# 25182

Версия для печатиPDF

Дайте развёрнутый ответ на задание 5. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст стихотворения. Объём высказывания – не менее 50 слов.

Объясните, как в стихотворении раскрывается тема беспощадности власти.

Текст к заданию:

ВПР8: текст Пушкина А.С.

Анчар
В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит – один во всей вселенной.

Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила,
И зелень мёртвую ветвей
И корни ядом напоила.

Яд каплет сквозь его кору,
К полудню растопясь от зною,
И застывает ввечеру
Густой прозрачною смолою.

К нему и птица не летит,
И тигр нейдёт: лишь вихорь чёрный
На древо смерти набежит –
И мчится прочь, уже тлетворный.

И если туча оросит,
Блуждая, лист его дремучий,
С его ветвей, уж ядовит,
Стекает дождь в песок горючий.

Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом,
И тот послушно в путь потёк
И к утру возвратился с ядом.

Принёс он смертную смолу
Да ветвь с увядшими листами,
И пот по бледному челу
Струился хладными ручьями;

Принёс – и ослабел и лег
Под сводом шалаша на лыки,
И умер бедный раб у ног
Непобедимого владыки.

А царь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.
А.С. Пушкин



Вариант ответа:

Тема беспощадности власти раскрывается через противопоставление мудрости природы и жестокости человека. Природа, породив «в день гнева» анчар, оставила его в одиночестве «во всей вселенной», чтобы защитить птиц и зверей от смертоносного яда дерева. Человек же, желая властвовать беспредельно, «властным взглядом» посылает другого человека – раба – добыть яд. Раб бессилен перед властью царя и обречён на смерть, но не может противиться жестокой и циничной власти одного человека над другим. Раб погиб, а царь продолжает истреблять людей, используя смертоносный яд дерева.

Пояснение: 

Возможный вариант ответа:
Тема беспощадности власти раскрывается через противопоставление мудрости природы и жестокости человека. Природа, породив «в день гнева» анчар, оставила его в одиночестве «во всей вселенной», чтобы защитить птиц и зверей от смертоносного яда дерева. Человек же, желая властвовать беспредельно, «властным взглядом» посылает другого человека – раба – добыть яд. Раб бессилен перед властью царя и обречён на смерть, но не может противиться жестокой и циничной власти одного человека над другим. Раб погиб, а царь продолжает истреблять людей, используя смертоносный яд дерева.

Содержание ответа может быть приведено в иной, близкой по смыслу формулировке.

Источник: 
ВПР 2025. Литература. 8 класс. Вариант 6
Содержание верного ответа и указания по оцениванию Баллы
Задание 5
Ответ объёмом менее 50 слов оценивается 0 баллов
К1 Понимание текста, проявление начальных умений интерпретации  
  * Если при оценке понимания текста, проявления начальных умений интерпретации ставится 0 баллов, то ответ по критериям «Опора на текст стихотворения» и «Умение строить связное высказывание» оценивается 0 баллов  
Дан верный ответ, свидетельствующий о понимании текста. 2
Дан в целом верный ответ, но содержащий упрощённое понимание текста или отдельные негрубые интерпретационные искажения. 1
Ответ не дан.
ИЛИ Дан неверный ответ
0
К2 Опора на текст  
  Текст использован уместно, в соответствии с содержанием ответа; проявлены начальные умения комментирования; текст произведения не искажён 2
Текст в целом использован уместно, в соответствии с содержанием ответа, но начальные умения комментирования не проявлены, И/ИЛИ допущено незначительное искажение текста произведения. 1
Текст не использован.
ИЛИ
Текст использован неуместно, И/ИЛИ существенно искажено содержание текста произведения.
0
К3 Умение строить связное высказывание  
  Ответ представляет собой связное высказывание, логические ошибки отсутствуют, речевые ошибки единичны и не влияют на понимание содержания ответа 1
Ответ не является связным высказыванием.
ИЛИ
Логические ошибки И/ИЛИ речевые ошибки существенно затрудняют понимание ответа
0
Максимальный балл 5

Связи с вариантами