ВПР6 2023: вариант 10

Версия для печатиPDF
Задание 1 17120

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Здра..ствуй утро!

В ра(нн/н)юю пору можно насладит..ся (не)..обыкнове(нн/н)ой крас..той пробуждающейся пр..роды. (Дымчато)белый туман уже покинул со(н/нн)ые поля и леса. В золотой р..се встаёт з..ря. Травинки колокольчики кашки васильки.. покрыты серебря(н/нн)ыми(2) капельками.

В (светло)голубой бе(з/с)брежной выси та..т туч..ки. Свод небес прозрачен и чист. Лес поле река холм  всё бл..стит и источает ар..мат. Пахн..т каждый лист..к каждый ствол.

Река дыш..т син..ватым дымком. По берегам дремл..т тихий камыш.. . В реке плещ..т..ся оживлённый рой весёлых рыбок.

Верхушки деревьев медле(н/нн)о ра(с/з)качивает(3) ветер. Он морщ..т рябит гла(т/д)ь воды.

Слух улавливает чей(то) весёлый пересвист. Это ра(с/з)носит..ся по миру соловьи(нн/н)ая трель. О нежной листве о тёплом деньке поёт маленькая птич..ка.(4)

Здра..ствуй начало нового дня!


Задание 2 17121

Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

(2) – морфемный и словообразовательный разбор;
(3) – морфологический разбор слова;
(4) – синтаксический разбор предложения.

Задание 3 17122

В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения.

Задание 4 17123

Поставьте знак ударения в следующих словах.

Добыча, звонят, километр, прибыл.

Задание 5 10273

Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.

За
пятнадцать
минут
старый
рыбак
вычерпал
из
лодки
всю
воду.

Задание 6 17124

Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова (слов). Запишите правильный вариант формы слова (слов).

1)  об обеих подружках
2)  с пятидесятью этажами
3)  красивый Сухуми
4)  утро более теплее

Задание 7 10733

Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1)   Солнце нежно коснулось тихой воды у берега.
2)   Императорский пингвин чемпион по нырянию среди пингвинов.
3)   Плоды этого дерева довольно крупные и сладкие.
4)   В любое время суток этот зверь активен и силён.

Задание 8 16594

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1)  Ласточки перед дождём летают низко над землёй и ловят насекомых и жуков.
2)  В саду поспела вишня и воробьи прилетели поклевать сладкие ягоды.
3)  Зимой медведь не выходит из берлоги а спокойно пережидает холода и метели.
4)  Раскрась зима узорами своими леса и города.

Прочитайте текст 2 и выполните задания 9-13.

текст 2

ВПР6: текст Хелемского Я.

(1)Эта старая карта хранится сейчас в музейных фондах. (2)Извлечённая из командирского планшета, она сильно потёрта на сгибах, где-то подклеена. (3)Это очень подробная карта. (4)На неё нанесены все населённые пункты того отрезка псковской земли, который она вместила. (5)Цветными карандашами обозначены штабы и наблюдательные пункты, батареи, пулемётные гнёзда, переправы. (6)Извилистой линией отмечена линия фронта. (7)По одну сторону – наши части, укрепления, огневые точки; по другую – вражеские, замеченные нашими разведчиками. (8)Все ориентиры на территории, которую занял противник, аккуратно пронумерованы. (9)Достаточно было командиру назвать нужные цифры, и соответствующие цели были бы сразу уничтожены. (10)Но вот что странно: некоторые из целей выделены особо – по ним было запрещено вести огонь.

(11)Разгадать секрет можно, прочитав на карте некоторые названия. (12)И тогда окажется, что река на карте – Сороть, синее пятно озера – Маленец, а ближайшие высоты – это Савкина горка и Воронич, что огневая точка противника расположена в Михайловском, у домика няни А.С. Пушкина. (13)Немцы специально возводили укрепления рядом с бесценными пушкинскими памятниками. (14)В парке Тригорского у них была батарея, в Пушкинских горах – штаб, в Святогорском монастыре – орудия. (15)Прикрылись реликвиями, как щитом, и были уверены в своей безнаказанности.

(16)Бои в этом районе были кровопролитные. (17)Сейчас на их месте воздвигли обелиск, установили плиту в память воинов двести восьмой дивизии, которая здесь воевала. (18)Освободить заветные места, не причинив им разрушений, уничтожить захватчиков, пощадив при этом красоту пушкинской земли, - вот о чём думал, к чему стремился в бою каждый из этих воинов. (19)Тот, кто сегодня восхищается нетленной прелестью здешней природы, с волнением осматривает исторические памятники, должен знать о тех жизнях, которыми оплачена неприкосновенность прекрасного. (20)Об этой дорогой цене и напоминает командирская карта, сама ставшая одной из музейных реликвий.

(По Я. Хелемскому)

Задание 9 10214

Определите и запишите основную мысль текста.

Задание 10 10215

Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.

Задание 11 10216

Почему некоторые цели на карте были отмечены особо?

Задание 12 10217

Определите и запишите лексическое значение слова «точка» («точки») из предложения 7. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.

Задание 13 10218

Определите стилистическую принадлежность слова «воздвигнуть» («воздвигли») из предложения 17, запишите. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.

Задание 14 17125

Объясните и запишите значение фразеологизма душа ушла в пятки. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.

Источник: 
ВПР 2023. Русский язык. 6 класс. Вариант 10
 

Комментарии

Аватар пользователя Гость
очень интересные задания
автор: Гость

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.