ЕГЭ 2024: Вариант 4
- ЕГЭ русский язык, 2024
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
ЕГЭ: текстКак и всё в Сибири – человек, земля, климат, – сибирская природа не может быть всюду на одно лицо. Представьте только расстояния, о которых пришлось бы говорить, чтобы выразить их общим понятием. И <...> зимой всё в ней из конца в конец оцепеневает в одной тяжёлой недоступной думе. Оголённо и стыло лежат белые равнины, успокоенно, как оставленные пограничные преграды, выступают из снегов и склоняются под снегами горы, дремлет в набрякшем морозном узоре тайга, закрываются льдом озёра и реки. Всё обращено внутрь себя, всё заворожено одной исполинской охранной силой. В эту пору хорошо понимаешь, откуда в прошлом могли возникнуть легенды не только о засыпающих на зиму людях, но и о замерзающих в воздухе, не долетевших до слуха словах, которые с весенним теплом способны оттаивать и звучать сами по себе, вдали от сказавшего их человека. В Сибири легко поддаться такому настроению. Весна у нас – это ещё не весна, как её принято всюду понимать, а добрых два месяца только раскачивание зимы: тепло – мороз, тепло – мороз, пока не свернёт наконец на устойчивое тепло. И тогда торопится оттаять и расцвести, распуститься и зазеленеть всё вокруг наперегонки. В северных широтах это похоже на выстреливание лета: ещё вчера было разорно и голо, ещё только приготовлялось к переменам, а сегодня уже завыглядывало отовсюду дружной всхожестью, завтра – загорится полным летним заревом. И заполыхает красотой яркой и отчаянной, неспособной на оглядку: как медлительна зима, так торопливо лето. Только-только начало августа, а уж оно на свороте, и заходит в него по-свойски, как домой к себе, осень. С тем и живёт лето: с одной стороны поджимает холодная весна, с другой – осень. (По В.Г. Распутину) |
||||
Задание 1 18847
Самостоятельно подберите ограничительно-выделительную частицу, которая должна стоять на месте пропуска в первом (1) абзаце текста. Запишите эту частицу. |
||||
Задание 2 18848
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. 1) ПРИРОДА. перен., чего. Основное свойство, сущность (книжн.). П. социальных отношений. Вирусная п. заболевания. |
||||
Задание 3 18849
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов. 1) Для выражения своей позиции автор не использует формы первого лица единственного числа, заменяя их на обобщённо-личные (понимаешь) и безличные (легко поддаться) конструкции в соответствии с требованиями научного стиля. |
||||
Задание 4 18850
Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов. 1) защЕмит |
||||
Задание 5 18851
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. Есть ещё один СКРЫТЫЙ, но обнаруженный в экспериментах механизм влияния зевка на активизацию работы мозга. |
||||
Задание 6 18852
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Выпишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка. Целью моей поездки было изучение крупного дельфина – белухи – в естественных условиях, но однажды случился странный случай, который заставил меня заинтересоваться и другим животным, не имевшим прямого отношения к теме моей работы. |
||||
Задание 7 18853
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. БУХГАЛТЕРЫ |
||||
Задание 8 18854
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
|
||||
Задание 9 18855
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) кровообр..щение, утр..мбованный, пол..скать (кота) |
||||
Задание 10 18856
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) арх..консервативный, ант..санитария, д..сфункция |
||||
Задание 11 18857
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) глянц..витый, рубаш..чная (ткань) |
||||
Задание 12 18858
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) (они) хол..т (дочь), стро..щий |
||||
Задание 13 18859
Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО. 1) Запрещается продажа лекарственных средств, пришедших в (НЕ)ГОДНОСТЬ, и лекарственных средств с истекшим сроком годности. |
||||
Задание 14 18860
Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО. 1) Он стал читать свои стихи, которые и ДО(СИХ)ПОР (В)СЛЕДСТВИЕ своей неслыханной простоты кажутся мне прекрасными до слёз. |
||||
Задание 15 18861
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется одна буква Н. Бессо(1)ая ночь, пря(2)ый кофе, урчание приведё(3)ой в движение поливальной машины, запах свежескоше(4)ой травы ввели их в стра(5)ое состояние изменё(6)ой реальности и пробудили неожида(7)ые чувства. |
||||
Задание 16 18862
Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) Оленуха брела по чужой ставшей ей в один миг недоступной тайге. |
||||
Задание 17 18863
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). На другой день (1) Клестов открыл глаза (2) вырвавшись из хаотично воздвигающегося (3) и рушащегося лабиринта снов (4) и (5) увидев брошенную на стол записку (6) вспомнил вчерашнего незнакомца. |
||||
Задание 18 18864
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые). «Кто же это меня ударил? — думал Незнайка. — Может быть (1) сверху упало что-нибудь?» Он задрал голову и поглядел вверх (2) однако (3) вверху тоже ничего не было. Только солнце ярко сияло над головой у Незнайки. «Значит (4) это на меня с солнца что-то свалилось, — решил Незнайка. — Наверно (5) от солнца оторвался кусок и ударил меня по голове». (По Н. Н. Носову) |
||||
Задание 19 18865
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). По заболоченному дну распадка змеился ручей (1) напиться (2) из которого (3) можно было (4) если пробраться сквозь колючие заросли шиповника (5) что облюбован здесь многочисленными паучками (6) и раздвинуть лапы лиственниц. |
||||
Задание 20 18866
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Вера была озабочена предстоящим разговором (1) так как всё (2) о чём ей придётся просить брата (3) и (4) что нужно будет ему открыть (5) может вызвать насмешку (6) но (7) если раньше и был шанс избежать объяснений (8) то она его уже упустила. |
||||
Задание 21 18867
Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1)«Пойдёшь направо — конь падёт, налево — сгинешь сам!» — такие предостерегающие слова встречал на распутье богатырь, отправлявшийся в дальний путь. (2)Давно уже человечество избавлено от таких указателей, так как получило в свои руки географическую карту. (3)Сейчас без карт нет дорог и путей, карта применяется всюду: в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, геологических разведках, на транспорте, в учёбе, культурной жизни. (4)В Публичной библиотеке собрано одно из крупнейших, наиболее разнообразных и полных картографических собраний: здесь бережно хранятся географические карты, планы, картограммы, астрономические карты, атласы на русском и иностранных языках. (5)Почти исчерпывающе в нём представлено собрание русских карт и атласов: русская картография имеет давнюю историю. (6)Одним из дошедших до нас ранних памятников русской картографии является «Чертёжная книга Сибири», составленная в 1696−1700 годах замечательным русским географом и картографом С. У. Ремезовым и его сыновьями. (7)XVIII век внёс принципиально новое в русскую картографию: карты начали создавать на основе инструментальных съёмок. (8)Пётр I открыл в Москве математико-навигационную школу, а в Петербурге— Морскую академию, которые готовили топографов и картографов. (9)Планомерные съёмочные работы начались в 1721 году: по указу Петра I первые геодезисты, как называли в то время топографов, были посланы в шесть губерний России. |
||||
Прочитайте текст и выполните задания 22-26.
ЕГЭ: текст А.В. Рубанова(1)Мужественный Тур Хейердал, викинг и национальный герой Норвегии, мне всегда нравился. (2)Его первое путешествие, на плоту «Кон-Тики» через весь Тихий океан (за сто дней – восемь тысяч километров), выглядело как изумительный подвиг, сродни полёту Гагарина. (3)Мне – пацанчику из советской деревни, из 1978 года, внимательному созерцателю чёрно-белой телепрограммы «Клуб кинопутешествий» – всегда казалось, что отважный Тур совершил своё первое и самое славное деяние где-нибудь в шестидесятые годы, во времена рок-н-ролла и холодной войны. (4)Теперь же, углубившись в источники, я с изумлением обнаружил, что экспедиция «Кон-Тики» была организована в 1947-м. (5)Подвиг блестящего норвежца тут же слегка померк. (6)Не полностью, но немножко утратил величественное сверкание. (7)В том году в России было тяжело жить. (8)А в Норвегии, видимо, полегче. (9)Энтузиаст Тур Хейердал, находясь в возрасте Христа, собрал команду единомышленников, нашёл инвесторов, собственноручно соорудил плот из бальсовых брёвен в точности по рецепту древних мореходов и на этом плоту, под парусом, совершил самоубийственный вояж, сумев пересечь по течению весь Тихий океан с востока на запад. (10)Таким образом Хейердал доказал, что заселение многочисленных островов Тихого океана могло происходить с востока, со стороны Америк. (11)По утверждению биографов, Хейердал даже не умел плавать, но это ему не помешало осуществить задуманное. (12)Все три знаменитых путешествия Хейердала были единой, на три этапа поделённой попыткой доказать, что загадочные древние мореходы на кораблях, сделанных из дерева и тростника без единого гвоздя, обогнули всю планету, двигаясь по звёздам с востока на запад: из Междуречья, с территории Ирака, – в Персидский залив и далее вокруг Африки (экспедиция «Тигрис»), далее от берега Марокко – к Канарским островам и Барбадосу (экспедиция «Ра») и, наконец, от западного берега Перу – до островов Полинезии в Тихом океане (экспедиция «Кон-Тики»). (13)Однако теория Хейердала была жестоко раскритикована академическими археологами и ныне считается ошибочной, если не сказать бредовой. (14)Доказано, что острова Тихого океана заселялись не народами, пришедшими с востока, а народами, пришедшими с запада. (15)В наше время достаточно было провести тесты ДНК, чтобы точно установить: прародина полинезийцев и микронезийцев – не Перу, а, наоборот, китайский остров Тайвань. (16)Впрочем, крах теории Хейердала ничуть не отменил всеобщей симпатии к личности гениального норвежца: правоту своих идей он всегда доказывал практикой, всё проверял на себе, ставя на кон собственную жизнь. (17)Метод установления истины путём подпаливания собственной шкуры и набивания шишек на собственной голове лично мне чрезвычайно дорог; увы, и он не гарантирует никого от ошибки. (18)Именно Хейердал «открыл» для широкой публики остров Пасхи: в 1955 году он организовал отдельную солидную экспедицию и прожил здесь полгода. (19)Написал, помимо популярной книжки «Аку-Аку», несколько серьёзных монографий и установил, в частности, что три столетия назад остров населял не один народ, а два, внешне отличавшихся друг от друга. (20)Одно племя жило тут издревле, второе приплыло на лодках и нагло оккупировало часть острова; далее разразилась кровопролитная война, закончившаяся жестоким истреблением пришельцев, тела их сожгли; Хейердал раскопал могильники и добыл множество обугленных костей. (21)Фантастическое, или инопланетное, происхождение каменных изваяний Хейердал также опроверг: под его руководством и за его счёт местные мужики вручную вырубили новодельного истукана, неотличимого от оригинальных, затем переволокли к берегу и поставили на попа. (22)Использовались только мускульная сила и брёвна-рычаги. (23)Наука жестока и цинична. (24)Наука всегда готова уничтожить любую сладостную романтическую легенду в угоду примитивному механицизму. (25)Я убеждён, что великий Тур всю жизнь прожил внутри этого противоречия: с одной стороны, человек хочет верить в непознаваемые загадки и неразгадываемые тайны, с другой – жаждет любую тайну разгадать, разоблачить, свести к примитиву, к унылой и неопровержимой математике. (По А.В. Рубанову*) |
||||
Задание 22 18868
Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) На плоту «Кон-Тики» Хейердал преодолел восемь тысяч километров — столько же, сколько в своё время Гагарин. |
||||
Задание 23 18869
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 1) Предложение 2 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 1. |
||||
Задание 24 18870
Из предложений 9–10 выпишите слово со значением «путешествие, поездка». |
||||
Задание 25 18871
Среди предложений 4–10 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи союза и антонимов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий). |
||||
Задание 26 18872
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22-25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны Вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов. «А. В. Рубанов мастерски рисует образ выдающегося учёного, энтузиаста Тура Хейердала. Общая приподнятость тона подчёркнута такими тропами, как (А) ___________ («изумительный подвиг» в предложении 2, «великий Тур» в предложении 25) и (Б) __________ (подвиг... померк в предложении 5, крах теории в предложении 16), а также использованием такого лексического средства, как (В) ___________ (деяние в предложении 3, издревле в предложении 20, жаждет в предложении 25). В то же время текст имеет информационную направленность, и в нём большую роль играет синтаксическое средство— (Г) __________ (в предложениях 3, 9, 16)». Список терминов |
Источник:
СтатГрад, Тренировочная работа 2, вариант 2
Похожие материалы
Комментарии
Добавить комментарий