ОГЭ ФИПИ 2024: задание 4 (тест 1)

Версия для печатиPDF
Задание 1 17984

Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А)  Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.

Б)  Если первая и вторая части сложного бессоюзного предложения противопоставлены по смыслу, то между частями предложения ставится тире.

В)  Согласованное приложение, стоящее после определяемого слова, выделяется тире.

1)  И берёзовая рощица, протягивающая к небу ветки, и могучий дуб, закрывающий своим шатром поляну,  —словом, всё было по-своему прекрасно.

2)  Каштанка, вскочив, присела на все четыре лапы и, протягивая к коту морду, залилась громким лаем.

3)  Далеко впереди, в ясном небе, проступала светлая полоса, отблеск близких полярных льдов.

4)  С Балтики на город наползали тёмные тучи  — предвестники шторма, нередкого в этих краях.

5)  Старик взволнованно подёргал за ручку  — дверь оказалась запертой, видимо, с внутренней стороны.

Задание 2 17990

Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А)  Вводная конструкция выделяется запятыми.

Б)  Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.

В)  В неполном предложении на месте пропуска члена предложения ставится тире.

1)  Бора  — это яростный и таинственный ветер, который рождается где-то в горах около Новороссийска, сваливается в круглую бухту и вызывает страшное волнение на Чёрном море.

2)  «Держитесь, ребята, крепче!»  — весело крикнул капитан, вцепившись в поручни.

3)  С одной стороны вала широкая полянка оканчивалась лесом, с другой  — бежала маленькая речка.

4)  Мите казалось, что го́ре, свалившееся на его плечи, сделало его глубоким стариком.

5)  Руки, к страшной моей досаде, дрожали, горло пересохло.

Задание 3 17996

Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А)  Между частями сложного бессоюзного предложения ставится запятая.

Б)  Обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом, обособляется.

В)  Если первая и вторая части сложного бессоюзного предложения противопоставлены по смыслу, то между частями предложения ставится тире.

1)  Хорошо сидеть одному на краю снежного поля, слушая, как в хрустальной тишине морозного дня щебечут птицы.

2)  Мутно-золотая заря блёкла в облаках за полями, отсвечивала в лужах, мокро и зелено было в полях.

3)  Ни души не было кругом  — только овсянки, сидя под дождём на высоких кустах, звенели на весь лес.

4)  Если смотреть из окна прямо, можно увидеть крыши, точно лодки, опрокинутые вверх дном в зелёных волнах садов.

5)  Уйти нельзя было, остаться  — опасно.

Задание 4 18002

Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А)  Если в первой части бессоюзного сложного предложения указывается на время (условие) совершения действия, то между частями предложения ставится тире.

Б)  Между однородными членами предложения перед второй частью двойного союза ставится запятая.

В)  Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.

1)  С трусом поведёшься  — горя наберёшься.

2)  Путешественники долго кружили на лодке по просторному заливу, изрезанному бухтами, и, разумеется, заблудились.

3)  Останкинская башня, снабжающая каждый уголок нашей страны видео- и радиовещанием, имеет высоту 540,1 м, являясь самым высоким сооружением России.

4)  Современные информационные технологии, бесспорно, открывают новые возможности как в образовании, так и в научных исследованиях.

5)  Муравейники  — возводимые муравьями сооружения  — давно стали символом надёжного дома или прочно обосновавшегося, кипящего жизнью поселения.

Задание 5 18008

Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А)  Между однородными членами предложения, связанными повторяющимся союзом, ставится запятая.

Б)  Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.

В)  Между частями сложноподчинённого предложения ставится запятая.

1)  Пёс сидел напротив дверей булочной, изредка поворачивая лохматую морду направо и налево, и равнодушно провожал глазами нечастых прохожих.

2)  Вечер был настолько светлый, что фонари, горевшие в листве лип, были зажжены, очевидно, только для того, чтобы придать нарядность концерту.

3)  К вечеру погода испортилась: то падал туман, то припускал крупный косой дождь.

4)  Укроп в древности считали красивым растением, а его запах  — не уступающим аромату роз, и поэтому листьями укропа украшали букеты цветов.

5)  Гуси часто становились персонажами народных сказок и легенд: они являлись то заботливыми мамашами, то слугами Бабы Яги, то заколдованными людьми, то волшебными существами, помогающими своим хозяевам.

Задание 6 18014

Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А)  Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.

Б)  Вводное слово выделяется запятыми.

В)  В неполном предложении на месте пропуска члена предложения ставится тире.

1)  Увидеть радугу можно только в том случае, если пелена дождя или висящей в воздухе водяной пыли находится перед вами, а солнце  — за спиной.

2)  Известный пролог к поэме «Руслан и Людмила», созданной А.С. Пушкиным, напомнил мне лучшие бабушкины сказки, чудесно сжав их в одну.

3)  Можно уверенно утверждать, что «Слово о полку Игореве»  — это источник, от которого начались реки русской поэзии.

4)  Природа и человек взаимосвязаны, и эта связь гораздо глубже, чем мы привыкли представлять.

5)  Горные массивы живут своей жизнью, следовательно, изменяются, как и все другие формы рельефа на Земле.

Задание 7 18020

Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Между однородными членами предложения перед противительным союзом ставится запятая.

Б) Вводное слово выделяется запятыми.

В) Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.

1) Море темнело, волны теряли свой блеск, зато небо начало светлеть.

2) Луна, поднимающаяся над верхушками огромных деревьев, была, кажется, раза в два больше, чем всегда.

3) В сумерках дорога казалась пустынной и скучной, я развлекал себя, напевая любимые песни.

4) Аркадий опоздал в школу, зато выспался, был бодрым и успел сделать все домашние дела.

5) В.Г. Белинский назвал роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» картинами, вставленными в одну раму.

Задание 8 18026

Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) В неполном предложении на месте пропуска члена предложения ставится тире.

Б) Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.

В) После прямой речи перед словами автора ставится тире.

1) Лев, Дева и Водолей – самые заметные из весенних созвездий в наших широтах.

2) В Чацком А.С. Пушкина удивляло то, что герой «мечет бисер» перед такими людьми, как Репетилов.

3) Дерево познаётся по плодам, а человек – по делам.

4) «Историк и поэт различаются тем, что первый говорит о происшедшем, второй же размышляет о том, что может произойти», ‒ утверждал Аристотель.

5) В доме медвежата согрелись и сразу уснули, а проснувшись утром, стали знакомиться с обстановкой комнаты.

Задание 9 18032

Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие.

Б) После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие.

В) Между частями сложного предложения, соединёнными союзной сочинительной связью, ставится запятая.

1) Старинные кареты, повозки, представленные в качестве экспонатов в Оружейной палате, особым языком рассказывают о прошлом России: о взаимоотношениях с другими государствами, об укреплении её авторитета на международной арене.

2) В XIX веке в России уже существовало архивное дело, однако далеко не сразу было осознано значение архивов как собрания исторических источников, которые необходимы для нужд науки.

3) В Красную книгу занесены животные, птицы, растения, которые находятся под угрозой полного вымирания, а также редкие виды представителей фауны и флоры.

4) Старинные особняки напоминают в современной Москве случайно появившиеся на улице декорации к опере П.И. Чайковского «Евгений Онегин»: вот-вот выйдет оперный герой, пройдёт семейство Лариных.

5) Байкал так велик и могуч, что местные жители называют его морем, поэтому в старинной песне так и поётся: «Славное море – священный Байкал!»

Задание 10 18038

Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Уточняющее обстоятельство обособляется.

Б) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет первую, то между частями предложения ставится двоеточие.

В) Согласованное приложение, стоящее после определяемого слова, обособляется.

1) Почти все птицы: глухари, зяблики, сойки и синицы – питаются семенами хвойных деревьев.

2) Хруст сучков под конскими копытами слышится в той стороне, в высоком лесу, темнеющем в отдалении.

3) Опустив глаза, Ольга Петровна, серьёзная сорокалетняя женщина, сидела у окна в кресле и быстро вязала крючком.

4) Княжеская усадьба старая, давно всеми позабытая: дом её необитаем, сад заброшен.

5) Волны пенились, шипели, набегали и, скатываясь назад, оставляли на песке мелкие раковины и обрывки морских трав.

Источник: 
ФИПИ. Открытый банк заданий ОГЭ
 

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.