ОГЭ 2021: ФИПИ Вариант 41

Версия для печатиPDF
ОГЭ русский язык, 2021 (открытый банк ФИПИ)
Задание 2 13676

Выполните синтаксический анализ предложений текста.
Прочитайте текст.
(1)Шапка Мономаха – одна из древнейших русских корон. (2)Её в 1116 году подарил киевскому князю Владимиру Мономаху в знак дружбы и уважения константинопольский император. (3)Шапка Мономаха стала короной не сразу. (4)Сначала её передавали из рода в род как память о мудром князе Владимире, и выглядела она иначе, чем теперь. (5)Когда же решили венчать Мономаховой шапкой на царство, её превратили в корону.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1) В предложении 1 грамматическая основа – шапка Мономаха.
2) Предложение 2 простое двусоставное.
3) В предложении 3 содержится простое глагольное сказуемое.
4) Предложение 4 сложное.
5) Предложение 5 сложноподчинённое с придаточным времени.

Задание 3 13677

Выполните пунктуационный анализ.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Глубокая тишина(1) нарушаемая всплесками рыбы(2) да криками какой-то еще(3) не уснувшей птицы(4) возившейся неподалеку(5) казалось(6) лишь подчеркивала(7) неодолимое наступление ночного покоя.
Задание 4 13678

Выполните синтаксический анализ словосочетания.
Замените словосочетание «бревенчатый домик», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Задание 5 13679

Выполните орфографический анализ слов.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера ответов.

  1. БЕСХИТРОСТНЫЙ – на конце приставки БЕС- всегда пишется буква С.
  2. КАРМАНЧИК – в имени существительном пишется суффикс -ЧИК-, потому что при склонении гласный И выпадает.
  3. ДИСЦИПЛИНА – в корне слова пишутся непроверяемые безударные гласные.
  4. ПОДВЕЗТИ (на машине) – написание в корне слова буквы, обозначающей парный по глухости – звонкости согласный звук, проверяется формой подвезу.
  5. НЕ БЫЛ – глагол с частицей НЕ пишется раздельно.

Прочтите текст и выполните задания 6–8.

Текст Н.Г. Гарина-Михайловского

– (1)Няня, где Жучка? – спрашивает Тёма.

– (2)Жучку в старый колодец бросил какой-то ирод, – отвечает няня. – (3)Весь день, говорят, визжала, сердечная...

(4)Мальчик с ужасом вслушивается в слова няни, и мысли роем теснятся в его голове. (5)У него мелькает масса планов, как спасти Жучку, он переходит от одного невероятного проекта к другому и незаметно для себя засыпает. (6)Он просыпается от какого-то толчка среди прерванного сна, в котором он всё вытаскивал Жучку, но она срывалась и вновь падала на дно колодца.

(7)Решив немедленно идти спасать свою любимицу, Тёма на цыпочках подходит к стеклянной двери и тихо, чтобы не произвести шума, выходит на террасу. (8)На дворе светает.

(9)Подбежав к отверстию колодца, он вполголоса зовёт:

– (10)Жучка, Жучка!

(11)Жучка, узнав голос хозяина, радостно и жалобно визжит.

– (12)Я сейчас тебя вызволю! – кричит он, точно собака понимает его.

(13)Фонарь и два шеста с перекладиной внизу, на которой лежала петля, начали медленно спускаться в колодец. (14)Но этот так хорошо обдуманный план неожиданно лопнул: как только приспособление достигло дна, собака сделала попытку схватиться за него, но, потеряв равновесие, свалилась в грязь.

(15)Мысль, что он ухудшил положение дела, что Жучку можно было ещё спасти и теперь он сам виноват в том, что она погибнет, заставляет Тёму решиться на выполнение второй части сна – самому спуститься в колодец.
(16)Он привязывает верёвку к одной из стоек, поддерживающих перекладину, и лезет в колодец. (17)Он сознаёт только одно: времени терять нельзя ни секунды.

(18)На мгновенье в душу закрадывается страх, как бы не задохнуться, но он вспоминает, что Жучка сидит там уже целые сутки. (19)Это успокаивает его, и он спускается дальше.

(20)Жучка, опять усевшаяся на прежнее место, успокоилась и весёлым попискиванием выражает сочувствие безумному предприятию. (21)Это спокойствие и твёрдая уверенность Жучки передаются мальчику, и он благополучно достигает дна.

(22)Не теряя времени, Тёма обвязывает вожжами собаку, затем поспешно карабкается наверх. (23)Но подниматься труднее, чем спускаться! (24)Нужен воздух, нужны силы, а того и другого у Тёмы уже мало. (25)Страх охватывает его, но он подбадривает себя дрожащим от ужаса голосом:

– (26)Не надо бояться, не надо бояться! (27)Стыдно бояться! (28)Трусы только боятся! (29)Кто делает дурное – боится, а я дурного не делаю, я Жучку вытаскиваю, меня мама с папой за это похвалят.

(30)Тёма улыбается и снова спокойно ждёт прилива сил. (31)Таким образом, незаметно его голова высовывается наконец над верхним срубом колодца. (32)Сделав последнее усилие, он выбирается сам и вытаскивает Жучку. (33)Но теперь, когда дело сделано, силы быстро оставляют его, и он падает в обморок.

(По Н. Гарину-Михайловскому)*
* Гарин-Михайловский Николай Георгиевич (18521906) – русский писатель.
Самым известным его произведением стала повесть «Детство Тёмы»,
с которой он начал своё литературное творчество.


Задание 6 13681

Проанализируйте содержание текста.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  1. Тёма любил захватывающие и опасные приключения.
  2. Мальчик испытывал сострадание к попавшему в беду беспомощному животному, поэтому решил вытащить Жучку из колодца.
  3. Жучка просидела в колодце почти три дня, пока её не вытащил Тёма.
  4. Спускаясь в колодец, Тёма на мгновение испугался, но желание спасти Жучку победило страх.
  5. Тёма спасает свою любимицу из колодца, но теряет силы и падает в обморок.
Задание 7 13682

Проанализируйте средства выразительности в тексте.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

  1. Страх охватывает его.
  2. Решив немедленно идти спасать свою любимицу, Тёма на цыпочках подходит к стеклянной двери и тихо, чтобы не произвести шума, выходит на террасу.
  3. Подбежав к отверстию колодца, он вполголоса зовёт:– Жучка!
  4. Таким образом, незаметно его голова высовывается наконец над верхним срубом колодца.
  5. Но этот так хорошо обдуманный план неожиданно лопнул...
Задание 8 13683

Выполните лексический анализ.
Замените просторечное слово «вызволить» из предложения 12 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Источник: 
ФИПИ. Открытый банк заданий ОГЭ
 

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.