ОГЭ 2024: ФИПИ Вариант 22

Версия для печатиPDF

Прочитайте текст и выполните задания 2, 3.

ОГЭ: текст

(1)Культура человека выражается не только в умении говорить, но и в умении слушать. (2)Если даже захочешь возразить собеседнику, терпеливо выслушай его до конца, не перебивай, возражение может и не понадобиться. (3)Непривлекателен человек, который не умеет владеть собой, грубо перебивает собеседника, пытается подавить его криком, грубым словом, повелительной интонацией. (4)Этим он унижает не только собеседника, но и себя. (5)Убеждай силой логики, фактами, не торопись навязывать своё мнение, уважай мнение собеседника, во время разговора следи за выражением своего лица так же, как и за речью.

Задание 2 18084

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) говорить (и) слушать (предложение 1)
2) захочешь (предложение 2)
3) непривлекателен человек (предложение 3)
4) он унижает (предложение 4)
5) уважай мнение (предложение 5)

Задание 3 10977

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 сложносочинённое.
2) Предложение 2 сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью.
3) Предложение 3 простое с однородными сказуемыми.
4) Предложение 4 простое нераспространённое.
5) В сложном предложении 5 все части – односоставные определённо-личные.

Задание 4 18005

Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А)  Уточняющее обстоятельство обособляется.

Б)  Если вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет первую, то между частями предложения ставится двоеточие.

В)  Между частями сложноподчинённого предложения ставится запятая.

1)  В тени, падавшей на воду с раскидистых прибрежных кустов, блестели, как крошечные светлые пуговки, водяные паучки.

2)  На улице, перед низкой оградой сада, собралось довольно много народа: добрые граждане городка не хотели пропустить случая поглазеть на заезжих гостей.

3)  На одной из дорожек сада Владимир Сергеевич увидел какую-то фигуру, он пригляделся: то была Марья Павловна.

4)  Всё ликовало и пело вокруг меня: и ромашки на меже, и пламя подсолнечников в разных местах среди ржи.

5)  На том месте, с которого послышались крики, зажёгся и потух один огонёк, потом другой.

Задание 5 18239

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Ветер опять налетел неожиданно. Он сорвал листья с деревьев (1) и (2) подбросив их вверх (3) затих (4) любуясь разноцветным дождём: жёлтым (5) зелёным и красным. Листья (6) опускающиеся на землю (7) плавно покачивались (8) словно разноцветные рыбки в пруду. Так ветер (9) отмечал наступление осени.

Задание 6 12430

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера ответов.

  1. (далеко) НЕ ОДНОЗНАЧНЫЙ – раздельное написание частицы НЕ с именем прилагательным определяется словом, усиливающим отрицание.
  2. ВИНЕГРЕТ – в корне слова две непроверяемые безударные гласные.
  3. БРУСЬЯ – буква Ь обозначает мягкость предшествующего согласного звука.
  4. С ВРАЧОМ – в суффиксе имён существительных после шипящих под ударением пишется буква О.
  5. ЗАГОРЕТЬ – написание безударной чередующейся гласной в корне слова определяется его лексическим значением.
Задание 7 18174

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква О.

С б..(1)льшим трудом пр..(2)бирался я с тяж..(3)лой нош..(4)й сквозь лесную чащ..(5)бу. В посвежевш..(6)м воздухе уже чувств..(7)валось дыхание осени. Приближался вечер. Мне казал..(8)сь, что я заблудился и мне предстоит ноч..(9)вка в лесу.

Задание 8 17924

Раскройте скобки и запишите слово «звонкий» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Голос у девочки был (звонкий), чем у других участниц конкурса.

Задание 9 12228

Замените словосочетание «танцевальный кружок», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Прочитайте текст и выполните задания 10–12.

Текст М.А. Чванова

(1)Прошло много лет после того, как я уехал из деревни своего детства. (2)Мне хотелось попасть туда, потому что страна детства лежит в необыкновенно звонкой и тихой местности. (3)Где бы я ни был, но никогда я не видел такого неба, таких прозрачных рассветов, когда проснёшься и вдруг замрёшь от боли, что ты проспал что-то очень важное, и хочется вскочить и бежать за зубчатые горы, узнать, что лежит за ними.

(4)И вот случилось так, что судьба забросила меня в страну моего детства. (5)Здесь ничего не изменилось. (6)Я обошёл знакомые мне места, с радостью узнавая их. (7)Вдруг остановился: навстречу мне шёл Шарик – мой Шарик! (8)Я давно забыл о нём, а он вот ковыляет по-стариковски мне навстречу и всё ещё не видит меня. (9)Я вспомнил, как мы делили с ним наши горькие дни, ведь он был единственным моим другом, как он провожал меня до бетонной дороги, не подозревая, что я уезжаю навсегда. (10)Он стал совсем седым и старым.

– (11)Шарик! – окликнул я его дрогнувшим голосом.

(12)Он вздрогнул, испуганно остановился, но тут же отвернулся и свернул с тропы.

– (13)Шарик!

(14)Но он даже не оглянулся. (15)Я видел, что он, конечно, узнал меня, но не хотел узнавать человека, которого считал лучшим другом, который предал его, бросив на произвол судьбы. (16)Эта встреча была неприятна ему...

(17)Мне было стыдно. (18)Весь следующий день я думал о Шарике, пытался убедить себя, что не очень виноват в случившемся: куда я мог его тогда взять, ведь я сам не знал, куда мне приткнуться. (19)Но он ведь был твоим лучшим другом! (20)И разве есть ему дело до таких тонкостей?!

(21)А потом я встретил одноклассника. (22)Он рассказал мне, что Шарик очень скучал после моего отъезда, всё искал меня, бегал на дорогу, выл по ночам...

(23)Я ходил по деревне в надежде встретить Шарика, но он, завидев меня, из последних своих старческих сил убегал от меня. (24)Но потом заскулил, лёг и закрыл глаза.

– (25)Шарик! – я припал лицом к его холодной морде. – (26)Ну, прости меня, прости! – я гладил его седую, всю в репьях голову.

(27)...На следующий день я уезжал. (28)За остановкой я увидел Шарика: он тайком пришёл проститься. (29)Я бросился рядом с ним на землю и вдруг неожиданно для себя заплакал. (30)Шарик стал лизать мои руки, щёки, в нём неожиданно появилось что-то из давних лет – из детства.

– (31)Ну ладно, старина, прощай. (32)Прости меня за всё, если сможешь.

(33)Глаза его сразу потускнели, словно в них бросили горсть золы, но он пересилил себя, понимающе вильнул поникшим хвостом, словно хотел улыбнуться, но улыбки не получилось.

(34)Автобус тронулся. (35)Старый и седой, Шарик сидел в клубах дорожной пыли и угрюмо смотрел в землю...

– (36)Стой! (37)Тормози!

(38)Водитель, недовольный, остановил автобус, и я, видя только счастливые глаза Шарика и уже не поникший хвост, выскочил на пыльную просёлочную дорогу. (39)Выскочил, чтобы уже больше никогда не расставаться с самым преданным в моей жизни другом...

(По М.А. Чванову*)
* Чванов Михаил Андреевич
(род. в 1944 г.) –
российский писатель, публицист, директор мемориального дома-музея С.Т. Аксакова.


Задание 10 18421

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)  Герой-рассказчик провёл детство в деревне.
2)  Шарик стал седым и старым и не узнавал своего бывшего друга.
3)  Рассказчику было стыдно, что он много лет назад не взял Шарика с собой.
4)  Шарика взял домой одноклассник после отъезда рассказчика.
5)  Шарик бежал за автобусом, в котором уезжал его лучший друг.

Задание 11 18422

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет. Запишите номера ответов.

1) Мне хотелось попасть туда, потому что страна детства лежит в необыкновенно звонкой и тихой местности.
2) И разве есть ему дело до таких тонкостей?!
3) Он рассказал мне, что Шарик очень скучал после моего отъезда, всё искал меня, бегал на дорогу, выл по ночам…
4) Мне было стыдно.
5) Где бы я ни был, никогда я не видел такого неба, таких прозрачных рассветов, когда проснёшься и вдруг замрёшь от боли, что ты проспал что-то очень важное, и хочется вскочить и бежать за зубчатые горы, узнать, что лежит за ними.

Задание 12 18423

В предложениях 11–16 найдите фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм.

Источник: 
ФИПИ. Открытый банк заданий ОГЭ
 

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.