ВПР по русскому языку (5 класс): структура варианта, кодификатор проверяемых элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся в 2025 году
11.08.2024
Администратор
60
0
4. Структура проверочной работы
Проверочная работа содержит 5 заданий, в том числе 4 задания к приведенному в варианте проверочной работы тексту для чтения.
Задания 1, 2, 3 предполагают запись развернутого ответа; задание 4 – в виде слова (сочетания слов); задание 5 – постановку ударения в приведенных словах.
5. Кодификатор проверяемых элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся
Кодификатор проверяемых элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся 5 классов по учебному предмету «Русский язык» сформирован с использованием Универсального кодификатора распределенных по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и элементов содержания по русскому языку, разработанного на основе требований ФГОС ООО и ФОП ООО.
В таблице 1 приведен перечень проверяемых элементов содержания.
Таблица 1
Код | Проверяемые элементы содержания |
1 | Язык и речь |
1.1 | Виды чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое |
2 | Текст |
2.1 | Текст и его основные признаки. Тема и главная мысль текста. Микротема текста. Ключевые слова |
2.2 | Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение |
2.3 | Смысловой анализ текста: его композиционных особенностей, микротем и абзацев, способов и средств связи предложений в тексте; использование языковых средств выразительности (в рамках изученного) |
2.4 | Композиционная структура текста. Абзац как средство членения текста на композиционно-смысловые части |
2.5 | Средства связи предложений и частей текста: формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы, личные местоимения, повтор слова |
3 | Система языка |
3.1 | Фонетика. Графика |
3.1.1 | Система гласных звуков |
3.1.2 | Система согласных звуков |
3.1.3 | Изменение звуков в речевом потоке |
3.1.4 | Элементы фонетической транскрипции |
3.1.5 | Слог |
3.1.6 | Ударение |
3.1.7 | Фонетический анализ слова |
3.2 | Лексикология |
3.2.1 | Основные способы толкования лексического значения слова (подбор однокоренных слов, подбор синонимов и антонимов), основные способы разъяснения значения слова (по контексту, с помощью толкового словаря) |
3.2.2 | Слова однозначные и многозначные |
3.2.3 | Прямое и переносное значения слова |
3.2.4 | Тематические группы слов |
3.2.5 | Обозначение родовых и видовых понятий |
3.2.6 | Синонимы |
3.2.7 | Антонимы |
3.2.8 | Омонимы |
3.2.9 | Паронимы |
3.2.10 | Лексический анализ слова |
3.3 | Морфемика |
3.3.1 | Виды морфем (корень, приставка, суффикс, окончание) |
3.3.2 | Чередование звуков в морфемах (в том числе чередование гласных с нулем звука) |
3.4 | Морфология как раздел грамматики |
3.4.1 | Части речи как лексико-грамматические разряды слов |
3.4.2 | Система частей речи в русском языке. Самостоятельные и служебные части речи |
3.5 | Морфология. Имя существительное |
3.5.1 | Имя существительное как часть речи |
3.5.2 | Лексико-грамматические разряды имен существительных по значению, имена существительные собственные и нарицательные, имена существительные одушевленные и неодушевленные |
3.5.3 | Род, число, падеж имени существительного |
3.5.4 | Имена существительные общего рода |
3.5.5 | Имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа |
3.5.6 | Типы склонения имен существительных. Разносклоняемые имена существительные. Несклоняемые имена существительные |
3.5.7 | Морфологический анализ имен существительных |
3.6 | Морфология. Имя прилагательное |
3.6.1 | Имя прилагательное как часть речи |
3.6.2 | Имена прилагательные полные и краткие |
3.6.3 | Склонение имен прилагательных |
3.6.4 | Морфологический анализ имен прилагательных |
3.7 | Морфология. Глагол |
3.7.1 | Глагол как часть речи |
3.7.2 | Глаголы совершенного и несовершенного вида |
3.7.3 | Глаголы возвратные и невозвратные |
3.7.4 | Инфинитив и его грамматические свойства. Основа инфинитива, основа настоящего (будущего простого) времени глагола |
3.7.5 | Спряжение глагола |
3.7.6 | Морфологический анализ глаголов |
3.8 | Синтаксис. Словосочетание |
3.8.1 | Словосочетание и его признаки. Средства связи слов в словосочетании |
3.8.2 | Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные |
3.8.3 | Синтаксический анализ словосочетания |
3.9 | Синтаксис. Предложение |
3.9.1 | Предложение и его признаки |
3.9.2 | Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопроситель-ные, побудительные) |
3.9.3 | Виды предложений по эмоциональной окраске (восклицательные, невосклицательные) |
3.9.4 | Предложения простые и сложные |
3.9.5 | Предложения распространенные и нераспространенные |
3.9.6 | Синтаксический анализ простого и простого осложненного предложений |
3.10 | Синтаксис. Главные члены предложения |
3.10.1 | Главные члены предложения (грамматическая основа) |
3.10.2 | Подлежащее и морфологические средства его выражения: именем существительным или местоимением в именительном падеже, сочетанием имени существительного в форме именительного падежа с существительным или местоимением в форме творительного падежа с предлогом; сочетанием имени числительного в форме именительного падежа с существительным в форме родительного падежа |
3.10.3 | Сказуемое и способы его выражения: глаголом, именем существительным, именем прилагательным |
3.11 | Синтаксис. Второстепенные члены предложения |
3.11.1 | Второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство |
3.11.2 | Определение и типичные средства его выражения |
3.11.3 | Дополнение (прямое и косвенное) и типичные средства его выражения |
3.11.4 | Обстоятельство, типичные средства его выражения |
3.12 | Синтаксис. Простое осложненное предложение |
3.12.1 | Однородные члены предложения, их роль в речи. Особенности интонации предложений с однородными членами. Предложения с однородными членами (без союзов, с одиночным союзом и, союзами а, но, однако, зато, да (в значении и), да (в значении но) |
3.12.2 | Предложения с обобщающими словами при однородных членах |
3.12.3 | Предложения с обращением, особенности интонации. Обращение и средства его выражения |
3.13 | Синтаксис. Сложное предложение |
3.13.1 | Сложные предложения с бессоюзной и союзной связью |
3.13.2 | Предложения сложносочиненные и сложноподчиненные (общее представление, практическое усвоение) |
3.14 | Синтаксис. Прямая речь. Цитирование. Диалог |
3.14.1 | Предложения с прямой речью |
3.14.2 | Диалог |
4 | Культура речи |
4.1 | Свойства русского ударения |
4.2 | Нормы произношения и нормы постановки ударения в именах существительных (в рамках изученного) |
4.3 | Нормы произношения и нормы постановки ударения в именах прилагательных (в рамках изученного) |
4.4 | Нормы произношения и нормы постановки ударения в глагольных формах (в рамках изученного) |
4.5 | Нормы словоизменения имен существительных (в рамках изученного) |
4.6 | Нормы словоизменения имен прилагательных (в рамках изученного) |
4.7 | Нормы словоизменения глаголов (в рамках изученного) |
5 | Орфография |
5.1 | Понятие «орфограмма». Буквенные и небуквенные орфограммы |
5.2 | Правописание разделительных ъ и ь |
5.3 | Правописание корней с безударными проверяемыми, непроверяемыми глас-ными (в рамках изученного) |
5.4 | Правописание корней с чередованием а // о: -лаг- и -лож-; -раст-, -ращ- и -рос-; -гар- и -гор-; -зар- и -зор-; -клан- и -клон-; -скак- и -скоч- |
5.5 | Правописание корней с чередованием е // и: -бер- и -бир-, -блест- и -блист-, -дер- и -дир-, -жег- и -жиг-, -мер- и -мир-, -пер- и -пир-, -стел- и -стил-, -тер- и -тир- |
5.6 | Правописание корней с проверяемыми, непроверяемыми, непроизносимыми согласными (в рамках изученного) |
5.7 | Правописание ё и о после шипящих в корне слова |
5.8 | Правописание неизменяемых на письме приставок и приставок на -з (-с) |
5.9 | Правописание ы и и после приставок |
5.10 | Правописание ы и и после ц |
5.11 | Правописание безударных окончаний имен прилагательных |
5.12 | Правописание о и ё после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имен прилагательных |
5.13 | Правописание кратких форм имен прилагательных с основой на шипящий |
5.14 | Слитное и раздельное написание не с именами прилагательными |
5.15 | Использование ь как показателя грамматической формы в инфинитиве, в форме 2-го лица единственного числа после шипящих |
5.16 | Правописание -тся и -ться в глаголах |
5.17 | Правописание суффиксов -ова-, -ева-, -ыва-, -ива- |
5.18 | Правописание безударных личных окончаний глагола |
5.19 | Правописание гласной перед суффиксом -л- в формах прошедшего времени глагола |
5.20 | Слитное и раздельное написание не с глаголами |
5.21 | Орфографический анализ слов (в рамках изученного) |
6 | Пунктуация |
6.1 | Пунктуация как раздел лингвистики |
6.2 | Тире между подлежащим и сказуемым |
6.3 | Пунктуационное оформление предложений, осложненных однородными членами, связанными бессоюзной связью, одиночным союзом и, союзами а, но, однако, зато, да (в значении и), да (в значении но) |
6.4 | Пунктуационное оформление сложных предложений, состоящих из частей, связанных бессоюзной связью и союзами и, но, а, однако, зато, да |
6.5 | Пунктуационное оформление предложений с прямой речью |
6.6 | Пунктуационное оформление диалога на письме |
7 | Выразительность русской речи |
7.1 | Уместное использование слов с суффиксами оценки в собственной речи |
В таблице 2 приведен перечень проверяемых требований к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Таблица 2
Код проверяемого требования |
Проверяемые требования к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования |
1 | Познавательные УУД |
1.1 | Базовые логические действия |
1.1.1 | Выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений) |
1.1.2 | Устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа |
1.1.3 | С учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи |
1.1.4 | Выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов |
1.1.5 | Делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии; формулировать гипотезы о взаимосвязях |
1.1.6 | Самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев) |
1.2 | Базовые исследовательские действия |
1.2.1 | Проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой |
1.2.2 | Оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента) |
1.2.3 | Самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования; владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений |
1.2.4 | Прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях; выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах |
1.2.5 | Использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состояниями ситуации, объекта; самостоятельно устанавливать искомое и данное; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других; аргументировать свою позицию, мнение |
1.3 | Работа с информацией |
1.3.1 | Применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев |
1.3.2 | Выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках |
1.3.3 | Самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями |
1.3.4 | Оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно |
1.3.5 | Эффективно запоминать и систематизировать информацию |
2 | Коммуникативные УУД |
2.1 | Общение |
2.1.1 | Выражать себя (свою точку зрения) в письменных текстах |
2.1.2 | Воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения |
3 | Регулятивные УУД |
3.1 | Самоорганизация |
3.1.1 | Выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях, самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений |
3.1.2 | Ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой), составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте, делать выбор и брать ответственность за решение |
3.2 | Самоконтроль |
3.2.1 | Владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии |
3.2.2 | Вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей |
3.2.3 | Давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи; адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности; давать оценку приобретенному опыту; уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; оценивать соответствие результата цели и условиям |
3.3 | Эмоциональный интеллект |
3.3.1 | Различать, называть собственные эмоции и эмоции других и управлять ими; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; регулировать способ выражения эмоций |
3.4 | Принятие себя и других |
3.4.1 | Осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; быть открытым себе и другим; осознавать невозможность контролировать все вокруг |
В таблице 3 приведен перечень проверяемых требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования (соотнесены с метапредметными результатами).
Таблица 3
Код проверяемого требования |
Проверяемые требования к предметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования | Метапредметный результат |
1 | По теме «Язык и речь» | |
1.1 | Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым | МП 1.1.6; 2.1.1; 2.1.2; 3.4.1 |
1.2 | Понимать содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи: письменно формулировать тему и главную мысль текста, формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них подробно и сжато | МП 1.1.1; 1.1.5; 1.2.5; 1.3.2; 2.1.2; 3.1.1 |
1.3 | Соблюдать на письме нормы современного русского литературного языка, в том числе во время списывания текста объемом 90–100 слов, составленного с учетом ранее изученных правил правописания (в том числе содержащего изученные в течение первого года обучения орфограммы, пунктограммы и слова с непроверяемыми написаниями); осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом | МП 1.1.6; 1.3.1; 1.3.2; 1.3.4; 2.1.1; 2.1.2; 3.2.1 |
2 | По теме «Текст» | |
2.1 | Распознавать основные признаки текста, членить текст на композиционно-смысловые части (абзацы) | МП 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.2.5; 1.3.2; 2.1.2; 3.1.1 |
2.2 | Распознавать средства связи предложений и частей текста (формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы, личные местоимения, повтор слова) | МП 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.1.4; 1.1.5 |
2.3 | Проводить смысловой анализ текста | МП 1.3.2; 2.1.2 |
2.4 | Проводить анализ текста, его композиционных особенностей; определять количество микротем и абзацев | МП 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.1.4; 1.1.5; 1.2.5; 1.3.2; 3.1.1 |
2.5 | Характеризовать текст с точки зрения его соответствия основным признакам (наличие темы, главной мысли, грамматической связи предложений, цельности и относительной законченности) | МП 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.2.5; 1.3.2; 3.1.1 |
2.6 | Восстанавливать деформированный текст, осуществлять корректировку восстановленного текста | МП 1.1.5; 1.2.2; 2.1.4; 3.1.2; 3.2.3 |
2.7 | Редактировать собственные (созданные другими обучающимися) тексты в целях совершенствования их содержания (проверка фактического материала, начальный логический анализ текста: целостность, связность, информативность) | МП 1.1.2; 1.1.5; 1.2.2; 1.3.1; 2.1.1; 2.1.2; 3.1.1; 3.1.2; 3.2.2; 3.2.3 |
3 | По теме «Функциональные разновидности языка» | |
3.1 | Иметь общее представление об особенностях разговорной речи, функциональных стилей, языка художественной литературы | МП 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.2.5; 1.3.2; 2.1.2; 3.1.1; 3.4.1 |
4 | По теме «Система языка» | |
4.1 | Характеризовать звуки, понимать различие между звуком и буквой, характеризовать систему звуков | МП 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.1.4; 1.1.5; 1.1.6; 1.3.3 |
4.2 | Проводить фонетический анализ слов | МП 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.2.5; 1.3.2; 3.1.1 |
4.3 | Объяснять лексическое значение слова разными способами (подбор однокоренных слов; подбор синонимов и антонимов; определение значения слова по контексту, с помощью толкового словаря) | МП 1.1.1; 1.1.3; 1.3.2 |
4.4 | Распознавать однозначные и многозначные слова, различать прямое и переносное значения слова | МП 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.1.4; 1.1.5; 1.1.6; 3.3.1 |
4.5 | Распознавать синонимы, антонимы, омонимы; различать многозначные слова и омонимы | МП 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.1.4; 1.1.5; 1.1.6; 3.3.1 |
4.6 | Характеризовать тематические группы слов, родовые и видовые понятия | МП 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.1.4; 1.1.5; 1.1.6; 3.3.1 |
4.7 | Проводить лексический анализ слов (в рамках изученного) | МП 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.2.5; 1.3.2; 3.1.1 |
4.8 | Распознавать морфемы в слове (корень, приставку, суффикс, окончание) | МП 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.1.4; 1.1.5; 1.1.6; 1.3.3 |
4.9 | Находить чередование звуков в морфемах (в том числе чередование гласных с нулем звука) | МП 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.1.4; 1.1.5; 1.1.6; 1.3.3 |
4.10 | Применять знания о частях речи как лексико-грамматических разрядах слов, о грамматическом значении слова, о системе частей речи в русском языке для решения практико-ориентированных учебных задач | МП 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.1.4; 1.1.5; 1.1.6; 1.3.2; 2.1.1 |
4.11 | Распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы | МП 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.1.4; 1.1.5; 1.1.6; 1.3.2; 2.1.1 |
4.12 | Определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени существительного, объяснять его роль в речи | МП 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.1.4; 1.1.5; 1.1.6; 1.3.2; 2.1.1 |
4.13 | Определять лексико-грамматические разряды имен существительных | МП 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.1.4; 1.1.5; 1.1.6; 1.3.2; 2.1.1 |
4.14 | Различать типы склонения имен существительных, выявлять разносклоняемые и несклоняемые имена существительные | МП 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.1.4; 1.1.5; 1.1.6; 1.3.2; 2.1.1 |
4.15 | Проводить морфологический анализ имен существительных | МП 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.2.5; 1.3.2; 3.1.1 |
4.16 | Определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени прилагательного, объяснять его роль в речи | МП 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.1.4; 1.1.5; 1.1.6; 1.3.2; 2.1.1 |
4.17 | Различать полную и краткую формы имен прилагательных | МП 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.1.4; 1.1.5; 1.1.6; 1.3.2; 2.1.1 |
4.18 | Проводить частичный морфологический анализ имен прилагательных (в рамках изученного) | МП 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.2.5; 1.3.2; 3.1.1 |
4.19 | Определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции глагола, объяснять его роль в словосочетании и предложении, а также в речи | МП 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.1.4; 1.1.5; 1.1.6; 1.3.2; 2.1.1 |
4.20 | Различать глаголы совершенного и несовершенного вида | МП 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.1.4; 1.1.5; 1.1.6; 1.3.2; 2.1.1 |
4.21 | Различать глаголы возвратные и невозвратные | МП 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.1.4; 1.1.5; 1.1.6; 1.3.2; 2.1.1 |
4.22 | Называть грамматические свойства инфинитива (неопределенной формы) глагола, выделять его основу, выделять основу настоящего (будущего простого) времени глагола | МП 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.1.4; 1.1.5; 1.1.6; 1.3.2; 2.1.1 |
4.23 | Определять спряжение глагола, уметь спрягать глаголы | МП 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.1.4; 1.1.5; 1.1.6; 1.3.2; 2.1.1 |
4.24 | Проводить частичный морфологический анализ глаголов (в рамках изученного) | МП 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.2.5; 1.3.2; 3.1.1 |
4.25 | Распознавать единицы синтаксиса (словосочетание и предложение) | МП 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.1.4; 1.1.5; 1.1.6; 1.3.3 |
4.26 | Проводить синтаксический анализ простых предложений | МП 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.2.5; 1.3.2; 3.1.1 |
4.27 | Распознавать простые неосложненные предложения | МП 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.1.4; 1.1.5; 1.1.6; 1.3.3 |
4.28 | Распознавать простые предложения, осложненные однородными членами, включая предложения с обобщающим словом при однородных членах | МП 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.1.4; 1.1.5; 1.1.6; 1.3.3 |
4.29 | Распознавать простые предложения, осложненные обращением | МП 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.1.4; 1.1.5; 1.1.6; 1.3.3 |
4.30 | Распознавать предложения по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные) | МП 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.1.4; 1.1.5; 1.1.6; 1.3.3; 2.1.4; 3.3.1; 3.4.1 |
4.31 | Распознавать предложения по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные) | МП 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.1.4; 1.1.5; 1.1.6; 1.3.3; 2.1.1; 3.3.1; 3.4.1 |
4.32 | Распознавать предложения по количеству грамматических основ (простые и сложные) | МП 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.1.4; 1.1.5; 1.1.6; 1.3.3; 2.1.1; 3.3.1; 3.4.1 |
4.33 | Распознавать предложения по наличию второстепенных членов (распространенные и нераспространенные) | МП 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.1.4; 1.1.5; 1.1.6; 1.3.3; 2.1.4; 3.3.1; 3.4.1 |
4.34 | Определять главные члены предложения (грамматическую основу) | МП 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.1.4; 1.1.5; 1.1.6; 1.3.3 |
4.35 | Определять второстепенные члены предложения | МП 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.1.4; 1.1.5; 1.1.6; 1.3.3 |
4.36 | Определять морфологические средства выражения подлежащего (именем существительным или местоимением в именительном падеже, сочетанием имени существительного в форме именительного падежа с существительным или местоимением в форме творительного падежа с предлогом, сочетанием имени числительного в форме именительного падежа с существительным в форме родительного падежа) | МП 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.1.4; 1.1.5; 1.1.6; 1.3.3 |
4.37 | Определять морфологические средства выражения сказуемого (глаголом, именем существительным, именем прилагательным) | МП 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.1.4; 1.1.5; 1.1.6; 1.3.3 |
4.38 | Определять морфологические средства выражения второстепенных членов предложения (в рамках изученного) | МП 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.1.4; 1.1.5; 1.1.6; 1.3.3 |
5 | По теме «Культура речи» | |
5.1 | Использовать знания по фонетике и орфоэпии в практике произношения слов | МП 1.1.3; 2.1.1; 2.1.2; 3.2.1; 3.4.1 |
5.2 | Соблюдать нормы произношения имен существительных, постановки в них ударения (в рамках изученного) | МП 1.1.3; 2.1.1; 3.2.1; 3.4.1 |
5.3 | Соблюдать нормы произношения имен прилагательных, постановки в них ударения (в рамках изученного) | МП 1.1.3; 2.1.1; 2.1.2; 3.2.1; 3.4.1 |
5.4 | Соблюдать нормы постановки ударения в глагольных формах (в рамках изученного) | МП 1.1.3; 2.1.1; 2.1.2; 3.2.1; 3.4.1 |
5.5 | Уметь правильно употреблять слова-паронимы | МП 1.1.3; 2.1.1; 2.1.2; 3.2.1; 3.4.1 |
5.6 | Соблюдать нормы словоизменения имен существительных, употребления несклоняемых имен существительных (в рамках изученного) | МП 1.1.3; 2.1.1; 2.1.2; 3.2.1; 3.4.1 |
5.7 | Соблюдать нормы словоизменения имен прилагательных (в рамках изученного) | МП 1.1.3; 2.1.1; 2.1.2; 3.2.1; 3.4.1 |
5.8 | Соблюдать нормы словоизменения глаголов (в рамках изученного) | МП 1.1.3; 2.1.1; 2.1.2; 3.2.1; 3.4.1 |
6 | По теме «Орфография» | |
6.1 | Оперировать понятием «орфограмма» и различать буквенные и небуквенные орфограммы при проведении орфографического анализа слова | МП 1.1.3; 2.1.1; 3.2.1; 3.4.1 |
6.2 | Распознавать изученные орфограммы | МП 1.1.3; 2.1.1; 3.2.1; 3.4.1 |
6.3 | Применять знания по орфографии в практике правописания (в том числе применять знание о правописании разделительных ъ и ь) | МП 1.1.3; 2.1.1; 3.2.1; 3.4.1 |
6.4 | Использовать знания по фонетике и графике в практике правописания слов | МП 1.1.3; 2.1.1; 3.2.1; 3.4.1 |
6.5 | Применять знания по морфемике в практике правописания неизменяемых приставок и приставок на -з(-с), ы и и после приставок, корней с безударными проверяемыми, непроверяемыми, чередующимися гласными (-лаг- и -лож-, -раст-, -ращ- и -рос-, -гар- и -гор-, -зар- и -зор-, -клан- и -клон-, -скак- и -скоч-, корней с чередованием е(и)), корней с проверяемыми, непроверяемыми, непроизносимыми согласными (в рамках изученного), ё и о после шипящих в корне слова, ы и и после ц | МП 1.1.3; 2.1.1; 2.1.2; 3.2.1; 3.4.1 |
6.6 | Соблюдать нормы правописания имен существительных: безударных окончаний, о и е (ё) после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях, суффиксов -чик- и -щик-, -ек- и -ик-(-чик-), употребления (неупотребления) ь на конце имен существительных после шипящих, слитного и раздельного написания не с именами существительными; правописания собственных имен существительных | МП 1.1.3; 2.1.1; 3.2.1; 3.4.1 |
6.7 | Соблюдать нормы правописания имен прилагательных: безударных окончаний, о и ё после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях; кратких форм имен прилагательных с основой на шипящие; нормы слитного и раздельного написания не с именами прилагательными | МП 1.1.3; 2.1.1; 3.2.1; 3.4.1 |
6.8 | Соблюдать нормы правописания глаголов: использования ь после шипящих как показателя грамматической формы в инфинитиве, в форме 2-го лица единственного числа, -тся и -ться в глаголах, суффиксов -ова-, -ева-, -ыва-, -ива-, личных окончаний глагола, гласной перед суффиксом -л- в формах прошедшего времени глагола, слитного и раздельного написания не с глаголами | МП 1.1.3; 2.1.1; 3.2.1; 3.4.1 |
6.9 | Проводить орфографический анализ слов (в рамках изученного) | МП 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.2.5; 1.3.2; 3.1.1 |
7 | По теме «Пунктуация» | |
7.1 | Соблюдать на письме пунктуационные нормы при постановке тире между подлежащим и сказуемым | МП 1.1.3; 2.1.1; 3.2.1; 3.4.1 |
7.2 | Соблюдать на письме пунктуационные нормы при выборе знаков препинания в предложениях с однородными членами, связанными без помощи союзов, одиночным союзом и, союзами а, но, однако, зато, да (в значении и), да (в значении но) | МП 1.1.3; 2.1.1; 3.2.1; 3.4.1 |
7.3 | Соблюдать на письме пунктуационные нормы при выборе знаков препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах | МП 1.1.3; 2.1.1; 3.2.1; 3.4.1 |
7.4 | Соблюдать на письме пунктуационные нормы при выборе знаков препинания в предложениях с обращением | МП 1.1.3; 2.1.1; 3.2.1; 3.4.1 |
7.5 | Соблюдать на письме пунктуационные нормы при выборе знаков препинания в сложных предложениях, состоящих из частей, связанных бессоюзной связью и союзами и, но, а, однако, зато, да | МП 1.1.3; 2.1.1; 3.2.1; 3.4.1 |
7.6 | Соблюдать на письме пунктуационные нормы при выборе знаков препинания в предложениях с прямой речью | МП 1.1.3; 2.1.1; 3.2.1; 3.4.1 |
7.7 | Оформлять на письме диалог | МП 1.1.3; 2.1.1; 3.2.1; 3.4.1 |
7.8 | Проводить пунктуационный анализ простых осложненных и сложных предложений (в рамках изученного) | МП 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.2.5; 1.3.2; 3.1.1 |
8 | По теме «Выразительность русской речи» | |
8.1 | Уместно использовать в собственной речи слова с суффиксами оценки | МП 1.1.5; 1.2.3; 1.3.2; 2.1.1; 2.1.2; 3.3.1 |