# 15090
Определите и запишите лексическое значение слова «считать» из предложения 1. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.
Текст к заданию:
ВПР6: текст Депмана И.
(1)Для того чтобы считать дни, требовались большие числа: десятки, сотни и даже тысячи. (2)Никаких пальцев для счёта хватить не могло! (3)А ведь в счёте времени ошибаться нельзя. (4)Прошедший день исчезает, и его не вернёшь, не присоединишь к другим.
(5)Но древние люди додумались: можно каждый день делать зарубку на палке и потом зарубки эти сосчитать. (6)Так началась первая на земле запись прожитых дней. (7)Только делали её не пером, а топором. (8)Именно таким деревянным календарём пользовался на необитаемом острове Робинзон Крузо. (9)Через каждые тридцать дней, то есть каждое новолуние, он делал на своём календаре зарубку подлиннее. (10)Получалась отметка месяца, а из месяцев складывался год.
(11)Интересно, что на Руси зарубками на палках – вроде робинзоновского календаря – пользовались для счёта каких-нибудь двести лет назад. (12)Только на них «записывали» не дни, а подати, налоги и долги. (13)Большинство крестьян в те времена было неграмотным. (14)Поэтому, когда приходилось платить подать или оброк, крестьянин, чтобы не забыть, делал на специальной палочке столько надрезов, сколько мешков или мер зерна забирал у него сборщик налогов. (15)Потом палочку раскалывали вдоль на две половинки: одна оставалась у крестьянина и служила распиской, а другую вместо квитанции забирал с собой сборщик налогов. (16)Так простая палочка с зарубками не только помогала считать, но и служила документом – квитанцией или распиской. (17)А некоторые народы, например, индейцы в Северной Америке, вместо зарубок на палке завязывали узлы на шнуре или верёвке. (18)Таким оригинальным способом люди постепенно научились считать до сотен и тысяч и даже «записывать» большие числа. (19)И приноровились считать не только предметы, но и такие отвлечённые понятия, как дни или действия.
(По И. Депману)
Вариант ответа:
1. Считать – определять количество или последовательность чего-либо.
2. Долгое время нашего соседа все считали чудаком и фантазёром.
Пояснение:
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание лексического значения слова в данном контексте.
В контексте указанного в задании предложения может быть дано такое объяснение:
Считать – определять количество или последовательность чего-либо.
Может быть дано иное, близкое по смыслу объяснение. В объяснении в той или иной форме в контексте указанного в задании предложения должно быть сформулировано значение слова;
2) самостоятельно составленное предложение, в контексте которого данное многозначное слово употреблено в другом значении.
Вариант ответа:
Долгое время нашего соседа все считали чудаком и фантазёром.
Возможны варианты предложения, в контексте которых данное многозначное слово употреблено в иных значениях
Источник:
ВПР 2021. Русский язык. 6 класс. Вариант 15
Комментарии
Добавить комментарий