ОГЭ 2024: ФИПИ Вариант 53
- ОГЭ русский язык, 2024 (открытый банк ФИПИ)
|
||||
Прочитайте текст и выполните задания 2, 3.
ОГЭ: текст(1)Известно, что сегодня в исследованиях учёных по-разному определяется место грамматики в обучении языку. (2)В одних ей отводится главное место, требуются заучивание правил и постоянная тренировка в образовании форм; в других больше внимания уделяется употреблению речевых образцов, а грамматическим явлениям отводится второе место: правила не надо учить, достаточно практиковаться в анализе образцовых текстов. (3)Как же современная школа относится к данной проблеме? (4)Во-первых, роль грамматики не занижается, но и не преувеличивается; во-вторых, к грамматическим явлениям подходят с позиции понимания сущности языка: язык – речь – коммуникация. (5)Из этого вытекает необходимость анализа не только структуры грамматических единиц, но и функционирования их в речи. |
||||
Задание 2 18139
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. 1) известно (предложение 1) |
||||
Задание 3 11043
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов. 1) Предложение 1 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным. |
||||
Задание 4 18036
Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
|
||||
Задание 5 18245
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять кавычки. Шаболовская (1) телебашня (2) – это изящное и в то же время чрезвычайно прочное сооружение, которое построено по проекту знаменитого архитектора (3) Владимира Шухова (4) в 1922 году. Уже в 1950-х годах башня стала символом нового времени: она вдохновила Алексея Толстого на создание романа (5) Гиперболоид инженера Гарина (6), а её изображение стало неотъемлемым элементом заставки многих телепередач, включая знаменитую новогоднюю программу (7) Голубой огонёк (8). |
||||
Задание 6 17524
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера ответов. 1) ОТЦЕПИТЬ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква Т. |
||||
Задание 7 18205
Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква О. |
||||
Задание 8 17963
Раскройте скобки и запишите слово «чипсы» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка. Врачи предупреждают о вреде неумеренного употребления (чипсы) и газированной воды. |
||||
Задание 9 1267
Замените словосочетание «радостно сообщил», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. |
||||
Прочитайте текст и выполните задания 10–12.
Текст В.А. Осеевой-Хмелёвой(1)В это утро Динка проснулась с тревогой на душе и, как только открыла глаза, вспомнила про Андрея, вспомнила, что сегодня, как обычно, приедет он, Хохолок. (2)Надо было хорошенько обдумать, как сказать ему, что она, Динка, повзрослела и никогда больше не сядет на раму его велосипеда, не поедет с ним кататься. (3)Ни в лес, ни в поле, ни по длинной тропке среди моря колосьев ржи. (4)Ничего этого больше не будет! (5)Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку. (6)Тревожно на душе у Динки. (7)Она уже не думает о себе, она думает, как смягчить незаслуженную обиду, чтобы облегчить удар. (8)Ей вспоминается, как трудно было Хохолку приобрести велосипед и с каким торжеством он примчался на нём в первый раз. (9)«Теперь я буду катать тебя каждое воскресенье!» – сказал он тогда. (10)И с тех пор, уже второе лето, каждое воскресенье он обязательно мчал её куда-нибудь. (11)Одно только воспоминание об этом нестерпимо мучило Динку, она видела перед собой знакомые глаза и хорошо знала: эти умные глаза читают в её душе... (12)И обманывать их бесполезно. (13)Да и как можно обманывать друга? (14)Конечно, много мелких выкручиваний, много детского вранья лежит на совести прежней Динки. (15)Но ведь всё это было другое. (16)А Динка росла, и жизнь ставила задачи всё труднее, серьёзнее. (17)Эти задачи требовали смелых решений, но ещё ни разу они не требовали от Динки такой жертвы – отказаться от одного ради другого. (18)Динка молча сидела за столом, рассеянно улыбалась Лёне, не замечая, что он давно следит за ней беспокойным взглядом. (19)«Как я скажу Андрею?» – мучительно думала Динка. (20)А в глубине террасы стоял Лёня, и сердце его сдавливала боль. (21)Проследив остановившийся взгляд Динки, Лёня увидел въезжающий с дороги велосипед. – (22)Не говори ему ничего, – сжимая холодную руку подруги, быстро сказал Лёня. – (23)Слышишь меня?.. – (24)Слышу, – прошептала Динка, и губы её дрогнули. – (25)Я, конечно, всё понимаю, Лёня... (26)Нас было трое друзей. (27)А теперь должно быть двое! (28)И из нас троих нельзя обмануть никого! (По В. Осеевой)* |
||||
Задание 10 18669
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Динка не хотела садиться на раму велосипеда Хохолка, потому что боялась упасть. |
||||
Задание 11 18670
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора. Запишите номера ответов. 1) Надо было хорошенько обдумать, как сказать ему, что она, Динка, повзрослела и никогда больше не сядет на раму его велосипеда, не поедет с ним кататься. |
||||
Задание 12 18671
Найдите в тексте синоним к слову МЧАТЬ (предложение 10). Напишите этот синоним. |
Источник:
ФИПИ. Открытый банк заданий ОГЭ
Комментарии
Добавить комментарий