ЕГЭ 2023: вариант 40

Версия для печатиPDF

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

ЕГЭ: текст

1.  Согласно п. 1 ст. 18 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее Закон) потребитель имеет право на расторжение договора купли-продажи в отношении технически сложного товара, в том числе в случае:

-    обнаружения существенного недостатка товара (существенный недостаток товара (работы, услуги) – неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранён без несоразмерных затрат времени);

-    невозможности использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней <...> неоднократных работ по устранению его различных недостатков.

2. В соответствии со ст. 18 Закона, п. 6 ст. 24 Закона я, как потребитель, помимо расторжения договора купли-продажи имею право требовать возмещения убытков, причинённых мне вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

3. Согласно п. 1 ст. 23 Закона за нарушение срока устранения недостатков товара продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортёр), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента от стоимости товара.
Согласно п. 2 ст. 13 вышеуказанного Закона такая неустойка взыскивается сверх убытков в полной сумме.

Задание 1 16768

Самостоятельно подберите производный предлог, который должен стоять на месте пропуска в первом (1) предложении текста. Запишите этот предлог.

Задание 2 16769

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) ЗАЩИТА. собир. Защищающая сторона в судебном процессе. Выступление защиты.
2) СЛОЖНЫЙ. Состоящий из нескольких частей, многообразный по составу частей и связей между ними. Сложные вещества.
3) НЕДОСТАТОК. кого (чего) и в ком (чём). Неполное количество кого-чего-н., отсутствие нужного количества кого-чего-н. Н. материала. Н. кадров (в кадрах).
4) РАБОТА. Служба, занятие как источник заработка. Постоянная, временная р. Выйти на работу. Снять с работы. Поступить на работу.
5) СРОК. Назначенный, установленный момент исполнения чего-н. Пропустить с. платежа. Представить работу в с.

Задание 3 16770

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.

1) Текст относится к официально-деловому стилю речи и характеризуется типичной для этого стиля точностью, стандартизацией языка, широким использованием канцелярских оборотов (например, в тексте присутствуют сочетания производных предлогов и существительных: в течение... года, вследствие продажи; нанизывание форм родительного падежа имён существительных: невозможности использования товара, расторжения договора купли-продажи).
2) Формы повелительного наклонения глаголов (требовать, взыскивается) помогают привлечь внимание адресата.
3) Лексика текста характеризуется неоднородностью: наряду с общеупотребительными словами используются термины, свойственные научному стилю речи (товара, времени), и речевые штампы – клише, свойственные официально-деловому стилю (гарантийного срока, в размере одного процента).
4) Усложнённость синтаксиса создаётся за счёт распространения предложений обособленными членами предложения (в том числе обособленными определениями, выраженными причастными оборотами), вставными конструкциями, однородными членами предложения.
5) Официальность тона обеспечивается путём полного отказа от разговорной и эмоционально-оценочной лексики, средств выразительности; в тексте используются готовые словесные формулы.

Задание 4 16771

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1) свЕрлит
2) озлОбить
3) вероисповЕдание
4) туфлЯ
5) Оптовый

Задание 5 16772

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Накрытая жестяным козырьком, откуда смотрели как бы исподлобья замки-глазища одинаковых СКЛАДСКИХ ангаров, платформа сортировочной станции выглядела угрюмо и неприветливо.
Особых призов были удостоены ДИПЛОМАНТЫ международного музыкального конкурса.
На этот раз штатный перечень праздничных событий по всеобщему согласию решили ДОПОЛНИТЬ плакатом в половину ватманского листа с большой фотографией юбиляра и подписью «Поздравляем!».
Литература философствовала, драма стала ПУБЛИЦИСТИЧНОЙ, изобразительные искусства смыкались с наукой.
Нужно только прибавить, что разоблачён этот кто-то был всё тем же профессором Мезонье, которого ныне Кениг обвиняет в таком же, только несравненно более ИСКУССТВЕННОМ подлоге.

Задание 6 16773

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите это слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Твардовский, без всякого сомнения, импонирует своему герою – неунывающему пехотинцу, простому деревенскому парню, который, не жалуясь, проходит через суровые испытания войны.

Задание 7 16774

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ЖЖЁТ сухие листья
с ДЕВЯТЬЮСТА коробками
нашли место ПОТИШЕ
ПРОПОЛОЩИ бельё
скоро ВЫЗДОРОВЕЕМ

Задание 8 16775

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

A) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Б) ошибка в построении предложения с однородными членами
B) ошибка в построении сложноподчинённого предложения
Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Д) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

1) Редактор был неумолим и при свете утренней зари, так прозрачно и нежно разгоравшейся на расчистившемся небе, умчался на своей машине, прижимая к груди драгоценную рукопись.
2) Будяев бессовестно ныл, повторяя, что у него сердце не выдержит напряжения, пока я не сказал, что, если услышу от него ещё хоть одну жалобу, не только погоню его к нотариусу, но и в банк, и в департамент…
3) Я слышал это выражение при самых разных обстоятельствах, но никто из тех, кто употреблял эти слова, не потрудился объяснить мне, что они значат.
4) Утром семнадцатого мая я снялся с места, отвязав обмотанный шнур вокруг старой коряги, и мы двинулись на лодке вдоль живописного берега.
5) Толпа людей волновались и перекликались; протяжное аханье прокатывалось по ней.
6) У парадного крыльца гостиницы стоял вишнёвый автомобиль, выглядевший не просто начищенным до блеска, а новёхоньким – хотя, как все машины в городе после короткой поездки, уже был заляпан снизу снежной кашицей почти серого цвета.
7) Казацкая сотня на полном ходу повернула вправо, к краю леса, и помчалась наперерез не ожидавшего такого внезапного манёвра противника.
8) Янтарь объединяет так называемую живую природу с так называемой неживой, доказывая, что на самом деле границы между ними нет, как бы человек ни пытался её провести.
9) Глядя в окно поезда на быстро сменяющие друг друга пейзажи, я думал о том, что насколько же прекрасна эта природа – спокойная, величественная, несмотря на всё происходящее в этом неспокойном мире.

Задание 9 16776

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1)  хр..зантема, с..зон, прим..рять (куртку)
2)  ун..верситет, заж..гать, соед..нение
3)  распор..диться, снар..жение, недос..гаемый
4)  укр..щать, з..рницы, спр..ведливый
5)  изж..га, капюш..н, (крепкая) беч..вка

Задание 10 16777

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1)  на..треснутый, о..дача, по..питывать
2)  непр..годный, предпр..имчивый, пр..стыдить
3)  ар..ергард, раз..единить, супер..яркий
4)  сни..хождение, ра..ценивать, не..горевший
5)  под..тожить, дез..нфицировать, сверх..зысканный

Задание 11 16778

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1)  заступнич..ство, дрожж..вой (грибок)
2)  заплесн..веть, кож..ца (картофеля)
3)  опрометч..вый, шпакл..вать
4)  замач..вать, претерп..вавший
5)  протанц..вав, заво..вать

Задание 12 16779

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1)  усво..нный (материал), понаде..вшись
2)  намыл..вший (руки), вороч..вшийся (с боку на бок)
3)  трепещ..щий, (они тяжело) дыш..т
4)  независ..мый, (он) гон..тся (за мечтой)
5)  (туман) зыбл..тся, (мы) хлопоч..м

Задание 13 16780

Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Откуда (НИ)ВОЗЬМИСЬ на дороге появилась косуля, и отец едва успел затормозить.
Женя знала, что на работе её (НЕ)ДОЛЮБЛИВАЛИ, и очень переживала из-за этого.
Настя слушала выступление певицы (НЕ)ДЫША.
Человеком он был отнюдь (НЕ)ДОБРЫМ, но и злым его назвать было нельзя.
(НЕ)НУЖНО ли принести что-нибудь?

Задание 14 16781

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(В)ВИДЕ исключения мне позволили (В)ТЕЧЕНИЕ месяца проживать в гостинице бесплатно.
«Ладно, – пошёл (НА)ПОПЯТНУЮ проверяющий, – приду ещё в (ПОЛ)ДЕНЬ, если опять не все будете, станем по-иному разговаривать».
Он излучал поэзию, БУД(ТО) нагретое физическое тело излучает (ИНФРА)КРАСНЫЕ лучи.
(В)ОБЩЕМ, поступим так: я приеду к тебе завтра в ТО(ЖЕ) самое время.
ЧТО(БЫ) ни случилось (В)ПОСЛЕДСТВИИ, вы будете защищены от многих неприятностей.

Задание 15 16782

Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.

В багажнике автомобиля время от времени обнаруживались разные стра(1)ые предметы: то надтреснутая пудре(2)ица, то плюшевая собака с полу-оторва(3)ым кожа(4)ым носом, то большой настольный калькулятор, на дисплее которого светилось бессмысле(5)о сложное, с четвёрками и тройками в периоде, число.

Задание 16 16783

Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1)  Тумаш  развязал  свой  неновый  побитый  мелкими  дырками  вещевой мешок и достал два обкрошенных сухаря.
2)  Быстро летело время на острове Колибри и слонёнок Эле-Фантик стал уже вдвое больше прежнего.
3)  Сбоку сзади и прямо перед нами по-прежнему гремела и пылала осада.
4)  Не только в доме но и в подвале было множество картин и скульптур антикварных стульев и тумбочек.
5)  Борьба тёмных и светлых сил за Масленицу шла с переменным успехом и сопровождалась поединками.

Задание 17 16784

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Он умел подняться над ситуацией (1) с любопытством взирая на скандалистов (2) извлекая пользу из каждого слова (3) сказанного ими (4) и (5) вовремя покрикивая на них (6) заставляя тем самым замолчать (7) или (8) направляя разговор в нужное ему русло.

Задание 18 16785

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

А звезда стала ярче светиться,
И заметен с земли этот жест.
Очевидно (1) он мог совершиться
Под влияньем каких-то существ.
Иль (2) сражались они меж собою
Беспощадней, чем люди Земли,
Иль (3) стремились от холода к зною
Так, что новое солнце зажгли?
Мне, поэту, ответить несложно
На волнующий этот вопрос,
То (4) возможно, и это (5) возможно (6) –
Всё (7) возможно, коль (8) мыслить всерьёз!
(Н.И. Глазков)

Задание 19 16786

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Когда Катя смотрела на особенно большую сегодня луну (1) свет (2) которой (3) несмотря на то что он был непривычно оранжевым (4) оставался по-лунному, по-космически холодным (5) она невольно задумывалась о том (6) насколько же тепло здесь, на Земле (7) где всё очень непросто, но при этом так знакомо и близко.

Задание 20 16787

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Неизвестно (1) о чём они спорили (2) пока лифт поднимался на пятый этаж (3) однако этого времени вполне хватило (4) чтобы Бобровы выяснили (5) кто из них кто (6) и (7) когда дверь лифта на пятом этаже плавно раскрылась (8) к дежурной по этажу вышли вполне примирившиеся друг с другом и с обстоятельствами люди.

Задание 21 16788

Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответст-вии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Зарайский кремль, памятник русского оборонного зодчества первой трети XVI века, расположен на территории Зарайской верхнепалеолитической стоянки. (2)Эти места были обжиты первобытными охотниками во временнóм промежутке от 23 тыс. до 16 тыс. лет назад, а каменный кремль был возведён на правом берегу реки Осётр по указу великого князя Московского Василия III в 1528–1531 гг. (3)Кремль стал одним из опорных пунктов для защиты южных рубежей Московского государства, подвергавшихся частым разорительным набегам крымских татар. (4)За те полтора века, в течение которых была задействована его боевая мощь, Кремль ни разу не покорился врагам. (5)Во время Смуты, в 1610 году, воеводой Зарайска был назначен князь Дмитрий Пожарский, который обеспечил «Зарайского города крепкое стоятельство» против сторонников Лжедмитрия II. (6)Зарайский кремль – одна из немногих русских регулярных крепостей XVI века – имеет в плане форму прямоугольника со сторонами 125 и 185 метров, он возведён по канонам итальянской замковой архитектуры и приспособлен для ведения кругового боя с применением артиллерии. (7)Это самый маленький по площади (2,3 гектара) из всех русских кремлей, которые дошли до нашего времени. (8)Архитектурный ансамбль крепости включает в себя Никольский собор XVII века, собор Усекновения главы Иоанна Предтечи начала XX века, а также здание бывших Присутственных мест (духовного училища), где располагаются экспозиции музея.

Прочитайте текст и выполните задания 22-26.

ЕГЭ: текст Казиника М.С.

(1)У меня есть теория, называется она «теория поцелуя и удара». (2)Бог целует и напутствует гения словами: «Иди на землю, у тебя большая миссия, я поставил перед тобой очень сложную задачу». (3)Но когда решение этой задачи по каким-то причинам не получается, тогда Бог «ударяет» гения – страхами и болезнями.

(4)Возьмём Бетховена. (5)Бог его целует, но по прошествии времени видит, что у Бетховена ничего не получается так, как он, Бог, хотел. (6)Тогда Господь его оглушает: будешь глухим композитором. (7)И после этого Бетховен начинает писать величайшую музыку. (8)Точно так же Бог целует Моцарта. (9)Тебе вся гармония принадлежит, твоя миссия – спасать людей, появится даже понятие «эффект Моцарта» – такой красоты будет твоя музыка. (10)А Моцарт пишет музыку, подражая всяким модным в его время дяденькам, даже Иоганну Христиану Баху, одному из детей Иоганна Себастьяна Баха. (11)И тогда Бог не даёт Моцарту в полной мере наслаждаться жизнью: у композитора слабое, подверженное всяческим болезням тело, в любой момент он рискует умереть от самой ерундовой хвори – отсюда его фобия смерти... (12)Невозможность дышать у Шопена, одиночество и безденежье у Шуберта – та же история. (13)Получается, гению всегда нужны две вещи: талант, гениальность и удар для мобилизации всех сил.

(14)Иногда у меня спрашивают: а какой у Рахманинова был удар? (15)Потому что кажется, что был один поцелуй – такая ясность во всех его звуках. (16) Но удар был, и ещё какой удар! (17)Дичайшая мнительность, ведущая к депрессиям. (18)А мнительность была вот с чем связана: он боялся умереть от рака и, как только у него кололо в правом боку, бежал к врачам весь трясущийся. (19)Жизнь кончена, всё пропало! (20)Врачи его исследовали и говорили: «Серёжа, ты абсолютно здоров». (21)Рахманинов вылетал от врачей на крыльях и писал свою великую музыку, пока… не кололо в левом боку. (22)Опять врачи, исследования и диагноз: «Сергей Васильевич, вы здоровы». (23)И он снова убегал – в полёт. (24)Своей музыкой сражался за право жить. (25)В этом – лечебный эффект великой музыки. (26)Самый лучший антидепрессант. (27)Мы получаем от гения энергию преодоления трудностей, понимаете? (28)Я уже не говорю о том, что музыка – проводник в другой мир, другое измерение. (29)Туда, где нет постылой жизни, постылых, однообразных вещей, надуманных проблем и неразрешимых конфликтов. (30)Где мы подлинные, настоящие. (31)Потому что, когда мы слушаем музыку – Бетховена, Моцарта, Рахманинова, – мы, наконец, слушаем самих себя.

(По М.С. Казинику*)
* Михаил Семёнович Казиник (род. в 1951 году)

— советский и шведский лектор-музыковед, популяризатор классической музыки.

Задание 22 16791

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)  Согласно «теории поцелуя и удара», гениальность великого человека неизменно сопряжена с ударами по его карьере и самолюбию.
2)  Бетховен начал писать величайшую музыку после того, как потерял слух.
3)  Для мобилизации творческих сил мало данного от природы таланта и гениальности – всякий великий человек переживает удары судьбы, способствующие реализации творческого потенциала.
4)  На долю Шопена и Шуберта выпали одни и те же жизненные испытания: бедность, неприятие со стороны общества.
5)  Из-за онкологического заболевания Рахманинову приходилось сражаться за жизнь – и в этом ему помогала музыка.

Задание 23 16792

Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

1) Предложения 2, 3 раскрывают, поясняют содержание предложения 1.
2) Предложение 13 содержит вывод из того, что сказано в предложениях 4–12.
3) Предложение 15 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 16.
4) В предложениях 25–27 представлено рассуждение.
5) В предложениях 28, 29 представлено повествование.

Задание 24 16793

Из предложений 1–5 выпишите одну пару контекстных антонимов.

Задание 25 16794

Среди предложений 4–11 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи сочинительного союза и указательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Задание 26 16795

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22-25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны Вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

«Рассказывая читателю о своей “теории поцелуя и удара”, М.С. Казиник ироничен и серьёзен одновременно. Создаётся впечатление, что автор делится своими мыслями не с широким кругом читателей, а с близкими друзьями, и этому способствуют, в частности, такое лексическое средство, как (А) _______ (например, “дяденькам”; предложении 10, “хвори” в предложении 11), такой приём, как (Б) _______ (в предложении 19), такое синтаксическое средство, как (В) _______ (предложения 14, 27), а также приём – (Г) _______ (предложения 28–31)».

Список терминов
1)  ряды однородных членов предложения
2)  разговорная и просторечная лексика
3)  вопросительные предложения
4)  анафора
5)  парцелляция
6)  риторическое обращение
7)  литота
8)  синтаксический параллелизм
9)  вводные конструкции

Источник: 
СтатГрад, тренировочная работа №4 (19.01.2023). Вариант 1.
 

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.