ОГЭ 2024: ФИПИ Вариант 48

Версия для печатиPDF

Прочитайте текст и выполните задания 2, 3.

ОГЭ: текст

(1)Волны, наблюдаемые в природе, могут переносить огромную энергию и нередко являются причиной разрушений. (2)Так, большой мощностью обладают морские волны: они бывают причиной гибели кораблей в море, размывания берегов, разрушения причалов. (3)Особенно страшные разрушения производят гигантские морские волны – цунами. (4)Энергию морских волн можно использовать и на благо человека, если создать устройство, позволяющее преобразовывать её в электрическую энергию. (5)Такие устройства позволили бы более экономно использовать невозобновляемые источники энергии: нефть, газ, каменный уголь.

Задание 2 18132

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) волны могут (и) являются (предложение 1)
2) они бывают причиной (предложение 2)
3) волны – цунами (предложение 3)
4) создать (предложение 4)
5) позволили источники (предложение 5)

Задание 3 12256

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом, и однородными сказуемыми.
2) Предложение 2 содержит 3 (три) грамматические основы.
3) Предложение 3 осложнено обособленным приложением.
4) Предложение 4 сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью.
5) Предложение 5 простое, осложнённое однородными членами предложения с обобщающим словом.

Задание 4 18031

Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Уточняющее обстоятельство обособляется.

Б) Между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже, при нулевой связке ставится тире.

В) Согласованное приложение, стоящее после определяемого слова, отделяется тире.

1) А.П. Чехов считал, что искусство писать – это искусство сокращать.

2) Молодые деревья, поднявшиеся по краям дороги, давали спасительную тень от зноя, досаждавшего даже к вечеру, а ровно подстриженные кусты, спасая прохожих от любопытных взоров, усиливали прохладу.

3) В небе кружились хищные птицы ‒ стервятники с мощными клювами.

4) Внизу, у беспорядочно нагромождённых серых камней, и плещутся, и дышат горько-солёным воздухом волны прилива.

5) Дорожная пыль, камни, деревянные заборы – всё раскалилось, дышало ленивым жаром.

Задание 5 12530

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Русский музей (1) это крупнейший в мире музей русского искусства (2) уникальный архитектурно-художественный комплекс (3) в историческом центре Санкт-Петербурга (4) а также первый в стране государственный музей русского изобразительного искусства. Решение о его основании (5) было принято Александром III (6) но только спустя некоторое время (7) Николай II подписал указ (8) «Об учреждении особого установления под названием „Русский музей Императора Александра III”».

Задание 6 17496

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера ответов.

1) ПРЕПОДАВАТЕЛЬ – написание безударной гласной в корне слова проверяется подбором однокоренного слова, в котором гласный звук находится в ударном слоге.
2) ПОСТЕЛЕШЬ – в окончании глагола II спряжения в форме 2-го лица единственного числа пишется буква Е.
3) УТЕРЯНЫ (документы) – в имени прилагательном, образованном с помощью суффикса -ЯН-, пишется одна буква Н.
4) ПРОЧЬ – в наречии, оканчивающемся на шипящий, пишется буква Ь.
5) НЕ ЗАДУМЫВАЯСЬ – частица НЕ с деепричастием пишется раздельно.

Задание 7 18200

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.

Пост..(1)пенно лес наполня..(2)тся птичь..(3)м гомоном. В гн..(4)зде какой-то п..(5)чужки жалобно расп..(6)щались птенч..(7)ки. Из-за кустов выскоч..(8)л зайчонок и пустился наутёк. Не зна..(9)т зверушка, что бояться меня нечего.

Задание 8 17958

Раскройте скобки и запишите слово «двести» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Длина ста́да мигрирующих северных оленей может достигать более (двести) километров.

Задание 9 1892

Замените словосочетание «стая гусей», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Прочитайте текст и выполните задания 10–12.

Текст А.А. Лиханова

(1)В конце третьего класса, как раз по весне, когда вскрылась река и с шорохом и гулом уплыли вниз по воде рыхлые серые льдины, наша учительница Анна Николаевна привела в класс нового ученика в кителе с морскими пуговицами. (2)Эти пуговицы бросились мне в глаза прежде всего: у всех были железные пуговицы со звёздочкой, а у Витьки Борецкого – с якорями.

(3)Витька Борецкий сидел в классе тихо на предпоследней парте, посверкивал завидными пуговицами, был тих и аккуратен, тянул руку, если хотел сказать или спросить, в общем, был образцовым пай-мальчиком, совершенно непохожим на нашу шумливую братию.

(4)Вовка Мешков с первого дня невзлюбил Борецкого. (5)У Мешкова отроду не было внутренних тормозов. (6)Был он развязный, невоспитанный, и у него даже, казалось, глазки хищно щурились, когда он смотрел на Витьку. (7)Вот и придумал он Борецкому неприличную кличку и так затерроризировал бедного Витьку, что тот решил перейти в другую школу.

(8)И вот однажды Анна Николаевна сказала, что школе дали много денег для оборудования, и мы отправились в магазин наглядных пособий.

– (9)Ребята, выбирайте, что вам нравится! – скомандовала Анна Николаевна.

(10)Мы, как дрова, таскали на телегу стеклянные пирамиды, циркули, банки со змеями и лягушками.

(11)Когда мы зашли в магазин за новыми охапками пособий, Анна Николаевна вдруг задумчиво проговорила:

– (12)Деньги-то ещё остались. (13)Чего бы ещё купить?

(14)Я не успел подумать о самом страшном для меня во всём магазине, как Анна Николаевна воскликнула, смеясь:

– (15)Скелет продаётся?

(16)В ту же секунду меня озарило: а ведь этот скелет спасёт Витьку! (17)Я был абсолютно уверен, что самое страшное пособие поможет Витьке остаться в нашей школе, помириться с Вовкой и забыть свою позорную кличку.

(18)А план уже отчеканился в моей голове, и я как бы невзначай предложил Витьке:

– (19)Хочешь сфотографироваться с ним?

(20)Решительным шагом я подошёл к Борецкому, придвинул его к скелету, взял костлявую кисть и положил Витьке на плечо. (21)Щёлкнул затвор – готово!

(22)Вечером я предложил Борецкому прогуляться в поисках желанной встречи с Вовкой.

(23)Вовку мы встретили на набережной, где он катался на велосипеде.

(24)Неторопливым движением я достал фотографию и протянул Вовке:

– (25)Посмотри!

(26)Он нехотя взял карточку, и глаза у него поехали на лоб.

– (27)Ну ты даё-ёшь! – прошептал он и уставился на Витьку.

(28)Я ликовал. (29)Пусть попробует теперь Вовка повторить позорную кличку, выдуманную для Витьки! (30)Язык у него больше не повернётся!

(31)Мешков глядел на Борецкого с ярко выраженным уважением, и Витька потихоньку выпрямлял спину, приподнимал подбородок. (32)А Вовка всё смотрел на Витьку, и взгляд его постепенно становился восторженным.

(По А.А. Лиханову)*
* Лиханов Альберт Анатольевич (род. в 1935 г.) –
писатель, журналист, председатель Российского детского фонда.
Особое внимание в своих произведениях писатель уделяет роли семьи и школы
в воспитании ребёнка, в формировании его характера.


Задание 10 18633

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Герой-рассказчик считал, что хорошее воспитание не позволит больше Вовке Мешкову повторять неприличное слово.
2) Герой-рассказчик считал, что Вовка Мешков больше не станет издеваться над Борецким, после того как Витька изменился внешне: выпрямил спину и приподнял подбородок.
3) Вовка Мешков с первого дня невзлюбил Витьку Борецкого и придумал ему неприличную кличку.
4) Герой-рассказчик считал, что фотография со скелетом станет для Мешкова доказательством трусости Борецкого.
5) Придуманный героем-рассказчиком гениальный план с фотографией помог наладить отношения Мешкова и Борецкого.

Задание 11 18634

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм. Запишите номера ответов.

1) Эти пуговицы бросились мне в глаза прежде всего: у всех были железные пуговицы со звёздочкой, а у Витьки Борецкого – с якорями.
2) Был он развязный, невоспитанный, и у него даже, казалось, глазки хищно щурились, когда он смотрел на Витьку.
3) И вот однажды Анна Николаевна сказала, что школе дали много денег для оборудования, и мы отправились в магазин наглядных пособий.
4) Он нехотя взял карточку, и глаза у него поехали на лоб.
5) Решительным шагом я подошёл к Борецкому, придвинул его к скелету, взял костлявую кисть и положил Витьке на плечо.

Задание 12 1574

Замените просторечное слово «невзначай» в предложении 18 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Источник: 
ФИПИ. Открытый банк заданий ОГЭ
 

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.