ВПР5 2024: вариант 4

Версия для печатиPDF
Задание 1 19902

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

С..нтябрь .. месяц д..ждливый. До листика вымокли дерев..я. Лес затих насупился.

И вдруг т..шину наруша..т громкое, поч..ти летн..е борм..тание тетерева! На него о(д/т)кликнулся пе(в/ф)чий(1) дроз(д/т) рядом затенькала пеноч..ка. На опушк.. и в чащ.. громко зазв..нели птич..и голоса.(4) Это прощ..льные песни но и в прощ..ни.. слыш..тся радос..ные ноты.

В с..нтябре в лесу рядом ж..вут в..сна и осень.

Вот к..чают..ся друг возле друга ж..лтый лист и зелёная трав..нка, на св..ркающий иней м..ховой(3) кочк.. внезапно присяд..т(2) яркая бабоч..ка. Ду..т холодный ветер а в полдень л..жит..ся на п..ляну горячий луч.. со..нца. Ув..дание и ра(з/с)цвет. И грус..но, и кр..сиво!


Задание 2 19903

Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

(1) - фонетический разбор (звуко-буквенный);
(2) – морфемный разбор (по составу);
(3) – морфологический разбор (слова как часть речи);
(4) – синтаксический разбор предложения.

Задание 3 19904

Поставьте знак ударения в следующих словах.

Позвонит, (она) начала, сантиметр, тортов.

Задание 4 19905

Над каждым словом напишите, какой частью речи оно выражено. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.

C вертолёта ребята рассмотрели круглое озеро и цепь горного хребта.

Задание 5 10436

Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

1) Как называются горячие источники на полуострове Камчатка
2) Географы говорят что такие источники называются гейзеры
3) Путешественники утверждают Камчатка восхищает Долиной гейзеров
4) По словам путешественников Камчатка привлекает своими гейзерами

Задание 6 14860

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Пусть мальчики сами позаботятся о щенке.
2) Скоро ли друзья уедут отдыхать на дачу?
3) Подумайте друзья о судьбе этого щенка!
4) Мальчики и бездомный щенок весело играли во дворе.

Задание 7 6475

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1. В сентябре и октябре в Подмосковье стояла золотая осень.
  2. Ручейки у дороги напевали свою песенку и сообщали прохожим о весне.
  3. Наступил долгожданный вечер и повсюду зажглись фонари.
  4. Пришла ранняя весна и осветила ярким солнцем холодный город.

Прочитайте текст 2 и выполните задания 8-12.

текст 2

ВПР5: текст по Л. Фёдорову

(1)Одно время я увлекался живописью. (2)Художника из меня не получилось, но это увлеченье помогло мне наблюдать чудесную по колориту картину природы. (3)Я видел, как одна за другой проходят по земле полосы красок разных времён года.

(4)Весна. (5)Становится солнечно. (6)Но ещё прохладно в чистом воздухе. (7)Сошёл снег. (8)На какой-то период земля остаётся бурой и неприветливой. (9)Но вот начинается её пробуждение. (10)Пробиваются первые изумрудные былинки, зацветают травы. (11)Первые цветы, почти все, за редким исключением, золотистые: мать-и-мачеха, калужница, стародубки, купавка. (12)Золотятся серёжки ольхи и вербы. (13)Только волчье лыко да медуница выделяются из этого буйства золота. (14)В конце весны на смену жёлтым приходят белые соцветия: груша, черёмуха, яблоня, вишня.

(15)А с наступлением лета на земле – настоящее столпотворение красок. (16)Жёлтые, синие и фиолетовые, розовые и багровые лепестки делают землю похожей на ковёр. (17)На каждом зелёном листочке, травинке, веточке, на розовеющих яблоках поблёскивают, искрятся, сверкают синими, красными, жёлтыми огнями дождевые капли. (18)Впервые небо не туманится испарениями, бездонно голубея над мокрой землёй.

(19)И только с приходом осени снова начинает преобладать жёлтый цвет с оттенком бронзы и меди. (20)И всё это венчается снежной белизной, синими тенями и холодной голубизной неба.(21)Нельзя не любоваться этой сменой красок, не ценить красоту каждого времени года!

(По Л. Фёдорову)

Задание 8 19908

Определите и запишите основную мысль текста.

Задание 9 19909

Что, по мнению автора текста, помогло ему наблюдать чудесную по колориту картину природы? Запишите ответ

Задание 10 19910

Определите, какой функционально-смысловой тип речи представлен в предложениях 16−18 текста. Запишите ответ.

Задание 11 19911

В предложениях 1−3 найдите слово со значением «человек, который творчески работает в области изобразительного искусства, то же, что и живописец». Выпишите это слово.

Задание 12 19912

В предложениях 13−14 найдите антоним к слову «начало» и выпишите его.

Источник: 
ВПР 2024. Русский язык. 5 класс. Вариант 4