ОГЭ 2024: Вариант 8

Версия для печатиPDF

Прочитайте текст и выполните задания 2, 3.

ОГЭ: текст

(1)В центре России приютился самый маленький в мире заповедник – Галичья гора. (2)За размеры он получил место в Книге рекордов Гиннеса, а за уникальный ландшафт — симпатию как учёных, так и знатоков живописных местечек. (3)Галичью гору сберегли, изучают и охраняют не напрасно. (4)Скалы, возникшие будто по волшебству в Черноземье, дают жизнь реликтовым растениям - тем самым, которые, по мнению учёных, занесло сюда Валдайским ледником. (5)Ледниковый период закончился, и жизнестойкие южные растения постепенно вытеснили северных сотоварищей, но растения тундр и горных альпийских лугов смогли выжить там, куда теплолюбивые лезть не отважились, где просто-напросто нет  почвы — на скалах Галичьей горы.

Задание 2 17586

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1)  приютился заповедник (предложение 1)
2)  получил место (предложение 2)
3)  сберегли, изучают и охраняют (предложение 3)
4)  которые занесло (предложение 4)
5)  нет (предложение 5)

Задание 3 17587

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) В предложении 1 использовано составное именное сказуемое.
2) Предложение 2 сложноподчинённое.
3) Предложение 3 односоставное неопределённо-личное.
4) В предложении 4 есть вводная конструкция – по мнению учёных.
5) Предложение 5  сложное, состоит из 5 предикативных частей (простых предложений).

Задание 4 17588

Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Вводное слово в середине предложения выделяется запятыми с двух сторон.

Б) Распространённые приложения, стоящие после определяемого слова и имеющие значение уточнения или пояснения, выделяются тире.

В) Между частями сложного бессоюзного предложения ставится двоеточие, если вторая часть указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

1) У нас сегодня почти нет шансов быстро понять, кто перед нами: способы маскировки хитры и многочисленны.

2) Можно сымитировать ум, коммуникабельность, даже, пожалуй, интеллигентность.

3) Невозможно сыграть только грамотность — утончённую форму вежливости, последний опознавательный знак смиренных и памятливых людей, чтущих законы языка как высшую форму законов природы.

4)Грамотный человек — это тот, кто знает, какое слово и в какой ситуации уместно; кто умеет формулировать свои мысли так, чтобы его правильно поняли; кто может рассказать историю так, чтобы все слушали её затаив дыхание.

5) Основным фактором, формирующим грамотность, сегодня, как и 50 лет назад, остаётся начитанность.

Задание 5 17589

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять кавычки.

Единственный музей в России, где по древним чертежам воссоздают копии старинных русских судов и совершают на них дальние морские путешествия, моделируя по примеру Тура Хейердала старинные маршруты, называется (1) Полярный Одиссей (2) и находится в (3) Петрозаводске (4). Об этом уникальном месте говорят: (5) Это музей без границ (6). Главные экспонаты музея  — это действующие копии исторических деревянных парусных кораблей, которые представляют на различных морских фестивалях (7) Россию (8).

Задание 6 17590

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера ответов.

1)  ГЛИНЯНЫЙ  — в имени прилагательном, образованном с помощью суффикса -ЯН-, пишется одна буква Н.
2)  ВЗВОЛНОВАННО (ходить)  — в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько и в полной форме этого прилагательного.
3)  КОСИЧКИ  — написание безударной чередующейся гласной в корне слова определяется наличием суффикса -А-.
4)  (выпускники) УЧИЛИЩ  — в форме множественного числа имени существительного 1-го склонения после шипящих буква Ь не пишется.
5)  (верен) ПО-ПРЕЖНЕМУ  — наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -ЕМУ.

Задание 7 17591

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, На месте которых пишется буква А.

Н..(1)ступает раннее утро, постепенно свет­леет синее небо, и все предметы, оз..(2)рён­ные ярким светом, приобретают и исконную фор­му, и естественную ..(3)краску: и жёлтые, оп..(4)лён­ные зноем скалы, и лысая, лишённая р..(5)ститель­ности горка, и обветренный, запущенный кустар­ник, и заб..(6)лоченная река, заключённая в пологие берега, и кое-как сплетённое убежище п..(7)сту­ха. Всё теперь ст..(8)новится простым и обыкновенным, принимая перв..(9)зданный свой вид.

Задание 8 17216

Раскройте скобки и запишите слово «полтора» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Ближайшая деревня находится в (полтора) километрах от станции.

Задание 9 17592

Замените словосочетание «деревянные дощечки», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Прочитайте текст и выполните задания 10–12.

ОГЭ: текст А.Г. Алексина

(1)До́ма, в котором жила бабушка, уже нет. (2)За его счёт расширили улицу. (3)Я думаю, бабушка была бы этому рада. (4)Вообще характер у неё был удивительный… (5)К примеру, ей нравилось, что её старинный балкон выходил не в тихий двор, а как бы нависал над тротуаром, не умолкавшим ни днём ни ночью.

– (6)Есть на что свалить свою старческую бессонницу! – говорила бабушка.

(7)У неё было четыре дочери. (8)Но только моя мама жила в одном городе с бабушкой. (9)И не просто в одном городе, а за углом, в трёх шагах. (10)Точнее сказать, в двадцати семи… (11)Я подсчитал однажды количество шагов от бабушкиного дома до нашего.

– (12)Хорошо, что мы не живём вместе, в одной квартире, – говорила бабушка. – (13)С детства люблю ходить в гости. (14)Встречают, провожают… (15)Ухаживают!

(16)В гости она любила не только ходить, но и ездить. (17)Она часто вспоминала о том, как ездила много лет подряд на лето в деревню к своему брату – учителю.

(18)Под Новый год бабушка всегда почему-то ждала, что дочери, жившие в других городах, позовут её к себе. (19)Она даже присматривала в магазинах игрушки, которые повезёт своим внукам.

(20)Дочери присылали поздравительные открытки. (21)Они сообщали, что очень скучают. (22)Они любили её. (23)И наверное, просто не догадывались… (24)Конечно, я мог бы им обо всём написать. (25)И однажды совсем уж собрался… (26)Но бабушка остановила меня.

– (27)За подсказки, я слышала, ставят двойки?

– (28)Ставят, – ответил я.

(29)В канун Нового года я решил пригласить в театр свою одноклассницу Галю. (30)На спектакль я купил два билета. «(31)Подойду к Гале, – думал я, – и как бы между прочим скажу: у меня оказался лишний билет. (32)Возьми, если хочешь…» (33)И весь спектакль буду сидеть рядом с ней! (34)Так закончится год… (35)И я буду считать его самым счастливым во всей своей жизни!

(36)В конце декабря, словно сговорившись, пришли открытки от всех маминых сестёр. (37)Они поздравляли бабушку, маму с папой и даже меня. (38)Опять писали, что очень скучают и никак не дождутся встречи!

– (39)В ожидании тоже есть прелесть: всё ещё впереди… – тихо сказала бабушка.

(40)Мама и папа стали объяснять, что им очень не хочется идти завтра в какую-то компанию, но не пойти они просто не могут. (41)И я в тон им с грустью сказал:
– А мне завтра придётся пойти в театр.

(42)Бабушка стала поспешно искать что-то в сумке. (43)Тогда я вдруг… неожиданно для самого себя произнёс:
– Пойдём со мной, бабушка.
(44)У меня есть лишний билет!

(45)Родители очень обрадовались. (46)А бабушка ещё ниже склонилась над своей сумкой. (47)Она продолжала что-то искать в ней. (48)Но теперь уже, мне казалось, от радости.

(49)Огромная, добела раскалённая люстра начала остывать, остывать… (50)Медленно, как бы нехотя раздвинулся занавес. (51)И на сцене появился мальчишка. (52)Он шёл, останавливался, думал. (53)И снова шёл… (54)И я верил, что он идёт к старой женщине, которая полвека была учительницей, а потом заболела, покинула школу. (55)А жить без ребят не могла. (56)И мальчишка решил победить её одиночество…

(57)Когда огромная люстра под потолком стала вновь раскаляться, бабушка ткнула пальцем в программку и сказала:
– Она… волшебная актриса!

– (58)Которая играет мальчишку?

– (59)Да… – бабушка помолчала. – (60)Потому что она – это ты. (61)Сегодня, по крайней мере…

– (62)Ну что ты?! – скромно возразил я.

– (63)Пойдём в буфет, – предложила бабушка. – (64)Я обожаю толкаться в театральных буфетах!

(65)Сейчас, через много лет, я думаю: «Как жаль, что бабушку не видели в тот вечер её дочери, жившие в других городах… (66)Они бы поняли, как легко было сделать её счастливой!»

(По А.Г. Алексину*)
* Алексин Анатолий Георгиевич (1924–2017)

– советский и российский писатель, сценарист и драматург, автор книг для детей и юношества.

Задание 10 17595

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)  Бабушка рассказчика очень не любила уличный шум.
2)  Дочери бабушки, жившие в других городах, всегда приглашали её в гости на Новый год.
3)  Рассказчик хотел пригласить в театр свою одноклассницу, но изменил своё намерение, почувствовав, как грустно будет бабушке в канун праздника остаться одной.
4)  После спектакля рассказчик с бабушкой пошли навестить старую учительницу.
5)  Бабушка очень любила бывать в театральных буфетах.

Задание 11 17596

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

1)  Под Новый год бабушка всегда почему-то ждала, что дочери, жившие в других городах, позовут её к себе.
2)  Так закончится год… И я буду считать его самым счастливым во всей своей жизни!
3)  Огромная, добела раскалённая люстра начала остывать, остывать...
4)  И мальчишка решил победить её одиночество…
5)  — Она… волшебная актриса!

Задание 12 17597

В предложениях 1−6 найдите фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм.

Источник: 
ФИПИ. Открытый банк заданий ОГЭ
 

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.