ЕГЭ 2025: ФИПИ Вариант 43

Версия для печатиPDF

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

ЕГЭ: текст

Япония  — это страна, где природа и человек состязаются в неистовстве. Здесь постоянно даёт о себе знать необузданность стихийных сил. Но здесь же на каждом шагу видишь следы упорного труда — нечеловечески человеческого.

Природа здесь не только жестока, но и скупа. Пять шестых японской земли составляют крутые горные склоны. И <...> одна шестая остаётся человеку: тут и поля, возделанные, словно клумбы, и города, и заводы. Япония столь же гориста, как и Швейцария, но её равнинная часть заселена в пять раз плотнее. Порой кажется, что несметная рать гор захватила эту страну для себя, оттеснив людей к побережью.

Потребовался поистине подвиг бесчисленных поколений земледельцев, чтобы превратить горные склоны в уступчатые террасы рисовых полей, в чайные и тутовые плантации, чтобы, возделав каждый клочок земли, кормить сто с лишним миллионов человек, имея на всю страну лишь шесть миллионов гектаров пашни.

Даже воды внутренних заливов заштрихованы тёмными полосами, словно борозды вспаханных полей. Это плиты, к которым под водой привязаны корзины с жемчужными раковинами. Жемчуговодство олицетворяет собой способность японцев находчиво восполнять скупость недр своей страны. Ведь жемчужина, выращенная человеком, как и крохотный телевизор, на который затрачено ничтожное количество сырья, олицетворяет собой ценности, созданные будто бы из ничего,  — это овеществлённый труд и разум.

по Ю. Овчинникову

Задание 1 22097

Самостоятельно подберите выделительно-ограничительную частицу, которая должна стоять на месте пропуска в шестом предложении текста. Запишите эту частицу.

Задание 2 22098

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) ПРИРОДА. Прирожденное свойство, естество. Он от природы не глуп. Слепой от природы.
2) ТРУД. Целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей, необходимых для жизни людей. Умственный труд. Люди труда.
3) ЧАСТЬ. Отдельная войсковая единица. Пехотные части.
4) СПОСОБНОСТЬ. Свойство, позволяющее кому-то или чему-то осуществить какое-либо действие. Человек с большими способностями. Способность к музыке.
5) ЦЕННОСТЬ. Высокая стоимость чего-либо, выраженная в денежных единицах. Определить ценность меха. Вещь высокой ценности. Посылка с объявленной ценностью.

Задание 3 22099

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) Средством выразительности речи в тексте является повтор.
2) В качестве средств связи предложений текста используется видо-временная соотнесённость глаголов. Так, например, в первом и втором предложениях текста используются глаголы несовершенного вида в настоящем времени (состязаются  — даёт).
3) По жанру текст представляет собой тематический репортаж.
4) Отвлеченный, обобщенный характер научного текста проявляется на лексическом уровне в том, что в нем широко употребляются слова с абстрактным значением.
5) Информация, представленная в тексте, предназначена для серьёзного научного или учебного изучения.

Задание 4 19076

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1) заселЁнный
2) пломбИровать
3) брАлась
4) послалА
5) лЕкторов

Задание 5 19153

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Королёв оказался блистательным, очень АРТИСТИЧНЫМ рассказчиком.
Во время одной из поездок журналист заболел ЖЕСТОКОЙ пневмонией.
Превращение первоначально возникшего стержневого корня в мощную и сложную КОРНЕВУЮ систему происходит неодинаковыми темпами в период роста дерева.
Боль оказалась НЕТЕРПИМОЙ, и к спортсмену прямо на футбольном поле подошёл врач.
Совершенно очевидно, что пятерых детей ОДЕТЬ, обуть и накормить очень нелегко.

Задание 6 22195

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив употреблённое неверно слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка и сохраняя смысл высказывания.

В XIX веке ещё не были изобретены высоковольтные линии электропередачи переменного тока, обеспечивающие экономию энергии, поэтому цена на электричество была дорогой.

Задание 7 19308

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

он более УГРЮМЕЕ
с ДЕВЯНОСТА тетрадями
ГЛОЖУТ сомнения
много спелых ВИШЕН
до ДВЕ тысячи пятого года

Задание 8 19351

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
В) ошибка в построении предложения с однородными членами
Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Д) неправильное построение предложения с косвенной речью

1) Свыше шести тысячелетий янтарь служит человеку, который научился не только использовать его красоту, но и другие свойства.
2) Читая произведения А.П. Чехова, следуя за развитием его взглядов и эволюцией персонажей, приходишь в восхищение от обаятельного облика самого писателя.
3) Художник В.М. Васнецов признавался, что «„Богатыриˮ были моим творческим долгом, обязательством перед родным народом».
4) Работы иконописца Андрея Рублёва широко известны как в России, так и за рубежом.
5) По возвращению в Россию художника приняли в Товарищество передвижников.
6) А.П. Чехов писал, что, по его мнению, описания природы должны быть весьма кратки.
7) Окончив словесный факультет Московского университета, А.С. Грибоедову было четырнадцать лет.
8) Согласно преданию, основателем Афин был первый царь Аттики Кекропс.
9) В.М. Васнецов дебютировал на передвижных выставках в 1874 году с полотном «Чаепитием в трактире».

Задание 9 20022

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) св..товство, подр..стающий, т..нчайший
2) отг..варивать (от поездки), попл..вок, пол..гать
3) незн..комец, возвр..щаясь, выр..стали
4) оц..нить, др..мота, з..рнистый
5) пом..рить (друзей), увл..чение, осв..щать (фонарём)

Задание 10 20128

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) от..брать, п..знавательный, под..браться
2) неот..емлемый, выб..ется, из..ян
3) ра..царапать, бе..болезненно, и..бавиться
4) пр..брежный, пр..добрый, пр..ступить (к делу)
5) вз..скать, раз..грать, без..скусный

Задание 11 22203

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) стар..нький, ключ..к
2) талантл..вый, выздоров..ть
3) эмал..вый, хитр..цы
4) милост..вый, насмешл..вый
5) воспит..вать, вальсир..вать

Задание 12 22208

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) высп..шься, постел..шь
2) невид..мый, закле..т
3) посе..нные, побре..шь
4) каж..щийся, рокоч..щий
5) жажд..щий, (они) держ..т

Задание 13 21427

Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов.

1) На экзамене мне досталась далеко (НЕ) ЛЁГКАЯ задача.
2) Директор (НЕ) УСПЕЛ закончить фразу, как вдруг руку поднял Потапов.
3) Вокруг тянулись (НЕ) СКОНЧАЕМЫЕ виноградники.
4) Маша смотрела на меня, как смотрит замечтавшийся человек на отдалённый предмет: оторваться от него (НЕ) ВОЗМОЖНО.
5) (НЕ) КОПЬЁМ побеждают, а умом.

Задание 14 20854

Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся РАЗДЕЛЬНО.

1) (ПО)ТОМУ, как этот человек держится, видно, что он (ВО)ВСЁМ привык быть первым.
2) Арсеньев проделал огромную работу для того, ЧТО(БЫ) (В)СЛЕД за ним в тайгу пошли другие люди.
3) (В)ТЕЧЕНИЕ двадцати лет изъездил я Россию по всем направлениям, но ВСЁ(ЖЕ) лучшего места, чем отчий край, не нашёл.
4) (ЗА)ЧАСТУЮ главная мысль художественного текста понятна не сразу, ТАК(ЧТО) в трактовке образов, сюжетов, характеров следует избегать поспешности.
5) Когда (НА)КОНЕЦ солнце в марте стало сильно пригревать, большие радужные капли начали падать с крыш, покрытых снегом, (КАК)БУДТО полились радостные весенние слёзы.

Задание 15 20915

Укажите цифры, на месте которых пишется НН.

Протест В.В. Маяковского против совреме(1)ых ему социальных и моральных норм является следствием внутре(2)ей драмы «ране(3)ого», «загна(4)ого» поэта.

Задание 16 20977

Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Я вырывал в сене глубокую нору залезал в неё и всю ночь спал в стогу.
2) А над лугами шёл холодный дождь и ветер налетал косыми ударами.
3) Станции завалены смолистыми брёвнами и пахнут свежей порубкой и дикими лесными цветами.
4) Поезд с трудом прорывался через сырые потоки и безнадёжно опаздывал.
5) Переправляемся на пароме через Оку и за широкой полосой приокских лугов нас встречают Мещёрские леса.

Задание 17 21107

Укажите цифру(-⁠ы), на месте которой(-⁠ых) в предложении должна(-⁠ы) стоять запятая(-⁠ые).

Осенние клочковатые туманы (1) клубящиеся по-змеиному (2) сползали по морщинам соседних скал (3) будто чувствуя приближение нового дня (4) и пугаясь его.

Задание 18 21206

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Прощай (1) письмо (2) любви (3) прощай! Она велела...
Как долго медлил я, как долго не хотела
Рука предать огню все радости мои!..
Но полно, час настал: гори (4) письмо (5) любви.

(А.С. Пушкин)

Задание 19 21292

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Тихоокеанское огненное кольцо (1) протяжённость (2) которого составляет около 40 тысяч километров (3) представляет собой зону (4) где наблюдается интенсивная вулканическая и сейсмическая активность.

Задание 20 21412

Укажите цифру(-⁠ы), на месте которой(-⁠ых) в предложении должна(-⁠ы) стоять запятая(-⁠ые).

Собакевич в четверть часа доел всего осетра (1) так что (2) когда полицеймейстер вспомнил было о нём (3) то увидел (4) что от произведения природы остался один хвост.

Задание 21 22192

Найдите предложения, в которых тире ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Усадьба Кусково  — архитектурно-художественный ансамбль, расположенный на востоке современной Москвы, на территории района Вешняки.

(2)Владельцами Кускова издавна были графы Шереметевы  — представители одного из виднейших боярских родов. (3)Под дворцово-парковый ансамбль отвели площадь в 300 с лишним гектаров, и в 1749 году появилась первая из кусковских построек, сохранившихся до наших дней,  — Голландский домик.

(4)Изначально пейзаж вокруг села был невзрачным, а само место низинным и болотистым, поэтому топи осушали, избытки воды собирали в многочисленные пруды  — их в имении насчитывалось 17. (5)От пруда возлецеркви на юг к Вешнякову прорыли протяжённый канал, восточнее которого обширный зелёный массив превратился в Зверинец  — смесь заповедника и зоопарка, где содержались медведи, редкие чёрные волки, олени, дикие козы и зайцы. (6)Мраморные мавзолеи сменяли живописные мостики с позолоченными решётками, аллеи кедров  — выставленные вдоль партера в кадках лимонные, апельсиновые, померанцевые деревья и огромные благородные лавры.

(7)Одних театров в Кускове существовало три. (8)«Зелёный театр»  — получил своё название по травяному амфитеатру и кулисам из кустарников  — был предназначен для представлений небольших французских опер под открытым небом. (9)Второй театр  — «Малый»  — располагался в турецком киоске, а третий был построен в классическом стиле и ни в чём не уступал императорскому.

Задание 22 21576

Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

А) Голова до прелести пуста, оттого что сердце — слишком полно!
   (М. Цветаева)
Б) Осенней неги поцелуй горел в ле­сах...
   (Н. Гумилёв)
В) Лениво дышит полдень мглистый,
   Лениво катится река.
   (Ф.И. Тютчев)
Г) Я видывал, как она косит:
   Что взмах — то готова копна.
   (Н.А. Некрасов)
Д) В деревянные крылья окна
   Вместе с рамами в тонкие шторы
   Вяжет взбалмошная луна
   На полу кружевные узоры.
   (С. Есенин)

1) сравнение
2) перифраз
3) анафора
4) олицетворение
5) антитеза
6) гипербола
7) инверсия
8) парцелляция
9) метафора

Прочитайте текст и выполните задания 23-26.

ЕГЭ: текст Овчинникова В.

(1)Я раскрыл ружьё, достал из патронташа два патрона, зарядил оба ствола, закрыл ружьё, приставил его к плечу и стал внимательно оглядывать местность перед собой, хотя прекрасно знал, что охота ещё не началась. (2)Просто я уже опьянел от атмосферы охоты, и мне хотелось хоть что-то делать.

(3)И вдруг я увидел лося. (4)Именно в правой части поляны, там, где его, по мнению моих товарищей, не должно было быть. (5)Он был крупный, тёмно-бурый, с длинными белыми ногами, мощной, широкой грудью и каким-то коротким, почти без шеи туловищем. (6)Деталей я не видел, видел лишь самого лося, стоявшего на опушке леса в насторожённой позе. (7)И его массивную грудь, куда я уже инстинктивно направлял стволы своего ружья. (8)И больше ничего. (9)Все детали, причём до самых мельчайших, у меня всплыли в памяти уже потом, после завершения всех событий. (10)И он, этот лось, потом ещё долго будет стоять перед моими глазами, как на большой картине или на цветном фото, красавец сибирской тайги, которого я так подло и мерзко убил из засады.

(11)Выстрелы прозвучали дуплетом, один за другим. (12)Выстрелы оказались удачными! (13)Я победил! (14)Я не зря съездил на эту охоту! (15)Я стал настоящим охотником! (16)Я вскинул ружьё вверх, заорал что-то бессмысленное и кинулся к лосю.

(17)Я подбежал к нему и замер. (18)Крик мой сразу оборвался, когда я увидел результат своих выстрелов. (19)Меня обуял настоящий ужас и бросило в дрожь. (20)Лось смотрел на меня. (21)Глаза у него были тёмные, большие, продолговатые, как перезрелые сливы, и влажные. (22)А из уголков глаз вниз по щекам бежала влага, собираясь внизу на волосах щёк, и частыми каплями падала на землю. (23)Лось плакал, глядя на меня – на своего врага, на человека, принёсшего ему смерть.

(24)Мне стало страшно. (25)Я понял, что сделал что-то такое, за что меня простить невозможно. (26)Я совершил поступок, на который человек не имеет права, если он человек. (27)Я перешёл в своём развитии ту самую грань человечности, которая отделяет человека от «нечеловека».

(28)Я смотрел в глаза лося и был не в силах отвести своего взгляда. (29)Я смотрел в его глаза и чувствовал себя настоящей «нелюдью», самым страшным и самым подлым мерзавцем на свете. (30)Я убил этого короля тайги, этого красавца из засады, убил жестоко, подло, мелко. (31)Зачем? (32)Для чего?

(33)В сторожку я шёл молча, мне было не по себе. (34)Плачущие глаза лося так и стояли передо мной…

(35)После этого случая я охотиться перестал. (36)Перестал совсем. (37)Не смог больше стрелять в живых существ. (38)Даже в птицу не смог, не говоря уж о чём-то серьёзном. (39)Хотя с ружьём не расставался никогда. (40)Оно и сейчас висит у меня на ковре в идеальном состоянии. (41)Даже патроны дома есть. (42)Но из него я больше не стрелял.

(По В. Овчинникову*)
* Виталий Овчинников – публицист, автор многих повестей и рассказов,
посвящённых проблемам современной России.

Задание 23 22176

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Лось убежал от охотника.
2) Рассказчик горько сожалеет о совершённом им убийстве лося.
3) По мнению рассказчика, его поступок простить невозможно.
4) Рассказчик был опьянён атмосферой охоты.
5) После охоты, о которой повествуется в тексте, рассказчику приходилось стрелять только в птиц.

Задание 24 22177

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложении 1 перечислены последовательные действия рассказчика.
2) В предложении 5 представлено описание.
3) В предложениях 20-22 представлено рассуждение.
4) Предложения 25-27 объясняют содержание предложения 24.
5) Предложения 33 и 34 противопоставлены по содержанию.

Задание 25 22178

Из предложений 3-5 выпишите антонимы (антонимическую пару).

Задание 26 22179

Среди предложений 33-41 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения. Запишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).

Источник: 
ФИПИ. Открытый банк заданий ЕГЭ