ВПР5 2023: вариант 22

Версия для печатиPDF
Задание 1 17391

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Ду..т х..лодный ветер. Моро(с/з)(1) бе(з/с)жалос..но ск..вал и ост..новил б..гущий в (в/В)олгу ручей а осенн__ гря(с/з)ь сл..пил в ч..рные ком..я. Голые дерев..я зам..рли в глубок__ сне.(4) Их тонкие ветви од..ноко свет..т..ся в тёмн__ небе. Злые(3) м..тели и суровые в..юги терзают их день и ноч.. .

Томят..ся в снежн__ панц..ре необ..ятные п..ля и з..снувший лес. Теперь (не)встрет..ш.. в лесу ежа бож..ю к..ровку или весёл___ кузнечика. (Не)услыш..ш.. пение лесной птиц..  но увидеть птиц можно. Птич..ки подл..тают(2) за кормом поближе к школ..ному саду к дер..венск__ ог..родам.

Зима  трудное время для зв..рей и птиц.


Задание 2 17392

Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

(1) - фонетический разбор (звуко-буквенный);
(2) – морфемный разбор (по составу);
(3) – морфологический разбор (слова как часть речи);
(4) – синтаксический разбор предложения.

Задание 3 17393

Поставьте знак ударения в следующих словах.

Дефис, инженеров, инструменты, углубит.

Задание 4 14820

Над каждым словом напишите, какой частью речи оно выражено. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.

 
На внутренней поверхности купола в московском планетарии горят звёзды.  

Задание 5 17394

Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не рас­ставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

1)    Мама сказала что подготовит меня к конкурсу
2)    Дима ты будешь участвовать в конкурсе чтецов
3)    По словам дедушки всё тайное становится явным
4)    Придётся поговорить с твоими родителями сказала Анна Васильевна

Задание 6 17395

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1)    Утренняя зарядка помогает нам быстро проснуться.
2)    Возьми-ка гантели и позанимайся!
3)    Утром Сергей надо обязательно делать зарядку.
4)    Летом мы с друзьями часто ходим в походы и ездим на экскурсии.

Задание 7 17396

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1)    Осень щедро раздала разноцветные наряды всем деревьями и кустарникам.
2)    Яркое солнышко нагрело стог сена и заструилось от него тепло.
3)    Град быстро покрыл землю ледяной коркой и скрыл её от солнца.
4)    Река разлилась широкой полосой и залила всю окрестность водой.

Прочитайте текст 2 и выполните задания 8-12.

текст 2

ВПР5: текст Дерим-Оглы Е.

(1)Многое умеют птицы: строить необыкновенно сложные гнёзда, защищать птенцов, отвлекать врага, находить дорогу домой за сотни километров. (2)Они обладают цветовым зрением, легко различают геометрические фигуры. (3)А ещё птицы обладают способностью к счёту.

(4)Учёные поставили эксперименты, чтобы выяснить, имеют ли птицы представление о количестве. (5)Например, птицам предлагали склевать определённое число зёрен. (6)Голубю разрешали съесть пять зёрен, а от шестого его прогоняли. (7)Вёл он себя так: склевав разрешённое количество, осторожно приближался к шестому зерну, потом быстро хватал его и мчался прочь, хлопая крыльями.

(8)В другом опыте коробочки с зёрнами и без зёрен были поставлены в ряд. (9)Галка должна была открывать крышки коробочек, пока не найдёт пять зёрен. (10)А зёрна располагались в первых трёх коробочках и в пятой: 1, 2, 1, 0, 1. (11)Вначале она открыла лишь первые три коробочки, собрала четыре зерна, съела их и вернулась на своё место. (12)Затем вспомнила, что ей нужно съесть ещё одно зерно, подошла к первой коробочке и кивнула один раз головой, прежде чем открыть её. (13)У второй коробочки галка кивнула головой дважды, у третьей – один раз, открыла четвёртую коробочку, которая была пустой. (14)Из пятой коробочки она достала последнее зерно и не пошла к другим коробочкам, которые стояли рядом.

(По Е. Дерим-Оглу)

Задание 8 6310

Определите и запишите основную мысль текста 2.

Задание 9 6311

Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что галка понимала, в какой по счёту коробочке было последнее зерно? Запишите ответ.

Задание 10 6312

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 11−14 текста. Запишите ответ.

Задание 11 6313

В предложениях 6−8 найдите слово со значением «небольшой ящичек из картона или жести, обычно с крышкой». Выпишите это слово.

Задание 12 6314

В предложениях 1−3 найдите антоним к слову «простые» и выпишите его.

Источник: 
ВПР 2023. Русский язык. 5 класс. Вариант 2
 

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.