ОГЭ 2020: задание 6 (тест 10)

Версия для печатиPDF
6. Анализ содержания текста
Задание 1 9327

Проанализируйте содержание текста.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  1. Мстислав Ростропович много работал над развитием руки, кости которой после травмы неправильно срослись.
  2. Известного виолончелиста привело к успеху стремление превзойти свою старшую сестру.
  3. Родители Ростроповича сыграли определяющую роль в становлении его как виртуозного музыканта.
  4. Помимо таланта, Ростропович обладал необыкновенным упорством, способностью преодолевать любые трудности на пути к своей цели — виртуозному владению инструментом.
  5. Мстислав Леопольдович Ростропович родился в семье музыкантов, его сестра Вера Леопольдовна тоже занималась музыкой.

Текст В.Б. Чернова

(1)Сестра всемирно известного виолончелиста Мстислава Ростроповича Вера Леопольдовна вспоминала: «В детстве Славка очень любил конфеты, а я любила поспать и почитать. (2)А мы учились в музыкальной школе. (3)Славка только начинал, а я уже вовсю играла на скрипке. (4)И вот родители оставляют нас одних, прикрывают такие двустворчатые двери, уходят в соседнюю, чтобы не мешать мне заниматься: я должна быть примером для младшего братишки, с детства он должен видеть, что взрослые неустанно работают и я, старшая сестра, тружусь так же, Жак папа и мама. (5)Труд, труд и труд. (6)И они уходят, а я говорю одними губами: «Слава-а, а у меня конфеты есть!» (7)Славка тут же образуется рядом. (8)Я даю ему конфет, беру книжку и с удовольствием углубляюсь в чтение. (9)А он, сообразительный малыш, уже знает, что делать: жуёт конфету, берёт мою скрипку, ставит её, как виолончель, между ног и начинает играть мой урок. (10)А я представляю, как родители удовлетворённо переглядываются, услышав мои быстрые пассажи.

(11)И ведь он выучил весь мой репертуар, он даже концерт Мендельсона играл, причём свободно, все сложные технические вещи. (12)Он играл так, что наш папа, профессор консерватории, так никогда и не догадался, что всё это играю не я и вообще не скрипач.

(13)Ему было лет, наверное, десять, когда он, влезши на табурет, стал на этом табурете девать ласточку, то есть весь растопырился и качается. (14)А я как раз вхожу и вижу: он стоит, представьте, в этой своей дурацкой ласточке, и качается, и смотрит на меня, и начинает падать, потому что табуретка под ним поехала. (15)И он шлёпнулся, и закричал, и заплакал, а он очень сдержанный, никогда он от боли не плакал, но сейчас плакал, потому что, оказывается, руку сломал. (16)Две косточки у основания кисти — пополам, я беру его руку, а она вот так висит на коже, ступенькой. (17)Тут и я заорала. (18)И какая рука! (19)Смычковая, правая!»

(20)Довоенные годы, семья музыкантов, талантливый ребёнок, чьё будущее выстраивается само собой, но он мимоходом ломает себе руку, и... другая судьба. (21)Больница, гипс, месяц в гипсе, снимают и видят, что сломанные эти косточки срослись ступенечкой, как их сложили замечательные доктора, так они и срослись, и двигаться больше не могут. (22)Увы, конец вам, Мстислав Леопольдович, как виолончелисту. (23)Советская медицина тут бессильна. (24)Нет, вот парафин, массаж, гимнастика, со временем кисть будет даже шевелиться, но это, к сожалению, всё, что мы можем. (25)Не надо делать ласточек на табуреточках. (26)На музыке ставим крест.

(27)Отчаяние родителей, угрюмость пострадавшего. (28)Сопротивление материала.

(29)И тут он ушёл в себя. (30)Буквально. (31)Ото всех. (32)Он сидел и часами развивал эту руку. (33)Он выходил из себя, когда его пытались от этого занятия отвлечь, он топал на отвлекающих ногами. (34)А ведь достаточно было взглянуть на эту искривлённую лапку, чтобы понять: никогда не удастся взять ею смычок так, как положено. (35)А он кричал: «Не мешайте! (36)Мне надо заниматься, а она не работает!!!» (37)Он взял судьбу в свою руку. (38)И он поворачивал её миллиметр за миллиметром, и, вы знаете,. вдруг однажды он ухватил ею смычок. (39)Да, не так, как положено, но... (40)И ещё пуще набросился на эту калеку и терзал её, добиваясь, чтобы смычок поплыл в ней с нужным нажимом в любой его части.

(41)Я слышал и прежде, что весь успех Ростроповича в его особой технике, которую он изобрёл, чтобы всех победить. (42)Шпиль, которым обычно виолончель упирается в пол под углом, у него был повёрнут и поставлен вертикально, и от этого инструмент ложился удобней. (43)А как он держал смычок? (44)Обычному музыканту и руку-то не вывернуть эдаким манером. (45)А он как-то вот так выворачивал, и уникальный получался звук. (46)И многие наповорачивали свои шпили, многие в отчаянии выкручивали себе руки, надеясь играть, как он. (47)Увы!

(48)Когда я его встретил, чтобы взять интервью, после первых же фраз я кинулся на оторопевшего Маэстро, вцепился в его несчастную правую руку, требуя показать. (49)Он снисходительно закатал рубашку и устрашающе подвигал до сих пор торчащими ступенькой косточками, как рычагами. (50)3нают ли неистовые последователи, что спрятано у Мстислава Леопольдовича под манжетой?

(51) — Да-да, меня не раз просили научить так же держать руку. (52)Я отвечал: такую возможность вы уже упустили...

(По В.Б. Чернову*)
* Владимир Борисович Чернов (1939-2013)
российский журналист, редактор.

Задание 2 9494

Проанализируйте содержание текста.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  1. Когда рассказчику было десять лет, он плавал на катере «Норд» по тем же северным рекам и озёрам, по которым проплыл спустя двадцать семь лет.
  2. Во время путешествия на теплоходе происходили разные события: преодоление рискованного пути ночью по тёмному фарватеру, сильная качка на Белом озере, знакомство с островом Спас-Каменный.
  3. Рассказчик узнал, что до революции на берегу Кубенского озера сваливали отходы стекольного завода.
  4. Капитан причалил к острову Спас-Каменный, когда погода была ненастная: надвигалась гроза, сильный ветер дул прямо в лицо людям, стоящим на палубе.
  5. Осенью дочка рассказчика с удовольствием вспоминала об увлекательных приключениях во время летнего путешествия на теплоходе.

Текст Д.Г. Шеварова

(1)Вот и выпал снег. (2)Чистая страница под окном. (3)Я долго ждал снега, чтобы вспомнить лето. (4)Тянул всю осень и половину зимы, прятал сам от себя летнюю тетрадь, чтобы не сорваться вдруг. (5)Мне нужен был вот такой снег. (6)Под него лучше всего пишется про лето.

(7)Осенью дочка сказала:
— Нам задали написать сочинение про приключение.
(8)Я задумался.

— (9)Только чтобы приключение было на самом деле. (10)По правде, — добавила она.

— (11)Вспомни лето, — посоветовал я, — как мы плыли по рекам и озёрам...

— (12)A разве это были приключения? — удивилась дочка.

— (13)Ну вот! — обиделся я. — (14)Стараешься, устраиваешь вам приключения, а вы... (15)Вспомни, как мы отплывали хмурым вечером и ветер дул нам в лицо! (16)Мы пробирались ночью по тёмному фарватеру, каждую секунду рискуя сесть на мель! (17)Нас качало на Белом озере, и брызги влетали в каюту! (18)А остров, наш остров?.. (19)Разве это не приключения?

(20)Дочка пожала плечами:
— Но с нами же ничего не случилось...

— (21)Слава богу, — сказал я.

(22)Дочка взяла тетрадку, наши летние фотографии и ушла к себе. (23)А я почувствовал, что не убедил её. (24)3аглянул в словарь. (25)Старик Даль уклончив и немногословен. (26)«Приключение — случай, прилучье, сталое дело, происшествие, нечаянное событие...»

(27)Что же такое приключение? (28)Разве это не счастливое избавление от опасностей? (29)Мюнхгаузен, Робинзон Крузо, Тур Хейердал... (30)Конечно, наше путешествие на маленьком теплоходе — это не полёт на Луну и не плавание на плоту, но вокруг нас тоже была стихия.

(31)Для меня эти дни на теплоходе были особенными. (32)Ведь когда мне было десять лет, я плавал по тем же северным рекам и озёрам на катере с мужественным названием «Норд», и вот судьба через двадцать семь лет подарила мне второе путешествие на Север.

(33)Когда-нибудь она обязательно поймёт, что мы пережили настоящее приключение. (34)В этом есть какая-то загадка: жизнь становится приключением, когда на неё смотрят в бинокль или подзорную трубу через много лет. (35)И, когда просят нас рассказать ещё одну историю из нашего детства, мы радостно обнаруживаем, что этих историй в памяти не убавляется. (36)И мы рассказываем почти восторженно, увлекая и себя, и других в то счастливое пространство, где каждая минута наполнена весёлыми победами над злодеями, стихиями или просто темным чуланом.

...(37)Спас-Каменный не значился в расписании нашего теплохода, но однажды утром капитан сказал, что хочет сделать подарок туристам — причалить к острову. (38)Благо, погода стоит тихая.

(39)По рации он стал связываться с островом, и я понял, что на Спас-Каменном есть жизнь. (40)Оказалось, что на острове, кроме двух взрослых и собаки Пасика, живёт летом вологодский третьеклассник Виталик. (41)Пока мы праздно шатались по острову, он успел переделать сотню дел: таскал воду, поливал укроп и капусту, помогал заводить вездеход, возился с насосом...

(42)Я спросил Виталика, не попадались ли ему хрустальные шары. (43)Он пожал плечами: пару раз попадались, ничего особенного, никакие они не хрустальные. (44)Взрослые островитяне рассказали мне, что до революции на берегу Кувенского озера сваливали отходы стекольного завода. (45)Пузырьки, банки и бутылки так обкатывались в озере, что приобретали форму шаров.

«(46)Ну вот, — подумал я, — ещё одна моя детская тайна нашла своё невзрачное объяснение».

(47)Вдруг наш теплоход нервно загудел. (48)Встревоженный капитан сообщил, что идёт волна и надо срочно отчаливать, иначе теплоход разобьёт о камни. (49)Я вспомнил поговорку матросов с катера «Норд»: «Кубенское озеро не море, но плавать по нему — горе горькое». (50)Мы с дочкой долго провожали Спас-Каменный, пока он не растаял вдали.

(51)Я подумал, что было бы неплохо, если бы когда-нибудь дочка привезла сюда своих детей. (52)Я не сказал об этом вслух. (53)Жизнь мудрее нас, и она сама всё как-нибудь устроит с Божьей помощью. (54)Но так хочется иногда подсказать ей шёпотом или запиской с последней парты...

(По Д.Г. Шеварову*)
* Дмитрий Геннадьевич Шеваров (род. в 1962 г.
) —
российский журналист, прозаик, литературный критик.

Задание 3 9906

Проанализируйте содержание текста.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  1. Мальчик показывал сестрёнке фотографии родных, чтобы она не забывала их лица.
  2. После известия о смерти мамы мальчику захотелось сбежать из детского дома, но он остался из-за Людочки.
  3. После окончания войны мальчик с сестрёнкой смогли вернуться домой.
  4. Когда мальчик узнал о гибели отца, он три дня не приходил к сестрёнке.
  5. Мальчику было двенадцать лет, его сестрёнке – шесть.

Текст А.И. Приставкина

(1) Мы жили далеко от дома, я и моя сестрёнка, которой было шесть лет. (2)Чтобы она не забывала родных, раз в месяц я приводил сестрёнку в нашу холодную спальню, сажал на кровать и доставал конвертик с фотографиями.

(3) – Смотри, Люда, вот наша мама. (4)Она дома, она сильно болеет.

(5) – Болеет... – повторяла девочка.

(6) – А это папа наш. (7)Он на фронте, фашистов бьёт.

(8) – Бьёт...

(9) – Вот это тётя. (10)У нас неплохая тётя.

(11) – А здесь? (12) – Здесь мы с тобой. (13)Вот это Людочка, а это я.

(14) И сестрёнка хлопала в крошечные синеватые ладошки и повторяла: «Людочка и я. Людочка и я...»

(15) Из дому пришло письмо. (16)Чужой рукой было написано о нашей маме. (17)И мне захотелось бежать из детдома куда-нибудь, но рядом была моя сестрёнка. (18)И следующий вечер мы сидели, прижавшись друг к другу, и смотрели фотографии.

(19) – Вот папа наш, он на фронте, и тётя, и маленькая Людочка...

(20) – А мама?

(21) – Мама? (22)Где же мама? (23)Наверное, затерялась... (24)Но я потом найду. (25)Зато смотри, какая у нас тётя. (26)У нас очень хорошая тётя.

(27)Шли дни, месяцы. (28)В морозный день, когда подушки, которыми затыкали окна, покрывались пышным инеем, почтальонша принесла маленький листок. (29)Я держал его в руках, и у меня мёрзли кончики пальцев, и что-то коченело в животе. (30)Два дня я не приходил к сестрёнке. (31)А потом мы сидели рядом, смотрели на фотографии.

(32) – Вот наша тётя. (33)Посмотри, какая у нас удивительная тётя! (34)Просто замечательная тётя. (35)А здесь Людочка и я...

(36) – А где же папа?

(37) – Папа? (38)Сейчас посмотрим.

(39) – Затерялся, да?

(40) – Ага, затерялся.

(41)И сестрёнка переспросила, подымая чистые испуганные глаза: (42) – Насовсем затерялся? (43)Шли месяцы, годы. (44)И вдруг нам сказали, что детей возвращают в Москву, к родителям. (45)Нас обошли с тетрадкой и спросили, к кому мы собираемся ехать, кто у нас есть из родственников, а потом меня вызвала завуч и сказала, глядя в бумаги:

(46) – Мальчик, здесь на некоторое время остаётся часть наших воспитанников. (47)Мы оставляем и тебя с сестрёнкой. (48) Мы написали вашей тёте, спрашивали, может ли она вас принять. (49) Она, к сожалению...

(50)Мне зачитали ответ.

(51)В детдоме хлопали двери, сдвигали в кучу топчаны, скручивались матрацы. (52)Ребята готовились в Москву. (53)Мы сидели с сестрёнкой и никуда не собирались. (54)Мы разглядывали фотографии.

(55) – Вот Людочка. (56)А вот и я.

(57) – А ещё?

(58) – Ещё? (59)Смотри, и здесь Людочка. (60)И здесь. (61)И меня много. (62)Ведь нас очень много, правда?

(По А. Приставкину*)
* Анатолий Игнатьевич Приставкин (1931—2008) —
русский писатель, общественный деятель.

Задание 4 10076

Проанализируйте содержание текста.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  1. Поскольку ранение было не тяжёлое, задета была только правая рука, Алька без колебаний решил остаться в строю и продолжать бить врага.
  2. Алька не пошёл в атаку, так как понимал, что необходимо помочь тяжело раненному Степану, который без помощи товарища не сможет добраться до лазарета.
  3. Увидев раненого Степана, который держал в руках оружие и не пытался покинуть поле боя, Алька почувствовал стыд от своего желания уйти, прикрываясь лёгким ранением.
  4. Превозмогая сильную боль в руке, Алька бежал в атаку.
  5. Сержант Степан Елёскин был доставлен в тот же госпиталь, что и Алька.

Текст Р.П. Погодина

(1)Рота уже залегла перед броском. (2)Вокруг Альки посвистывало, звучно причмокивало, от деревни доносился треск, будто горели сухие дрова. (3)Ухнули мины. (4)Алька не успел добежать до залёгшей цепи: правую руку ударило, точно палкой, наотмашь, пальцы тотчас скрючились, одеревенели, рука жёстко согнулась в локте. (5)Алька выпустил автомат.

(6)«Наверное, кость раздробило...»

(7)Он попытался вытащить руку из рукава, но она не поддавалась. (8)Алька зажал её между колен, потянул — боли не было, но рука не двигалась. (9)Решив, что она держится на каком-нибудь случайно не перебитом сухожилии, Алька стал неторопливо снимать шинель. (10)Расстёгивать крючки одной рукой было неудобно, он пыхтел, вставал во весь рост; он не замечал свиста пуль и разрывов мин. (11)Он был раненый, выбывший из игры!

(12)Наконец он сбросил шинель, закатал рукава гимнастёрки и нательной рубахи — чуть выше локтя сочилось сукровицей отверстие величиной с клюквину. (13)Внезапно в памяти возник смех легкораненых, одновременно конфузливый и счастливый смех, и он засмеялся тоже, ругая свою поспешную решимость расстаться с рукой, и пошёл, покачивая её на весу, как младенца, будто жалея.

(14)Шёл он, не торопясь, ни о чём не думая, в умиротворении и гордости: он раненый — и может теперь на вполне законных основаниях не воевать! (15)Миновал горящую «тридцатьчетвёрку», которая стояла чёрная, закопчённая и пустая, а вокруг пахло горелой резиной и раскалённым железом. (16)Башня, покрытая густым слоем сажи, валялась метрах в десяти: её сорвало взрывом и отбросило от танка. (17)И Степан упал где-то здесь...

(18)Степан, сжимая оружие в руках, согнувшись, лежал поодаль, у неглубокой прозрачной лужи, видимо, пытался ползти, причём не в сторону лазарета... (19)Стыд огнём ударил Альке в лицо! (20)Он оглянулся воровато и тут же осознал, что он открыт для пуль и осколков.

(21)Алька бросился на землю. (22)В лужу тут же шлёпнулась мина, продолговатая, небольшая мина с перистым грубым хвостом и блестящим ободком у головки. (23)Алька смотрел на неё зачарованно, а мина висела в некоем остановившемся пространстве — времени.

(24)Неожиданно что-то грубо-живое разрушило это жуткое очарование — это Степановы руки дёрнулись, поползли из воды к голове, бороня пальцами мокрую землю.

(25)Алька встал на ноги, огляделся, и душа его вдруг вскипела, распахнув все его чувства и белому небу, и мокрой земле, разрываемой пулями, но особенно Степану, лежащему рядом...

(26)Оглянувшись, Алька вновь увидел свою роту, залёгшую перед новым броском шагах в пятидесяти от него, увидел и поднявшегося уже капитана Польского. (27)Услышал, как он закричал: «Вперёд!»

— (28)Степан, потерпи, я сейчас... — сказал Алька Степану твёрдым уверенным голосом, левой рукой поднял пулемёт, уложил его ствол на правую, неподвижную и согнутую в локте, и побежал на фланг роты: там — теперь он их видел отчётливо — за соломенным плетнём залегли немцы.

(29)Алька бежал, не помня себя, не чувствуя боли, стрелял на бегу и кричал, кричал слова, которые кричат все солдаты во время атаки и которые почему-то так помогают в бою.

(30)Удар! (31)И как будто резинкой пропахали по волосам ото лба к темени...

(32)Очнулся Алька в госпитальной палате. (ЗЗ)Над ним склонилась знакомая медсестра, взгляд её был упругим и ласковым, как поглаживание.

— (34)Степана доставили? (35)Сержанта Елёскина?..

(36)Медсестра ответила неторопливым кивком.

— (37)То-то, — назидательно и удовлетворённо прошептал Алька и попросил пить.

(По Р. П. Погодину*)
*
Ра́дий Петрович Погодин (1925—1993) — русский советский писатель,
поэт и сценарист, художник, выдающийся детский писатель.

 

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.