ОГЭ 2024: ФИПИ Вариант 54

Версия для печатиPDF

Прочитайте текст и выполните задания 2, 3.

ОГЭ: текст

(1)Шапка Мономаха – одна из древнейших русских корон, которая в настоящее время хранится в Оружейной палате Московского Кремля. (2)Её в 1116 году подарил киевскому князю Владимиру Мономаху в знак дружбы и уважения император Константинополя. (3)Шапка Мономаха стала короной не сразу. (4)Сначала её передавали из рода в род как память о мудром князе Владимире, и выглядела она иначе, чем теперь. (5)Когда же решили венчать Мономаховой шапкой на царство, её превратили в корону.

Задание 2 18141

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) которая хранится (предложение 1)
2) подарил император (предложение 2)
3) шапка стала (предложение 3)
4) передавали память (предложение 4)
5) решили венчать (предложение 5)

Задание 3 13676

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 простое, осложненное однородными сказуемыми.
2) Предложение 2 простое двусоставное.
3) В предложении 3 содержится простое глагольное сказуемое.
4) Предложение 4 сложное.
5) Предложение 5 сложноподчинённое с придаточным времени.

Задание 4 18037

Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) В неполном предложении на месте пропуска члена предложения ставится тире.

Б) Между частями сложного бессоюзного предложения ставится запятая.

В) Согласованное приложение, стоящее после определяемого слова, выделяется тире.

1) Ни в каком покровительстве сосна не нуждается, растёт там, где ничто не может расти.

2) Мир освещается солнцем, а человек – знанием.

3) Повсюду: в поле, в лесу, у реки – раздаются птичьи трели, возвещая начало весны.

4) В сторожке жил лесник – одинокий старик, у которого мы иногда оставались на ночлег.

5) Встанешь утром часа в четыре, выйдешь в сад: роса блестит на цветах, шумят птицы и насекомые, на небе ни облачка.

Задание 5 17883

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.

В нашей стране первая консерватория открылась (1) в 1862 году в Петербурге. Её основатель (2) Антон Григорьевич Рубинштейн. Прекрасный композитор и выдающийся пианист (3) неутомимый пропагандист музыкальной культуры и музыкальных знаний (4) так характеризовали его современники. Обязательное условие для поступления в консерваторию (5) определённый уровень профессиональной подготовки. Взрослые ученики часто совмещали музыкальные занятия с обучением в университете или со службой. Для младших существовали научные классы (6) в которых ученики получали (7) примерно такое же общее образование (8) какое давала гимназия.

Задание 6 12456

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера ответов.

  1. ПАЛЬТО – написание безударной гласной в корне слова проверяется подбором однокоренного слова, в котором гласный звук находится под ударением.
  2. ЦИТРУСОВЫЕ – буква И обозначает мягкость предшествующего согласного.
  3. ПРИВЛЕЧЬ – на конце неопределённой формы глагола после шипящих пишется буква Ь.
  4. БЕЗЗАБОТНЫЙ – на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется буква З.
  5. ИСТОРИЯ – в окончании формы предложного падежа имени существительного на -ИЯ пишется буква Е.
Задание 7 18206

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Е.

Я уже пр..(1)двкушал, как лив..(2)нь хлын..(3)т на опалённый зно..(4)м мир. Однако крупные капли пот..(5)хоньку пош..(6)лестели справа и слева, но не сл..(7)лись в единый мощный поток. Ритм их паден..(8)я становился всё медленн..(9)е и вдруг совсем затих.

Задание 8 17964

Раскройте скобки и запишите слово «директор» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

(Директор) нескольких школ нашего района столкнулись с проблемой нехватки компьютеров для проведения уроков информатики.

Задание 9 1681

Замените словосочетание «палуба корабля», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Прочитайте текст и выполните задания 10–12.

Текст А.Г. Алексина

– (1)Говорят, что самые непримиримые недруги – это бывшие друзья, – сказала нам однажды наша дочь Оля. – (2)Я убедилась, что это так.

(3)Люсю Катунину она называла на французский манер: Люси́. (4)«Как в доме Ростовых! – поясняла Оленька. – (5)Или Болконских».

(6)Люся упорно предрекала нашей дочери судьбу Леонардо да Винчи.

(7)Несмотря на сопротивление Оленьки, она таскала за ней огромную папку с рисунками, даже готовила краски и мыла кисточки. (8)Какая женщина устоит перед таким обожанием? (9)Оленька стала дружить с Люси́, хотя времени на дружбу у неё было мало.

(10)Да и у Люси, признаться, его было не очень много. (11)Люсина мама в течение долгих лет не поднималась с постели.

(12)Стремясь доставить матери радость, дочка восклицала:

– (13)Если б ты видела фигуру спящего льва, которую вылепила Оля! (14)Я весь вечер говорю шёпотом: вдруг он проснётся?

(15)Часто она забирала Олины работы, чтобы показать маме, и взяла слово, что, когда мама наконец поднимется, Оля нарисует её портрет.

(16)Люся и сама потихоньку рисовала, но мы видели только её заголовки в школьном юмористическом журнале, который, по предложению Оли, носил название «Детский лепет».

(17)Неожиданно всё изменилось.

(18)В художественной школе организовали встречу с прославленным мастером живописи. (19)Люся высоко чтила этого мастера. (20)Но чтили его и все остальные, поэтому школьный зал оказался переполненным.

(21)И Оленька не смогла провести туда подругу.

– (22)Я не нашла для Люси места в зале, – рассказывала в тот вечер Оля. – (23)А она обиделась... (24)И на что?! (25)Академик живописи рисует гораздо лучше, чем говорит. (26)Я сказала ей: «Ты знаешь его работы. (27)Значит, ты с ним знакома. (28)Художник – это его творчество». (29)А она вернула мою папку с рисунками. (30)Как говорят, «заберите ваши игрушки».

– (31)И что же дальше? – спросила я дочь.

– (32)Ну и мерси, дорогая Люси́ – в рифму пошутила Оленька.

– (33)Друзей труднее найти, чем потерять.

– (34)Раз можно потерять, значит, это не такой уж и друг!

– (35)Не нашла места в зале? – задумчиво произнесла я. – (36)Если бы ты нашла его у себя в сердце...

(По А. Алексину)*
* Алексин Анатолий Георгиевич (род. в 1924 г.) – писатель, драматург.
Его произведения повествуют о мире юности.


Задание 10 18677

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Оленька, по мнению Люси, поступила с ней не по-дружески, и девочки перестали общаться.
2) Оля и Люся часто ссорились и поэтому перестали дружить.
3) Люся высоко чтила прославленного мастера и очень хотела попасть на встречу с ним.
4) Люся позавидовала тому, что Оля смогла беспрепятственно пройти в зал на встречу со знаменитым художником.
5) Друзей очень легко потерять, но гораздо трудней найти.

Задание 11 18678

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора. Запишите номера ответов.

1) Люсю Катунину она называла на французский манер: Люси́. «Как в доме Ростовых! – поясняла Оленька. – Или Болконских».
2) Несмотря на сопротивление Оленьки, она таскала за ней огромную папку с рисунками, даже готовила краски и мыла кисточки.
3) – А она обиделась... И на что?! Академик живописи рисует гораздо лучше, чем говорит.
4) – Не нашла места в зале? – задумчиво произнесла я. – Если бы ты нашла его у себя в сердце...
5) Но чтили его и все остальные, поэтому в школьном зале разлилось целое море поклонников.

Задание 12 18679

Замените разговорное слово «раз» в предложении 34 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Источник: 
ФИПИ. Открытый банк заданий ОГЭ
 

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.