ВПР по русскому языку (7 класс): структура варианта, кодификатор проверяемых элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся в 2025 году
11.08.2024
Администратор
57
0
4. Структура проверочной работы
Проверочная работа содержит 7 заданий, в том числе 4 задания к приведенному в варианте проверочной работы тексту для чтения. Задания 1, 4, 7 предполагают запись развернутого ответа; задания 2, 3, 5, 6 – краткого ответа в виде цифр, слова или предложений.
5. Кодификатор проверяемых элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся
Кодификатор проверяемых элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся 7 классов по учебному предмету «Русский язык» сформирован с использованием Универсального кодификатора распределенных по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и элементов содержания по русскому языку, разработанного на основе требований ФГОС ООО и ФОП ООО.
В таблице 1 приведен перечень проверяемых элементов содержания.
Таблица 1
Код | Проверяемые элементы содержания |
1 | Текст |
1.1 | Смысловой анализ текста: его композиционных особенностей, микротем и абзацев, способов и средств связи предложений в тексте |
1.2 | Текст как речевое произведение. Основные признаки текста (обобщение) |
1.3 | Структура текста. Абзац |
1.4 | Способы и средства связи предложений в тексте (обобщение) |
2 | Система языка |
2.1 | Морфология. Причастие |
2.1.1 | Причастия как особая группа слов. Признаки глагола и имени прилагательного в причастии |
2.1.2 | Причастия настоящего и прошедшего времени |
2.1.3 | Действительные и страдательные причастия |
2.1.4 | Полные и краткие формы страдательных причастий |
2.1.5 | Склонение причастий |
2.1.6 | Причастный оборот |
2.1.7 | Морфологический анализ причастий |
2.2 | Морфология. Деепричастие |
2.2.1 | Деепричастия как особая группа слов. Признаки глагола и наречия в деепричастии. Синтаксическая функция деепричастия, роль в речи |
2.2.2 | Деепричастия совершенного и несовершенного вида |
2.2.3 | Деепричастный оборот |
2.2.4 | Морфологический анализ деепричастий |
2.3 | Морфология. Наречие |
2.3.1 | Общее грамматическое значение наречий |
2.3.2 | Разряды наречий по значению |
2.3.3 | Простая и составная формы сравнительной и превосходной степеней сравнения наречий |
2.3.4 | Морфологический анализ наречий |
2.4 | Морфология. Слова категории состояния |
2.4.1 | Общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая функция слов категории состояния |
2.5 | Морфология. Служебные части речи |
2.5.1 | Общая характеристика служебных частей речи. Отличие самостоятельных частей речи от служебных |
2.6 | Морфология. Предлог |
2.6.1 | Предлог как служебная часть речи |
2.6.2 | Разряды предлогов по происхождению: предлоги производные и непроизводные |
2.6.3 | Разряды предлогов по строению: предлоги простые и составные |
2.6.4 | Морфологический анализ предлогов |
2.7 | Морфология. Союз |
2.7.1 | Союз как служебная часть речи |
2.7.2 | Разряды союзов по строению: простые и составные |
2.7.3 | Разряды союзов по значению: сочинительные и подчинительные |
2.7.4 | Одиночные, двойные и повторяющиеся сочинительные союзы |
2.7.5 | Морфологический анализ союзов |
2.8 | Морфология. Частица |
2.8.1 | Частица как служебная часть речи |
2.8.2 | Разряды частиц по значению и употреблению: формообразующие, отрицательные, модальные |
2.8.3 | Морфологический анализ частиц |
2.9 | Омонимия слов разных частей речи. Грамматическая омонимия. Использование грамматических омонимов в речи |
3 | Лексикология |
3.1 | Лексический анализ слова |
4 | Орфография |
4.1 | Правописание падежных окончаний причастий |
4.2 | Правописание гласных в суффиксах причастий |
4.3 | Правописание н и нн в суффиксах причастий и отглагольных имен прилагательных |
4.4 | Слитное и раздельное написание не с причастиями |
4.5 | Правописание гласных в суффиксах деепричастий |
4.6 | Слитное и раздельное написание не с деепричастиями |
4.7 | Слитное, раздельное, дефисное написание наречий |
4.8 | Слитное и раздельное написание не с наречиями |
4.9 | Написание н и нн в наречиях на -о(-е) |
4.10 | Правописание суффиксов -а и -о наречий с приставками из-, до-, с-, в-, на-, за- |
4.11 | Употребление ь после шипящих на конце наречий |
4.12 | Правописание суффиксов наречий -о и -е после шипящих |
4.13 | Правописание производных предлогов |
4.14 | Правописание союзов |
4.15 | Смысловые различия частиц не и ни. Использование частиц не и ни в письменной речи |
4.16 | Различение приставки не- и частицы не. Слитное и раздельное написание не с разными частями речи (обобщение) |
4.17 | Правописание частиц бы, ли, же с другими словами. Дефисное написание частиц -то, -таки, -ка |
4.18 | Орфографический анализ слов (в рамках изученного) |
5 | Пунктуация |
5.1 | Знаки препинания в предложениях с причастным оборотом |
5.2 | Знаки препинания в предложениях с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом |
5.3 | Знаки препинания в сложных союзных предложениях. Знаки препинания в предложениях с союзом и, связывающим однородные члены и части сложного предложения |
5.4 | Пунктуационный анализ предложений (в рамках изученного) |
В таблице 2 приведен перечень проверяемых требований к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Таблица 2
Код проверяемого требования |
Проверяемые требования к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования |
1 | Познавательные УУД |
1.1 | Базовые логические действия |
1.1.1 | Выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений) |
1.1.2 | Устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа |
1.1.3 | С учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи |
1.1.4 | Выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов |
1.1.5 | Делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии; формулировать гипотезы о взаимосвязях |
1.1.6 | Самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев) |
1.2 | Базовые исследовательские действия |
1.2.1 | Проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой |
1.2.2 | Оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента) |
1.2.3 | Самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования; владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений |
1.2.4 | Прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях; выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах |
1.2.5 | Использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состояниями ситуации, объекта; самостоятельно устанавливать искомое и данное; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других; аргументировать свою позицию, мнение |
1.3 | Работа с информацией |
1.3.1 | Применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев |
1.3.2 | Выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках |
1.3.3 | Самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями |
1.3.4 | Оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно |
1.3.5 | Эффективно запоминать и систематизировать информацию |
2 | Коммуникативные УУД |
2.1 | Общение |
2.1.1 | Выражать себя (свою точку зрения) в письменных текстах |
2.1.2 | Воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения |
3 | Регулятивные УУД |
3.1 | Самоорганизация |
3.1.1 | Выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях, самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений |
3.1.2 | Ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой), составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте, делать выбор и брать ответственность за решение |
3.2 | Самоконтроль |
3.2.1 | Владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии |
3.2.2 | Вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей |
3.2.3 | Давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи; адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности; давать оценку приобретенному опыту; уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; оценивать соответствие результата цели и условиям |
3.3 | Эмоциональный интеллект |
3.3.1 | Различать, называть собственные эмоции и эмоции других и управлять ими; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; регулировать способ выражения эмоций |
3.4 | Принятие себя и других |
3.4.1 | Осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; быть открытым себе и другим; осознавать невозможность контролировать все вокруг |
В таблице 3 приведен перечень проверяемых требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования (соотнесены с метапредметными результатами).
Таблица 3
Код проверяемого требования | Проверяемые требования к предметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования | Метапредметный результат |
1 | Язык и речь | |
1.1 | Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым | МП 1.1.6; 2.1.2; 3.3.1 |
1.2 | Соблюдать на письме нормы современного русского литературного языка, в том числе во время списывания текста объемом 110–120 слов, составленного с учетом ранее изученных правил правописания (в том числе содержащего изученные в течение третьего года обучения орфограммы, пунктограммы и слова с непроверяемыми написаниями) | МП 1.1.6; 1.3.1; 1.3.2; 1.3.4 |
1.3 | Осуществлять адекватный выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом | МП 2.1.1; 3.2.1 |
2 | Текст | |
2.1 | Анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам; выявлять его структуру, особенности абзацного членения | МП 1.1.1–1.1.3; 1.2.5; 1.3.2; 3.1.1 |
2.2 | Выявлять лексические и грамматические средства связи предложений и частей текста | МП 1.1.1–1.1.5 |
2.3 | Проводить смысловой анализ текста | МП 1.1.1–1.1.5; 1.2.5; 1.3.2; 3.1.1 |
2.4 | Редактировать тексты: сопоставлять исходный и отредактированный тексты, редактировать собственные тексты в целях совершенствования их содержания и формы с опорой на знание норм современного русского литературного языка | МП 1.1.2; 1.1.5; 1.2.2; 1.3.1; 2.1.2; 3.1.1; 3.1.2; 3.2.2; 3.2.3 |
3 | Система языка | |
3.1 | Распознавать изученные орфограммы, проводить орфографический анализ слов, применять знания по орфографии в практике правописания | МП 1.1.1–1.1.6; 1.2.1–1.2.3; 1.3.4; 3.2.1 |
3.2 | Распознавать омонимию слов разных частей речи, различать | МП 1.1.1–1.1.6; |
3.3 | Характеризовать слово с точки зрения сферы его употребления, происхождения, активного и пассивного запаса и стилистической окраски; проводить лексический анализ слов; применять знания по лексике и фразеологии при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике | МП 1.1.1–1.1.6; 3.2.3; 3.3.1 |
4 | Морфология. Культура речи. Орфография | |
4.1 | Распознавать причастия и деепричастия, наречия, служебные слова (предлоги, союзы, частицы), проводить их морфологический анализ: определять общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксические функции | МП 1.1.1–1.1.6; 1.2.1–1.2.3; 1.3.4; 3.2.1 |
5 | Причастие | |
5.1 | Характеризовать причастия как особую группу слов, определять признаки глагола и имени прилагательного в причастии, определять синтаксические функции причастия | МП 1.1.1–1.1.6; 1.3.2 |
5.2 | Распознавать причастия настоящего и прошедшего времени, действительные и страдательные причастия; различать и характеризовать полные и краткие формы страдательных причастий; склонять причастия | МП 1.1.1–1.1.6; 1.3.2 |
5.3 | Проводить морфологический анализ причастий, орфографический анализ причастий, применять это умение в речевой практике | МП 1.1.1–1.1.3; 1.2.5; 1.3.2; 3.1.1 |
5.4 | Составлять словосочетания с причастием в роли зависимого слова, конструировать причастные обороты | МП 1.1.1–1.1.6 |
5.5 | Уместно использовать причастия в речи, различать созвучные причастиям имена прилагательные (висящий – висячий, горящий – горячий). Правильно ставить ударение в некоторых формах причастий; применять правила правописания падежных окончаний и суффиксов причастий, н и нн в причастиях и отглагольных именах прилагательных, написания гласной перед суффиксом -вш- действительных причастий прошедшего времени, перед суффиксом -нн- страдательных причастий прошедшего времени, написания не с причастиями | МП 1.1.1–1.1.6 |
5.6 | Правильно расставлять знаки препинания в предложениях с причастным оборотом | МП 1.1.1–1.1.6 |
5.7 | Проводить синтаксический и пунктуационный анализ предложений с причастным оборотом (в рамках изученного) | МП 1.1.1–1.1.6 |
6 | Деепричастие | |
6.1 | Характеризовать деепричастия как особую форму глагола | МП 1.1.1–1.1.6; 1.3.2 |
6.2 | Определять признаки глагола и наречия в деепричастии, синтаксическую функцию деепричастия. | МП 1.1.1–1.1.6; 1.3.2 |
6.3 | Распознавать деепричастия совершенного и несовершенного вида | МП 1.1.1–1.1.6; 1.3.2 |
6.4 | Проводить морфологический, орфографический анализ деепричастий, применять это умение в речевой практике | МП 1.1.1–1.1.3; 1.2.2; 1.3.2 |
6.5 | Конструировать деепричастный оборот, определять роль деепричастия в предложении | МП 1.1.1–1.1.6 |
6.6 | Уместно использовать деепричастия в речи | МП 1.1.1–1.1.6 |
6.7 | Правильно ставить ударение в деепричастиях | МП 1.1.1–1.1.6 |
6.8 | Применять правила написания гласных в суффиксах деепричастий, правила слитного и раздельного написания не с деепричастиями | МП 1.1.1–1.1.6 |
6.9 | Правильно строить предложения с одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами | МП 1.1.1–1.1.6 |
6.10 | Правильно расставлять знаки препинания в предложениях с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом | МП 1.1.1–1.1.6 |
6.11 | Проводить синтаксический и пунктуационный анализ предложений с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом (в рамках изученного) | МП 1.1.1–1.1.6 |
7 | Наречие | |
7.1 | Распознавать наречия в речи; определять общее грамматическое значение наречий; различать разряды наречий по значению, характеризовать особенности словообразования наречий, их синтаксических свойств, роли в речи | МП 1.1.1–1.1.6; 1.3.2 |
7.2 | Проводить морфологический, орфографический анализ наречий (в рамках изученного), применять это умение в речевой практике | МП 1.1.1–1.1.3; 1.2.5; 1.3.2; 3.1.1 |
7.3 | Соблюдать нормы образования степеней сравнения наречий, произношения наречий, постановки в них ударения | МП 1.1.1–1.1.3; 1.2.5; 1.3.2; 3.1.1 |
7.4 | Применять правила слитного, раздельного и дефисного написания наречий, написания н и нн в наречиях на -о и -е, написания суффиксов -а и -о наречий с приставками из-, до-, с-, в-, на-, за-, употребления ь на конце наречий после шипящих, написания суффиксов наречий -о и -е после шипящих, написания е и и в приставках не- и ни- наречий, слитного и раздельного написания не с наречиям | МП 1.1.1–1.1.3; 1.2.5; 1.3.2; 3.1.1 |
8 | Слова категории состояния | |
8.1 | Определять общее грамматическое значение, морфологические признаки слов категории состояния, характеризовать их синтаксическую функцию и роль в речи | МП 1.1.1–1.1.6; 1.3.2 |
9 | Служебные части речи | |
9.1 | Давать общую характеристику служебных частей речи, объяснять их отличия от самостоятельных частей речи 1.3.2 | МП 1.1.1–1.1.6; |
10 | Предлог | |
10.1 | Характеризовать предлог как служебную часть речи; различать производные и непроизводные предлоги, простые и составные предлоги | МП 1.1.1–1.1.6; 1.3.2 |
10.2 | Употреблять предлоги в речи в соответствии с их значением и стилистическими особенностями, соблюдать правила правописания производных предлогов | МП 1.1.1–1.1.3; 1.2.2; 1.2.5; 1.3.2; 3.1.1 |
10.3 | Соблюдать нормы употребления имен существительных и местоимений с предлогами, правила правописания производных предлогов | МП 1.1.1–1.1.3; 1.2.2; 1.2.5; 1.3.2; 3.1.1 |
10.4 | Проводить морфологический анализ предлогов, применять это умение при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике | МП 1.1.1–1.1.3; 1.2.2; 1.2.5; 1.3.2; 3.1.1 |
11 | Союз | |
11.1 | Характеризовать союз как служебную часть речи; различать разряды союзов по значению, строению; объяснять роль союзов в тексте, в том числе как средств связи однородных членов предложения и частей сложного предложения | МП 1.1.1–1.1.6; 1.3.2 |
11.2 | Употреблять союзы в речи в соответствии с их значением и стилистическими особенностями, соблюдать правила правописания союзов, постановки знаков препинания в сложных союзных предложениях, постановки знаков препинания в предложениях с союзом и | МП 1.1.1–1.1.6; 1.3.2 |
11.3 | Проводить морфологический анализ союзов, применять это умение в речевой практике | МП 1.1.1–1.1.3; 1.2.2; 1.2.5; 1.3.2; 3.1.1 |
12 | Частица | |
12.1 | Характеризовать частицу как служебную часть речи; различать разряды частиц по значению, составу | МП 1.1.1–1.1.6; 1.3.2 |
12.2 | Употреблять частицы в речи в соответствии с их значением и стилистической окраской, соблюдать правила правописания частиц | МП 1.1.1–1.1.6; 1.3.2 |
12.3 | Проводить морфологический анализ частиц, применять это умение в речевой практике | МП 1.1.1–1.1.3; 1.2.2; 1.3.2; 3.1.1 |
Похожие материалы