим не надо понуждать человека к признанию ошибки, надо побуждать к её исправлению, реагируя так, как реагируют зрители на соревнованиях. (20)Иногда даже награждать спортсмена, легко исправившего свою ошибку, радостными аплодисментами при первом же удобном случае.

(21)Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно – необходимость уважительного отношения к себе и к другим.

(По Д.С. Лихачёву)


Вопрос 8

Определите тип односоставного предложения 5. Запишите ответ.

Текст к заданию:

ВПР8: текст Черноречина В.

(1)Это был просто уродливый кот. (2)Он имел только один глаз, с той же самой стороны отсутствовало и ухо, а левая нога была когда-то поломана и срослась под каким-то невероятным углом. (3)Его хвост давно отсутствовал, остался только маленький огрызок, который постоянно дёргался.

(4)У человека, хоть раз посмотревшего на него, возникала одна и та же реакция: до чего же уродливый кот. (5)Всем детям было категорически запрещено касаться его. (6)Но странное дело: на все действия детей и взрослых Уродливый всегда проявлял одну и ту же реакцию. (7)Если он видел детей, он бежал к ним, тёрся головой о руки и громко мяукал, выпрашивая ласку. (8)Если кто-нибудь всё-таки брал его на руки, он тут же начинал сосать уголок рубашки или то, до чего мог дотянуться.

(9)Однажды Уродливый попытался подружиться с соседскими собаками. (10)Из своего окна я услышал его крики и тут же бросился на помощь. (11)Когда я добежал до него, Уродливый был сильно покусан. (12)Он лежал, свернувшись в клубок, смежив единственный глаз, и след от слезы пересекал его нос. (13)Я нёс его домой. (14)Он хрипел, задыхался, но пытался лизнуть меня своим мягким шершавым языком. (15)Я прижал его к себе. (16)Он коснулся головой моей ладони, его золотой глаз повернулся в мою сторону, и я услышал мурлыкание. (17)Даже испытывая такую страшную боль, кот просил о капельке привязанности! (18)Возможно, о капельке сострадания и любви.

(19)И в тот момент я думал, что имею дело с самым любящим существом из всех, кого я встречал в жизни. (20)Самым любящим и самым красивым. (21)А он смотрел на меня, уверенный, что я сумею смягчить его боль, что теперь всё у него будет хорошо, что наконец-то нашёлся настоящий хозяин, которому можно отдать всю силу нерастраченной любви.

(22)Несчастный кот-калека тогда смог изменить мои представления о том, что такое истинная чистота духа, верная и беспредельная любовь.

(По В. Черноречину)


Вопрос 9

Определите тип односоставного предложения 11. Запишите ответ.

Текст к заданию:

ВПР8: текст Козаченко А.

(1)Почему разные люди, оказавшиеся в экстремальной ситуации, ведут себя совершенно по-разному? (2)Почему один теряет свой человеческий облик, превращается в беспомощное существо, а другой не только не отступает в сторону, а напротив, как бы обнаруживает в себе какие-то неведомые прежде силы?

(3)Эти вопросы очень важны, потому что заставляют нас задуматься о сущности человеческой природы. (4)Кто-то считает, что всё дело в особенностях нашего организма. (5)Кто-то, объясняя причины нашего разного поведения в экстремальной ситуации, начнёт длинно рассуждать о силе и слабости нервных процессов.

(6)Когда я слушаю подобные измышления, мне становится смешно. (7) Если бы на самом деле поведение человека зависело от каких-то чётких и понятных нам факторов, тогда бы и проблемы никакой не было.

(8)Но долгий опыт меня убедил в ином. (9)На поведение человека главное влияние оказывает совесть. (10)Один почему-то не может бросить своего товарища раненым, а другой, как будто бы такой же сильный и уверенный в себе, меткий стрелок, прекрасный спортсмен, услышав свист пули, пятится в сторону. (11)Страшно всем. (12)Но одному страшно погибнуть, а другому страшно остаться живым, бросив товарища. (13)Одному страшна гибель, потому что без себя он не мыслит мира! (14)Он прекрасно понимает, что долг требует другого, прекрасно знает, что надо помочь другу, но реальность заглушает этот голос совести, голос долга, голос чести. (15)Голос души! (16)Его не слышно.

(17)А другой безотчётно бросается в огонь, своим телом закрывает друга, товарища, командира. (18)Он не рассуждает о смысле своего поступка, не просчитывает его цену, не размышляет о его необходимости. (19)Я потом видел глаза такого солдата: это были глаза человека, которому нечего стыдиться, это были глаза человека, который исполнил свой долг.

(По А. Козаченко)


Вопрос 10

Определите тип односоставного предложения 16. Запишите ответ.

Текст к заданию:

ВПР8: текст Белеховой В.

(1)Пока средневековые алхимики тщетно пытались получить заветный металл, в глухих лесах Заволжья русские мужики творили иное золотое чудо. (2)Словно волшебники из сказки, умеющие превращать обыкновенный камень в сверкающий алмаз, они в простой крестьянской печи с помощью дерева, олифы, двух красок да оловянного порошка создавали горящие золотом ковши, ложки, братины такой дивной красоты и богатства, что прослыли они золотыми, хотя золота в них не было совсем. (3)Чудо это прозвали Золотой Хохломой.

(4)На Руси испокон веков щи хлебали деревянными ложками из деревянных плошек, квас пили из деревянных ковшей. (5)Убога была такая утварь и вся обстановка избы с маленькими подслеповатыми окошками, с коптящей по вечерам лучиной, с гладкими стругаными столами и лавками. (6)Но извечная тяга к праздничности, врождённое стремление украшать себя и всё окружающее научили его преображать свою скудную жизнь, всюду и во всём создавая красоту.

(7)Крестьяне приволжских деревень, ютившихся вокруг торгового села Хохломы, издавна занимались ложкарно-посудным делом. (8)Из дерева вырезали, вытачивали, выдалбливали ложки и иную утварь. (9)Чтобы изделие стало гладким, его шпаклевали раствором глины. (10)Для крепости покрывали олифой и закаляли в печи. (11)Потом лудили, и дерево как будто исчезло. (12)На серебристую поверхность виртуозным движением мастер наносил растительные узоры красной или чёрной краской.

(13)Выработанные рукой многих поколений, узоры всегда были просты, изысканны и точны. (14)После раскраски вещь много раз покрывали олифой, много раз сажали в раскалённую печь. (15)Именно от температуры зависело, вспыхнет ли изделие золотом или останется тускловато-серебристым. (16)Наконец из печи вынимали чашу, самим солнцем согретую, драгоценную от искусства, вложенного в неё.

(17)Такие деревянные чаши и ложки, естественно, больше не боялись горячих щей и каши, в прочности и красоте не уступали боярским - золотым и серебряным. (18)Какую радость, какой праздник приносили они в жизнь крестьянина! (19)В доме его становилось уютнее и веселее.

(20)Прошло уже не одно столетие, а замечательное искусство Хохломы живёт и продолжает радовать людей, оно умело выдержать конкуренцию и донести традиции этого ремесла до наших дней.

(21)Народное искусство Хохломы - одно из замечательных проявлений национальной культуры, памятник духовной жизни народа - учит нас видеть и любить красоту в простом и малом.

(По В. Белеховой)