ВПР7 2025 (л): вариант 4

Версия для печатиPDF
Задание 1 23533

Как называется жанр лиро-эпического произведения, для которого характерны сюжетность, событийность и выражение автором или лирическим героем своих чувств?

Задание 2 23395

Назовите термин, обозначающий основную мысль художественного произведения.

Прочитайте текст и выполните задания 3-5
Текст

ВПР7: текст Салтыкова-Щедрина М. Е.

– Сенька! – вскрикнул помещик, но вдруг спохватился... и заплакал.

Однако твёрдость души всё ещё не покидала его. Несколько раз он ослабевал, но как только почувствует, что сердце у него начнёт растворяться, сейчас бросится к газете «Весть» и в одну минуту ожесточится опять.

– Нет, лучше совсем одичаю, лучше пусть буду с дикими зверьми по лесам скитаться, но да не скажет никто, что российский дворянин, князь Урус-Кучум-Кильди-баев, от принципов отступил!

И вот он одичал. Хоть в это время наступила уже осень и морозцы стояли порядочные, но он не чувствовал даже холода. Весь он, с головы до ног, оброс волосами, словно древний Исав, а ногти у него сделались, как железные. Сморкаться уж он давно перестал, ходил же всё больше на четвереньках и даже удивлялся, как он прежде не замечал, что такой способ прогулки есть самый приличный и самый удобный. Утратил даже способность произносить членораздельные звуки и усвоил себе какой-то особенный победный клик, среднее между свистом, шипеньем и рявканьем. Но хвоста ещё не приобрёл.

Выйдет он в свой парк, в котором он когда-то нежил своё тело рыхлое, белое, рассыпчатое, как кошка, в один миг, взлезет на самую вершину дерева и стережёт оттуда. Прибежит, это, заяц, встанет на задние лапки и прислушивается, нет ли откуда опасности, – а он уж тут как тут. Словно стрела соскочит с дерева, вцепится в свою добычу, разорвет её ногтями, да так со всеми внутренностями, даже со шкурой, и съест.

И сделался он силён ужасно, до того силён, что даже счёл себя вправе войти в дружеские сношения с тем самым медведем, который некогда посматривал на него в окошко.

– Хочешь, Михайло Иваныч, походы вместе на зайцев будем делать? – сказал он медведю.

– Хотеть – отчего не хотеть! – отвечал медведь, – только, брат, ты напрасно мужика этого уничтожил.

– А почему так?

– А потому, что мужика этого есть не в пример способнее было, нежели вашего брата дворянина. И потому скажу тебе прямо: глупый ты помещик, хоть мне и друг!

М.Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик»

Задание 3 25086

Выпишите из приведённого фрагмента слово, которое означает «длительное время ходить, бродить где-либо, не иметь постоянного места жительства».

Задание 4 25087

Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

А) …как кошка, в один миг, взлезет на самую вершину дерева и стережёт оттуда.
Б) …нежил своё тело рыхлое, белое, рассыпчатое
В) …но как только почувствует, что сердце у него начнёт растворяться

1) метафора
2) эпитет
3) сравнение
4) антитеза

Задание 5 25088

Дайте развёрнутый ответ на задание 5. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст приведённого фрагмента. Объём высказывания – не менее 40 слов.

Объясните, почему автор утверждает, что герой «одичал».

Задание 6 25089

Напишите мини-сочинение. Старайтесь чётко отвечать на поставленные вопросы, следите за логикой своих рассуждений. Опирайтесь на текст выбранного Вами произведения. Объём высказывания – не менее 70 слов.

Какое литературное произведение, рассмотренное в этом году на уроках или прочитанное самостоятельно, помогло Вам глубже рассмотреть вопросы нравственного выбора? В чём это проявилось? Дайте развёрнутый ответ, опираясь на текст выбранного Вами произведения.

Источник: 
ВПР 2025. Литература. 7 класс. Вариант 4