# 25173

Версия для печатиPDF

Дайте развёрнутый ответ на задание 5. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст стихотворения. Объём высказывания – не менее 50 слов.

Объясните, как в этом фрагменте поэмы раскрывается тема одиночества.

Текст к заданию:

ВПР8: текст Лермонтова М.Ю.

Старик! я слышал много раз,
Что ты меня от смерти спас –
Зачем? Угрюм и одинок,
Грозой оторванный листок,
Я вырос в сумрачных стенах
Душой дитя, судьбой монах.
Я никому не мог сказать
Священных слов «отец» и «мать».
Конечно, ты хотел, старик,
Чтоб я в обители отвык
От этих сладостных имён, –
Напрасно: звук их был рождён
Со мной. И видел у других
Отчизну, дом, друзей, родных,
А у себя не находил
Не только милых душ – могил!
Тогда, пустых не тратя слёз,
В душе я клятву произнёс:
Хотя на миг когда-нибудь
Мою пылающую грудь
Прижать с тоской к груди другой,
Хоть незнакомой, но родной.
Увы! теперь мечтанья те
Погибли в полной красоте,
И я как жил, в земле чужой
Умру рабом и сиротой.
М.Ю. Лермонтов. «Мцыри»



Вариант ответа:

В представленном фрагменте поэмы лирический герой в предсмертной исповеди рассказывает о причинах своего побега, о том, что главным чувством, толкнувшим его на этот шаг, стало одиночество. Тема одиночества раскрывается здесь разными способами: в начале отрывка герой сравнивает себя с листком, оторванным грозой от ветки; затем утрата связи с родными и близкими выражена во фразе Мцыри: «Я никому не мог сказать // Священных слов «отец» и «мать» – и усиливается восклицанием об отсутствии не только «милых душ», но даже «могил»; в финале фрагмента послушник говорит о тщетности, несбыточности своих мечтаний воссоединиться с родными, как приговор в конце звучит слово «сирота».

Пояснение: 

Возможный вариант ответа:
В представленном фрагменте поэмы лирический герой в предсмертной исповеди рассказывает о причинах своего побега, о том, что главным чувством, толкнувшим его на этот шаг, стало одиночество. Тема одиночества раскрывается здесь разными способами: в начале отрывка герой сравнивает себя с листком, оторванным грозой от ветки; затем утрата связи с родными и близкими выражена во фразе Мцыри: «Я никому не мог сказать // Священных слов «отец» и «мать» – и усиливается восклицанием об отсутствии не только «милых душ», но даже «могил»; в финале фрагмента послушник говорит о тщетности, несбыточности своих мечтаний воссоединиться с родными, как приговор в конце звучит слово «сирота».

Содержание ответа может быть приведено в иной, близкой по смыслу формулировке.

Источник: 
ВПР 2025. Литература. 8 класс. Вариант 5
Содержание верного ответа и указания по оцениванию Баллы
Задание 5
Ответ объёмом менее 50 слов оценивается 0 баллов
К1 Понимание текста, проявление начальных умений интерпретации  
  * Если при оценке понимания текста, проявления начальных умений интерпретации ставится 0 баллов, то ответ по критериям «Опора на текст стихотворения» и «Умение строить связное высказывание» оценивается 0 баллов  
Дан верный ответ, свидетельствующий о понимании текста. 2
Дан в целом верный ответ, но содержащий упрощённое понимание текста или отдельные негрубые интерпретационные искажения. 1
Ответ не дан.
ИЛИ Дан неверный ответ
0
К2 Опора на текст  
  Текст использован уместно, в соответствии с содержанием ответа; проявлены начальные умения комментирования; текст произведения не искажён 2
Текст в целом использован уместно, в соответствии с содержанием ответа, но начальные умения комментирования не проявлены, И/ИЛИ допущено незначительное искажение текста произведения. 1
Текст не использован.
ИЛИ
Текст использован неуместно, И/ИЛИ существенно искажено содержание текста произведения.
0
К3 Умение строить связное высказывание  
  Ответ представляет собой связное высказывание, логические ошибки отсутствуют, речевые ошибки единичны и не влияют на понимание содержания ответа 1
Ответ не является связным высказыванием.
ИЛИ
Логические ошибки И/ИЛИ речевые ошибки существенно затрудняют понимание ответа
0
Максимальный балл 5

Связи с вариантами