ВПР 2017: вариант 13

ВПР русский язык, 5 класс
Задание 1 # 3562

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст 1

ВПР: текст И. Соколова-Микитова

Некоторые (из)муравьёв, которые об..тают в жарк..х странах, иногда принос.т вре(т,д).

Наши же лесные муравьи(1) очень п..лезны.(4) Они р..зрыхляют почву уничт..жают вредит..лей(2)    леса и (про)изводят санитарн..ю работу. Они уб..рают останки умерш..х ж..вотных и птиц(3).

Нет таких людей, которые (не)вид..ли бы муравьев. Но об их сложи..й жизн.. д..леко не всё ещё извес..но. Учёные до сих пор (не)знают как (с,з)говаривают..ся между собой муравьи. Нас..комые слаженно перетаскивают тяж..лые предметы с..храняют постоянную температуру внутри муравейника. Много тайн ещё не раскрыто в жизн.. муравьиных колоний.

(По И. Соколову-Микитову )

Задание 2 # 3563

Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

(1) - фонетический разбор (звуко-буквенный);
(2) – морфемный разбор (по составу);
(3) – морфологический разбор (слова как часть речи);
(4) – синтаксический разбор предложения.

Задание 3 # 3564

  Поставьте знак ударения в следующих словах.

балуется, на доску, жила, каучук

Задание 4 # 3565

Над каждым словом напишите, какой частью речи оно выражено. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.

На берегу ручья цветут незабудки и радуют нас.

Задание 5 # 3566

Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не рас­ставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

  1. По словам учёных самые крупные муравьи достигают трёх сан­тиметров
  2. Там лежит муравьиное масло сказал отец
  3. Бабушка всё уверяла что лесное лекарство очень помогает от му­чивших её болей
  4. Я расспрашивал опытных людей и знакомых зоологов но му­равьиного масла они не знали
Задание 6 # 3567

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить недос­тающий знак препинания / знаки препинания. Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1. На деревьях и на траве сверкала обильная роса.
  2. Мы гуляем по лесу и наблюдаем за жизнью муравьев.
  3. Потревоженные муравьи ползли везде по тропинке, по траве, по деревьям.
  4. Из книги мы узнали о муравьях-портных, муравьях-охотниках, муравьях-рабочих и муравьях-солдатах.
Задание 7 # 3568

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напиши­те, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1. Ветви и листья небольшого дерева были облеплены муравьями.
  2. Множество зеленоватых тлей сидели на нижней стороне листьев и у основания черенков.
  3. Муравьи щекотали тлей своими усиками и пили сладкий сок.
  4. Мы сошли с дрожек стали рассматривать загадочное вещество.
Задание 8 # 3569

Определите и запишите основную мысль текста 2.

Текст 2

ВПР: текст Л. Толстого

(1)Один раз я пришла в кладовую достать варенья. (2)Я взяла банку и увидала, что вся банка полна муравьями. (З)Муравьи ползали и в середине, и сверху банки, и в самом варенье. (4)Я вынула всех муравьев ложечкой, смела кругом с банки и поставила банку на верхнюю полку. (5)На другой день, когда я пришла в кладовую, я увидала, что муравьи с полу приползли на верхнюю полку и опять заползли в варенье. (6)Я взяла банку, опять очистила, обвязала верёвкой и привесила на гвоздик к потолку.

(7)Когда я уходила из кладовой, я посмотрела ещё раз на банку и увидала, что на ней остался один муравей, он скоро бегал кругом по банке. (8)Я остановилась посмотреть, что он будет делать. (9)Муравей побегал по стеклу, потом побежал по верёвке, которой была обвязана банка, потом вбежал на верёвочку, которой была привязана банка. (10)Вбежал на потолок, с потолка побежал по стене вниз и на пол, где было много муравьев.

(11)Верно, муравей этот рассказал другим, по какой дороге он пришёл из банки, потому что сейчас же много муравьев пошли друг за другом по стене на потолок и по верёвочке в банку, по той же самой дороге, по которой пришёл муравей. (12)Я сняла банку и поставила её в другое место.

(По Л. Толстому)

Задание 9 # 3570

Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что муравьи живут в коллективе? Запишите ответ.

Задание 10 # 3571

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 1−6 текста. Запишите ответ.

(1)Один раз я пришла в кладовую достать варенья. (2)Я взяла банку и увидала, что вся банка полна муравьями. (З)Муравьи ползали и в середине, и сверху банки, и в самом варенье. (4)Я вынула всех муравьев ложечкой, смела кругом с банки и поставила банку на верхнюю полку. (5)На другой день, когда я пришла в кладовую, я увидала, что муравьи с полу приползли на верхнюю полку и опять заползли в варенье. (6)Я взяла банку, опять очистила, обвязала верёвкой и привесила на гвоздик к потолку.

Задание 11 # 3572

В предложениях 5−6 найдите слово со значением «верхнее внутреннее покрытие помещения». Выпишите это слово.

(5)На другой день, когда я пришла в кладовую, я увидала, что муравьи с полу приползли на верхнюю полку и опять заползли в варенье. (6)Я взяла банку, опять очистила, обвязала верёвкой и привесила на гвоздик к потолку.

Задание 12 # 3573

В предложениях 11−12 найдите синоним к слову «сообщить» и выпишите его.

(11)Верно, муравей этот рассказал другим, по какой дороге он пришёл из банки, потому что сейчас же много муравьев пошли друг за другом по стене на потолок и по верёвочке в банку, по той же самой дороге, по которой пришёл муравей. (12)Я сняла банку и поставила её в другое место.

Источник: 
Русский язык. Всероссийская проверочная работа, 5 класс. Р.А. Дощинский. Вариант 9