ОГЭ 2024: ФИПИ Вариант 19

Версия для печатиPDF

Прочитайте текст и выполните задания 2, 3.

ОГЭ: текст

(1)Каждый день уровень океанских вод поднимается и снижается, причём в устьях некоторых рек и в отдельных заливах – на несколько метров. (2)Эти явления носят названия «приливы» и «отливы». (3)Дважды в сутки вода приливает на берег и дважды в сутки отступает: там, где берег полóг, вода подходит, а при отливе отходит на несколько километров от берега. (4)Приливы и отливы относятся к числу возобновляемых экологически чистых источников энергии. (5)В 1967 г. во Франции была пущена первая приливная электростанция, а затем подобную опытную электростанцию создали и в России, вблизи Мурманска.

Задание 2 18077

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из части сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) уровень поднимается (предложение 1)
2) эти явления носят (предложение 2)
3) берег поло́г (предложение 3)
4) приливы относятся (предложение 4)
5) создали (предложение 5)

Задание 3 12519

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Вторая часть предложения 1 – неполное предложение.
2) Предложение 2 простое, неосложне нное.
3) В предложении 3 первая часть содержит однородные сказуемые.
4) Предложение 4 простое, осложнённое однородными подлежащими.
5) Вторая часть предложения 5 – односоставное безличное предложение.

Задание 4 18002

Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А)  Если в первой части бессоюзного сложного предложения указывается на время (условие) совершения действия, то между частями предложения ставится тире.

Б)  Между однородными членами предложения перед второй частью двойного союза ставится запятая.

В)  Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.

1)  С трусом поведёшься  — горя наберёшься.

2)  Путешественники долго кружили на лодке по просторному заливу, изрезанному бухтами, и, разумеется, заблудились.

3)  Останкинская башня, снабжающая каждый уголок нашей страны видео- и радиовещанием, имеет высоту 540,1 м, являясь самым высоким сооружением России.

4)  Современные информационные технологии, бесспорно, открывают новые возможности как в образовании, так и в научных исследованиях.

5)  Муравейники  — возводимые муравьями сооружения  — давно стали символом надёжного дома или прочно обосновавшегося, кипящего жизнью поселения.

Задание 5 17572

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Осень делала дали нежно-голубыми и глубокими (1) а небо чистым и кротким. Она убирала и берёзу в золотой убор. Берёза радовалась (2) и не замечала (3) как недолговечен этот убор (4) как листок за листком осыпается он (5) пока наконец не оставалась вся раздетая на золотистом ковре. Она (6) очарованная осенью (7) вся сияла.

Задание 6 12096

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера ответов.

  1. РАСЦАРАПАТЬ – на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется буква С.
  2. РАСКЛЕИВШИЙ – написание гласной перед суффиксом -вш- действительного причастия прошедшего времени зависит от принадлежности к спряжению глагола.
  3. ПОДЫТОЖИТЬ – после русской приставки, оканчивающейся на согласный, пишется буква Ы.
  4. НЕСМЫШЛЁНЫШ – слово не употребляется без НЕ, поэтому пишется слитно.
  5. УЧИЛИЩ – в форме родительного падежа множественного числа имени существительного 2-го склонения после шипящего пишется буква Ь.
Задание 7 18171

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.

Одежда опричн..(1)ков представляла собой разительную прот..(2)воположность лохмоть..(3)м нищих: царские телохранит..(4)ли бл..(5)стали золотом. На каждом из них была бархатная или парчовая шапочка, усаж..(6)нная жемчугом и дорогими камнями, и все они казал..(7)сь ж..(8)выми украшен..(9)ями волшебного дворца, с которым составляли как бы единое целое.

Задание 8 17921

Раскройте скобки и запишите слово «промокнуть» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Вчера я (промокнуть) под дождём, потому что забыл зонт.

Задание 9 2498

Замените словосочетание «звёздный свет», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Прочитайте текст и выполните задания 10–12.

Текст Ю.Я. Яковлева

(1)Вы когда-нибудь стояли под окнами музыкального училища на мокром асфальте, в котором отражается свет больших прямоугольных окон? (2)Идёт невидимый мелкий дождь. (3)А из освещённых праздничных окон музыкального училища доносятся приглушённые звуки разных инструментов, и дом похож на оркестр, который настраивается перед концертом.

(4)Мальчик шёл из булочной, а хлеб спрятал от дождя под пальто. (5)На улице было скверно. (6)Люди мечтали поскорее добраться до крыши, очутиться в сухом месте. (7)А он разгуливал под окнами музыкального училища.

(8)Мальчик искал скрипку. (9)И нашёл её. (10)Она звучала в окне второго этажа. (11) Он прислушался. (12)Скрипка плакала и смеялась, она летала по небу и устало брела по земле. (13)Все окна как бы умолкли и погасли.

(14)Светилось только одно. (15)Мальчик стоял под ним, а дождь тёк за воротник. (16) Неожиданно кто-то положил ему руку на плечо. (17)Он вздрогнул и обернулся. (18) На тротуаре стояла круглолицая девочка с двумя короткими толстыми косичками. (19) В руке девочка держала огромный виолончельный футляр.

– (20)Опять ждёшь Диану? – спокойно спросила девочка.

(21)Её голос заглушил скрипку. (22)Мальчик недовольно поморщился и пробурчал:
– Никого я не жду.

– (23)Неправда, – не отступала девочка, – чего ради стоять на дожде, если никого не ждёшь.

– (24)Я ходил за хлебом, – ответил мальчик, – вот видишь… хлеб.

– (25)Пойдём, – уверенно сказала девочка. – (26)Что мокнуть.

(27)Ему ничего не оставалось, как пойти рядом с ней. (28)Ярко освещённый дом музыкального училища растворился в дожде.

– (29)Знаешь что, – предложила она, – пойдём ко мне. (30)Я сыграю тебе ноктюрн. (31) Мы будем пить чай.

(32)Он ничего не ответил. (33)Он вдруг подумал, как было бы хорошо, если бы вместо этой круглолицей рядом была Диана. (34)И если бы она сказала: «Я сыграю тебе ноктюрн. (35)Мы будем пить чай».

– (36)Так пойдём ко мне? – робко повторила девочка.

– (37)Всё равно, – сказал он.

– (38)Вот и хорошо!

(39)Дождь не проходил. (40)Он обволакивал фонари, здания, силуэты деревьев. (41) Все предметы теряли форму, расплываясь. (42)Город обмяк от дождя. (43)А почему он должен гордо стоять под окнами музыкального училища и ждать Диану? (44)Она пробегает мимо легко и свободно, словно никто не стоит под окнами и не ждёт её. (45)Конечно, ей всё равно, стоит он или не стоит. (46)Есть он или его нет. (47)А эта круглолицая, напротив, сама заговаривает, и не убегает, и зовёт его слушать ноктюрн и пить чай.

(48)Всё складывалось очень хорошо. (49)Круглолицая уже не казалась ему такой круглолицей и вообще была славная девчонка. (50)Она уводила его от нудного дождя, от недоступной скрипки, от холодной Дианы. (51)Больше он не будет искать окно со скрипкой, а будет прислушиваться к голосу виолончели.

(52)Вдруг мальчик как бы запнулся. (53)Ему показалось, что это не он шагает по дождю с большой тяжёлой виолончелью, что это кто-то другой. (54)И этот другой не имеет никакого отношения к неприступному зданию музыкального училища, к его таинственной жизни, к ярким окнам, у которых свои разные голоса. (55)Всё пропало. (56)И его самого уже нет…

(57)В следующее мгновение он остановился. (58)Он поставил большой чёрный футляр на мокрый асфальт и прислонил его к стене дома. (59)Потом он крикнул:
– Пока!

(60)И побежал.

– (61)Куда ты?.. (62)А как же ноктюрн? – крикнула ему вслед круглолицая девочка.

(63)Но он не оглянулся и ничего не ответил. (64)Он бежал обратно к музыкальному училищу, к скрипке, к самому себе.

(По Ю.Я. Яковлеву*)
* Яковлев Юрий Яковлевич
(1923–1996) –
писатель и сценарист, автор книг для детей и юношества,
сценариев игровых и анимационных фильмов.


Задание 10 18397

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)  Мальчик любил возвращаться из булочной мимо музыкального училища: ему нравилось слушать музыку, которая звучала из окон.
2)  Круглолицая девочка виртуозно играла на скрипке.
3)  Круглолицая девочка пожалела мокнувшего под дождём мальчика и пригласила его к себе в гости.
4)  Скрипачка Диана ждала мальчика около музыкального училища.
5)  Мальчик убежал от круглолицей девочки, потому что решил остаться верным своей любви.

Задание 11 18398

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является олицетворение. Запишите номера ответов.

1) Мальчик искал скрипку.
2) Скрипка плакала и смеялась, она летала по небу и устало брела по земле.
3) Он поставил большой чёрный футляр на мокрый асфальт и прислонил его к стене дома.
4) Она уводила его от нудного дождя, от недоступной скрипки, от холодной Дианы.
5) И этот другой не имеет никакого отношения к неприступному зданию музыкального училища, к его таинственной жизни, к ярким окнам, у которых свои разные голоса.

Задание 12 18399

Найдите в тексте синоним к слову ПРОБУРЧАЛ (предложение 22). Напишите этот синоним.

Источник: 
ФИПИ. Открытый банк заданий ОГЭ
 

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.