ВПР по русскому языку (8 класс): структура варианта, кодификатор проверяемых элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся в 2025 году

39 0
Версия для печатиPDF

4. Структура проверочной работы

Проверочная работа содержит 10 заданий, в том числе 9 заданий к приведенному в варианте проверочной работы тексту для чтения.

Задания 1, 6–7, 9–10 предполагают запись развернутого ответа; задания 2-5, 8 - краткого ответа в виде цифр, слова (сочетания слов).

5. Кодификатор проверяемых элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся

Кодификатор проверяемых элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся 8 классов по учебному предмету «Русский язык» сформирован с использованием Универсального кодификатора распределенных по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и элементов содержания по русскому языку, разработанного на основе требований ФГОС ООО и ФОП ООО.

В таблице 1 приведен перечень проверяемых элементов содержания.

Таблица 1

Код Проверяемые элементы содержания
1 Система языка
1.1 Синтаксис. Словосочетание
1.1.1 Основные признаки словосочетания
1.1.2 Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные
1.1.3 Типы подчинительной связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание
1.1.4 Синтаксический анализ словосочетаний
1.2 Синтаксис. Предложение
1.2.1 Основные признаки предложения
1.2.2 Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные)
1.2.3 Виды предложений по эмоциональной окраске (восклицательные, невосклицательные)
1.2.4 Виды предложений по количеству грамматических основ (простые, сложные)
1.2.5 Виды простых предложений по наличию главных членов (двусоставные, односоставные)
1.2.6 Виды предложений по наличию второстепенных членов (распространенные, нераспространенные)
1.2.7 Предложения полные и неполные
1.2.8 Синтаксический анализ предложений
1.3 Синтаксис. Главные члены предложения
1.3.1 Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения
1.3.2 Способы выражения подлежащего
1.3.3 Виды сказуемого (простое глагольное, составное глагольное, составное именное) и способы его выражения
1.4 Синтаксис. Второстепенные члены предложения
1.4.1 Второстепенные члены предложения, их виды
1.4.2 Определение как второстепенный член предложения
1.4.3 Определения согласованные и несогласованные
1.4.4 Приложение как особый вид определения
1.4.5 Дополнение как второстепенный член предложения
1.4.6 Дополнения прямые и косвенные
1.4.7 Обстоятельство как второстепенный член предложения
1.4.8 Виды обстоятельств (места, времени, причины, цели, образа действия, меры и степени, условия, уступки)
1.5 Синтаксис. Односоставные предложения
1.5.1 Односоставные предложения, их грамматические признаки
1.5.2 Виды односоставных предложений: назывные, определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные предложения
1.6 Синтаксис. Простое осложненное предложение
1.6.1 Однородные члены предложения, их признаки, средства связи. Союзная и бессоюзная связь однородных членов предложения
1.6.2 Однородные и неоднородные определения
1.6.3 Предложения с обобщающими словами при однородных членах
1.6.4 Обособление
1.6.5 Виды обособленных членов предложения (обособленные определения, обособ-ленные приложения, обособленные обстоятельства, обособленные дополнения)
1.6.6 Уточняющие члены предложения, пояснительные и присоединительные конструкции
1.6.7 Обращение. Основные функции обращения
1.6.8 Распространенное и нераспространенное обращение
1.6.9 Вводные конструкции
1.6.10 Группы вводных конструкций по значению (вводные слова со значением различной степени уверенности, различных чувств, источника сообщения, порядка мыслей и их связи, способа оформления мыслей)
1.6.11 Омонимия членов предложения и вводных слов, словосочетаний и предложений
1.6.12 Вставные конструкции
1.7 Синтаксис. Синтаксическая синонимия
1.7.1 Грамматическая синонимия словосочетаний
1.7.2 Синтаксическая синонимия односоставных и двусоставных предложений
2 Культура речи
2.1 Нормы построения словосочетаний
2.2 Нормы построения простого предложения
2.3 Нормы согласования сказуемого с подлежащим, выраженным словосочетанием, сложносокращенными словами, словами большинство и меньшинство, количественными сочетаниями
2.4 Нормы построения предложений с однородными членами, связанными двойными союзами не только… но и, как…так и
2.5 Нормы построения предложений с вводными словами и предложениями, вставными конструкциями, обращениями (распространенными и нераспространенными), междометиями
3 Орфография
3.1 Орфографический анализ слов (в рамках изученного)
4 Пунктуация
4.1 Пунктуация. Функции знаков препинания
4.2 Пунктуационные особенности предложений со словами да, нет
4.3 Тире между подлежащим и сказуемым
4.4 Нормы постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, связанными попарно, с помощью повторяющихся союзов (и… и, или… или, либo… либo, ни… ни, тo… тo)
4.5 Нормы постановки знаков препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах
4.6 Нормы постановки знаков препинания в простом и сложном предложениях с союзом и
4.7 Нормы постановки знаков препинания в предложениях со сравнительным оборотом; нормы обособления согласованных и несогласованных определений (в том числе приложений), дополнений, обстоятельств, уточняющих членов, пояснительных и присоединительных конструкций
4.8 Нормы постановки знаков препинания в предложениях с вводными и вставными конструкциями, обращениями и междометиями
4.9 Пунктуационный анализ простых предложений
5 Выразительность русской речи
5.1 Средства оформления предложения в устной и письменной речи (интонация, логическое ударение, знаки препинания). Нормы использования инверсии

 

В таблице 2 приведен перечень проверяемых требований к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Таблица 2

Код
проверяемого требования
Проверяемые требования к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования
1 Познавательные УУД
1.1 Базовые логические действия
1.1.1 Выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений)
1.1.2 Устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа
1.1.3 С учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи
1.1.4 Выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов
1.1.5 Делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии; формулировать гипотезы о взаимосвязях
1.1.6 Самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев)
1.2 Базовые исследовательские действия
1.2.1 Проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой
1.2.2 Оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента)
1.2.3 Самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования; владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений
1.2.4 Прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях; выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах
1.2.5 Использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состояниями ситуации, объекта; самостоятельно устанавливать искомое и данное; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других; аргументировать свою позицию, мнение
1.3 Работа с информацией
1.3.1 Применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев
1.3.2 Выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать инфор-мацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках
1.3.3 Самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями
1.3.4 Оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно
1.3.5 Эффективно запоминать и систематизировать информацию
2 Коммуникативные УУД
2.1 Общение
2.1.1 Выражать себя (свою точку зрения) в письменных текстах
2.1.2 Публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта)
2.1.3 Воспринимать и формулировать суждения; выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков; знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения
3 Регулятивные УУД
3.1 Самоорганизация
3.1.1 Выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях, самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений
3.1.2 Ориентироваться в различных подходах принятия решений (инди-видуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте, делать выбор и брать ответственность за решение
3.2 Самоконтроль
3.2.1 Владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии
3.2.2 Вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей
3.2.3 Давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникну ть при решении учебной задачи; адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; уметь находить позитивное в произошедшей ситуации
3.3 Эмоциональный интеллект
3.3.1 Различать, называть собственные эмоции и эмоции других и управлять ими; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; регулировать способ выражения эмоций
3.4 Принятие себя и других
3.4.1 Осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; быть открытым себе и другим; осознавать невозможность контролировать все вокруг

 

В таблице 3 приведен перечень проверяемых требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования (соотнесены с метапредметными результатами).

Таблица 3

Код
проверяемого требования
Проверяемые требования к предметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Метапредметный результат
1 По теме «Язык и речь»
1.1 Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым МП 1.1.6; 2.1.4; 3.4.1
1.2 Соблюдать на письме нормы современного русского литературного языка, в том числе во время списывания текста объемом 120–140 слов, составленного с учетом ранее изученных правил правописания (в том числе содержащего изученные в течение четвертого года обучения орфограммы, пунктограммы и слова с непроверяемыми написаниями) МП 1.1.6; 1.3.1; 1.3.2; 1.3.4; 2.1.1; 3.2.1
2 По теме «Система языка»
2.1 Распознавать словосочетания по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные, наречные МП 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.1.4; 1.1.5; 1.1.6
2.2 Определять типы подчинительной связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Выявлять грамматическую синонимию словосочетаний МП 1.1.1; 1.1.2;
1.1.3; 1.1.4; 1.1.5; 1.1.6
2.3 Проводить синтаксический анализ словосочетаний МП 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.2.5; 1.3.2; 3.1.1
2.4 Характеризовать основные признаки предложения, средства оформления предложения в письменной речи МП 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.2.5; 1.3.2; 3.1.1
2.5 Распознавать предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске; характеризовать их интонационные и смысловые особенности, языковые формы выражения побуждения в побудительных предложениях; использовать в текстах публицистического стиля риторическое восклицание, вопросно-ответную форму изложения МП 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.1.4; 1.1.5; 1.1.6; 1.3.3; 2.1.4; 3.3.1; 3.4.1
2.6 Распознавать предложения по количеству грамматических основ МП 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.1.4; 1.1.5; 1.1.6; 1.3.3; 2.1.4; 3.3.1; 3.4.1
2.7 Различать способы выражения подлежащего МП 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.1.4; 1.1.5; 1.1.6; 1.3.3
2.8 Различать виды сказуемого и способы его выражения МП 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.1.4; 1.1.5; 1.1.6; 1.3.3
2.9 Распознавать предложения по наличию главных и второстепенных членов МП 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.1.4; 1.1.5; 1.1.6; 1.3.3; 2.1.4; 3.3.1; 3.4.1
2.10 Распознавать предложения полные и неполные МП 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.1.4; 1.1.5; 1.1.6; 1.3.3; 2.1.4; 3.3.1; 3.4.1
2.11 Различать виды второстепенных членов предложения (согласованные и несогласованные определения, приложение как особый вид определения, прямые и косвенные дополнения, виды обстоятельств) МП 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.1.4; 1.1.5; 1.1.6; 1.3.3
2.12 Распознавать односоставные предложения, их грамматические признаки, морфологические средства выражения главных членов; выявлять синтаксическую синонимию односоставных и двусоставных предложений МП 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.1.4; 1.1.5; 1.1.6; 1.3.3; 2.1.4; 3.3.1; 3.4.1
2.13 Различать виды односоставных предложений (назывное предложение, определенно-личное предложение, неопределенно-личное предложение, обобщенно-личное предложение, безличное предложение) МП 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.1.4; 1.1.5; 1.1.6; 1.3.3; 2.1.1
2.14 Характеризовать признаки однородных членов предложения, средства их связи (союзная и бессоюзная связь); понимать особенности употребления в речи сочетаний однородных членов разных типов МП 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.1.4; 1.1.5; 1.1.6; 1.3.3
2.15 Различать однородные и неоднородные определения МП 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.1.4; 1.1.5; 1.1.6; 1.3.3
2.16 Находить обобщающие слова при однородных членах МП 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.1.4; 1.1.5; 1.1.6; 1.3.3
2.17 Распознавать простые неосложненные предложения, в том числе предложения с неоднородными определениями, простые  предложения,  осложненные  однородными членами, включая предложения с обобщающим словом при однородных членах, осложненные обособленными членами, обращением, вводными словами   и предложениями, вставными конструкциями, междометиями МП 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.1.4; 1.1.5; 1.1.6; 1.3.3
2.18 Различать виды обособленных членов предложения МП 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.1.4; 1.1.5; 1.1.6; 1.3.3
2.19 Различать группы вводных слов по значению; выявлять омонимию членов предложения и вводных слов, словосочетаний и предложений МП 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.1.4; 1.1.5; 1.1.6; 1.3.3
2.20 Различать вводные предложения и вставные конструкции МП 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.1.4; 1.1.5; 1.1.6; 1.3.3
2.21 Распознавать сложные предложения (в рамках изученного) МП 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.1.4; 1.1.5; 1.1.6; 1.3.3; 2.1.4; 3.3.1; 3.4.1
2.22 Распознавать конструкции с чужой речью (в рамках изученного) МП 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.1.4; 1.1.5; 1.1.6; 1.3.3; 2.1.1
2.23 Проводить синтаксический анализ предложений МП 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.2.5; 1.3.2; 3.1.1
3 По теме «Культура речи»
3.1 Применять нормы построения простого предложения МП 1.1.3; 2.1.1; 3.2.1; 3.4.1
3.2 Применять нормы согласования сказуемого с подлежащим, в том числе выраженным словосочетанием, сложносокращенными словами, словами большинство и меньшинство, количественными сочетаниями МП 1.1.3; 2.1.1; 3.2.1; 3.4.1
3.3 Применять нормы построения предложений с однородными членами, связанными двойными союзами не только… но и, как… так и МП 1.1.3; 2.1.1; 3.2.1; 3.4.1
3.4 Применять нормы построения предложений с согласованными и несогласованными определениями (в том числе приложениями), дополнениями, обстоятельствами, уточняющими членами, пояснительными и присоединительными конструкциями МП 1.1.3; 2.1.1;3.2.1; 3.4.1
3.5 Применять нормы построения предложений с вводными словами и предложениями, вставными конструкциями, обращениями (распространенными и нераспространенными), междометиями МП 1.1.3; 2.1.1; 3.2.1; 3.4.1
4 По теме «Орфография»
4.1 Проводить орфографический анализ слов МП 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.2.5; 1.3.2; 3.1.1
5 По теме «Пунктуация»
5.1 Различать функции знаков препинания МП 1.1.3; 2.1.1; 3.2.1; 3.4.1
5.2 Применять нормы постановки тире между подлежащим и сказуемым МП 1.1.3; 2.1.1; 3.2.1; 3.4.1
5.3 Характеризовать пунктуационные особенности предложений со словами да, нет МП 1.1.3; 2.1.1; 3.2.1; 3.4.1
5.4 Применять нормы постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, связанными попарно, с помощью повторяющихся союзов (и... и, или... или, либo... либo, ни... ни, тo... тo) МП 1.1.3; 2.1.1; 3.2.1; 3.4.1
5.5 Применять нормы постановки знаков препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах МП 1.1.3; 2.1.1; 3.2.1; 3.4.1
5.6 Применять нормы постановки знаков препинания в предложениях со сравнительным оборотом, нормы обособления согласованных и несогласованных определений (в том числе приложений), дополнений, обстоятельств, уточняющих членов, пояснительных и присоединительных конструкций МП 1.1.3; 2.1.1;3.2.1; 3.4.1
5.7 Применять  нормы  постановки  знаков  препинания в предложениях с вводными и вставными конструкциями, обращениями и междометиями МП 1.1.3; 2.1.1; 3.2.1; 3.4.1
5.8 Проводить пунктуационный анализ предложений МП 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.2.5; 1.3.2; 3.1.1