ВПР по русскому языку (7 класс): структура варианта, кодификатор проверяемых элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся в 2025 году

57 0
Версия для печатиPDF

4. Структура проверочной работы

Проверочная работа содержит 7 заданий, в том числе 4 задания к приведенному в варианте проверочной работы тексту для чтения. Задания 1, 4, 7 предполагают запись развернутого ответа; задания 2, 3, 5, 6 – краткого ответа в виде цифр, слова или предложений.

5. Кодификатор проверяемых элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся

Кодификатор проверяемых элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся 7 классов по учебному предмету «Русский язык» сформирован с использованием Универсального кодификатора распределенных по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и элементов содержания по русскому языку, разработанного на основе требований ФГОС ООО и ФОП ООО.

В таблице 1 приведен перечень проверяемых элементов содержания.

Таблица 1

Код Проверяемые элементы содержания
1 Текст
1.1 Смысловой анализ текста: его композиционных особенностей, микротем и абзацев, способов и средств связи предложений в тексте
1.2 Текст как речевое произведение. Основные признаки текста (обобщение)
1.3 Структура текста. Абзац
1.4 Способы и средства связи предложений в тексте (обобщение)
2 Система языка
2.1 Морфология. Причастие
2.1.1 Причастия как особая группа слов. Признаки глагола и имени прилагательного в причастии
2.1.2 Причастия настоящего и прошедшего времени
2.1.3 Действительные и страдательные причастия
2.1.4 Полные и краткие формы страдательных причастий
2.1.5 Склонение причастий
2.1.6 Причастный оборот
2.1.7 Морфологический анализ причастий
2.2 Морфология. Деепричастие
2.2.1 Деепричастия как особая группа слов. Признаки глагола и наречия в деепричастии. Синтаксическая функция деепричастия, роль в речи
2.2.2 Деепричастия совершенного и несовершенного вида
2.2.3 Деепричастный оборот
2.2.4 Морфологический анализ деепричастий
2.3 Морфология. Наречие
2.3.1 Общее грамматическое значение наречий
2.3.2 Разряды наречий по значению
2.3.3 Простая и составная формы сравнительной и превосходной степеней сравнения наречий
2.3.4 Морфологический анализ наречий
2.4 Морфология. Слова категории состояния
2.4.1 Общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая функция слов категории состояния
2.5 Морфология. Служебные части речи
2.5.1 Общая характеристика служебных частей речи. Отличие самостоятельных частей речи от служебных
2.6 Морфология. Предлог
2.6.1 Предлог как служебная часть речи
2.6.2 Разряды предлогов по происхождению: предлоги производные и непроизводные
2.6.3 Разряды предлогов по строению: предлоги простые и составные
2.6.4 Морфологический анализ предлогов
2.7 Морфология. Союз
2.7.1 Союз как служебная часть речи
2.7.2 Разряды союзов по строению: простые и составные
2.7.3 Разряды союзов по значению: сочинительные и подчинительные
2.7.4 Одиночные, двойные и повторяющиеся сочинительные союзы
2.7.5 Морфологический анализ союзов
2.8 Морфология. Частица
2.8.1 Частица как служебная часть речи
2.8.2 Разряды частиц по значению и употреблению: формообразующие, отрицательные, модальные
2.8.3 Морфологический анализ частиц
2.9 Омонимия слов разных частей речи. Грамматическая омонимия. Использование грамматических омонимов в речи
3 Лексикология
3.1 Лексический анализ слова
4 Орфография
4.1 Правописание падежных окончаний причастий
4.2 Правописание гласных в суффиксах причастий
4.3 Правописание н и нн в суффиксах причастий и отглагольных имен прилагательных
4.4 Слитное и раздельное написание не с причастиями
4.5 Правописание гласных в суффиксах деепричастий
4.6 Слитное и раздельное написание не с деепричастиями
4.7 Слитное, раздельное, дефисное написание наречий
4.8 Слитное и раздельное написание не с наречиями
4.9 Написание н и нн в наречиях на -о(-е)
4.10 Правописание суффиксов -а и -о наречий с приставками из-, до-, с-, в-, на-, за-
4.11 Употребление ь после шипящих на конце наречий
4.12 Правописание суффиксов наречий -о и -е после шипящих
4.13 Правописание производных предлогов
4.14 Правописание союзов
4.15 Смысловые различия частиц не и ни. Использование частиц не и ни в письменной речи
4.16 Различение приставки не- и частицы не. Слитное и раздельное написание не с разными частями речи (обобщение)
4.17 Правописание частиц бы, ли, же с другими словами. Дефисное написание частиц -то, -таки, -ка
4.18 Орфографический анализ слов (в рамках изученного)
5 Пунктуация
5.1 Знаки препинания в предложениях с причастным оборотом
5.2 Знаки препинания в предложениях с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом
5.3 Знаки препинания в сложных союзных предложениях. Знаки препинания в предложениях с союзом и, связывающим однородные члены и части сложного предложения
5.4 Пунктуационный анализ предложений (в рамках изученного)

В таблице 2 приведен перечень проверяемых требований к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Таблица 2

Код
проверяемого требования
Проверяемые требования к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования
1 Познавательные УУД
1.1 Базовые логические действия
1.1.1 Выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений)
1.1.2 Устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа
1.1.3 С учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи
1.1.4 Выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов
1.1.5 Делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии; формулировать гипотезы о взаимосвязях
1.1.6 Самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев)
1.2 Базовые исследовательские действия
1.2.1 Проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой
1.2.2 Оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента)
1.2.3 Самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования; владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений
1.2.4 Прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях; выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах
1.2.5 Использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состояниями ситуации, объекта; самостоятельно устанавливать искомое и данное; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других; аргументировать свою позицию, мнение
1.3 Работа с информацией
1.3.1 Применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев
1.3.2 Выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках
1.3.3 Самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями
1.3.4 Оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно
1.3.5 Эффективно запоминать и систематизировать информацию
2 Коммуникативные УУД
2.1 Общение
2.1.1 Выражать себя (свою точку зрения) в письменных текстах
2.1.2 Воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения
3 Регулятивные УУД
3.1 Самоорганизация
3.1.1 Выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях, самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений
3.1.2 Ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой), составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте, делать выбор и брать ответственность за решение
3.2 Самоконтроль
3.2.1 Владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии
3.2.2 Вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей
3.2.3 Давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи; адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности; давать оценку приобретенному опыту; уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; оценивать соответствие результата цели и условиям
3.3 Эмоциональный интеллект
3.3.1 Различать, называть собственные эмоции и эмоции других и управлять ими; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; регулировать способ выражения эмоций
3.4 Принятие себя и других
3.4.1 Осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; быть открытым себе и другим; осознавать невозможность контролировать все вокруг

В таблице 3 приведен перечень проверяемых требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования (соотнесены с метапредметными результатами).

Таблица 3

Код проверяемого требования Проверяемые требования к предметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Метапредметный результат
1 Язык и речь  
1.1 Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым МП 1.1.6; 2.1.2; 3.3.1
1.2 Соблюдать на письме нормы современного русского литературного языка, в том числе во время списывания текста объемом 110–120 слов, составленного с учетом ранее изученных правил правописания (в том числе содержащего изученные в течение третьего года обучения орфограммы, пунктограммы и слова с непроверяемыми написаниями) МП 1.1.6; 1.3.1; 1.3.2; 1.3.4
1.3 Осуществлять адекватный выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом МП 2.1.1; 3.2.1
2 Текст
2.1 Анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам; выявлять его структуру, особенности абзацного членения МП 1.1.1–1.1.3; 1.2.5; 1.3.2; 3.1.1
2.2 Выявлять лексические и грамматические средства связи предложений и частей текста МП 1.1.1–1.1.5
2.3 Проводить смысловой анализ текста МП 1.1.1–1.1.5; 1.2.5; 1.3.2; 3.1.1
2.4 Редактировать тексты: сопоставлять исходный и отредактированный тексты, редактировать собственные тексты в целях совершенствования их содержания и формы с опорой на знание норм современного русского литературного языка МП 1.1.2; 1.1.5; 1.2.2; 1.3.1; 2.1.2; 3.1.1; 3.1.2; 3.2.2; 3.2.3
3 Система языка
3.1 Распознавать изученные орфограммы, проводить орфографический анализ слов, применять знания по орфографии в практике правописания МП 1.1.1–1.1.6; 1.2.1–1.2.3; 1.3.4; 3.2.1
3.2 Распознавать омонимию слов разных частей речи, различать МП 1.1.1–1.1.6;
3.3 Характеризовать слово с точки зрения сферы его употребления, происхождения, активного и пассивного запаса и стилистической окраски; проводить лексический анализ слов; применять знания по лексике и фразеологии при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике МП 1.1.1–1.1.6; 3.2.3; 3.3.1
4 Морфология. Культура речи. Орфография
4.1 Распознавать причастия и деепричастия, наречия, служебные слова (предлоги, союзы, частицы), проводить их морфологический анализ: определять общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксические функции МП 1.1.1–1.1.6; 1.2.1–1.2.3; 1.3.4; 3.2.1
5 Причастие
5.1 Характеризовать причастия как особую группу слов, определять признаки глагола и имени прилагательного в причастии, определять синтаксические функции причастия МП 1.1.1–1.1.6; 1.3.2
5.2 Распознавать причастия настоящего и прошедшего времени, действительные и страдательные причастия; различать и характеризовать полные и краткие формы страдательных причастий; склонять причастия МП 1.1.1–1.1.6; 1.3.2
5.3 Проводить морфологический анализ причастий, орфографический анализ причастий, применять это умение в речевой практике МП 1.1.1–1.1.3; 1.2.5; 1.3.2; 3.1.1
5.4 Составлять словосочетания с причастием в роли зависимого слова, конструировать причастные обороты МП 1.1.1–1.1.6
5.5 Уместно использовать причастия в речи, различать созвучные причастиям имена прилагательные (висящий – висячий, горящий – горячий). Правильно ставить ударение в некоторых формах причастий; применять правила правописания падежных окончаний и суффиксов причастий, н и нн в причастиях и отглагольных именах прилагательных, написания гласной перед суффиксом -вш- действительных причастий прошедшего времени, перед суффиксом -нн- страдательных причастий прошедшего времени, написания не с причастиями МП 1.1.1–1.1.6
5.6 Правильно расставлять знаки препинания в предложениях с причастным оборотом МП 1.1.1–1.1.6
5.7 Проводить синтаксический и пунктуационный анализ предложений с причастным оборотом (в рамках изученного) МП 1.1.1–1.1.6
6 Деепричастие  
6.1 Характеризовать деепричастия как особую форму глагола МП 1.1.1–1.1.6; 1.3.2
6.2 Определять признаки глагола и наречия в деепричастии, синтаксическую функцию деепричастия. МП 1.1.1–1.1.6; 1.3.2
6.3 Распознавать деепричастия совершенного и несовершенного вида МП 1.1.1–1.1.6; 1.3.2
6.4 Проводить морфологический, орфографический анализ деепричастий, применять это умение в речевой практике МП 1.1.1–1.1.3; 1.2.2; 1.3.2
6.5 Конструировать деепричастный оборот, определять роль деепричастия в предложении МП 1.1.1–1.1.6
6.6 Уместно использовать деепричастия в речи МП 1.1.1–1.1.6
6.7 Правильно ставить ударение в деепричастиях МП 1.1.1–1.1.6
6.8 Применять правила написания гласных в суффиксах деепричастий, правила слитного и раздельного написания не с деепричастиями МП 1.1.1–1.1.6
6.9 Правильно строить предложения с одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами МП 1.1.1–1.1.6
6.10 Правильно расставлять знаки препинания в предложениях с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом МП 1.1.1–1.1.6
6.11 Проводить синтаксический и пунктуационный анализ предложений с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом (в рамках изученного) МП 1.1.1–1.1.6
7 Наречие
7.1 Распознавать наречия в речи; определять общее грамматическое значение наречий; различать разряды наречий по значению, характеризовать особенности словообразования наречий, их синтаксических свойств, роли в речи МП 1.1.1–1.1.6; 1.3.2
7.2 Проводить морфологический, орфографический анализ наречий (в рамках изученного), применять это умение в речевой практике МП 1.1.1–1.1.3; 1.2.5; 1.3.2; 3.1.1
7.3 Соблюдать нормы образования степеней сравнения наречий, произношения наречий, постановки в них ударения МП 1.1.1–1.1.3; 1.2.5; 1.3.2; 3.1.1
7.4 Применять правила слитного, раздельного и дефисного написания наречий, написания н и нн в наречиях на -о и -е, написания суффиксов -а и -о наречий с приставками из-, до-, с-, в-, на-, за-, употребления ь на конце наречий после шипящих, написания суффиксов наречий -о и -е после шипящих, написания е и и в приставках не- и ни- наречий, слитного и раздельного написания не с наречиям МП 1.1.1–1.1.3; 1.2.5; 1.3.2; 3.1.1
8 Слова категории состояния  
8.1 Определять общее грамматическое значение, морфологические признаки слов категории состояния, характеризовать их синтаксическую функцию и роль в речи МП 1.1.1–1.1.6; 1.3.2
9 Служебные части речи  
9.1 Давать общую характеристику служебных частей речи, объяснять их отличия от самостоятельных частей речи 1.3.2 МП 1.1.1–1.1.6;
10 Предлог  
10.1 Характеризовать предлог как служебную часть речи; различать производные и непроизводные предлоги, простые и составные предлоги МП 1.1.1–1.1.6; 1.3.2
10.2 Употреблять предлоги в речи в соответствии с их значением и стилистическими особенностями, соблюдать правила  правописания производных предлогов МП 1.1.1–1.1.3; 1.2.2; 1.2.5; 1.3.2; 3.1.1
10.3 Соблюдать нормы употребления имен существительных и местоимений с предлогами, правила правописания производных предлогов МП 1.1.1–1.1.3; 1.2.2; 1.2.5; 1.3.2; 3.1.1
10.4 Проводить морфологический анализ предлогов, применять это умение при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике МП 1.1.1–1.1.3; 1.2.2; 1.2.5; 1.3.2; 3.1.1
11 Союз  
11.1 Характеризовать союз как служебную часть речи; различать разряды союзов по значению, строению; объяснять роль союзов в тексте, в том числе как средств связи однородных членов предложения и частей сложного предложения МП 1.1.1–1.1.6; 1.3.2
11.2 Употреблять союзы в речи в соответствии с их значением и стилистическими особенностями, соблюдать правила правописания союзов, постановки знаков препинания в сложных союзных предложениях, постановки знаков препинания в предложениях с союзом и МП 1.1.1–1.1.6; 1.3.2
11.3 Проводить морфологический анализ союзов, применять это умение в речевой практике МП 1.1.1–1.1.3; 1.2.2; 1.2.5; 1.3.2; 3.1.1
12 Частица  
12.1 Характеризовать частицу как служебную часть речи; различать разряды частиц по значению, составу МП 1.1.1–1.1.6; 1.3.2
12.2 Употреблять частицы в речи в соответствии с их значением и стилистической окраской, соблюдать правила правописания частиц МП 1.1.1–1.1.6; 1.3.2
12.3 Проводить морфологический анализ частиц, применять это умение в речевой практике МП 1.1.1–1.1.3; 1.2.2; 1.3.2; 3.1.1