Вариант 54

Версия для печатиPDF

Текст Т.Н. Толстой

(1)В детстве я очень, очень старалась полюбить театр, как мне велели: ведь это Большое Искусство, Храм. (2)И я, как положено, должна испытывать священный трепет, но помнить при этом, что в театре есть театральные условности. (3)Я помнила, но, когда пожилой дядька в камзоле с пышными рукавами, с большим бархатным животом, колыхавшимся над тоненькими ножками, грозно, как классный руководитель, вопросил: «Скажи, Лаура, который год тебе?» – и грузная тётенька гавкнула в ответ: «Осьмнадцать лет!», – ужасное смятение и стыд смяли меня, и все мои старания полюбить театр были окончательно перечёркнуты.

(4)А между тем в театре было тепло, в зале приятно и сложно пахло, в фойе гуляли нарядные люди, окна были укутаны шторами из парашютного шёлка, будто кучевыми облаками. (5)Да, храм. (6)Наверное. (7)Но это не мой храм, и боги в нём не мои.

(8)А вот совсем другое дело – кинотеатр «Арс», плохонький сарайчик на площади. (9)Там неудобные деревянные сиденья, там сидят в пальто, там мусор лежит на полу. (10)Там не встретишь «завзятых театралов», принаряженных дам, заранее оскорблённых тем, что они, люди приличные, вынуждены три часа провести в обществе ничего не смыслящих профанов. (11)Там толпа вваливается и рассаживается, гремя сиденьями и распространяя кислый запах сырых пальто. (12)Сейчас начнут. (13)Это – счастье. (14)Это – кино.

(15)Медленно гасят свет. (16)Стрекотание проектора, удар луча – и всё, понеслось. (17)Перейдена черта, прошёл этот неуловимый миг, когда плоский и туповатый экран растворился, исчез, стал пространством, миром, полётом. (18)Сон, мираж, мечта. (19)Преображение.

(20)Да, я, безусловно, простой и примитивный кинозритель, как большинство людей. (21)От кино я именно и жду полного преображения, окончательного обмана – «чтоб не думать зачем, чтоб не помнить когда». (22)Театр на это не способен, да и не претендует.

(23)Театр для тех, кто любит живых актёров и милостиво прощает им их несовершенства в обмен на искусство. (24)Кино для тех, кто любит сны и чудеса. (25)Театр не скрывает, что всё, что вы видите, – притворство. (26)Кино притворяется, что всё, что вы видите, – правда. (27)Театр – для взрослых; кино – для детей.

(По Т. Толстой)*
* Толстая Татьяна Никитична (род. в 1951 г.)
современная писательница, телеведущая, филолог.


Задания:

Задание 2 1492

В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему автору в детстве не удалось полюбить театр?»
Показать текст

  1. Девочка слишком старалась полюбить то, что ей «велели», приказывали полюбить.
  2. В театре всё было слишком непонятно для девочки-подростка.
  3. В театральном искусстве есть условности, которые представлялись девочке фальшивыми и чуждыми.
  4. От девочки всегда требовали, чтобы она вела себя в театре так, как в храме, и это вызывало у неё чувство протеста.
Задание 3 1493

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

  1. В детстве я очень, очень старалась полюбить театр, как мне велели: ведь это Большое Искусство, Храм.
  2. И я, как положено, должна испытывать священный трепет, но помнить при этом, что в театре есть театральные условности.
  3. А между тем в театре было тепло, в зале приятно и сложно пахло, в фойе гуляли нарядные люди, окна были укутаны шторами из парашютного шёлка, будто кучевыми облаками.
  4. От кино я именно и жду полного преображения, окончательного обмана – «чтоб не думать зачем, чтоб не помнить когда».
Задание 4 1480

Из предложений 9–11 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением«неполнота действия».

Задание 5 1481

Из предложений 8–10 выпишите слово, в котором правописание суффикса является исключением из правила.

Задание 6 1482

Замените книжное слово «трепет» в предложении 2 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Задание 7 1483

Замените словосочетание «деревянные сиденья», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Задание 8 1484

Выпишите грамматическую основу предложения 15.

Задание 9 1485

Среди предложений 8–14 найдите предложения с обособленным приложением. Напишите номера этих предложений.

Задание 10 1486

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Да,(1) я,(2) безусловно,(3) простой и примитивный кинозритель,(4) как большинство людей. От кино я именно и жду полного преображения,(5) окончательного обмана – «чтоб не думать зачем,(6) чтоб не помнить когда». Театр на это не способен,(7) да и не претендует.

Задание 11 1487

Укажите количество грамматических основ в предложении 1. Ответ запишите цифрой.

Задание 12 1488

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

А между тем в театре было тепло,(1) в зале приятно и сложно пахло,(2) в фойе гуляли нарядные люди,(3)окна были укутаны шторами из парашютного шёлка,(4) будто кучевыми облаками. Да,(5) храм. Наверное. Но это не мой храм, (6) и боги в нём не мои.

Задание 13 1489

Среди предложений 22–27 найдите сложноподчинённые предложения с последовательным подчинением придаточных. Напишите номера этих предложений.

Задание 14 1490

Среди предложений 8–14 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.

Источник: 
ФИПИ. Открытый банк заданий ОГЭ, вариант 6033A9