ВПР 7 класс (задание 10)

10. Распознавание функционально-смысловых типов речи

# 14231

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 7–12 текста. Запишите ответ. >>>

ВПР7: текст Носова Е.

(1)Я подолгу разговариваю с тополем. (2)У меня с ним давний молчаливый разговор.

(3)Когда я был меньше, я спрашивал его о простом – что он такое? (4)Живой он или мёртвый? (5)В нём всегда я находил непонятное и удивительное. (6)Потом я спрашивал его не о том, что он, а зачем он. (7)Зачем вырос такой огромный? (8)Для чего ему нужна такая высота? (9)Для чего он изо всех сил тянется к небу? (10)Просто греется на солнце? (11)Зачем ему надо каждую весну разворачивать шатёр листьев, чтобы потом сбросить их под ноги прохожим? (12)Для чего жизнь ему дала такую судьбу? (13)Доволен ли он тем, что он тополь? (14)Всю жизнь ему стоять на месте. (15)Он даже не сможет отойти в сторону, если загорится дом. (16)Не сможет пожаловаться, если в него вобьют гвоздь.

(17)Я спросил однажды у дворника Никифора, когда он был в хорошем настроении:

– Дядя Никифор, зачем растёт дерево?

(18)Никифор долго глядел на тополь из-под лохматой шапки.

– (19)Это? (20)Пустое дерево. (21)Будь бы яблоня или груша, компоту наварить можно. (22)Дуб – на постройку. (23)А это – сплошная морока. (24)Мести не успеваешь. (25)По мне – хоть сейчас его на дрова.

(26)А для меня оно не было пустым. (27)Я излазил его до последнего сучка. (28)Знаю на ощупь каждый сантиметр его могучего ствола, морщинистого, в глубоких складках, как кожа старого слона.

(29)Я истратил на восхождение на него многие годы. (30)Когда-то только глядел от подножия, потом удался подъём на нижний сук. (31)Каждая взятая высота приносила мне бесконечную радость. (32)Сначала я поднялся над забором, потом над домом. (33)И вот уже рядом со мной кружили птицы. (34)Я теперь думаю: наверное, так вот, с дерева, начинал подниматься над землёю человек. (35)Дерево первым подарило ему ощущение высоты. (36)Оно было его первыми крыльями, которые подняли его над миром.

(По Е. Носову)

# 14188

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 3–4 текста. Запишите ответ. >>>

ВПР7: текст Гаршина В.

(1)В одном большом городе был ботанический сад, а в этом саду – огромная оранжерея из железа и стекла. (2)Она была очень красива. (3)Стройные витые колонны поддерживали всё здание. (4)На них опирались лёгкие узорчатые арки, в которые были вставлены стёкла.

(5)Сквозь толстые прозрачные стёкла виднелись заключённые растения. (6)Несмотря на величину оранжереи, им было в ней тесно. (7)Корни переплелись между собой и отнимали друг у друга влагу и пищу. (8)Ветви деревьев мешались с огромными листьями пальм, гнули и ломали их. (9)Садовники постоянно обрезали ветви, но это плохо помогало. (10)Для растений нужен был широкий простор, родной край и свобода. (11)Они были уроженцы жарких стран, нежные, роскошные создания. (12)Они помнили свою родину и тосковали о ней. (13)Как ни прозрачна стеклянная крыша, но она не ясное небо.

(14)Зимой стёкла обмерзали, тогда в оранжерее становилось совсем темно. (15)Гудел ветер, бил в рамы и заставлял их дрожать. (16)Крыша покрывалась наметённым снегом. (17)Растения слушали вой ветра и вспоминали иной ветер – тёплый, влажный, дававший им жизнь и здоровье. (18)Им хотелось вновь почувствовать его веянье, хотелось, чтобы он покачал их ветви, поиграл их листьями.

(19)Однажды в оранжерею зашёл приезжий из жаркой страны Бразилии, где выросли эти растения. (20)Он долго стоял и смотрел на высокую красивую пальму. (21)Точно такие росли в его стране. (22)Бразильянцу становилось всё грустнее и грустнее. (23)Вспомнил он родину, её солнце и небо, роскошные леса с чудными зверями и птицами, пустыни, чудесные южные ночи. (24)И вспомнил ещё чужеземец, что нигде не бывал он счастлив, кроме родного края, а он объехал весь свет. (25)Иностранец коснулся рукою пальмы, как будто бы прощаясь с нею, и ушёл из сада, а на другой день уже ехал на пароходе домой.

(26)А пальма осталась. (27)Ей теперь стало ещё тяжелее, хотя и до этого случая было очень тяжело. (28)Она была совсем одна.

(По В. Гаршину)

# 14139

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 10–12 текста. Запишите ответ. >>>

ВПР7: текст Голицына С.М.

(1)В 9-летнем возрасте я упивался одной книгой, о которой впоследствии на вопрос некоей анкеты: «Какая книга в вашем детстве произвела на вас наибольшее впечатление?» – я не колеблясь ответил: «Рыцари Круглого стола». (2)Это переведённое с английского популярное изложение народных сказаний, связанных с именем легендарного короля Артура и его рыцарей.

(3)В детстве я редко перечитывал книги, прочитав один раз, откладывал, принимался за другую. (4)Но эту, хоть и толстую, я перечитывал много раз, раскрывал посредине и опять читал о короле Артуре и его оруженосце Кее, о волшебнике Мерлине и о рыцаре Ланселоте и о его любви к королеве Джиневре.

(5)Книга «Рыцари Круглого стола» заставила меня о многом задуматься, под её влиянием я решил совершенствоваться, чтобы стать похожим на рыцаря. (6)Рыцари храбры, а я боялся темноты, боялся мальчишек с соседнего двора и чужих собак, поэтому я по вечерам нарочно забирался в тёмную комнату и там сидел и думал о подвигах Ланселота. (7)Позднее я приучил себя не бояться гусей, собак, и даже быков. (8)Рыцари терпеливы, и я стоически переносил голод. (9)А когда я ушибался, или у меня текла кровь из пальца, или рассаживалась коленка, я никогда не плакал, старался не капризничать.

(10)Рыцари никогда не врут. (11)А я врать привык, и исправить этот недостаток мне было очень трудно. (12)Время от времени я забывался и нарушал своё обещание, однако утешал себя, что делаю это «во спасение», чтобы не ябедничать, а рыцари не ябеды.

(13)Книга «Рыцари Круглого стола» оказала на меня благотворное влияние. (14)Несколько лет я жил её героями. (15)Существовал целый сказочный мир, куда я уходил в своих мечтах, перебирая в памяти различные эпизоды из этой книги.

(По С.М. Голицыну)

# 14118

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 12–14 текста. Запишите ответ. >>>

ВПР7: текст Носова Н.

(1)Взрослые часто не понимают детей, потому что видят мир не таким, каким его видят дети. (2)В окружающих предметах взрослые видят их назначение, то, чем эти предметы полезны для них. (3)Дети же видят лицо вещей. (4)Они не знают, откуда эти вещи явились, кто их сделал и сделал ли кто. (5)Дети знают, что вещи существуют, живут, и относятся к вещам, как к живым существам.

(6)Помню себя маленьким – четырёхлетним, может быть, трёхлетним. (7)Вижу себя в окружении вещей, которые не только будят во мне какие-то мысли, но и действуют на мои чувства. (8)Вот сутулый шкаф стоит, подпирая своей широкой спиной стену, погрузившись в бесконечную думу. (9)От него не добьёшься слов. (10)Если он и произнесёт что-нибудь на своём скрипучем, непонятном для меня языке, то лишь когда открывают дверцы, чтоб достать что-нибудь из одежды.

(11)По сравнению со шкафом буфет – легкомысленное существо. (12)У него и цвет не такой серо-бурый, а с красноватым отливом. (13)Верхние дверцы на его груди украшены деревянной резьбой. (14)По бокам торчат выточенные из дерева шпилеобразные фигуры, напоминающие шахматных ферзей. (15)Этот чудак буфет, наверно, воображает, что очень красиво, когда на плечах такие нелепые штуковины. (16)На его полках хранятся сахар, печенье, варенье, иногда даже конфеты. (17)И кофейная мельница – её можно вертеть сколько угодно, когда никто не видит.

(18)Словом, буфет – существо нелепое, но компанейское, чего не скажешь о креслах. (19)В белых чехлах, из-под которых, точно из-под платьев, торчат только кончики ножек, они похожи на чопорных дам. (20)Они чинно сидят по углам комнаты и молчат. (21)Чувствуется, что им до зарезу хочется поговорить. (22)Хочется посудачить о разном, да не хочется показывать, что их могут интересовать пустые разговоры. (23)В их обществе я чувствую себя лишним, чем-то вроде гвоздя в сапоге.

(По Н. Носову)

# 14102

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 22–25 текста. Запишите ответ. >>>

ВПР7: текст Паустовского К.Г.

(1)Осень в этом году стояла сухая и тёплая. (2)Берёзовые рощи долго не желтели. (3)Долго не увядала трава. (4)Только голубеющая дымка затягивала плёсы на Оке и отдалённые леса.

(5)Я плыл на лодке вниз по реке и вдруг услышал, как в небе кто-то начал осторожно переливать воду из звонкого стеклянного сосуда в другой такой же сосуд. (6)Вода булькала, позванивала, журчала. (7)Звуки эти заполняли всё пространство между рекой и небосводом. (8)Это курлыкали журавли.

(9)Я поднял голову. (10)Большие косяки журавлей тянулись один за другим прямо к югу. (11)Они уверенно и мерно направлялись на юг, летели к тёплой стране с прекрасным именем Таврида.

(12)Я швырнул вёсла и долго смотрел на журавлей. (13)По береговой просёлочной дороге ехал, покачиваясь, грузовик. (14)Вдруг шофёр остановил машину, вышел и тоже начал смотреть на журавлей.

– (15)Счастливо, друзья! – крикнул он и помахал рукой вслед птицам.

(16)Потом он опять забрался в кабину, но долго не заводил мотор, а открыл боковое стекло, высунулся и всё смотрел и смотрел, никак не мог оторваться от журавлиной стаи, уходившей в туман. (17)И всё слушал плеск и переливы птичьего крика над опустевшей по осени землёй.

(18)За несколько дней до этой встречи с журавлями один журнал попросил меня написать статью о том, что такое «шедевр», и рассказать о каком-нибудь литературном шедевре. (19)Иначе говоря, о совершенном и безукоризненном произведении.

(20)Сейчас на реке я подумал, что шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе. (21)Разве не шедевр этот крик журавлей и их величавый перелёт по неизменным в течение многих тысячелетий воздушным дорогам?

(22)Да что говорить! (23)Каждый осенний лист был шедевром!

(24)Каждый лист был совершенным творением природы, произведением её таинственного искусства, недоступного нам, людям. (25)Этим искусством уверенно владела только она, только природа, равнодушная к нашим восторгам и похвалам.

(По К.Г. Паустовскому)

# 14083

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 12–13 текста. Запишите ответ. >>>

ВПР7: текст Астафьева В.П.

(1)Однажды мы пошли на Лысую гору за цветами и саженцами для школьного двора. (2)Поднялись до середины горы, присели на каменья отдохнуть и поглядеть сверху на Енисей, как вдруг кто-то из ребят закричал:

– Ой, змея, змея!..

(3)И все увидели змею. (4)Она обвивалась вокруг пучка кремовых подснежников и, разевая зубастую пасть, злобно шипела.

(5)Ещё и подумать никто ничего не успел, как учитель оттолкнул нас, схватил палку и принялся молотить по змее, по подснежникам. (6)Вверх полетели обломки палки, лепестки прострелов. (7)Змея кипела ключом, подбрасывалась на хвосте.

– (8)Не бейте через плечо! (9)Не бейте через плечо! – кричали ребята, но учитель ничего не слышал. (10)Он бил и бил змею, пока та не перестала шевелиться. (11)Потом он приткнул концом палки голову змеи в камнях и обернулся. (12)Руки его дрожали. (13)Ноздри и глаза его расширились, весь он был белый, и волосы крыльями висели на оттопыренных ушах.

(14)Мы отыскали в камнях, отряхнули и подали ему кепку.

– (15)Пойдёмте, ребята, отсюда.

(16)Мы посыпались с горы, учитель шёл за нами следом, и всё оглядывался, готовый защищать нас снова, если змея оживёт. (17)Под горою учитель забрёл в речку, попил из ладоней воды, побрызгал на лицо, утёрся платком и спросил:

– Почему кричали, чтоб не бить гадюку через плечо?

– (18)Закинуть же на себя змею можно. (19)Она, зараза, обовьётся вокруг палки!.. – объясняли ребята учителю. – (20)Да вы раньше-то хоть видели змей? – догадался кто-то спросить учителя.

– (21)Нет, – виновато улыбнулся учитель. – (22)Там, где я рос, никаких гадов не водится. (23)Я же с Кубани. (24)Там нет таких гор, и тайги нет.

(25)Вот тебе и на! (26)Нам надо было учителя-то оборонять, а мы?!

(По В.П. Астафьеву)

# 14064

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 15–17 текста. Запишите ответ. >>>

ВПР7: текст Горевой С.

(1)Наташа с бабушкой очень часто ходили в церковь. (2)Храм завораживал девочку, она могла часами молча стоять возле какой-нибудь иконки или смотреть на пламя свечи. (3)Наташины родители погибли в автокатастрофе, когда девочке было пять лет. (4)Она смутно помнила их лица, их голоса, но точно знала, что они её очень любили и верили в то, что их дочка будет самой счастливой на свете. (5)Сейчас Наташе уже двенадцать. (6)Она живёт с бабушкой, учится в самой обычной школе.

(7)По вечерам Наташа любит посидеть на бабушкиной кровати и послушать рассказы о жизни. (8)Наташа засыпает бабушку вопросами, перебивает, начинает сама рассуждать вслух, но в итоге каждый вечер приходит к одному и тому же: она ещё не такая мудрая, как бабушка, и не может дать ответ на многие вопросы.

(9)Вот и на этот раз девочка сидит и ждёт, когда бабушка расскажет ей что-нибудь интересное. (10)Бабушка смотрит на неё своими лучистыми глазами и ласково спрашивает: «Наташа, а ты знаешь, что такое душа?» (11)«Ну… это что-то такое неопределённое, что живёт внутри каждого человека…», – бубнит Ната. (12)«Душа – это поле битвы», – говорит бабушка. (13)«Как это?» – удивлённо взмахивает ресницами девочка. (14)«А так, – продолжает бабушка. – (15)У каждого человека внутри как бы живут два разных человека. (16)Один хороший, добрый. (17)Он никогда не сердится, никогда не пройдёт мимо того, кому нужна помощь, никогда не обидит и не скажет плохого слова. (18)Он любит не только себя, но всех людей вокруг. (19)Другой не любит никого. (20)Он толкает человека на плохие поступки, на плохие мысли. (21)Он злорадствует по любому поводу, завидует всегда и всем по поводу и без, он злой, и поэтому ранит душу. (22)Вот эти два человека и борются внутри каждого из нас». (23)«А какой же побеждает?» – поинтересовалась Наташа. (24)«А тот, которого ты кормишь», – пожала плечами бабушка.

(По С. Горевой)

# 14045

Определите, какой тип речи представлен в предложении 30 текста. Запишите ответ. >>>

ВПР7: текст Пескова В.М.

(1)Обычный коробок спичек. (2)Я нашёл его неожиданно, отодвинув ящик стола, когда перебирал вещи в столе отца. (3)Я обнаружил жестянку патефонных иголок, значок «Ворошиловский стрелок»… (4)И этот коробок спичек.

(5)Обычный коробок. (6)Обычный, да не совсем! (7)На жёлтой морщинистой этикетке, в том месте, где бывает рисунок, наискосок стояли три строчки, очень знакомые строчки: Наше дело правое!

(8)Враг будет разбит!

(9)Победа будет за нами!

(10)Спички 41-го года! (11)Я достал одну из коробки. (12)Зажжётся? (13)Зажглась.

(14)Вот уже все в доме разглядывают находку, но только мама может припомнить…

– (15)Вспомнила, это с той осени…

(16)Той осенью по дороге из Воронежа через наше село двигалась пехотная часть.

(17)Не помню, сколько дней двигалось войско, но только слякоть сменилась вдруг зимним морозом. (18)Помню стук в окна: «Хозяйка, пустите хоть в сенцы». (19)И вот в избе и в сенцах на соломе, уморённые войной, один к одному лежали люди...

(20)Утром мать намыла чугун картошки и чугун свёклы – покормить постояльцев – и послала меня добыть огня. (21)Это было простое дело: выходишь на улицу, смотришь, из чьей трубы идёт дым, – туда и бежишь за углями.

– (22)Ты это куда? – спросил лейтенант. (23)Я объяснил. (24)Лейтенант полез в сумку и достал спички.

– (25)На, отдай матери. (26)(До сих пор сохранился на коричневом рёбрышке коробка след от спички, которой в то утро была растоплена печь.)

(27)Коробок спичек с той осени сохранился. (28)Его положили в укромное место как некую непозволительную роскошь, как драгоценный запас огня на какой-нибудь случай.

(29)И вот мы держим его в руках через тридцать четыре года… (30)С удивлением и большой радостью наблюдаю, как много может всколыхнуть в памяти маленькая реликвия.

(По В.М. Пескову)

# 14029

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 16–17 текста. Запишите ответ. >>>

ВПР7: текст Паустовского К.

(1)Несколько лет назад мне пришлось плыть зимой на теплоходе из Батуми на север. (2)После Туапсе теплоход ушёл в открытое море, чтобы обойти ледяной шторм, бушевавший у берегов Новороссийска.

(3)Всё же шторм захватил нас крылом. (4)Волчьим воем пели снасти. (5)Лицо резала колючая снежная крупа. (6)Ветер стремительно проносил над мачтами чёрные тучи, казавшиеся обрывками тьмы.

(7)На рассвете я проснулся от тишины. (8)Впереди, в голубоватой светящейся мгле, медленно вырастали из моря очертания жёлтых гор, освещённых низкими, но яркими лучами. (9)Это был Крым. (10)Он показался мне огромным островом, тонущим в утренней синеве.

(11)Впервые я увидел из морской дали весь Крым, торжественный разворот его берегов от мыса Фиолента до Карадага. (12)Впервые я понял, как прекрасна эта земля, омытая одним из самых праздничных морей земного шара. (13)И может быть, то чувство, которое испытали в это утро и я, и мои спутники, глядя на выступавшие из шумящих волн берега, было сродни ощущению людей, впервые открывших новые страны. (14)Так, очевидно, представляли себе обетованную землю наши пращуры.

(15)Мы подходили к берегам, расцвеченным сухими и резкими красками крымской зимы. (16)Уже пылали ржавчиной виноградники, уже видны были покрытые снегом вершины Чатыр-Дага и Ай-Петри, и над ними, как дым, струились к зениту и таяли облака. (17)А море несло к подножью каменных мысов розоватую утреннюю пену и шумело сонно и заунывно – так же, как и сотни и тысячи лет.

(18)Есть уголки нашей земли настолько прекрасные, что каждое посещение их вызывает ощущение счастья, жизненной полноты, настраивает всё наше существо на необыкновенное простое и плодотворное лирическое звучание.

(19)Таков Крым. (20)Поэтому он стал, как говорили в старину, «источником вдохновения» для многих писателей и поэтов, художников и музыкантов.

(21)Крым оставил глубокий след в нашем искусстве. (22)Достаточно вспомнить имена Пушкина, Мицкевича, Чехова, Горького, Толстого, Сергеева-Ценского, Вересаева, Куприна, Грина, Волошина, Малышкина, художников Богаевского, Кончаловского, Дейнеки.

(По К. Паустовскому)

# 13996

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 1–5 текста. Запишите ответ. >>>

ВПР7: текст Кассиля Л.

(1)Восприятие красоты много раз менялось в истории человечества. (2)Тяга к прекрасному, желание постичь истинную красоту и порадоваться ей всегда были естественным стремлением людей. (3)Люди всегда тянулись к красоте так же, как к счастью. (4)Всё потому, что человека отличает стремление к прекрасному. (5)Но и само понятие красоты не оставалось постоянным, оно менялось в зависимости от эпохи.

(6)Ещё в древности греческие философы пытались найти такую формулу, которая объединила бы все представления человека о красоте. (7)Знаменитый греческий философ Сократ, например, связывал прекрасное с полезным. (8)Он полагал, что красиво лишь то, что нужно, что целесообразно.

(9)Представления о красоте, эстетические требования менялись с развитием человеческой цивилизации. (10)Восприятие прекрасного или, наоборот, безобразного не было одинаковым у разных народов в разные времена. (11)На это восприятие определённым образом воздействовали условия жизни, труда, производства и развивавшаяся культура человеческого общества.

(12)Так, скажем, первобытный человек, зависевший от природы, не испытывал удовольствия, глядя на непроходимый лес, через который ему надо пробиться, на крутые горы, ставшие на его пути. (13)Впоследствии, почувствовав себя в какой-то мере хозяином природы, человек начал уже постигать её красоту, наслаждаться её созерцанием и воспевать её в искусстве.

(По Л. Кассилю)

Страницы

Подписка на RSS - ВПР 7 класс (задание 10)