ОГЭ 2024: Вариант 5

Версия для печатиPDF

Прочитайте текст и выполните задания 2, 3.

ОГЭ: текст

(1) Воропаев вступил в Бухарест с ещё не зажившей раной, полученной им в бою за Кишинёв. (2)День был ярок и, пожалуй, немного ветрен. (3)Он влетел в город на танке с разведчиками и потом остался один. (4)Собственно говоря, ему следовало лежать в госпитале, но разве улежишь в день вступления в ослепительно белый, кипящий возбуждением город? (5)Он не присаживался до поздней ночи, а всё бродил по улицам, вступая в беседы, объяснял что-то или просто без слов с кем-то обнимался, и его кишинёвская рана затягивалась, точно излечиваемая волшебным зельем.

Задание 2 17536

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) Воропаев вступил в Бухарест (предложение 1)
2) день был ярок и ветрен (предложение 2)
3) влетел и остался (предложение 3)
4) собственно говоря (предложение 4)
5) Он (не)присаживался, бродил, объяснял или обнимался (предложение 5)

Задание 3 17537

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
2) Предложение 2 простое, осложненное однородными сказуемыми и вводным словом.
3) Предложение 3 односоставное.
4) Вторая часть предложения 4 – двусоставное предложение.
5) Предложение 5 сложное сложносочинённое.

Задание 4 17538

Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.

Б) Вводные слова и конструкции всегда выделяются запятыми.

В) Определение, выраженное причастным оборотом, обособляется, если стоит после определяемого слова.

1) Доктор озабоченно повернулся ко мне: «Джим, мальчик мой, что случилось?»

2) Часто берутся пробы на анализ почвы, чтобы вовремя прийти на помощь деревьям.

3) Собственно говоря, ему следовало лежать в госпитале, но разве улежишь в день вступления в ослепительно белый, кипящий возбуждением город?

4) Воропаев вступил в Бухарест с ещё не зажившей раной, полученной им в бою за Кишинёв.

5) Он не присаживался до поздней ночи, а всё бродил по улицам, вступая в беседы, объяснял что-то или просто без слов с кем-то обнимался.

Задание 5 17539

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Вантовые мосты во Владивостоке (1) соединившие континент и остров (2) потрясают (3) своим величием каждого (4) кто приезжает посмотреть достопримечательности России. Золотой и Русский мосты впечатляют своими размерами. Длина первого (5) почти 1400 м (6) а второго (7) 3100 м. Самые красивые виды на Русский мост (8) открываются с сопки Орлиное Гнездо. Лучше всего любоваться мостами вечером (9) когда включается ночная подсветка.

Задание 6 17540

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера ответов.

1)  БЕЗЗАКОННЫЙ  — сочетание букв -зз- пишется на стыке приставки и корня.
2)  НЕСКОЛЬКО  — в неопределённом местоимении в безударной позиции пишется приставка НЕ-.
3)  НЕПРАВДА  — имя существительное пишется с НЕ слитно, потому что слово не употребляется без НЕ.
4)  ПОЛ-ОСТРОВА  — слово пишется через дефис, потому что после пол- стоит гласная буква.
5)  БЛЕДНО-ЖЁЛТЫЙ  — сложные имена прилагательные, которые обозначают оттенки цвета, пишутся через дефис.

Задание 7 17230

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква О.

На небе разг..(1)рается з..(2)ря. Я пр..(3)бираюсь узкой дорожкой через густую рожь. Тяжелые к..(4)лосья к..(5)саются лица и с..(6)бираются удержать меня. Из придорожных зар..(7)слей вылетела перепелка и скрылась во ржи.

Задание 8 17213

Раскройте скобки и запишите слово «полтораста» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

В (полтораста) метрах от школы находится стадион.

Задание 9 17541

Замените словосочетание «деревянная тумбочка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Прочитайте текст и выполните задания 10–12.

ОГЭ: текст Л.Е. Улицкой

(1)Когда солнце растопило чёрный зернистый снег и в воздухе почувствовался сырой и сладкий запах весенней земли, во двор вышел Геня. (2)У него от рождения было неладно с ногами, и он ходил странной, прыгающей походкой. (3)Помимо этого, у него был всегда заложен нос, и он дышал ртом. (4)Губы сохли, и их приходилось часто облизывать.

(5)Геня стоял посреди двора. (6)Первый ком земли упал в лужу рядом. (7)Геня вздрогнул: брызги грязи тяжело шлёпнулись на лицо. (8)Второй комок попал в спину, а третьего он не стал дожидаться, пустился вприпрыжку к своей двери. (9)Вдогонку, как звонкое копьё, летел самодельный стишок:
—  Генька хромой, сопли рекой!

(10)Вечером, когда Геня похрапывал во сне за зелёной ширмой, мать и бабушка долго сидели за столом.

— (11)Почему? (12)Почему они его всегда обижают?  — горьким шёпотом спросила, наконец, бабушка.

—(13)Я думаю, надо пригласить их в гости, к Гене на день рождения,  — ответила мать.

—(14)Ты с ума сошла,  — испугалась бабушка,  — это же не дети, это бандиты.

—(15)Я не вижу другого выхода,  — хмуро отозвалась мать.  — (16)Надо испечь пирог, сделать угощение и вообще устроить детский праздник.

(17)Накануне дня рождения мать сказала Гене, что у него будет праздник.

—(18)Позови из класса кого хочешь и из двора,  — предложила она.

—(19)Я никого не хочу. (20)Не надо, мама,  — попросил Геня.

—  (21)Надо,  — коротко ответила мать, и по тому, как дрогнули её брови, он понял, что ему не отвертеться.

(22)Вечером мать вышла во двор и сама пригласила ребят на завтра.

(23)Геня сидел у подоконника спиной к столу и старался не думать о том, как сейчас в его дом ворвутся шумные, весёлые и непримиримые враги… (24)Казалось, что он совершенно поглощён своим любимым занятием: складывал из газеты кораблик с парусом. (25)Он был великим мастером этого бумажного искусства. (26)Тысячи дней своей жизни Геня проводил в постели. (27)Осенние, зимние и весенние простуды он терпеливо переносил, загибая уголки и расправляя сгибы бумажных листов. (28)Геня крутил в руках недоделанный кораблик и с ужасом ждал прихода гостей.

(29)Они пришли ровно в четыре, всей гурьбой. (30)После угощения мать сказала:
—  Давайте поиграем во что-нибудь.
(31)В фанты, например?

(32)Никто не знал этой игры. (33)Айтыр у подоконника крутил в руках недоделанный кораблик. (34)Мать объяснила, как играть, но оказалось, что ни у кого нет фантов. (35)Айтыр положил на стол кораблик и сказал:
—  Это будет мой фант.

(36)Геня придвинул его к себе и несколькими движениями завершил постройку.

—(37)Геня, сделай девочкам фанты,  — попросила мать и положила на стол два листа плотной бумаги. (38)Геня взял лист, мгновение подумал и сделал продольный сгиб…

(39)Головы мальчишек и девчонок склонились над столом. (40)Лодка… кораблик… кораблик с парусом… стакан… солонка… хлебница… рубашка…

(41)Он едва успевал сделать последнее движение, как готовую вещь немедленно выхватывала ожидающая рука.

—(42)И мне, и мне сделай!

(43)Все забыли и думать про фанты. (44)Геня быстрыми движениями складывал, выравнивал швы, снова складывал, загибал уголки.

(45)Ребята тянули к нему руки, и он раздавал им свои бумажные чудеса, и все улыбались, и все его благодарили.

(46)Такое чувство он испытывал только во сне. (47)Он был счастлив. (48)Он не чувствовал ни страха, ни неприязни, ни вражды. (49)Он был ничем не хуже их. (50)И даже больше того: они восхищались его чепуховым талантом, которому сам он не придавал никакого значения. (51)Он словно впервые увидел их лица – незлые.

(52)Мать мыла посуду, улыбалась и роняла слёзы в мыльную воду.

(53)Счастливый мальчик раздаривал бумажные игрушки…

(По Л.Е. Улицкой) *
*
Улицкая Людмила Евгеньевна (род. в 1943 г.) 
— современная российская писательница, сценарист, лауреат литературных премий.

Задание 10 17544

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)  Ребята из двора не любили Геню, часто обижали его.
2)  Геня с радостью пригласил дворовых ребят к себе на день рождения.
3)  Ребята с интересом играли в фанты  — свою любимую игру.
4)  Геня сделал для Айтыра бумажный кораблик, чтобы научить мальчика бумажному искусству.
5)  Мама Гени плакала от счастья: отношение ребят к её сыну изменилось.

Задание 11 17545

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1)  Когда солнце растопило чёрный зернистый снег и в воздухе почувствовался сырой и сладкий запах весенней земли, во двор вышел Геня.
2)  Вечером, когда Геня похрапывал во сне за зелёной ширмой, мать и бабушка долго сидели за столом.
3)  — Почему? Почему они его всегда обижают?  — горьким шёпотом спросила, наконец, бабушка.
4)  Геня взял лист, мгновение подумал и сделал продольный сгиб…
5)  Мать мыла посуду, улыбалась и роняла слёзы в мыльную воду.

Задание 12 17546

В предложениях 18–23 найдите разговорное слово с лексическим значением «уклониться от чего-либо». Выпишите это слово.

Источник: 
ФИПИ. Открытый банк заданий ОГЭ
 

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.