# 25072

Версия для печатиPDF

Дайте развёрнутый ответ на задание 5. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст приведённого фрагмента. Объём высказывания – не менее 40 слов.

Объясните, почему, войдя в избу лесника, рассказчик признаётся: «…сердце во мне заныло».

Текст к заданию:

ВПР7: текст Тургенева И.С.

Он подошёл к голове лошади, взял её за узду и сдёрнул с места. Мы тронулись. Я держался за подушку дрожек, которые колыхались, «как в море челнок», и кликал собаку. Бедная моя кобыла тяжко шлепала ногами по грязи, скользила, спотыкалась; лесник покачивался перед оглоблями направо и налево, словно привиденье. Мы ехали довольно долго; наконец мой проводник остановился. «Вот мы и дома, барин», – промолвил он спокойным голосом. Калитка заскрыпела, несколько щенков дружно залаяло. Я поднял голову и при свете молнии увидал небольшую избушку посреди обширного двора, обнесённого плетнём. Из одного окошечка тускло светил огонёк. Лесник довёл лошадь до крыльца и застучал в дверь. «Сичас, сичас!» – раздался тоненький голосок, послышался топот босых ног, засов заскрыпел, и девочка лет двенадцати, в рубашонке, подпоясанная покромкой, с фонарём в руке, показалась на пороге.

– Посвети барину, – сказал он ей, – а я ваши дрожки под навес поставлю.

Девочка глянула на меня и пошла в избу. Я отправился вслед за ней.

Изба лесника состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок. Изорванный тулуп висел на стене. На лавке лежало одноствольное ружьё, в углу валялась груда тряпок; два больших горшка стояли возле печки. Лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая. На самой середине избы висела люлька, привязанная к концу длинного шеста. Девочка погасила фонарь, присела на крошечную скамейку и начала правой рукой качать люльку, лоном поправлять лучину. Я посмотрел кругом – сердце во мне заныло: не весело войти ночью в мужицкую избу.

Ребёнок в люльке дышал тяжело и скоро.

– Ты разве одна здесь? – спросил я девочку.

– Одна, – произнесла она едва внятно.

– Ты лесникова дочь?

– Лесникова, – прошептала она.
Дверь заскрыпела, и лесник шагнул, нагнув голову, через порог. Он поднял фонарь с полу, подошёл к столу и зажёг светильню.

– Чай, не привыкли к лучине? – проговорил он и тряхнул кудрями.

И.С. Тургенев. «Бирюк»



Вариант ответа:

Сердце рассказчика заныло от сострадания: его взору открылась картина печали и бедности. Изба снаружи и внутри тусклая («тускло светит огонёк»), лучина на столе «печально» вспыхивает и гаснет. Эпитеты, использованные автором, воссоздают картину нищеты: «изорванный тулуп», «крошечная скамейка». Состояние рассказчика подчёркивает повтор глагола «заскрыпела» (заскрыпела калитка и заскрыпела дверь): скрип – раздражающий, тревожный звук. Грустную картину дополняют и образы детей: ребёнок, который тяжело дышит (видимо, болен), и девочка, в изображении которой повторяется слово «одна» (подчёркивается её одиночество).

Пояснение: 

Возможный вариант ответа:
Сердце рассказчика заныло от сострадания: его взору открылась картина печали и бедности. Изба снаружи и внутри тусклая («тускло светит огонёк»), лучина на столе «печально» вспыхивает и гаснет. Эпитеты, использованные автором, воссоздают картину нищеты: «изорванный тулуп», «крошечная скамейка». Состояние рассказчика подчёркивает повтор глагола «заскрыпела» (заскрыпела калитка и заскрыпела дверь): скрип – раздражающий, тревожный звук. Грустную картину дополняют и образы детей: ребёнок, который тяжело дышит (видимо, болен), и девочка, в изображении которой повторяется слово «одна» (подчёркивается её одиночество).

Содержание ответа может быть приведено в иной, близкой по смыслу формулировке

Источник: 
ВПР 2025. Литература. 7 класс. Вариант 2
Содержание верного ответа и указания по оцениванию Баллы
Задание 5
Ответ объёмом менее 40 слов оценивается 0 баллов
К1 Понимание текста, проявление начальных умений интерпретации  
  * Если при оценке понимания текста, проявления начальных умений интерпретации ставится 0 баллов, то ответ по критериям «Опора на текст стихотворения» и «Умение строить связное высказывание» оценивается 0 баллов  
Дан верный ответ, свидетельствующий о понимании текста. 2
Дан в целом верный ответ, но содержащий упрощённое понимание текста или отдельные негрубые интерпретационные искажения. 1
Ответ не дан.
ИЛИ Дан неверный ответ
0
К2 Опора на текст  
  Текст использован уместно, в соответствии с содержанием ответа; проявлены начальные умения комментирования; текст произведения не искажён 2
Текст в целом использован уместно, в соответствии с содержанием ответа, но начальные умения комментирования не проявлены, И/ИЛИ допущено незначительное искажение текста произведения. 1
Текст не использован.
ИЛИ
Текст использован неуместно, И/ИЛИ существенно искажено содержание текста произведения.
0
К3 Умение строить связное высказывание  
  Ответ представляет собой связное высказывание, логические ошибки отсутствуют, речевые ошибки единичны и не влияют на понимание содержания ответа 1
Ответ не является связным высказыванием.
ИЛИ
Логические ошибки И/ИЛИ речевые ошибки существенно затрудняют понимание ответа
0
Максимальный балл 5

Связи с вариантами