ОГЭ 2025: ФИПИ Вариант 6

Версия для печатиPDF

Прочитайте текст и выполните задания 2, 3.

ОГЭ: текст

(1)Проводя научные исследования, Леонардо да Винчи особое внимание уделял механике. (2)Он экспериментально определил коэффициенты трения и пришёл к идее шарикового подшипника. (3)В его эскизах представлены весьма сложные и разнообразные варианты зубчатых передач, которые до сих пор применяются в недорогих устройствах, например в механических будильниках. (4)Кроме того, Леонардо начертил эскизы устройств для преобразования вращательного движения в поступательное и придумал роликовую цепь, которая и сегодня применяется в велосипедах, мотоциклах и множестве других механизмов. (5)Конструирование сложных машин и их элементов привело Леонардо к созданию основ теории передаточных механизмов: пространственных и плоских зубчатых сцеплений, передач с гибкими звеньями и с переменными скоростями вращения.

Задание 2 18099

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) внимание уделял (предложение 1)
2) он определил (предложение 2)
3) которые применяются (предложение 3)
4) Леонардо начертил (и) придумал (предложение 4)
5) привело Леонардо (предложение 5)

Задание 3 12123

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 осложнено обособленным обстоятельством.
2) Предложение 2 сложносочинённое.
3) Предложение 3 сложноподчинённое с придаточным определительным.
4) Предложение 4 содержит 2 (две) грамматические основы.
5) Предложение 5 сложное бессоюзное.

Задание 4 18014

Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А)  Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.

Б)  Вводное слово выделяется запятыми.

В)  В неполном предложении на месте пропуска члена предложения ставится тире.

1)  Увидеть радугу можно только в том случае, если пелена дождя или висящей в воздухе водяной пыли находится перед вами, а солнце  — за спиной.

2)  Известный пролог к поэме «Руслан и Людмила», созданной А.С. Пушкиным, напомнил мне лучшие бабушкины сказки, чудесно сжав их в одну.

3)  Можно уверенно утверждать, что «Слово о полку Игореве»  — это источник, от которого начались реки русской поэзии.

4)  Природа и человек взаимосвязаны, и эта связь гораздо глубже, чем мы привыкли представлять.

5)  Горные массивы живут своей жизнью, следовательно, изменяются, как и все другие формы рельефа на Земле.

Задание 5 12094

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.

Башня Сююмбике (1) жемчужина казанского кремля и символ города. Кроме того (2) она также известна (3) как выдающееся архитектурное сооружение. Сююмбике (4) одна из так называемых падающих башен. Примечательно (5) что высота её (6) составляет 58 метров (7) при этом она имеет сильный вертикальный наклон. Известный учёный Нияз Халитов писал (8) «Башня Сююмбике закладывалась в большой спешке (9) что впоследствии и послужило причиной её наклона в северо-восточном направлении».

Задание 6 12562

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера ответов.

  1. СТАЩИТЬ – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный, пишется буква С.
  2. КОСТНЫЙ (мозг) – написание непроизносимой согласной в корне проверяется подбором однокоренного слова кость, в котором согласный звучит отчётливо.
  3. ЛИНОВАННАЯ (тетрадь) – написание НН в слове определяется наличием суффикса -ОВА-.
  4. РАЗОБЩЁННЫЙ – в корне слова пишется непроверяемая гласная.
  5. НЕПРИГОДНЫЙ – НЕ пишется слитно с именем прилагательным, которое не употребляется без НЕ.
Задание 7 18186

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква О.

В прибрежн..(1)м к..(2)мыше квак..(3)ли лягушки. На противоположн..(4)м берегу дог..(5)рали рыбачьи к..(6)стры. На ясном, безобл..(7)чном небе пок..(8)зались первые звёзды и ч..(9)тко выступил серп молодого месяца.

Задание 8 23327

Раскройте скобки и запишите слово «мелкий» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Лесная малина ароматнее и (мелкий), чем садовая.

Задание 9 23088

Замените словосочетание «уши зайца», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Прочитайте текст и выполните задания 10–12.

Текст К.М. Симонова

(1)На Кубани стояли дождливые осенние дни. (2)Доро́ги стали почти непроходимыми. (3)Армия отступала, шли бои, но немцы каждый день прорывались в тыл, и госпитали каждый день меняли свои места, откочёвывая всё глубже на юг.

(4)В пять часов вечера у разбитого снарядом сарая остановилась старенькая санитарная летучка – дребезжащая, расшатанная машина с дырявым брезентовым верхом. (5)Из летучки вылезла её хозяйка – военфельдшер Маруся, которую, впрочем, никто в дивизии по имени не называл, а все называли Малышкой. (6)Она и в самом деле была настоящая малышка – семнадцатилетняя курносая девчонка с тонким детским голосом и такими маленькими руками и ногами, что, казалось, на них во всей армии не подберёшь ни одной пары перчаток и сапог.

(7)Малышка соскочила с машины и, стараясь придать своему хорошенькому лицу строгое выражение, спросила:
– Где раненые?

(8)Санитар повёл Малышку внутрь сарая. (9)Там на грязной соломе лежали семь тяжелораненых. (10)Малышка вошла, посмотрела, сказала:
– Ну вот, сейчас я вас отвезу, – и потом ещё что-то ласковое, что она всегда говорила раненым.

(11)Лица у всех были бледные, солома местами промокла от крови. (12)Малышка физически, всем телом, вспомнила ту дорогу, которую она только сейчас проделала из медсанбата – двадцать километров страшных рытвин и ухабов – и представила себе опять эти толчки и падения уже не на своём теле, а вот на этих кровоточащих, израненных телах, лежащих на земле. (13)Она даже поморщилась, словно от боли, но сейчас же на её лицо вернулась обычная добрая улыбка.

(14)Она с санитаром перенесла тех, кто был ранен в ноги, потом перетащили ещё троих. (15)Теперь в летучке уже не оставалось места, и седьмого некуда было положить. (16)Раненый полусидел у стенки сарая, то и дело впадая в забытьё. (17)Малышка в последний раз вошла в сарай. (18)Этого седьмого приходилось оставить до следующей летучки. (19)Но когда она вошла, он потянулся навстречу. (20)Малышка встретила его взгляд, такой ожидающий, что оказалось невозможным оставить его здесь.

– (21)Вы можете сидеть в кабине? – спросила она.

– (22)Могу, – сказал раненый и снова закрыл глаза.

(23)Малышка вдвоём с санитаром дотащила его до машины и усадила в кабине на своё место.

– (24)А вы, товарищ военфельдшер? – спросил шофёр.

– (25)А я на подножке, – сказала Малышка весело.

(26)Летучка тронулась. (27)На рытвинах она, как утка, переваливаясь с боку на бок, вылетала из колеи и подпрыгивала с треском, который больно отдавался в ушах Малышки. (28)Она чувствовала, как в этот момент в кузове раненых приподнимало в воздух и ударяло о дно машины.

(29)К хуторку, где располагался санбат, подъехали уже перед самой темнотой. (30)Малышка подбежала к знакомой хате, но там было пусто.

(31)Она снова стала на подножку, и машина двинулась. (32)До госпиталя осталось ещё двадцать километров. (33)Дорога становилась всё хуже и хуже. (34)Где-то далеко слева виднелись вспышки орудийных выстрелов. (35)Мотор два раза глох, шофёр вылезал и, чертыхаясь, возился с карбюратором. (36)Малышка не слезала. (37)Ветер дул навстречу, и косой дождь заливал лицо и глаза. (38)Ей много раз казалось, что вот-вот она свалится.

(39)Наконец они добрались до места. (40)Малышке почудилось что-то недоброе в той тишине, которая стояла в селе. (41)Она соскочила с машины и побежала к дому, где помещался госпиталь. (42)У машины возились двое красноармейцев.

– (43)Здесь госпиталь? – спросила Малышка.

– (44)Уехал два часа назад. (45)Вот последние медикаменты грузим.

(46)Красноармеец назвал село за сорок километров отсюда.

(47)Малышка подошла к летучке и произнесла:
– Товарищи…
(48)Уехал госпиталь, – сказала Малышка упавшим голосом. – (49)Ещё сорок километров до него ехать. (50)Поте́рпите?

– (51)Дотерпим, – сказал старый казак, – ты вези нас, а мы петь будем.

(52)Малышка стала на подножку, машина тронулась, и сквозь всплески воды и грязи и гудение мотора она услышала, как в кузове сначала один, потом два, потом три голоса затянули песню. (53)Девушка почувствовала, что, наверное, им в самом деле легче оттого, что они поют, и если кто-нибудь из них стонет, то другие не слышат.

(54)Пропев до конца песню, раненые начинали петь её сначала.

(55)Глубокой ночью, когда на окраине станицы санитары вместе с Малышкой подошли к летучке, чтобы наконец выгрузить раненых, из кузова всё ещё лилась песня…

(56)Малышка заснула, не раздеваясь, в приёмном покое. (57)А шофёр сидел в хате с другими шофёрами и говорил:
– Восемьдесят километров проехали. (58)Ну, Малышка! (59)Одним словом, сестра милосердия.

 (По К.М. Симонову*)
* Константин Михайлович Симонов (1915–1979) ‒

советский писатель, поэт, редактор, журналист, военный корреспондент.

Задание 10 23221

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) В связи с наступлением немцев госпитали постоянно меняли своё местоположение.
2) Военфельдшера Марусю за маленький рост и юный возраст звали Малышкой.
3) Раненых, за которыми приехала Малышка, быстро и беспрепятственно доставили в госпиталь.
4) Маруся предложила бойцам петь, чтобы время в пути прошло незаметно.
5) Долгая дорога утомила Марусю, и она уснула, не раздеваясь, в приёмном покое госпиталя.

Задание 11 23222

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение. Запишите номера ответов.

1) На рытвинах она [летучка], как утка, переваливаясь с боку на бок, вылетала из колеи и подпрыгивала с треском, который больно отдавался в ушах Малышки.
2) Она чувствовала, как в этот момент в кузове раненых приподнимало в воздух и ударяло о дно машины.
3) – Товарищи… Уехал госпиталь, – сказала Малышка упавшим голосом.
4) Пропев до конца песню, раненые начинали петь её сначала.
5) Она даже поморщилась, словно от боли, но сейчас же на её лицо вернулась обычная добрая улыбка.

Задание 12 23223

В предложениях 52‒54 найдите слово с лексическим значением «часть машины, предназначенная для перевозки людей или грузов». Выпишите это слово.

Источник: 
ФИПИ. Открытый банк заданий ОГЭ