ВПР10 2025: вариант 1
- ВПР 2025 русский язык, 10 класс
Прочитайте текст 1 и выполните задания 1–2
ВПР10: текст Кашековой И.(1)В начале 1870 года русские художники поняли наконец прелесть родной природы. (2)Ранее их привлекали экзотические красоты итальянских и крымских ландшафтов. (3)Неброское обаяние _____________ средней полосы могло быть выражено только через эмоциональное состояние творца. (4)Если для передачи величия моря и гор художнику порой достаточно сосредоточиться на местности, то здесь значимой стала необходимость выразить субъективное отношение, ибо только так можно было раскрыть внешне неприметную, но полную _____________ очарования душу русской природы, углубить её восприятие. (По И. Кашековой) |
||||||||||||||
Задание 1 22718
Подберите и запишите на месте пропуска в предложении 3 синоним к слову «ландшафт» из предложения 2. |
||||||||||||||
Задание 2 22719
Подберите и запишите эпитет к слову «очарование» из предложения 4. Объясните свой выбор двумя-тремя предложениями. |
||||||||||||||
Задание 3 22721
Поставьте знак ударения в следующих словах Поняли, сосредоточиться, значимой, углубить. |
||||||||||||||
Задание 4 22723
Установите соответствие между видами речевых ошибок и примерами, в которых допущены такие ошибки: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца
|
||||||||||||||
Задание 5 22726
Определите, какая(-ие) лексическая(-ие) единица(-ы) (синонимы, антонимы, паронимы, архаизмы, историзмы, неологизмы и т. п.) использована(-ы) в приведённом предложении. Текстовые метки (хештеги) используются всеми социальными сетями, в том числе «Одноклассниками» и «ВКонтакте». |
||||||||||||||
Задание 6 22728
Укажите номера предложений, в которых выделенные слова образованы в соответствии с морфологическими нормами русского литературного языка. 1) Счёт у её пополнился на два процента. |
||||||||||||||
Задание 7 22729
Выпишите слова, в которых пропущена безударная чередующаяся гласная в корне слова. Спелая виш..нка, г..рный воздух, пр..соед..ниться к обсуждению, м..ровой судья, соб..рательный образ, соч..тание цветов, накл..ниться вбок, ярко г..рели, радос..ное настроение, болезненный ож..г, бурная реч..нка, надеть пальт..цо, расст..лается ковром, пр..митивный ответ, вкусный в..негрет. |
||||||||||||||
Задание 8 22732
Заполните таблицу: спишите предложения, раскрывая скобки в выделенных словах. 1) Девушка была образова(н,нн)а и воспита(н,нн)а.
|
||||||||||||||
Прочитайте текст 2 и выполните задания 9–14
ВПР10: текст Липатова В.(1)Для нас Василий Дмитриевич Поленов прежде всего автор «Московского дворика», «Бабушкиного сада», «У ворот усадьбы», где чувствуются мягкие элегические ноты, где есть ощущение уходящей в прошлое старины. (2)Именно «Московским двориком» В. Поленов дебютировал на выставке передвижников. (3)Предполагают, что однажды, поселившись в Трубниковском переулке, Василий Дмитриевич из окна увидел свой «Московский дворик». (4)Казалось бы, что в нём особенного? (5)Куры копаются в земле. (6)Лошадь приуныла возле своей телеги. (7)Ребятишки играют на ромашковой лужайке. (8)Женщина несёт воду в ведре. (9)Полощется в воздухе мокрое бельё; деревья, змейка тропки, сараюшки… (10)Всё обыкновенно. (11)Но эту обычную картину увидели глаза художника, насмотревшиеся на кровь и ужасы войны, вдоволь налюбовавшиеся египетскими пирамидами и дворцами с гондолами в Венеции. (12)Сердце его увидело. (13)И дворик озарился вдруг таким светом радости, таким чувством любви и блаженства, что маленький кусочек московской земли сделался бесконечной поэмой. (14)В обыкновенном узнано необыкновенное, в обычном — очарование родного края. (15)Дворик стал признанием в любви. (16)Любви к Родине. (17)Сам В. Д. Поленов называл себя представителем пейзажно-бытового жанра. (18)Согласиться с этим трудно. (19)Он объясняется в любви своей земле, своему краю неспокойно, пылко, обжигающе. (20)Разве не романтична «Осень в Абрамцеве» — «Федюшкино воспоминание», картина-память о сыне? (21)Она вобрала в себя зовущую темень, яркую алость и успокаивающую желтизну. (22)Отсветы этой буйной палитры ткут в воде богатый ковёр… (23)Из холопьего царства В. Поленов уходит в мягкий, прекрасный, возвышающий мир природы. (24)Рыжевато-дымчатые кустики в картине «Ранний снег» уселись на снегу, словно зайцы, полоса угасающего осеннего пламени отделяет белую пелену от реки. (25)А над всем этим — яркое небо, уже подёрнувшееся туманом, — нежная переходная пора. (26)На тёмной глади «Заросшего пруда» буровато-красные и зелёные листья кувшинки, пятнышки лилий. (27)Временный тупик, застой и ожидание близящейся грозы: что-то произойдёт, случится… (28)А когда обжигаешься червонным золотом и прорывающимся зелёным буйством «Золотой осени», невольно думаешь: человеку, столь пронзительно ощущавшему природу, трудно было жить, не захлёбываясь той большой радостью, которую она ему дарила. (29)Однажды, вернувшись в очередной раз из заграничной поездки, В. Д. Поленов поссорился со В. В. Стасовым: тому вдруг показалось, что живопись у В. Поленова какая-то нерусская. (30)И вообще, жить бы ему за границей. (31)А он всей душой только и тянулся к России: «…прямо подло жить в Европе, когда в России надо работать… Чувствую себя… без почвы, без смысла…». (По В. Липатову) |
||||||||||||||
Задание 9 22737
Запишите не менее трёх ключевых слов и/или словосочетаний, раскрывающих тему текста. |
||||||||||||||
Задание 10 22738
Запишите номера ответов, в которых лексическое значение слова соответствует его значению в данном тексте. 1) Буйный (предложение 22) – быстро растущий; обильный, густой, пышный. |
||||||||||||||
Задание 11 22739
Определите логическую связь между предложениями 14 / 7, 8, 9 / 15. 1) тезис / доказательство / вывод |
||||||||||||||
Задание 12 22740
Сформулируйте основную проблему, поставленную автором текста. |
||||||||||||||
Задание 13 22741
Определите по лексическому значению, о каком средстве художественной выразительности идёт речь: «Вид тропа: переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому; скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений». Приведите три примера этого тропа: два примера из текста, а третий – собственный. Запишите их. |
||||||||||||||
Задание 14 22742
Напишите фрагмент сочинения (не более 5 предложений), подобрав из текста два примера иллюстрации, подтверждающих следующий тезис: «Василий Поленов – мастер лирических, душевных сюжетов». |
Источник:
ВПР 2025. Русский язык. 10 класс. Демоверсия.
Похожие материалы