ЕГЭ 2025: ФИПИ Вариант 42


- ЕГЭ русский язык, 2025 (открытый банк ФИПИ)
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
ЕГЭ: текстВ связи с вопросом о предмете стилистики выдвигается вопрос об особом стилистическом уровне. При этом обычно говорят об уровне разнообразных стилистических приемов. Однако стилистические приемы создаются и употребляются в речи, в тексте в процессе функционирования. Назначение их самое разное в зависимости от коммуникативных задач. Они могут твориться заново, строиться по известным моделям и, наконец, использоваться в готовом виде. В структурном отношении они могут быть лексико-семантическими, словообразовательными, фразеологическими, грамматическими (в том числе синтаксическими), а также собственно текстовыми сущностями (выходящими за пределы предложения), например, композиционными. Это говорит о том, что особого языкового уровня (в общепринятом речеведческом смысле) они не образуют, так как составляют неравновеликие и качественно разнородные, то есть принадлежащие к разным языковым ярусам, единицы и явления. (В языке нет уровня, состоящего из каких-то особых, самостоятельных стилистических единиц или приемов.) Правда, все эти средства объединяются единой функцией в речи — направленностью на эффективность высказывания. Таким образом, и стилистика приемов «прорезает» разные уровни языковой системы, а <…> и не составляет особого уровня языка. Кроме того, эта стилистика приемов представляет собой аспект употребления языка, узус, то есть опять-таки «особый угол зрения», и, соответственно, относится к функционированию языка. |
||||
Задание 1 22079
Самостоятельно подберите наречие, которое должно стоять на месте пропуска в предпоследнем предложении текста. Запишите это наречие. |
||||
Задание 2 22082
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов. 1) РЕЧЬ. Звучащий язык (противопоставление системы языка и её функционирования). Русская речь музыкальна. |
||||
Задание 3 22084
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов. 1) Текст насыщен языковыми средствами выразительности, широко используются метафоры и эпитеты, передающие отношение автора к происходящему. |
||||
Задание 4 19075
Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов. 1) загнУтый |
||||
Задание 5 19152
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. В последнее время значительно снижается арендная ПЛАТА за жильё. |
||||
Задание 6 16835
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка. Автор трактата поднимает сложную философскую дилемму: в чём смысл и цель существования человека. |
||||
Задание 7 4993
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. навстречу ЕЙ |
||||
Задание 8 19350
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
|
||||
Задание 9 20021
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) восп..тать, увл..каться, выл..вать |
||||
Задание 10 20126
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) вз..ерошить, порт..ера, с..естной |
||||
Задание 11 22202
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) клетч..тый, мудр..ц |
||||
Задание 12 22207
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) ка..щийся, (ветра) гон..т |
||||
Задание 13 21426
Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов. 1) Впереди показались (НЕ) ЯСНЫЕ очертания огромных деревьев. |
||||
Задание 14 20853
Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО. 1) Бричка (ПО)ТИХОНЬКУ бежит, а Егорушка видит всё одно и ТО(ЖЕ) : небо, равнину, холмы. |
||||
Задание 15 20914
Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н. Старая пыльная мебель, некогда позолоче(1)ая, была расставле(2)а вдоль стен, обтянутых обоями, на которых изображе(3)ы были на зелёном фоне красные попугаи и золотые лиры. |
||||
Задание 16 20976
Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) Для проверки правописания безударной гласной корня надо изменить слово или подобрать родственное. |
||||
Задание 17 21106
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Загадочно улыбаясь (1) профессор крутил в руках простенькую свирель (2) подаренную ему участником (3) первой экспедиции. |
||||
Задание 18 21205
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые). Ф.М. Достоевский изобрёл или (1) лучше сказать (2) ввёл в русский язык глагол «стушеваться». Он настолько гордился этим, что написал (3) как известно (4) целую главу об этом в «Дневнике писателя». |
||||
Задание 19 21290
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые). Когда свежий ветерок дохнул с реки Москвы (1) мост (2) через которую (3) примыкал к другой стороне площади (4) встрепенулась первая весенняя зелень. |
||||
Задание 20 21411
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Учёные уверяют (1) что (2) когда человечество достигнет вершин научно-технического прогресса (3) то оно может стать бессмертным (4) так как изобретёт средства борьбы с любой болезнью. |
||||
Задание 21 22191
Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1)Александр Агеевич Абаза происходил из известного молдавского боярского рода, перешедшего на русскую службу ещё при императрице Анне Иоанновне. (2)Красавец и хитрец, он начал свою карьеру как храбрый лейб-гусар. (3)Участвовал во многих сражениях на Кавказе и в 1847 году, в двадцать шесть лет, вышел майором в отставку «из-за болезни ран», однако ему было разрешено носить мундир. (4)Женившись на дочери богатейшего откупщика Александре Бенардаки, Абаза стал служить при дворе великой княгини Елены Павловны. (5)Он совмещал придворную службу с членством в ряде акционерных обществ, считался оборотистым дельцом и знатоком экономики. (6)В 1871 году стал государственным контролёром, а в 1880-м император назначил Александра Агеевича министром финансов. (7)В 1881 году пришедший к власти Александр III уволил его с министерской должности, зато Абаза занял важное место в департаменте государственной экономии. (8)Впрочем, и на этой должности он не задержался. (9)Несмотря на то что газета «Московские ведомости» и журнал «Гражданин» критиковали его за чрезмерное стремление к либеральным реформам, Александр Агеевич Абаза был избран почётным членом Императорской Санкт-Петербургской Академии Наук и позднее удостоен ордена Св. апостола Андрея Первозванного. |
||||
Задание 22 21575
Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
|
||||
Прочитайте текст и выполните задания 23-26.
ЕГЭ: текст Паустовского К. Г.(1)Осень в этом году стояла вся напролёт сухая и тёплая. (2)Берёзовые рощи долго не желтели. (3)Долго не увядала трава. (4)Только голубеющая дымка затягивала плёсы на Оке и отдалённые леса. (5)Я плыл на лодке вниз по реке и вдруг услышал, как в небе кто-то начал осторожно переливать воду из звонкого стеклянного сосуда в другой такой же сосуд. (6)Вода булькала, позванивала, журчала. (7)Звуки эти заполняли всё пространство между рекой и небосводом. (8)Это курлыкали журавли. (9)Я поднял голову. (10)Большие косяки журавлей тянулись один за другим прямо к югу. (11)Они уверенно и мерно шли на юг, где солнце играло трепещущим золотом в затонах Оки, летели в тёплую страну. (12)Я бросил вёсла и долго смотрел на журавлей. (13)За несколько дней до этой встречи с журавлями один журнал попросил меня написать статью о том, что такое «шедевр», и рассказать о каком-нибудь литературном шедевре. (14)Иначе говоря, о совершенном и безукоризненном произведении. (15)Я выбрал стихи Лермонтова. (16)Сейчас на реке я подумал, что шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе. (17)Разве не шедевр этот клик журавлей и их величавый перелёт по неизменным в течение многих тысячелетий воздушным дорогам? (18)Да что говорить! (19)Каждый осенний лист был шедевром, тончайшим слитком из золота и бронзы, обрызганным киноварью и чернью. (20)Каждый лист был совершенным творением природы, произведением её таинственного искусства, недоступного нам, людям. (21)Кроме стихотворных шедевров, Лермонтов оставил нам и прозаические, такие как «Герой нашего времени». (22)Они наполнены, как и стихи, жаром его души. (23)Он сетовал, что безнадёжно растратил этот жар в великой пустыне своего одиночества. (24)Так он думал. (25)Но время показало, что он не бросил на ветер ни одной крупицы этого жара. (26)Многие поколения будут любить каждую строчку этого бесстрашного и в бою, и в поэзии некрасивого и насмешливого офицера. (27)Один из верных признаков шедевров – они остаются жить в нас надолго, почти навсегда. (28)И мы сами обогащаем их, как бы додумываем вслед за поэтом, дописываем то, что не досказал он. (29)Новые мысли, образы, чувства теснятся в голове. (30)Каждая строка стихов разгорается, подобно тому как с каждым днём сильнее бушуют осенним пламенем громады лесов за рекой. (31)Очевидно, свойство истинного шедевра – делать и нас равноправными творцами вслед за его подлинным создателем. (32)Распространено мнение, что шедевров немного. (33)Наоборот, мы окружены шедеврами. (34)Мы не сразу замечаем, как осветляют они нашу жизнь, какое непрерывное излучение из века в век исходит от них, рождает у нас высокие стремления и открывает нам величайшее хранилище сокровищ – нашу землю. (35)Каждая встреча с любым шедевром – прорыв в блистающий мир человеческого гения. (36)Она вызывает изумление и радость. (37)Шедевры! (38)Шедевры кисти и резца, мысли и воображения! (39)Шедевры поэзии! (40)В каждом шедевре заключается то, что никогда не может примелькаться, – совершенство человеческого духа, сила человеческого чувства, моментальная отзывчивость на всё, что окружает нас и вовне, и в нашем внутреннем мире. (41)Жажда достигнуть всё более высоких пределов, жажда совершенства движет жизнь. (42)И рождает шедевры. (43)Я пишу всё это осенней ночью. (44)Осени за окном не видно, она залита тьмой. (45)Но стоит выйти на крыльцо, как осень окружит тебя и начнёт настойчиво дышать в лицо холодноватою свежестью своих загадочных чёрных пространств, горьким запахом первого тонкого льда, сковавшего к ночи неподвижные воды, начнёт перешёптываться с последней листвой, облетающей непрерывно и днём и ночью. (46)И блеснёт неожиданным светом звезды, прорвавшейся сквозь волнистые ночные туманы. (47)И всё это покажется вам великим шедевром природы, целебным подарком, напоминающим, что жизнь вокруг полна значения и смысла. (По К.Г. Паустовскому*) |
||||
Задание 23 22143
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Рассказчик шёл по осеннему лесу и вдруг услышал необычные звуки. |
||||
Задание 24 22144
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 1) В предложениях 1-4 представлено повествование. |
||||
Задание 25 22145
Из предложений 32-34 выпишите слово, имеющее значение: «исключительное по своим достоинствам произведение искусства». |
||||
Задание 26 22146
Среди предложений 5-12 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью личного местоимения, форм слова и контекстных синонимов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий). |
Источник:
ФИПИ. Открытый банк заданий ЕГЭ
Похожие материалы