ОГЭ 2024: Вариант 4

Версия для печатиPDF

Прочитайте текст и выполните задания 2, 3.

ОГЭ: текст

(1) Увенчанный спелой вишенкой торт, выкаченный кондитером на обозрение посетителям магазина, был необычайно красив.

(2)Целую ночь помощники повара, работая с вымешанным вязким тестом, трудились не покладая рук. (3)На кухонном столе лежали вывалянные в муке калачи, плюшки и ватрушки, гулко гудела поминутно разгорающаяся печка, из трубы валил белеющий в темноте ночи дым.

(4) Кондитер пристрелянным движением отправлял в жерло раскаленной печи изделия из теста, а младший поварёнок доставал пышущие жаром румяные пирожки.

(5)А в это время в кондитерской, увешанной коврижками, бубликами, булочками и булками, алчущие покупатели вразнобой расхватывали готовую продукцию.

Задание 2 17520

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) торт был красив (предложение 1)
2) помощники повара трудились не покладая рук (предложение 2)
3) из трубы валил дым (предложение 3)
4) поварёнок доставал (предложение 4)
5) покупатели вразнобой расхватывали (предложение 5)

Задание 3 17521

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) В предложении 1 есть простое глагольное сказуемое.
2) Предложение 2 простое, осложненное обособленным обстоятельством.
3) Предложение 3 сложное бессоюзное, состоящее из трёх частей.
4) Предложение 4 сложное сложносочинённое.
5) Предложение 5 осложнено деепричастным оборотом.

Задание 4 17522

Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.

Б) Между частями сложного бессоюзного предложения ставится запятая.

В) Определение, выраженное причастным оборотом, обособляется, если стоит после определяемого слова.

1) Увенчанный спелой вишенкой торт, выкаченный кондитером на обозрение посетителям магазина, был необычайно красив.

2) Как нарочно, дожди и холод продолжались весь май.

3) На кухонном столе лежали вывалянные в муке калачи, плюшки и ватрушки, гулко гудела поминутно разгорающаяся печка, из трубы валил белеющий в темноте ночи дым.

4) Целую ночь помощники повара, работая с вымешанным вязким тестом, трудились не покладая рук.

5) Друзья мои, прекрасен наш союз!

Задание 5 17523

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

В ситуации (1) когда мёрзнущего под дождём четвероного друга не можешь оставить на улице (2) побывал почти каждый (3) но (4) к сожалению (5) не все знают (6) что делать с (7) найденным на улице (8) животным. Если вы решили помочь бездомной собаке (9) то нужно взять её за поводок и дать команду «домой».

Задание 6 17524

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера ответов.

1)  ОТЦЕПИТЬ  — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква Т.
2)  НИ ЗА ЧТО  — в сочетании с предлогом отрицательное местоимение с НИ пишется раздельно.
3)  БОРЮЩИЙСЯ  — в действительном причастии настоящего времени, образованном от основы глагола II спряжения, пишется суффикс -ЮЩ-.
4)  (говорить) ПО-ФРАНЦУЗСКИ  — наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -И.
5)  (идти) ПО АЛЛЕЕ – в имени существительном 2-го склонения в форме предложного падежа единственного числа пишется окончание -Е.

Задание 7 17229

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Е.

В свете вечерн..(1)й зари виднеется зубчатый ч..(2)стокол елей. Сгущаются сум..(3)рки, и всё исчезает во мрак..(4) ночи. Но вот выглядыва..(5)т месяц и мягк..(6)м светом загоняет тьму в лесную чащу, серебр..(7)ным сиянием зал..(8)вает небольшую поляну. Н..(9)что не нарушает тиш..(10)ны.

Задание 8 17212

Раскройте скобки и запишите слово в скобках  в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Надежда Ивановна – мама (три) детей. 

Задание 9 17525

Замените словосочетание «родительский дом», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Прочитайте текст и выполните задания 10–12.

ОГЭ: текст К.Г. Паустовского

(1)Каждый раз, когда приближалась осень, среди нашего окружения начинались разговоры о том, что многое в природе устроено не так, как нам бы хотелось. (2)Зима у нас, в Мещёрской стороне, длинная, затяжная, лето гораздо короче зимы, а осень проходит мгновенно и оставляет впечатление промелькнувшей за окном золотой птицы.

(3)Разговоры наши любил слушать внук лесника Ваня Малявин, любопытный мальчик лет пятнадцати. (4)Ваня часто приходил к нам в деревню из дедовской сторожки с Урженского озера. (5)Он часто приносил какие-либо дары леса: то кошёлку белых грибов, то решето поздней осенней брусники, а то прибегал просто так  — погостить у нас, послушать разговоры и почитать журнал «Вокруг света». (6)Однажды Ваня принёс маленькую, выкопанную с корнем берёзу. (7)Корни он обложил сырым мхом и обернул плотной тканью.

— (8)Зачем ты её выкопал, чудак?  — спросил Рувим.

— (9)Вы же часто говорили, что вам жалко лета,  — пробурчал Ваня.  —  (10)Вот я и выкопал вам берёзу, чтобы на всю студёную зиму вам летняя память была. (11)Оно, конечно же, весело поглядеть на зелёный лист, когда на дворе снег валит как из мешка.

(12)Мы принесли из сарая деревянную кадку, насыпали её доверху отборной землёй и пересадили в неё маленькую берёзу. (13)И вот когда в саду всё же поселилась осень, листья нашей берёзы по-прежнему оставались зелёными и живыми. (14)Она, казалось, всё молодела. (15)Мы не замечали у неё никаких признаков увядания.

(16)Как-то ночью пришёл первый заморозок. (17)Берёзы за одну эту ночь пожелтели до самых верхушек, и листья осыпа́лись с них частым и печальным дождём. (18)В натопленной комнате в доме же было тепло, сонно. (19)А в бледном свете зари стояла в кадке наша маленькая берёза, и я вдруг заметил: почти вся она за эту ночь пожелтела, и несколько лимонных листьев уже лежало на полу.

(20)Комнатная теплота не спасла берёзу! (21)Через день она облетела вся, как будто не хотела отставать от своих взрослых подруг, осыпавшихся в холодных лесах, рощах, на сырых по осени просторных полянах.

(22)Ваня Малявин, Рувим и все мы были огорчены. (23)Мы уже свыклись с мыслью, что в зимние снежные дни берёза будет зеленеть в комнатах, которые освещены белым солнцем и багровым пламенем весёлых печей. (24)Но наша последняя надежда, последняя память о лете исчезла вместе с первым зимним днём.

— (25)Это закон,  — сказал нам лесничий.  —  (26)Закон природы. (27)Деревьям необходимо сбрасывать на зиму листья. (28)Если бы деревья не сбрасывали на зиму листья, они бы погибали от многих вещей: от тяжести снега, который нарастал бы на листьях и ломал самые толстые ветки, и от того, что к осени в листве накапливалось бы много вредных для дерева солей. (29)И наконец, от того, что листья продолжали бы и среди зимы испарять влагу, а мёрзлая земля не давала бы её корням дерева, и дерево погибло бы от зимней засухи, от жажды.

(30)Тогда мы высадили нашу берёзу в сад, под забор, а её жёлтые листья собрали и засушили между страниц любимого всеми журнала «Вокруг света».

(31)Этим и кончилась наша попытка сохранить зимой память о лете, наша попытка победить законы природы…

(По К. Г. Паустовскому) *
*
Паустовский Константин Георгиевич (1892–1968) 
 — известный русский советский писатель, классик отечественной литературы.

Задание 10 17528

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)  Зима в Мещёрской стороне гораздо короче лета.
2)  Внук лесника Ваня выкопал берёзку, принёс её в дом, вместе с ребятами посадил в кадку, чтобы зелёные листья деревца зимой напоминали о лете.
3)  Ребята были расстроены, что листья на берёзке, которая росла в кадке в тёплой комнате, осыпались.
4)  Лесничий объяснил ребятам, почему деревья сбрасывают листву на зиму.
5)  Пересаженная ребятами берёзка засохла и погибла.

Задание 11 17529

Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1)  Ваня часто приходил к нам в деревню из дедовской сторожки с Урженского озера.
2)  А в бледном свете зари стояла в кадке наша маленькая берёза, и я вдруг заметил: почти вся она за эту ночь пожелтела, и несколько лимонных листьев уже лежало на полу.
3)  Мы уже свыклись с мыслью, что в зимние снежные дни берёза будет зеленеть в комнатах, которые освещены белым солнцем и багровым пламенем весёлых печей.
4)  Комнатная теплота не спасла берёзу!
5)  — Это закон,  — сказал нам лесничий.  — Закон природы.

Задание 12 17530

В предложениях 6‒11 найдите слово с лексическим значением «очень холодный». Выпишите это слово.

Источник: 
ФИПИ. Открытый банк заданий ОГЭ
 

Комментарии

Аватар пользователя Сергей
Норм
автор: Сергей

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.