ОГЭ 2024: Вариант 10

Версия для печатиPDF

Прочитайте текст и выполните задания 2, 3.

ОГЭ: текст

(1)Лисица обыкновенная - это хищное животное, представляющее семейство псовые. (2)Этот представитель семейства считается самым крупным и самым распространенным животным рода лисиц. (3)Внешний вид лисицы такой, что её трудно спутать с любым другим животным: это дикий зверь средних размеров с вытянутой мордочкой, изящным гибким телом, невысокими, но тонкими лапами, а также длинным, объёмным и пушистым хвостом. (4)В более холодных регионах лисица отличается более крупными размерами тела, а также более светлой окраской, а в более тёплых регионах для лисицы характерными являются небольшое тело и тусклая окраска шерсти. (5)Независимо от того, какой основной окрас имеет хищник, основными отличительными чертами лисицы рыжей считаются тёмные уши и наличие характерного белого кончика на хвосте.

(По материалам Интернета)

Задание 2 17620

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) лисица животное (предложение 1)
2) этот представитель считается (предложение 2)
3) её трудно спутать (предложение 3)
4) тело (и) окраска являются характерными (предложение 4)
5) имеет окрас (предложение 5)

Задание 3 17621

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1)  Предложение 1 простое, осложнено обособленным обстоятельством, выраженном деепричастным оборотом.
2)  Предложение 2 осложнено однородными членами предложения.
3)  Предложение 3  сложное с разными видами связи между частями: подчинительной, бессоюзной, сочинительной.
4)  Предложение 4 состоит из двух грамматических основ.
5)  Одна из частей сложного предложения 5 осложнена однородными подлежащими.

Задание 4 17622

Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) В простом предложении запятая не ставится, если однородные члены соединены одиночным сочинительным союзом И.

Б) Между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже, при нулевой связке ставится тире.

В) Между частями сложного бессоюзного предложения ставится двоеточие, если вторая часть поясняет, дополняет первую.

1) Лисица обыкновенная – это хищное животное, представляющее семейство псовые.

2) Этот представитель семейства считается самым крупным и самым распространенным животным рода лисиц.

3) Внешний вид лисицы такой, что её трудно спутать с любым другим животным: это дикий зверь средних размеров с вытянутой мордочкой, изящным гибким телом, невысокими, но тонкими лапами, а также длинным, объёмным и пушистым хвостом.

4) В более холодных регионах лисица отличается более крупными размерами тела, а также более светлой окраской, а в более тёплых регионах для лисицы характерными являются небольшое тело и тусклая окраска шерсти.

5) Независимо от того, какой основной окрас имеет хищник, основными отличительными чертами лисицы рыжей считаются тёмные уши и наличие характерного белого кончика на хвосте.

Задание 5 17623

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Заядлые путешественники (1) ищущие (2) что посмотреть в России самого необычного и даже мистического (3) непременно должны спуститься в Кунгурскую пещеру. Сегодня это место (4) самое известное уральское чудо. Температура здесь не поднимается выше +8 ºC (5) поэтому (6) отправившиеся на досуге полюбоваться сталактитами и сталагмитами (7) уральцы (8) частенько дрожат здесь от холода (9) если забыли надеть перед спуском тёплую куртку и шапку.

Задание 6 10917

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера ответов.

  1. РАСХОДНЫЙ (материал) – на конце приставки перед буквой, обозначающий глухой согласный звук, пишется буква С.
  2. НОЧНОЙ – в сочетании ЧН буква Ь не пишется.
  3. СКАКАТЬ – написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от суффикса -А-.
  4. РАЗВЕЯННЫЙ – написание гласной Я перед НН зависит от принадлежности к спряжению глагола.
  5. НЕДОРОГОЕ (изделие) – имя прилагательное пишется с НЕ слитно, потому что его можно заменить синонимом без НЕ.
Задание 7 17624

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, На месте которых пишется буква И.

Как Глеб н..(1) старался, н..(2) отыскал н..(3) одного гриба. Сколько бы н..(4) бродил по лесу, попадались лишь одни поганки да мухоморы, а съедобных грибов он так и н..(5) увидел.

Задание 8 17625

Раскройте скобки и запишите слово «доктор» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

В это северное село на краю Архангельской области редко приезжают работать так нужные здесь (доктор).

Задание 9 2167

Замените словосочетание «культурные ценности», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Прочитайте текст и выполните задания 10–12.

Текст С.А. Лубенец

(1)Веньке здорово не повезло с именем – Вениамин! (2)И на имя-то не похоже! (3)Прямо лекарство какое-то, вроде антигриппина. (4)Или вот цветок ещё есть такой – бальзамин. (5)А Веня – это ещё хуже: Веня, племя, бремя, семя… (6)Кошмар какой-то! (7)Мама дома иногда называет его ещё и Веником. (8)Венька всегда зажмуривается, когда это слышит. (9)Но не станешь же объяснять маме, что это его раздражает и звук этого «Веника» для него всё равно что скрежет железа по стеклу.

(10)Одноклассники часто говорили ему обидные слова, но Венька в общем-то не обижался. (11)Он просто был не таким, как все, был особенным…

(12)Пашки Винтуева в школе не было больше месяца. (13)Учительница Кира Геннадьевна уговаривала одноклассников сходить к Пашке в больницу или хотя бы написать ему записки, но все отказались самым решительным образом. (14)Венька не мог даже предположить, что ещё кого-то в классе не любят так же, как его самого.

(15)Очень хорошо зная, как тяжело быть одному, Венька решил съездить к Пашке самостоятельно.

(16)В школьном буфете Венька купил пару булочек с клюквенной начинкой. (17)Ради такого случая можно даже пожертвовать папиной ручкой. (18)Кто ещё Винту такую принесёт?

(19)Винт здорово обрадовался Веньке и долго представлял его ребятам в палате:

– (20)Глядите! (21)Это Венька… из моего класса! (22)Друг!

(23)Венька никогда не был другом Винта. (24)Друг – это такое, что не у каждого бывает. (25)Ладно, пусть ребята в палате думают, что у Винта друг Венька.

(26)Венька протянул Винту пакетик с двумя булочками и папиной ручкой:

– (27)Это тебе передача… от класса…

– (28)Вот что значит – друзья! – сказал Пашка громко и слегка качнул загипсованной рукой.

– (29)Антуана поставят на учёт в детскую комнату милиции.

– (30)За что? – испугался Пашка.

– (31)Как это за что? (32)За твою руку.

– (33)Не может быть… я же сам виноват… – Пашка выглядел растерянным.

(34)Венька удивился, что Винт, оказывается, всё правильно понимает, и пояснил:

– (35)Твои родители на него заявление в милицию написали.

– (36)Ну, дают! – разозлился Пашка. – (37)Венька, скажи Антуану, что всё обойдётся: заберут они своё заявление как миленькие!

(38)Через неделю Винт пришёл в школу. (39)Хотя никто не хотел писать ему записки в больницу, но возвращению его в класс все обрадовались.

(40)Ребята разглядывали Пашкину руку с уважением и некоторым смущением. (41)Перед самым уроком Винт подошёл к Веньке и попросил:

– (42)А можно я с тобой сяду?

(43)Венька тут же собрал разбросанные по парте учебники и тетради. (44)Со второго класса с ним никто не садился после того, как он подрался со Славкой Никоненко. (45)Пашка сел рядом – Венька боялся даже дышать. (46)Он решил, что этот день стал самым счастливым за последние шесть лет его жизни.

(По С.А. Лубенец)*
* Лубенец Светлана Анатольевна
современная детская писательница из Санкт-Петербурга,
пишет книги о подростках, взаимоотношениях между ними,
самых обыкновенных и не совсем обычных ребятах.


Задание 10 17626

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)  Пашка Винтуев, представляя Веньку ребятам в больничной палате, назвал его своим другом, хотя тот никогда им не был.
2)  Многие одноклассники навестили Пашку Винтуева в больнице.
3)  Пашка Винтуев, решив сесть за одну с Венькой парту, положил конец вынужденному одиночеству своего одноклассника.
4)  Венька знал, как тяжело быть одному, и поэтому приехал навестить одноклассника.
5)  Пашка сломал руку по вине Антуана и написал на него заявление в милицию.

Задание 11 17628

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм. Запишите номера ответов.

1)  Учительница Кира Геннадьевна уговаривала одноклассников сходить к Пашке в больницу или хотя бы написать ему записки, но все отказались самым решительным образом.
2)  Венька, скажи Антуану, что всё обойдётся. Заберут они своё заявление как миленькие!
3)  Вот что значит - друзья! - сказал Пашка во весь голос и слегка качнул загипсованной рукой.
4)  Венька удивился, что Винт, оказывается, всё правильно понимает, и пояснил:
- Твои родители на него заявление в милицию написали.
5)  Со второго класса с ним никто не садился после того, как он подрался со Славкой Никоненко.

Задание 12 17629

Замените просторечное слово «здорово» в предложении 19 стилистически нейтральным синонимом (синонимичным выражением). Напишите этот синоним.

Источник: 
ОГЭ 100 баллов, вариант 11092023