ЕГЭ: задание 16 (тест 1)


- 16. Пунктуация в сложносочиненном предложении и простом предложении с однородными членами
1. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
- Перед глазами возникает то бескрайний степной пейзаж то расписной терем русского леса то жемчужное зеркало южного моря.
- В более поздних русских летописях содержатся ценнейшие исторические и экономические данные и культурно-этнографические факты.
- И небо высилось ночное с невозмутимостью святой и над любовию земною и над земною суетой.
- Поезд давно уже увёз и концессионеров и театр Колумба и прочую публику.
- Налетела туча с крупным градом и разметала она всю листву.
2. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
- Там были меха и перья шёлк и жемчуг необыкновенная легкость покроя и умопомрачительная причёска.
- Грин любил и море и выдуманные им морские побережья.
- У молодого человека не было ни денег ни квартиры ни ключа от квартиры.
- При виде концессионеров из толпы встречающих и любопытствующих вынырнул гражданин в чесучовом костюме и быстро зашагал к выходу.
- Снег падал хлопьями и скоро он покрыл всю землю.
3. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
- В 1856 году в немецком городе Карлсруэ вышло в свет первое издание поэмы «Демон» бывшего поручика Тенгинского полка М.Ю. Лермонтова и в том же году в Омске в семье штабс-капитана того же Тенгинского пехотного полка А.М. Врубеля родился сын – будущий художник Михаил Врубель.
- Многие полотна И.К. Айвазовского воспринимаются как музыкальные или стихотворные импровизации.
- Повесть Е.И. Замятина «На куличках» полна любви и сострадания к соотечественникам и выражает протест против общественных условий.
- С поэтами-декабристами композитора А.А. Алябьева связывали как общие взгляды так и многие обстоятельства жизни и тяжёлой личной судьбы.
- Здесь заповедными стали истоки рек и родники и рощи и дубравы.
4. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
- Природа проходит через влюблённое и вечно творящее сердце поэта и запечатлевается в его лирических строках.
- Инверсия является одним из важнейших средств интонационно-синтаксического выделения слов или словосочетаний.
- Лёгкий ветерок то просыпался то утихал.
- В этом портрете есть и лёгкость манеры и тонкость колористической гаммы и психологизм образа.
- Двигатель не успел по-настоящему остыть и его запустили в течение нескольких минут.
5. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
- Попугай этот был склочной и крикливой птицей и в течение месяца отравлял жизнь своему хозяину и всему дому.
- Вечерами солнце купается в багровых туманах или сухо догорает на краю степи костром.
- Во время полёта можно вздремнуть или просто помечтать.
- В русской песне звучат как робость так и мятежная вольница.
- Луна скатывалась за горизонт и город медленно погружался в предрассветную сухую тьму.
6. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера предложений.
- Всё блещет и нежится и радостно тянется к солнцу.
- Со своими увалами и ухабами с лесами и перелесками тайга обладает десятками микроклиматов.
- Я со своей стороны лишь изменил имена некоторых действующих лиц этой истории да придал устному рассказу письменную форму.
- В древности зачастую вопрос жизни и смерти зависел от случайного стечения обстоятельств или соотношения сил людей и зверей.
- Одна лишь стрекоза в такую жару чувствует себя хорошо и как ни в чём не бывало она пляшет без устали в пахучей хвое.
7. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера предложений.
- В звукописи используются и аллитерации и ассонансы и звуковые повторы.
- Обратимся к звуковым ресурсам художественного выражения и изображения и к приёмам их использования.
- Владение хорошей речью важно как для политика так и для журналиста.
- Натюрморты Грабаря всегда сочетаются с пейзажем или интерьером.
- Вошла зима в берёзовую рощу и сразу заискрилось всё вокруг.
8. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены)
- В музее есть картины и игрушки и предметы быта XV века.
- В Москве и других городах со снегом и льдом на дорогах борются химическими способами.
- Нужно быть вежливым как среди посторонних людей так и в домашнем кругу.
- То справа то слева то сбоку слышался какой-то шум
9. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены)
- В народной медицине водные настои приготавливают холодным или горячим способами.
- Среди писателей послереволюционной эпохи М.А. Булгаков чаще других обращается к темам прозрения и своего пути в жизни и литературе.
- За чаем собрались гости да хозяева.
- Лесные дали кажутся то дымчато-сиреневатыми то чуть голубоватыми.
10. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены)
- Как наше так и вражеское войско томилось в ожидании настоящего боя.
- Наш внутренний мир настроен чутко и тонко и отзывается на самые незаметные звуки жизни.
- Защитой средневековому воину служили простая стёганая туника или детали доспехов.
- Дом к празднику убирали шиповником да белою ромашкою.
11. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены)
- Из листового металла делают корпуса машин и приборов и посуду.
- Жестянщики должны знать устройство различных станков и приспособлений для обработки листового металла и уметь работать на них.
- Столярный клей выпускают в виде зёрен или твёрдых плиток с блестящей поверхностью.
- Мы долго не ложились спать и любовались то небом то морем.
12. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены)
- Индивидуальность писателя проявляется даже в предпочтении того или иного цветового эпитета.
- Почти каждый из французских скульпторов работал одновременно и в историко-мифологическом и в портретном и в пейзажном жанрах.
- Грин мог подробно описать как изгиб реки так и расположение домов как вековые леса так и уютные приморские города.
- Лес шумел то убаюкивающе и певуче то порывисто и тревожно.
13. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены)
- Цели астрологов и алхимиков были фантастичны но их наблюдения и опыты способствовали накоплению знаний как по астрономии так и по химии.
- В XII веке живописцы писали картины красками или тушью на шёлковых или бумажных свитках.
- На улице весь декабрь то снег то дождь…
- Каравелла имела три мачты с прямыми и косыми парусами и могла двигаться в нужном направлении даже при встречном ветре.
14. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены)
- Мне хотелось застать медведя за едой или за рыбной ловлей на берегу реки.
- Берёзовые рощи и аллеи вызывают чувство радости и умиротворённости.
- Рябина прекрасна и по весне и осенью.
- Ни на воде ни на земле ни в воздухе настоящий турист не чувствует растерянности.
15. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены)
- Полина любила находиться в кабинете мужа или в библиотеке.
- Человек должен соблюдать как юридические так и нравственные законы.
- Океан и небо перемешались и понеслись над головой потоками воды.
- Артист читал басни и рассказы и лирические миниатюры.
16. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены)
- Гущин набирается смелости и задает вопрос тихим и робким голосом.
- Лесные ягоды лучше всего собирать или утром или вечером.
- Самоварчик уже был готов и стоял на столе.
- Владимира пленяли усадьбы и дачи по сторонам и тишина вокруг.
17. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены)
- Много желал да ничего не поймал.
- Идеальный дворянин должен был походить и на героя рыцарских романов и на персонажа античной истории и на христианского проповедника.
- Преподаватель рисования обратил внимание на способности и склонности мальчика и убедил родителей отдать ребенка в училище живописи.
- Дачники лениво гуляют под зонтиками или сидят в тени деревьев.
18. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены)
- При свете молнии стали видны дома и сараи и стволы мокрых деревьев.
- Дыхание осенних ветров то прохватывает тайгу болотной сединой то вплетает в неё золотые и серебристо-жёлтые пряди.
- Зимой я ходил на охоту либо катался с ребятами с горы либо прогуливался с ними на лыжах.
- Задолго до рассвета Ильинична затопила печь и к утру уже выпекла хлеб и насушила две сумки сухарей.
19. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены)
- В поведении скворца много суетливого и забавного деловитого и хитрого.
- В гостиной графа зеркала и картины и вазы были настоящими произведениями искусства.
- Для многих книги Достоевского или Толстого интереснее любого детективного романа.
- Хорошо тёплой осенью потеряться в густых чащах осин и берёз и дышать прелым запахом травы.
20. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены)
- Обобщающие слова должны стоять перед однородными членами или после них.
- Для праздничной иллюминации использовались как электрические гирлянды так и фонари.
- Ночью ветер злится да стучит в окно.
- Хороший специалист опирается на фундаментальные знания и умение трудиться.
21. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены)
- Для проверки правописания безударной гласной корня надо изменить слово или подобрать родственное.
- В голове шумело не то от воя и свиста бури не то от радостного волнения.
- Мы видели несколько деревьев вдали да бегущие по влажной траве тени гонимых ветром туч.
- Попутчик не расслышал сказанное или пренебрёг моим намёком.
22. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены)
- О месте собаки в жизни человека писали и пишут современные публицисты и писатели.
- Желтоватые или розовые лепестки этого растения растут по одному или пaрами.
- На клумбе были посажены яркие маки и нежные тюльпаны и мохнатые ноготки.
- Представители интеллигенции стремились к смысловой точности и выразительности речи боролись против искажения и засорения родного языка.
23. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены)
- В двигателе автомобиля сжигается бензин или природный газ или дизельное топливо.
- В 13 лет И.И. Левитан поступает в Московское училище живописи и ваяния и учится у В.П. Перова.
- Временами между кочками или пнями попадались светло-коричневые коврики кукушкина льна.
- Асеев неожиданно менял позы и то откидывался в кресле то пружинисто вставал.
24. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены)
- Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена.
- Причастия способны как образно описать предмет или явление так и представить его признак в динамике.
- Алогичность соединения слов создаёт особый психологический эффект и приковывает внимание читателя и усиливает образность.
- Довольно скоро он обжился в этом районе да подружился с соседями.
25. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены)
- Есть различные версии и гипотезы о происхождении и значении названия этого растения.
- Долгими осенними вечерами мы читали вслух или просто сидели у камина.
- Рыцари то завоёвывали новые города то теряли все свои приобретения то снова готовились к походам.
- Рудольф Нуриев виртуозно владел техникой как классического так и современного танца.
26. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены)
- Герой романа любил путешествия и приключения и в то же время стремился к комфорту и семейному уюту.
- Очень многие акварели не имели авторов или приписывались тем или иным декабристам предположительно.
- Жаргонные слова выпадают и из традиции и из сферы разумного словоупотребления и из единообразия речи.
- Для убеждения читателя в справедливости своих оценок автор рецензии может использовать как приёмы научного анализа так и средства художественной выразительности.