ВПР10 2025: вариант 1

Версия для печатиPDF

Прочитайте текст 1 и выполните задания 1–2

ВПР10: текст Кашековой И.

(1)В начале 1870 года русские художники поняли наконец прелесть родной природы. (2)Ранее их привлекали экзотические красоты итальянских и крымских ландшафтов. (3)Неброское обаяние _____________ средней полосы могло быть выражено только через эмоциональное состояние творца. (4)Если для передачи величия моря и гор художнику порой достаточно сосредоточиться на местности, то здесь значимой стала необходимость выразить субъективное отношение, ибо только так можно было раскрыть внешне неприметную, но полную _____________ очарования душу русской природы, углубить её восприятие.

(По И. Кашековой)

Задание 1 22718

Подберите и запишите на месте пропуска в предложении 3 синоним к слову «ландшафт» из предложения 2.

Задание 2 22719

Подберите и запишите эпитет к слову «очарование» из предложения 4. Объясните свой выбор двумя-тремя предложениями.

Задание 3 22721

Поставьте знак ударения в следующих словах

Поняли, сосредоточиться, значимой, углубить.

Задание 4 22723

Установите соответствие между видами речевых ошибок и примерами, в которых допущены такие ошибки: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

ВИДЫ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК ПРИМЕРЫ

А) речевая избыточность
Б) нарушение лексической сочетаемости
В) неправильное употребление фразеологического оборота

1) Два единственных вопроса волновали жителей дома: неполадки в квартирах и ремонт.
2) Он учился в музыкальной консерватории.
3) На зиму они мариновали огурцы и варили варенье.
4) В маленьком городе N дизайнера интерьера днём с фонарём не сыщешь.
5) Семёнов как в воду глядел, предсказывая результаты отборочного этапа по пятиборью.

Задание 5 22726

Определите, какая(-ие) лексическая(-ие) единица(-ы) (синонимы, антонимы, паронимы, архаизмы, историзмы, неологизмы и т. п.) использована(-ы) в приведённом предложении.

Текстовые метки (хештеги) используются всеми социальными сетями, в том числе «Одноклассниками» и «ВКонтакте».

Задание 6 22728

Укажите номера предложений, в которых выделенные слова образованы в соответствии с морфологическими нормами русского литературного языка.

1) Счёт у её пополнился на два процента.
2) Костя Иванов – мой лучший друг.
3) Отправляя меня на рынок, мама велела купить два килограмма помидор.
4) Я смогу его победить в следующем матче.

Задание 7 22729

Выпишите слова, в которых пропущена безударная чередующаяся гласная в корне слова.

Спелая виш..нка, г..рный воздух, пр..соед..ниться к обсуждению, м..ровой судья, соб..рательный образ, соч..тание цветов, накл..ниться вбок, ярко г..рели, радос..ное настроение, болезненный ож..г, бурная реч..нка, надеть пальт..цо, расст..лается ковром, пр..митивный ответ, вкусный в..негрет.

Задание 8 22732

Заполните таблицу: спишите предложения, раскрывая скобки в выделенных словах.

1) Девушка была образова(н,нн)а и воспита(н,нн)а.
2) Она была воспита(н,нн)а бабушкой.
3) (В)даль морскую уплыл парусник.
4) Мы договорились (на)счёт поездки.
5) Тётя Света посмотрела на Соню и покачала головой, думая о том, что одета девочка не (по)летнему.
6) Маша ушла в магазин, и её не было (в)течение сорока минут.
7) Наши друзья отдыхали в Сочи, мы (то)же решили туда поехать.
8) Он посмотрел (в)верх и увидел гордо парящего орла.

Части речи
выделенного слова
Предложения
(для каждой части речи может быть выбрано одно или два предложения)
Имя существительное /
имя существительное с предлогом
 
Имя прилагательное  
Наречие  
Причастие  
Предлог  
Союз  

Прочитайте текст 2 и выполните задания 9–14

ВПР10: текст Липатова В.

(1)Для нас Василий Дмитриевич Поленов прежде всего автор «Московского дворика», «Бабушкиного сада», «У ворот усадьбы», где чувствуются мягкие элегические ноты, где есть ощущение уходящей в прошлое старины.

(2)Именно «Московским двориком» В. Поленов дебютировал на выставке передвижников.

(3)Предполагают, что однажды, поселившись в Трубниковском переулке, Василий Дмитриевич из окна увидел свой «Московский дворик». (4)Казалось бы, что в нём особенного? (5)Куры копаются в земле. (6)Лошадь приуныла возле своей телеги. (7)Ребятишки играют на ромашковой лужайке. (8)Женщина несёт воду в ведре. (9)Полощется в воздухе мокрое бельё; деревья, змейка тропки, сараюшки… (10)Всё обыкновенно. (11)Но эту обычную картину увидели глаза художника, насмотревшиеся на кровь и ужасы войны, вдоволь налюбовавшиеся египетскими пирамидами и дворцами с гондолами в Венеции. (12)Сердце его увидело. (13)И дворик озарился вдруг таким светом радости, таким чувством любви и блаженства, что маленький кусочек московской земли сделался бесконечной поэмой. (14)В обыкновенном узнано необыкновенное, в обычном  — очарование родного края. (15)Дворик стал признанием в любви. (16)Любви к Родине.

(17)Сам В. Д. Поленов называл себя представителем пейзажно-⁠бытового жанра. (18)Согласиться с этим трудно. (19)Он объясняется в любви своей земле, своему краю неспокойно, пылко, обжигающе. (20)Разве не романтична «Осень в Абрамцеве»  — «Федюшкино воспоминание», картина-память о сыне? (21)Она вобрала в себя зовущую темень, яркую алость и успокаивающую желтизну. (22)Отсветы этой буйной палитры ткут в воде богатый ковёр… (23)Из холопьего царства В. Поленов уходит в мягкий, прекрасный, возвышающий мир природы. (24)Рыжевато-дымчатые кустики в картине «Ранний снег» уселись на снегу, словно зайцы, полоса угасающего осеннего пламени отделяет белую пелену от реки. (25)А над всем этим  — яркое небо, уже подёрнувшееся туманом,  — нежная переходная пора.

(26)На тёмной глади «Заросшего пруда» буровато-красные и зелёные листья кувшинки, пятнышки лилий. (27)Временный тупик, застой и ожидание близящейся грозы: что-то произойдёт, случится… (28)А когда обжигаешься червонным золотом и прорывающимся зелёным буйством «Золотой осени», невольно думаешь: человеку, столь пронзительно ощущавшему природу, трудно было жить, не захлёбываясь той большой радостью, которую она ему дарила.

(29)Однажды, вернувшись в очередной раз из заграничной поездки, В. Д. Поленов поссорился со В. В. Стасовым: тому вдруг показалось, что живопись у В. Поленова какая-то нерусская. (30)И вообще, жить бы ему за границей. (31)А он всей душой только и тянулся к России: «…прямо подло жить в Европе, когда в России надо работать… Чувствую себя… без почвы, без смысла…».

(По В. Липатову)

Задание 9 22737

Запишите не менее трёх ключевых слов и/или словосочетаний, раскрывающих тему текста.

Задание 10 22738

Запишите номера ответов, в которых лексическое значение слова соответствует его значению в данном тексте.

1) Буйный (предложение 22) – быстро растущий; обильный, густой, пышный.
2) Гондола (предложение 11) – подвешенная к оболочке воздушного шара, аэростата, дирижабля кабина для экипажа и оборудования.
3) Озарить (предложение 13) – оживить, согреть; пронизать каким-либо чувством, настроением.
4) Уходить (предложение 23) – увлечённо, целиком отдаваться какому-либо занятию.
5) Почва (предложение 31) – верхний слой земной коры, который является основной средой для развития растительной жизни.

Задание 11 22739

Определите логическую связь между предложениями 14 / 7, 8, 9 / 15.

1) тезис / доказательство / вывод
2) общая мысль / её конкретизация / аргумент
3) тезис / аргумент / контраргумент
4) общая мысль / причина / следствие

Задание 12 22740

Сформулируйте основную проблему, поставленную автором текста.

Задание 13 22741

Определите по лексическому значению, о каком средстве художественной выразительности идёт речь: «Вид тропа: переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому; скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений». Приведите три примера этого тропа: два примера из текста, а третий – собственный. Запишите их.

Задание 14 22742

Напишите фрагмент сочинения (не более 5 предложений), подобрав из текста два примера иллюстрации, подтверждающих следующий тезис: «Василий Поленов – мастер лирических, душевных сюжетов».

Источник: 
ВПР 2025. Русский язык. 10 класс. Демоверсия.