ВПР по русскому языку (5 класс): структура варианта, кодификатор проверяемых элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся в 2025 году

60 0
Версия для печатиPDF

4. Структура проверочной работы

Проверочная работа содержит 5 заданий, в том числе 4 задания к приведенному в варианте проверочной работы тексту для чтения.

Задания 1, 2, 3 предполагают запись развернутого ответа; задание 4 – в виде слова (сочетания слов); задание 5 – постановку ударения в приведенных словах.

5. Кодификатор проверяемых элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся

Кодификатор проверяемых элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся 5 классов по учебному предмету «Русский язык» сформирован с использованием Универсального кодификатора распределенных по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и элементов содержания по русскому языку, разработанного на основе требований ФГОС ООО и ФОП ООО.

В таблице 1 приведен перечень проверяемых элементов содержания.

Таблица 1

Код Проверяемые элементы содержания
1 Язык и речь
1.1 Виды чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое
2 Текст
2.1 Текст и его основные признаки. Тема и главная мысль текста. Микротема текста. Ключевые слова
2.2 Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение
2.3 Смысловой анализ текста: его композиционных особенностей, микротем и абзацев, способов и средств связи предложений в тексте; использование языковых средств выразительности (в рамках изученного)
2.4 Композиционная структура текста. Абзац как средство членения текста на композиционно-смысловые части
2.5 Средства связи предложений и частей текста: формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы, личные местоимения, повтор слова
3 Система языка
3.1 Фонетика. Графика
3.1.1 Система гласных звуков
3.1.2 Система согласных звуков
3.1.3 Изменение звуков в речевом потоке
3.1.4 Элементы фонетической транскрипции
3.1.5 Слог
3.1.6 Ударение
3.1.7 Фонетический анализ слова
3.2 Лексикология
3.2.1 Основные способы толкования лексического значения слова (подбор однокоренных слов, подбор синонимов и антонимов), основные способы разъяснения значения слова (по контексту, с помощью толкового словаря)
3.2.2 Слова однозначные и многозначные
3.2.3 Прямое и переносное значения слова
3.2.4 Тематические группы слов
3.2.5 Обозначение родовых и видовых понятий
3.2.6 Синонимы
3.2.7 Антонимы
3.2.8 Омонимы
3.2.9 Паронимы
3.2.10 Лексический анализ слова
3.3 Морфемика
3.3.1 Виды морфем (корень, приставка, суффикс, окончание)
3.3.2 Чередование звуков в морфемах (в том числе чередование гласных с нулем звука)
3.4 Морфология как раздел грамматики
3.4.1 Части речи как лексико-грамматические разряды слов
3.4.2 Система частей речи в русском языке. Самостоятельные и служебные части речи
3.5 Морфология. Имя существительное
3.5.1 Имя существительное как часть речи
3.5.2 Лексико-грамматические разряды имен существительных по значению, имена существительные собственные и нарицательные, имена существительные одушевленные и неодушевленные
3.5.3 Род, число, падеж имени существительного
3.5.4 Имена существительные общего рода
3.5.5 Имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа
3.5.6 Типы склонения имен существительных. Разносклоняемые имена существительные. Несклоняемые имена существительные
3.5.7 Морфологический анализ имен существительных
3.6 Морфология. Имя прилагательное
3.6.1 Имя прилагательное как часть речи
3.6.2 Имена прилагательные полные и краткие
3.6.3 Склонение имен прилагательных
3.6.4 Морфологический анализ имен прилагательных
3.7 Морфология. Глагол
3.7.1 Глагол как часть речи
3.7.2 Глаголы совершенного и несовершенного вида
3.7.3 Глаголы возвратные и невозвратные
3.7.4 Инфинитив и его грамматические свойства. Основа инфинитива, основа настоящего (будущего простого) времени глагола
3.7.5 Спряжение глагола
3.7.6 Морфологический анализ глаголов
3.8 Синтаксис. Словосочетание
3.8.1 Словосочетание и его признаки. Средства связи слов в словосочетании
3.8.2 Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные
3.8.3 Синтаксический анализ словосочетания
3.9 Синтаксис. Предложение
3.9.1 Предложение и его признаки
3.9.2 Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопроситель-ные, побудительные)
3.9.3 Виды предложений по эмоциональной окраске (восклицательные, невосклицательные)
3.9.4 Предложения простые и сложные
3.9.5 Предложения распространенные и нераспространенные
3.9.6 Синтаксический анализ простого и простого осложненного предложений
3.10 Синтаксис. Главные члены предложения
3.10.1 Главные члены предложения (грамматическая основа)
3.10.2 Подлежащее и морфологические средства его выражения: именем существительным или местоимением в именительном падеже, сочетанием имени существительного в форме именительного падежа с существительным или местоимением в форме творительного падежа с предлогом; сочетанием имени числительного в форме именительного падежа с существительным в форме родительного падежа
3.10.3 Сказуемое и способы его выражения: глаголом, именем существительным, именем прилагательным
3.11 Синтаксис. Второстепенные члены предложения
3.11.1 Второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство
3.11.2 Определение и типичные средства его выражения
3.11.3 Дополнение (прямое и косвенное) и типичные средства его выражения
3.11.4 Обстоятельство, типичные средства его выражения
3.12 Синтаксис. Простое осложненное предложение
3.12.1 Однородные члены предложения, их роль в речи. Особенности интонации предложений с однородными членами. Предложения с однородными членами (без союзов, с одиночным союзом и, союзами а, но, однако, зато, да (в значении и), да (в значении но)
3.12.2 Предложения с обобщающими словами при однородных членах
3.12.3 Предложения с обращением, особенности интонации. Обращение и средства его выражения
3.13 Синтаксис. Сложное предложение
3.13.1 Сложные предложения с бессоюзной и союзной связью
3.13.2 Предложения сложносочиненные и сложноподчиненные (общее представление, практическое усвоение)
3.14 Синтаксис. Прямая речь. Цитирование. Диалог
3.14.1 Предложения с прямой речью
3.14.2 Диалог
4 Культура речи
4.1 Свойства русского ударения
4.2 Нормы произношения и нормы постановки ударения в именах существительных (в рамках изученного)
4.3 Нормы произношения и нормы постановки ударения в именах прилагательных (в рамках изученного)
4.4 Нормы произношения и нормы постановки ударения в глагольных формах (в рамках изученного)
4.5 Нормы словоизменения имен существительных (в рамках изученного)
4.6 Нормы словоизменения имен прилагательных (в рамках изученного)
4.7 Нормы словоизменения глаголов (в рамках изученного)
5 Орфография
5.1 Понятие «орфограмма». Буквенные и небуквенные орфограммы
5.2 Правописание разделительных ъ и ь
5.3 Правописание корней с безударными проверяемыми, непроверяемыми глас-ными (в рамках изученного)
5.4 Правописание корней с чередованием а // о: -лаг- и -лож-; -раст-, -ращ- и -рос-; -гар- и -гор-; -зар- и -зор-; -клан- и -клон-; -скак- и -скоч-
5.5 Правописание корней с чередованием е // и: -бер- и -бир-, -блест- и -блист-, -дер- и -дир-, -жег- и -жиг-, -мер- и -мир-, -пер- и -пир-, -стел- и -стил-, -тер- и -тир-
5.6 Правописание корней с проверяемыми, непроверяемыми, непроизносимыми согласными (в рамках изученного)
5.7 Правописание ё и о после шипящих в корне слова
5.8 Правописание неизменяемых на письме приставок и приставок на -з (-с)
5.9 Правописание ы и и после приставок
5.10 Правописание ы и и после ц
5.11 Правописание безударных окончаний имен прилагательных
5.12 Правописание о и ё после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имен прилагательных
5.13 Правописание кратких форм имен прилагательных с основой на шипящий
5.14 Слитное и раздельное написание не с именами прилагательными
5.15 Использование ь как показателя грамматической формы в инфинитиве, в форме 2-го лица единственного числа после шипящих
5.16 Правописание -тся и -ться в глаголах
5.17 Правописание суффиксов -ова-, -ева-, -ыва-, -ива-
5.18 Правописание безударных личных окончаний глагола
5.19 Правописание гласной перед суффиксом -л- в формах прошедшего времени глагола
5.20 Слитное и раздельное написание не с глаголами
5.21 Орфографический анализ слов (в рамках изученного)
6 Пунктуация
6.1 Пунктуация как раздел лингвистики
6.2 Тире между подлежащим и сказуемым
6.3 Пунктуационное оформление предложений, осложненных однородными членами, связанными бессоюзной связью, одиночным союзом и, союзами а, но, однако, зато, да (в значении и), да (в значении но)
6.4 Пунктуационное оформление сложных предложений, состоящих из частей, связанных бессоюзной связью и союзами и, но, а, однако, зато, да
6.5 Пунктуационное оформление предложений с прямой речью
6.6 Пунктуационное оформление диалога на письме
7 Выразительность русской речи
7.1 Уместное использование слов с суффиксами оценки в собственной речи

В таблице 2 приведен перечень проверяемых требований к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Таблица 2

Код
проверяемого
требования
Проверяемые требования к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования
1 Познавательные УУД
1.1 Базовые логические действия
1.1.1 Выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений)
1.1.2 Устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа
1.1.3 С учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи
1.1.4 Выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов
1.1.5 Делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии; формулировать гипотезы о взаимосвязях
1.1.6 Самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев)
1.2 Базовые исследовательские действия
1.2.1 Проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой
1.2.2 Оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента)
1.2.3 Самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования; владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений
1.2.4 Прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях; выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах
1.2.5 Использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состояниями ситуации, объекта; самостоятельно устанавливать искомое и данное; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других; аргументировать свою позицию, мнение
1.3 Работа с информацией
1.3.1 Применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев
1.3.2 Выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках
1.3.3 Самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями
1.3.4 Оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно
1.3.5 Эффективно запоминать и систематизировать информацию
2 Коммуникативные УУД
2.1 Общение
2.1.1 Выражать себя (свою точку зрения) в письменных текстах
2.1.2 Воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения
3 Регулятивные УУД
3.1 Самоорганизация
3.1.1 Выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях, самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений
3.1.2 Ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой), составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте, делать выбор и брать ответственность за решение
3.2 Самоконтроль
3.2.1 Владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии
3.2.2 Вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей
3.2.3 Давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи; адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности; давать оценку приобретенному опыту; уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; оценивать соответствие результата цели и условиям
3.3 Эмоциональный интеллект
3.3.1 Различать, называть собственные эмоции и эмоции других и управлять ими; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; регулировать способ выражения эмоций
3.4 Принятие себя и других
3.4.1 Осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; быть открытым себе и другим; осознавать невозможность контролировать все вокруг

В таблице 3 приведен перечень проверяемых требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования (соотнесены с метапредметными результатами).

Таблица 3

Код проверяемого
требования
Проверяемые требования к предметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования   Метапредметный результат
1 По теме «Язык и речь»
1.1 Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым МП 1.1.6; 2.1.1; 2.1.2; 3.4.1
1.2 Понимать содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи: письменно формулировать тему и главную мысль текста, формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них подробно и сжато МП 1.1.1; 1.1.5; 1.2.5; 1.3.2; 2.1.2; 3.1.1
1.3 Соблюдать на письме нормы современного русского литературного языка, в том числе во время списывания текста объемом 90–100 слов, составленного с учетом ранее изученных правил правописания (в том числе содержащего изученные в течение первого года обучения орфограммы, пунктограммы и слова с непроверяемыми написаниями); осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом МП 1.1.6; 1.3.1; 1.3.2; 1.3.4; 2.1.1; 2.1.2; 3.2.1
2 По теме «Текст»  
2.1 Распознавать основные признаки текста, членить текст на композиционно-смысловые части (абзацы) МП 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.2.5; 1.3.2; 2.1.2; 3.1.1
2.2 Распознавать средства связи предложений и частей текста (формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы, личные местоимения, повтор слова) МП 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.1.4; 1.1.5
2.3 Проводить смысловой анализ текста МП 1.3.2; 2.1.2
2.4 Проводить анализ текста, его композиционных особенностей; определять количество микротем и абзацев МП 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.1.4; 1.1.5; 1.2.5; 1.3.2; 3.1.1
2.5 Характеризовать текст с точки зрения его соответствия основным признакам (наличие темы, главной мысли, грамматической связи предложений, цельности и относительной законченности) МП 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.2.5; 1.3.2; 3.1.1
2.6 Восстанавливать деформированный текст, осуществлять корректировку восстановленного текста МП 1.1.5; 1.2.2; 2.1.4; 3.1.2; 3.2.3
2.7 Редактировать собственные (созданные другими обучающимися) тексты в целях совершенствования их содержания (проверка фактического материала, начальный логический анализ текста: целостность, связность, информативность) МП 1.1.2; 1.1.5; 1.2.2; 1.3.1; 2.1.1; 2.1.2; 3.1.1; 3.1.2; 3.2.2; 3.2.3
3 По теме «Функциональные разновидности языка»  
3.1 Иметь общее представление об особенностях разговорной речи, функциональных стилей, языка художественной литературы МП 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.2.5; 1.3.2; 2.1.2; 3.1.1; 3.4.1
4 По теме «Система языка»  
4.1 Характеризовать звуки, понимать различие между звуком и буквой, характеризовать систему звуков МП 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.1.4; 1.1.5; 1.1.6; 1.3.3
4.2 Проводить фонетический анализ слов МП 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.2.5; 1.3.2; 3.1.1
4.3 Объяснять лексическое значение слова разными способами (подбор однокоренных слов; подбор синонимов и антонимов; определение значения слова по контексту, с помощью толкового словаря) МП 1.1.1; 1.1.3; 1.3.2
4.4 Распознавать однозначные и многозначные слова, различать прямое и переносное значения слова МП 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.1.4; 1.1.5; 1.1.6; 3.3.1
4.5 Распознавать синонимы, антонимы, омонимы; различать многозначные слова и омонимы МП 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.1.4; 1.1.5; 1.1.6; 3.3.1
4.6 Характеризовать тематические группы слов, родовые и видовые понятия МП 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.1.4; 1.1.5; 1.1.6; 3.3.1
4.7 Проводить лексический анализ слов (в рамках изученного) МП 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.2.5; 1.3.2; 3.1.1
4.8 Распознавать морфемы в слове (корень, приставку, суффикс, окончание) МП 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.1.4; 1.1.5; 1.1.6; 1.3.3
4.9 Находить чередование звуков в морфемах (в том числе чередование гласных с нулем звука) МП 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.1.4; 1.1.5; 1.1.6; 1.3.3
4.10 Применять знания о частях речи как лексико-грамматических разрядах слов, о грамматическом значении слова, о системе частей речи в русском языке для решения практико-ориентированных учебных задач МП 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.1.4; 1.1.5; 1.1.6; 1.3.2; 2.1.1
4.11 Распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы МП 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.1.4; 1.1.5; 1.1.6; 1.3.2; 2.1.1
4.12 Определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени существительного, объяснять его роль в речи МП 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.1.4; 1.1.5; 1.1.6; 1.3.2; 2.1.1
4.13 Определять лексико-грамматические разряды имен существительных МП 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.1.4; 1.1.5; 1.1.6; 1.3.2; 2.1.1
4.14 Различать типы склонения имен существительных, выявлять разносклоняемые и несклоняемые имена существительные МП 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.1.4; 1.1.5; 1.1.6; 1.3.2; 2.1.1
4.15 Проводить морфологический анализ имен существительных МП 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.2.5; 1.3.2; 3.1.1
4.16 Определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени прилагательного, объяснять его роль в речи МП 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.1.4; 1.1.5; 1.1.6; 1.3.2; 2.1.1
4.17 Различать полную и краткую формы имен прилагательных МП 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.1.4; 1.1.5; 1.1.6; 1.3.2; 2.1.1
4.18 Проводить частичный морфологический анализ имен прилагательных (в рамках изученного) МП 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.2.5; 1.3.2; 3.1.1
4.19 Определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции глагола, объяснять его роль в словосочетании и предложении, а также в речи МП 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.1.4; 1.1.5; 1.1.6; 1.3.2; 2.1.1
4.20 Различать глаголы совершенного и несовершенного вида МП 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.1.4; 1.1.5; 1.1.6; 1.3.2; 2.1.1
4.21 Различать глаголы возвратные и невозвратные МП 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.1.4; 1.1.5; 1.1.6; 1.3.2; 2.1.1
4.22 Называть грамматические свойства инфинитива (неопределенной формы) глагола, выделять его основу, выделять основу настоящего (будущего простого) времени глагола МП 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.1.4; 1.1.5; 1.1.6; 1.3.2; 2.1.1
4.23 Определять спряжение глагола, уметь спрягать глаголы МП 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.1.4; 1.1.5; 1.1.6; 1.3.2; 2.1.1
4.24 Проводить частичный морфологический анализ глаголов (в рамках изученного) МП 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.2.5; 1.3.2; 3.1.1
4.25 Распознавать единицы синтаксиса (словосочетание и предложение) МП 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.1.4; 1.1.5; 1.1.6; 1.3.3
4.26 Проводить синтаксический анализ простых предложений МП 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.2.5; 1.3.2; 3.1.1
4.27 Распознавать простые неосложненные предложения МП 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.1.4; 1.1.5; 1.1.6; 1.3.3
4.28 Распознавать простые предложения, осложненные однородными членами, включая предложения с обобщающим словом при однородных членах МП 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.1.4; 1.1.5; 1.1.6; 1.3.3
4.29 Распознавать простые предложения, осложненные обращением МП 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.1.4; 1.1.5; 1.1.6; 1.3.3
4.30 Распознавать предложения по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные) МП 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.1.4; 1.1.5; 1.1.6; 1.3.3; 2.1.4; 3.3.1; 3.4.1
4.31 Распознавать предложения по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные) МП 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.1.4; 1.1.5; 1.1.6; 1.3.3; 2.1.1; 3.3.1; 3.4.1
4.32 Распознавать предложения по количеству грамматических основ (простые и сложные) МП 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.1.4; 1.1.5; 1.1.6; 1.3.3; 2.1.1; 3.3.1; 3.4.1
4.33 Распознавать предложения по наличию второстепенных членов (распространенные и нераспространенные) МП 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.1.4; 1.1.5; 1.1.6; 1.3.3; 2.1.4; 3.3.1; 3.4.1
4.34 Определять главные члены предложения (грамматическую основу) МП 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.1.4; 1.1.5; 1.1.6; 1.3.3
4.35 Определять второстепенные члены предложения МП 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.1.4; 1.1.5; 1.1.6; 1.3.3
4.36 Определять морфологические средства выражения подлежащего (именем существительным или местоимением в именительном падеже, сочетанием имени существительного в форме именительного падежа с существительным или местоимением в форме творительного падежа с предлогом, сочетанием имени числительного в форме именительного падежа с существительным в форме родительного падежа) МП 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.1.4; 1.1.5; 1.1.6; 1.3.3
4.37 Определять морфологические средства выражения сказуемого (глаголом, именем существительным, именем прилагательным) МП 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.1.4; 1.1.5; 1.1.6; 1.3.3
4.38 Определять морфологические средства выражения второстепенных членов предложения (в рамках изученного) МП 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.1.4; 1.1.5; 1.1.6; 1.3.3
5 По теме «Культура речи»
5.1 Использовать знания по фонетике и орфоэпии в практике произношения слов МП 1.1.3; 2.1.1; 2.1.2; 3.2.1; 3.4.1
5.2 Соблюдать нормы произношения имен существительных, постановки в них ударения (в рамках изученного) МП 1.1.3; 2.1.1; 3.2.1; 3.4.1
5.3 Соблюдать нормы произношения имен прилагательных, постановки в них ударения (в рамках изученного) МП 1.1.3; 2.1.1; 2.1.2; 3.2.1; 3.4.1
5.4 Соблюдать нормы постановки ударения в глагольных формах (в рамках изученного) МП 1.1.3; 2.1.1; 2.1.2; 3.2.1; 3.4.1
5.5 Уметь правильно употреблять слова-паронимы МП 1.1.3; 2.1.1; 2.1.2; 3.2.1; 3.4.1
5.6 Соблюдать нормы словоизменения имен существительных, употребления несклоняемых имен существительных (в рамках изученного) МП 1.1.3; 2.1.1; 2.1.2; 3.2.1; 3.4.1
5.7 Соблюдать нормы словоизменения имен прилагательных (в рамках изученного) МП 1.1.3; 2.1.1; 2.1.2; 3.2.1; 3.4.1
5.8 Соблюдать нормы словоизменения глаголов (в рамках изученного) МП 1.1.3; 2.1.1; 2.1.2; 3.2.1; 3.4.1
6 По теме «Орфография»  
6.1 Оперировать понятием «орфограмма» и различать буквенные и небуквенные орфограммы при проведении орфографического анализа слова МП 1.1.3; 2.1.1; 3.2.1; 3.4.1
6.2 Распознавать изученные орфограммы МП 1.1.3; 2.1.1; 3.2.1; 3.4.1
6.3 Применять знания по орфографии в практике правописания (в том числе применять знание о правописании разделительных ъ и ь) МП 1.1.3; 2.1.1; 3.2.1; 3.4.1
6.4 Использовать знания по фонетике и графике в практике правописания слов МП 1.1.3; 2.1.1; 3.2.1; 3.4.1
6.5 Применять знания по морфемике в практике правописания неизменяемых приставок и приставок на -з(-с), ы и и после приставок, корней с безударными проверяемыми, непроверяемыми, чередующимися гласными (-лаг- и -лож-, -раст-, -ращ- и -рос-, -гар- и -гор-, -зар- и -зор-, -клан- и -клон-, -скак- и -скоч-, корней с чередованием е(и)), корней с проверяемыми, непроверяемыми, непроизносимыми согласными (в рамках изученного), ё и о после шипящих в корне слова, ы и и после ц МП 1.1.3; 2.1.1; 2.1.2; 3.2.1; 3.4.1
6.6 Соблюдать нормы правописания имен существительных: безударных окончаний, о и е (ё) после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях, суффиксов -чик- и -щик-, -ек- и -ик-(-чик-), употребления (неупотребления) ь на конце имен существительных после шипящих, слитного и раздельного написания не с именами существительными; правописания собственных имен существительных МП 1.1.3; 2.1.1; 3.2.1; 3.4.1
6.7 Соблюдать нормы правописания имен прилагательных: безударных окончаний, о и ё после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях; кратких форм имен прилагательных с основой на шипящие; нормы слитного и раздельного написания не с именами прилагательными МП 1.1.3; 2.1.1; 3.2.1; 3.4.1
6.8 Соблюдать нормы правописания глаголов: использования ь после шипящих как показателя грамматической формы в инфинитиве, в форме 2-го лица единственного числа, -тся и -ться в глаголах, суффиксов -ова-, -ева-, -ыва-, -ива-, личных окончаний глагола, гласной перед суффиксом -л- в формах прошедшего времени глагола, слитного и раздельного написания не с глаголами МП 1.1.3; 2.1.1; 3.2.1; 3.4.1
6.9 Проводить орфографический анализ слов (в рамках изученного) МП 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.2.5; 1.3.2; 3.1.1
7 По теме «Пунктуация»
7.1 Соблюдать на письме пунктуационные нормы при постановке тире между подлежащим и сказуемым МП 1.1.3; 2.1.1; 3.2.1; 3.4.1
7.2 Соблюдать на письме пунктуационные нормы при выборе знаков препинания в предложениях с однородными членами, связанными без помощи союзов, одиночным союзом и, союзами а, но, однако, зато, да (в значении и), да (в значении но) МП 1.1.3; 2.1.1; 3.2.1; 3.4.1
7.3 Соблюдать на письме пунктуационные нормы при выборе знаков препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах МП 1.1.3; 2.1.1; 3.2.1; 3.4.1
7.4 Соблюдать на письме пунктуационные нормы при выборе знаков препинания в предложениях с обращением МП 1.1.3; 2.1.1; 3.2.1; 3.4.1
7.5 Соблюдать на письме пунктуационные нормы при выборе знаков препинания в сложных предложениях, состоящих из частей, связанных бессоюзной связью и союзами и, но, а, однако, зато, да МП 1.1.3; 2.1.1; 3.2.1; 3.4.1
7.6 Соблюдать на письме пунктуационные нормы при выборе знаков препинания в предложениях с прямой речью МП 1.1.3; 2.1.1; 3.2.1; 3.4.1
7.7 Оформлять на письме диалог МП 1.1.3; 2.1.1; 3.2.1; 3.4.1
7.8 Проводить пунктуационный анализ простых осложненных и сложных предложений (в рамках изученного) МП 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.2.5; 1.3.2; 3.1.1
8 По теме «Выразительность русской речи»  
8.1 Уместно использовать в собственной речи слова с суффиксами оценки МП 1.1.5; 1.2.3; 1.3.2; 2.1.1; 2.1.2; 3.3.1