Дисграфия. Как помочь ребенку?

419 0
Версия для печатиPDF
Дисграфия, как помочь?

Что такое дисграфия? Это частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: нарушения написания по фонетическому принципу, искажение звуковой структуры слова, искажения и замены букв, нарушение слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизм на письме.

В настоящее время дисграфия – очень распространенное явление. Важно помнить, что коррекцией нарушений письма должны заниматься только профессионалы – логопеды и психологи. При этом учителя и родители могут использовать некоторые упражнения, которые им помогут на уроках или при выполнении домашнего задания. Прежде всего это звуко-буквенный анализ слов: выделение фонем в слове (звуков) и перевод их в графемы (буквы).

Звуко-буквенный анализ

Программа первого класса определяет проводить звуко-буквенный анализ слов. Если этому процессу не уделять внимания, то формирование навыка письма может не произойти. Нарушения или задержка в развитии фонематического восприятия, лексико-грамматических сторон, звукопроизношения на разных этапах развития являются одной из основных причин дисграфии и дислексии. Если у ребенка нарушен речевой слух, то, понятно, что ему очень трудно научиться читать и писать. В самом деле, как он может читать, если нечетко слышит звучащую речь? При нарушении фонематического восприятия на выделение звука в слове, определение его места, подбор слов на определенный звук и звуко-буквенный анализ на уроке будет уходить гораздо больше времени. Не надо торопить таких детей.

Пишем под диктовку

Наряду с речевым (фонематическим) слухом, люди обладают особым зрением на буквы. Необходимо обладать зрением на буквы, позволяющим запомнить и воспроизвести их очертания.

Логопеды советуют требовать от детей сопровождать написание слов диктовкой. Но при этом необходимо помнить, что диктовать надо так, как ребенок будет писать, то есть орфографически. Диктуя, произнося звуки и представляя те буквы, которые необходимо написать, ребенок будет учиться писать грамотно.

Кроме того, повторяя все слово целиком, а потом произнося его по слогам и звукам, первоклассник избегает ошибок, связанных с пропуском и перестановкой букв и слогов. Позднее проговаривание вслух ребенок заменит диктовкой «про себя». Это даст свой положительный результат – сформирует грамотное письмо.

Если у дошкольника нечеткая артикуляция или же нарушено звукопроизношение, то это тоже отразится на письме. Вместо буквы «р» он напишет «л», а вместо «ш» – букву «с».

Зеркальность

Многие дошкольники пишут печатные буквы и цифры в обратную сторону, т.е. зеркально. Учителя первоклассников тоже сталкиваются с таким явлением. Рассмотрим причины такого нарушения.

В первую очередь зеркальность проявляется у детей-левшей или у переученных левшей. У таких учащихся могут возникнуть различные трудности при формирования навыка письма: специфические ошибки, плохой почерк, зеркальность, дрожание руки и т. д. При этом утверждение, что абсолютно все левши будут с трудом осваивать письмо, неверно.

Вторая причина проявления зеркальности - раннее обучение письму. «Незрелый» ребенок будет воспринимать букву не как символ, обозначающий определенный звук, а как рисунок, и ему будет абсолютно все равно, в какую сторону «смотрят» буквы «К», «Я», «Э», «С» или цифры «6», «4», «9».

Третьей причиной зеркальности может быть нарушение зрительно-пространственных представлений.


Обращаем внимание

На что же необходимо обратить внимание родителям?

  1. Ребенок-левша;
  2. Раньше был левшой, но переучили и теперь он пишет правой;
  3. Двуязычная семья;
  4. Ребенок раньше занимался с логопедом;
  5. У ребенка имеются проблемы с памятью и вниманием;
  6. Ребенок рано пошел в школу;
  7. При письме ребенок пропускает буквы, слоги, не дописывает слова;
  8. У ребенка имеются нарушения фонетического восприятия (пишет «тыня» вместо «дыня»);
  9. Ребенок пишет то, что говорит (при нарушении произношения). Например, «лыба» вместо «рыба».

Помощь ребенку с дисграфией

Основные правила:

 1. На всем протяжении специальных занятий ребенку необходим режим благоприятствования. После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома он должен почувствовать хоть маленький, но успех.

2. Откажитесь от проверок ребенка на скорость чтения. Если уж вам необходимо провести проверку на скорость чтения, сделайте это как можно в более щадящей форме.

3. Нельзя давать упражнения, в которых текст написан с ошибками (подлежащими исправлению).

4. Подход «больше читать и писать» успеха не принесет. Лучше меньше, но качественнее. Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с ребенком. На первых этапах должно быть больше работы с устной речью: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Многочисленные ошибки, которые ребенок с дисграфией неизбежно допустит в длинном диктанте, только зафиксируются в его памяти как негативный опыт.

5. Не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается. Очень важно не показывать ребенку свою эмоциональную вовлеченность: не злиться, не раздражаться и не радоваться слишком бурно.

Рекомендуемые упражнения:

1. Ежедневно в течение 5 мин (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы.

Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву а зачеркнуть, а букву о обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р – л, с – ш и т.д. Через 2–2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5 мин) улучшается качество письма.

2. Каждый день пишите короткие диктанты карандашом.

Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок (что очень воодушевляет…) Пишите тексты по 150 – 200 слов, с проверкой. Ошибки не исправляйте в тексте. Просто пометьте на полях зеленой, черной или фиолетовой ручкой (ни в коем случае не красной!) Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Малыш имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии.

3. Давайте ребенку упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списывание текста.

4. Развитие мелкой моторики.

Лепка, работа ножницами, штриховка, шнуровка обуви, правильное удержание ложки и вышивание помогут развить мелкую моторику. Занимайтесь этим до школы, и ваш ребенок будет радовать вас и учителей красивым каллиграфическим почерком.


Помните, что все трудности преодолимы, но в одиночку с ними не справиться: требуются совместные усилия родителей, учителей, логопеда, психолога, возможно, невролога.

По материалам: Ирина Дунаева, rebenok.com

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.