ЕГЭ 2025: ФИПИ Вариант 43


- ЕГЭ русский язык, 2025 (открытый банк ФИПИ)
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
ЕГЭ: текстЯпония — это страна, где природа и человек состязаются в неистовстве. Здесь постоянно даёт о себе знать необузданность стихийных сил. Но здесь же на каждом шагу видишь следы упорного труда — нечеловечески человеческого. Природа здесь не только жестока, но и скупа. Пять шестых японской земли составляют крутые горные склоны. И <...> одна шестая остаётся человеку: тут и поля, возделанные, словно клумбы, и города, и заводы. Япония столь же гориста, как и Швейцария, но её равнинная часть заселена в пять раз плотнее. Порой кажется, что несметная рать гор захватила эту страну для себя, оттеснив людей к побережью. Потребовался поистине подвиг бесчисленных поколений земледельцев, чтобы превратить горные склоны в уступчатые террасы рисовых полей, в чайные и тутовые плантации, чтобы, возделав каждый клочок земли, кормить сто с лишним миллионов человек, имея на всю страну лишь шесть миллионов гектаров пашни. Даже воды внутренних заливов заштрихованы тёмными полосами, словно борозды вспаханных полей. Это плиты, к которым под водой привязаны корзины с жемчужными раковинами. Жемчуговодство олицетворяет собой способность японцев находчиво восполнять скупость недр своей страны. Ведь жемчужина, выращенная человеком, как и крохотный телевизор, на который затрачено ничтожное количество сырья, олицетворяет собой ценности, созданные будто бы из ничего, — это овеществлённый труд и разум. по Ю. Овчинникову |
||||
Задание 1 22097
Самостоятельно подберите выделительно-ограничительную частицу, которая должна стоять на месте пропуска в шестом предложении текста. Запишите эту частицу. |
||||
Задание 2 22098
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов. 1) ПРИРОДА. Прирожденное свойство, естество. Он от природы не глуп. Слепой от природы. |
||||
Задание 3 22099
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов. 1) Средством выразительности речи в тексте является повтор. |
||||
Задание 4 19076
Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов. 1) заселЁнный |
||||
Задание 5 19153
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. Королёв оказался блистательным, очень АРТИСТИЧНЫМ рассказчиком. |
||||
Задание 6 22195
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив употреблённое неверно слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка и сохраняя смысл высказывания. В XIX веке ещё не были изобретены высоковольтные линии электропередачи переменного тока, обеспечивающие экономию энергии, поэтому цена на электричество была дорогой. |
||||
Задание 7 19308
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. он более УГРЮМЕЕ |
||||
Задание 8 19351
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
|
||||
Задание 9 20022
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) св..товство, подр..стающий, т..нчайший |
||||
Задание 10 20128
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) от..брать, п..знавательный, под..браться |
||||
Задание 11 22203
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) стар..нький, ключ..к |
||||
Задание 12 22208
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) высп..шься, постел..шь |
||||
Задание 13 21427
Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов. 1) На экзамене мне досталась далеко (НЕ) ЛЁГКАЯ задача. |
||||
Задание 14 20854
Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. 1) (ПО)ТОМУ, как этот человек держится, видно, что он (ВО)ВСЁМ привык быть первым. |
||||
Задание 15 20915
Укажите цифры, на месте которых пишется НН. Протест В.В. Маяковского против совреме(1)ых ему социальных и моральных норм является следствием внутре(2)ей драмы «ране(3)ого», «загна(4)ого» поэта. |
||||
Задание 16 20977
Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) Я вырывал в сене глубокую нору залезал в неё и всю ночь спал в стогу. |
||||
Задание 17 21107
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Осенние клочковатые туманы (1) клубящиеся по-змеиному (2) сползали по морщинам соседних скал (3) будто чувствуя приближение нового дня (4) и пугаясь его. |
||||
Задание 18 21206
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые). Прощай (1) письмо (2) любви (3) прощай! Она велела... (А.С. Пушкин) |
||||
Задание 19 21292
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые). Тихоокеанское огненное кольцо (1) протяжённость (2) которого составляет около 40 тысяч километров (3) представляет собой зону (4) где наблюдается интенсивная вулканическая и сейсмическая активность. |
||||
Задание 20 21412
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Собакевич в четверть часа доел всего осетра (1) так что (2) когда полицеймейстер вспомнил было о нём (3) то увидел (4) что от произведения природы остался один хвост. |
||||
Задание 21 22192
Найдите предложения, в которых тире ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1)Усадьба Кусково — архитектурно-художественный ансамбль, расположенный на востоке современной Москвы, на территории района Вешняки. (2)Владельцами Кускова издавна были графы Шереметевы — представители одного из виднейших боярских родов. (3)Под дворцово-парковый ансамбль отвели площадь в 300 с лишним гектаров, и в 1749 году появилась первая из кусковских построек, сохранившихся до наших дней, — Голландский домик. (4)Изначально пейзаж вокруг села был невзрачным, а само место низинным и болотистым, поэтому топи осушали, избытки воды собирали в многочисленные пруды — их в имении насчитывалось 17. (5)От пруда возлецеркви на юг к Вешнякову прорыли протяжённый канал, восточнее которого обширный зелёный массив превратился в Зверинец — смесь заповедника и зоопарка, где содержались медведи, редкие чёрные волки, олени, дикие козы и зайцы. (6)Мраморные мавзолеи сменяли живописные мостики с позолоченными решётками, аллеи кедров — выставленные вдоль партера в кадках лимонные, апельсиновые, померанцевые деревья и огромные благородные лавры. (7)Одних театров в Кускове существовало три. (8)«Зелёный театр» — получил своё название по травяному амфитеатру и кулисам из кустарников — был предназначен для представлений небольших французских опер под открытым небом. (9)Второй театр — «Малый» — располагался в турецком киоске, а третий был построен в классическом стиле и ни в чём не уступал императорскому. |
||||
Задание 22 21576
Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
|
||||
Прочитайте текст и выполните задания 23-26.
ЕГЭ: текст Овчинникова В.(1)Я раскрыл ружьё, достал из патронташа два патрона, зарядил оба ствола, закрыл ружьё, приставил его к плечу и стал внимательно оглядывать местность перед собой, хотя прекрасно знал, что охота ещё не началась. (2)Просто я уже опьянел от атмосферы охоты, и мне хотелось хоть что-то делать. (3)И вдруг я увидел лося. (4)Именно в правой части поляны, там, где его, по мнению моих товарищей, не должно было быть. (5)Он был крупный, тёмно-бурый, с длинными белыми ногами, мощной, широкой грудью и каким-то коротким, почти без шеи туловищем. (6)Деталей я не видел, видел лишь самого лося, стоявшего на опушке леса в насторожённой позе. (7)И его массивную грудь, куда я уже инстинктивно направлял стволы своего ружья. (8)И больше ничего. (9)Все детали, причём до самых мельчайших, у меня всплыли в памяти уже потом, после завершения всех событий. (10)И он, этот лось, потом ещё долго будет стоять перед моими глазами, как на большой картине или на цветном фото, красавец сибирской тайги, которого я так подло и мерзко убил из засады. (11)Выстрелы прозвучали дуплетом, один за другим. (12)Выстрелы оказались удачными! (13)Я победил! (14)Я не зря съездил на эту охоту! (15)Я стал настоящим охотником! (16)Я вскинул ружьё вверх, заорал что-то бессмысленное и кинулся к лосю. (17)Я подбежал к нему и замер. (18)Крик мой сразу оборвался, когда я увидел результат своих выстрелов. (19)Меня обуял настоящий ужас и бросило в дрожь. (20)Лось смотрел на меня. (21)Глаза у него были тёмные, большие, продолговатые, как перезрелые сливы, и влажные. (22)А из уголков глаз вниз по щекам бежала влага, собираясь внизу на волосах щёк, и частыми каплями падала на землю. (23)Лось плакал, глядя на меня – на своего врага, на человека, принёсшего ему смерть. (24)Мне стало страшно. (25)Я понял, что сделал что-то такое, за что меня простить невозможно. (26)Я совершил поступок, на который человек не имеет права, если он человек. (27)Я перешёл в своём развитии ту самую грань человечности, которая отделяет человека от «нечеловека». (28)Я смотрел в глаза лося и был не в силах отвести своего взгляда. (29)Я смотрел в его глаза и чувствовал себя настоящей «нелюдью», самым страшным и самым подлым мерзавцем на свете. (30)Я убил этого короля тайги, этого красавца из засады, убил жестоко, подло, мелко. (31)Зачем? (32)Для чего? (33)В сторожку я шёл молча, мне было не по себе. (34)Плачущие глаза лося так и стояли передо мной… (35)После этого случая я охотиться перестал. (36)Перестал совсем. (37)Не смог больше стрелять в живых существ. (38)Даже в птицу не смог, не говоря уж о чём-то серьёзном. (39)Хотя с ружьём не расставался никогда. (40)Оно и сейчас висит у меня на ковре в идеальном состоянии. (41)Даже патроны дома есть. (42)Но из него я больше не стрелял. (По В. Овчинникову*) |
||||
Задание 23 22176
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Лось убежал от охотника. |
||||
Задание 24 22177
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 1) В предложении 1 перечислены последовательные действия рассказчика. |
||||
Задание 25 22178
Из предложений 3-5 выпишите антонимы (антонимическую пару). |
||||
Задание 26 22179
Среди предложений 33-41 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения. Запишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий). |
Источник:
ФИПИ. Открытый банк заданий ЕГЭ