ВПР русский язык 8 класс: структура варианта, кодификаторы проверяемых элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся

277 0
Версия для печатиPDF

4. Структура варианта проверочной работы

Вариант проверочной работы содержит 17 заданий, в том числе 11 заданий к приведенному тексту для чтения.
Задания 14, 6-9, 15–16 предполагают запись развернутого ответа, задания 5, 10-14, 17- краткого ответа в виде слова (сочетания слов).

5. Кодификаторы проверяемых элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся

В табл. 1 приведен кодификатор проверяемых элементов содержания.

Таблица 1

Код
раздела

Код
проверяемого
элемента

Проверяемые элементы содержания

1 Богатство и выразительность русского языка
2 Лингвистика как наука о языке
2.1 Основные разделы лингвистики
3 Фонетика и графика как разделы лингвистики
3.1 Звук как единица языка
3.2 Смыслоразличительная роль звука
3.3 Система гласных звуков
3.4 Система согласных звуков
3.5 Слог как единица фонетики
3.6 Ударение. Свойства русского ударения
3.7 Элементы фонетической транскрипции
3.8 Изменение звуков в речевом потоке
3.9 Соотношение звуков и букв
3.10 Способы обозначения [й]
3.11 Способы обозначения мягкости согласных
3.12 Прописные и строчные буквы
4 Орфография как раздел лингвистики
4.1 Правописание разделительных ъ и ь
4.2 Правописание ы - и после ц
5 Морфемика как раздел лингвистики
5.1 Морфема как минимальная значимая единица языка
5.2 Виды морфем
5.3 Чередование звуков в морфемах
6 Словообразование как раздел лингвистики
6.1 Производящая основа
6.2 Формообразующие и словообразующие морфемы
6.3 Основные способы образования слов в русском языке
6.4 Правописание неизменяемых на письме приставок и приставок на з (с); корней с безударной проверяемой, непроверяемой (в рамках изученного), чередующейся гласной
6.5 Чередование гласных с нулём звука
6.7 Уместное использование слов с суффиксами оценки в собственной речи
6.8 Словообразовательные нормы русского языка
6.9 Употребление сложносокращенных слов
6.10 Правописание ы и после приставок
6.11 Правописание сложных слов
7 Лексикология как раздел лингвистики
7.1 Основные способы толкования лексического значения слова
7.2 Слова однозначные и многозначные
7.3 Прямое и переносное значения слов
7.4 Переносное значение слова как основа создания метафоры, олицетворения, эпитета
7.5 Омонимы
7.6 Синонимы
7.7 Антонимы
7.8 Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка
7.9 Тематические группы слов
7.10 Обозначение родовых и видовых понятий
8 Фразеология как раздел лингвистики
8.1 Фразеологизмы, их признаки и значение
8.2 Употребление слов и фразеологизмов в речи
9 Морфология как раздел лингвистики
9.1 Грамматическое значение слова
9.2 Части речи как лексико-грамматические разряды слов
9.3 Система частей речи в русском языке
  Имя существительное как часть речи
9.4 Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного
9.5 Лексико-грамматические разряды имен существительных
9.6 Типы склонения имен существительных
9.7 Разносклоняемые имена существительные
9.8 Несклоняемые имена существительные
9.9 Синтаксическая роль имени существительного
9.10 Нормы произношения имен существительных, нормы постановки ударения (в рамках изученного)
9.11 Нормы словоизменения имен существительных
9.12 Правописание собственных имен существительных
9.13 Правописание ь в именах существительных 3-го склонения
9.14 Правописание безударных окончаний имен существительных
9.15 Правописание о е (ё) после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имен уществительных
9.16 Правописание суффиксов -чик-/-щик-; -ек-/-ик-(-чик-) имен существительных
9.17 Правописание корней с чередованием о/а: -гор-/-гар-, -зор-/-зар-; -раст-/-ращ-/-рос-
9.18 Слитное и раздельное написание не с именами существительными
  Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени прилагательного
9.19 Качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные
9.20 Степени сравнения качественных имен прилагательных
9.21 Полная и краткая формы имён прилагательных
9.22 Роль имени прилагательного в речи
9.23 Нормы произношения имен прилагательных, нормы ударения (в рамках изученного)
9.24 Нормы словоизменения имен прилагательных
9.25 Правописание безударных окончаний имен прилагательных
9.26 Синтаксическая роль имени прилагательного
9.27 Роль имени прилагательного в речи
9.28 Правописание о е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имен прилагательных
9.29 Правописание н и нн в именах прилагательных
9.30 Правописание суффиксов -к- и -ск- имен прилагательных
9.31 Правописание кратких форм имен прилагательных с основой на шипящий
9.32 Правописание сложных имен прилагательных
9.33 Слитное и раздельное написание не с именами прилагательными
  Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства глагола
9.34 Глаголы совершенного и несовершенного вида, возвратные и невозвратные, переходные и непереходные
9.35 Двувидовые глаголы
9.36 Грамматические свойства инфинитива (неопределенной формы) глагола
9.37 Основа инфинитива
9.38 Основа настоящего (будущего простого времени) глагола
9.39 Спряжение глагола. Разноспрягаемые глаголы
9.40 Изменение глагола по наклонениям. Значение глаголов в изъявительном, условном и повелительном наклонении
9.41 Изменение глаголов по лицам
9.42 Безличные глаголы. Использование личных глаголов в безличном значении
9.43 Роль глагола в словосочетании и предложении
9.44 Роль глагола в речи
9.45 Нормы ударения в глагольных формах (в рамках изученного)
9.46 Нормы словоизменения глаголов
9.47 Правописание корней с чередованием е/и
9.48 Использование ь как показателя грамматической формы в инфинитиве, в форме 2-го лица единственного числа, в формах повелительного наклонения глагола
9.49 Правописание суффиксов -ова-/-ева-, -ыва-/-ива- глаголов
9.50 Правописание личных окончаний глагола
9.51 Правописание окончаний глагола в формах прошедшего времени
9.52 Правописание гласной перед суффиксом -л- в формах прошедшего времени глагола
9.53 Правописание приставок пре- и при-
9.54 Слитное и раздельное написание не с глаголами
9.55 Нормы речевого этикета: употребление имен существительных, прилагательных, глаголов в речевых формулах приветствия, прощания, просьбы, благодарности
10 Синтаксис как раздел грамматики
10.1 Единицы синтаксиса
10.2 Словосочетание как синтаксическая единица Средства связи слов в словосочетании
10.3 Виды словосочетаний по характеру главного слова
10.4 Предложение как единица синтаксиса
10.5 Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске
10.6 Интонация
10.7 Главные члены предложения (грамматическая основа)
10.8 Второстепенные члены предложения
10.9 Предложения распространенные и нераспространенные.
10.10 Однородные члены предложения
10.11 Предложения с обобщающим словом при однородных членах
10.12 Обращение
10.13 Предложения простые и сложные
10.14 Предложения с прямой речью
10.15 Диалог
11 Пунктуация как раздел лингвистики
11.1 Тире между подлежащим и сказуемым
12 Язык и речь
12.1 Речевая ситуация
12.2 Виды речи
12.3 Формы речи: монолог (монолог сообщение; монолог описание монолог рассуждение; монолог повествование), диалог ( на бытовые и лингвистические темы ), полилог
12.4 Понятие о тексте Основные признаки текста
12.5 Тема и главная мысль текста
12.6 Абзац как средство членения текста на композиционно смысловые части
12.7 Способы связи предложений в тексте
12.8 Средства связи предложений и частей текста ( формы слова однокоренные слова синонимы антонимы личные местоимения повтор слова и др .)
12.9 Информационная переработка текста
12.10 Простой и сложный план текста
12.11 Подробное и сжатое изложение содержания текста
12.12 Изложение содержание текста с изменением лица рассказчика
12.13 Функционально смысловые типы речи описание повествование рассуждение
12.14 Понятие о функциональных разновидностях языка

 

В табл. 2 приведены проверяемые требования к результатам обучения, распределенные по классам

Таблица 2

Метапред-метный результат Код
проверяемого требования
Проверяемые предметные требования к результатам обучения  
1(6) Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы  
1.1 Адекватно понимать прослушанные учебно-научные и художественные тексты различных функционально-смысловых типов речи: формулировать в устной и письменной форме тему и главную мысль прослушанного текста; формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них; подробно и сжато передавать в устной и письменной форме содержание прослушанного текста  
1.2 распознавать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава; проводить фонетический анализ слов; использовать знания по фонетике и графике в практике произношения и правописания слов  
1.3 Распознавать морфемы; определять способы словообразования; проводить морфемный и словообразовательный анализ слова; применять знания по морфемике и словообразованию при выполнении различных видов языкового анализа и в практике правописания  
1.4 Распознавать имена существительные, имена прилагательные, имена числительные, местоимения, наречия, слова категории состояния, глаголы, причастия, деепричастия, предлоги, союзы, частицы, междометия, звукоподражательные слова в речи; проводить морфологический анализ имен существительных, имен прилагательных, имен числительных, местоимений, наречий, слов категории состояния, глаголов, причастий, деепричастий, предлогов, союзов, частиц, междометий; применять знания по морфологии при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике  
1.5 распознавать словосочетания, простые неосложненные предложения; простые предложения, осложненные однородными членами, обращением, причастным оборотом, деепричастным оборотом; сложные предложения; предложения с прямой речью; распознавать морфологические средства выражения подлежащего, сказуемого, второстепенных членов предложений (на основе изученного); проводить синтаксический и пунктуационный анализ предложений; применять знания по синтаксису и пунктуации при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике  
1.6 Распознавать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава; проводить фонетический анализ слов  
1.7 Распознавать изученные орфограммы; проводить орфографический анализ слова; применять знания по орфографии в практике правописания  
1.8 Объяснять лексическое значение слова разными способами
1.9 Объяснять значение фразеологизмов, пословиц и поговорок, афоризмов, крылатых слов (на основе изученного в 5-7 классах); распознавать однозначные и многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, прямое и переносное значения слова
1.10 Распознавать тропы (метафору, олицетворение, эпитет, гиперболу, литоту)
1.11 Характеризовать слово с точки зрения сферы его употребления, происхождения, активного и пассивного запаса и стилистической окраски; проводить лексический анализ слова; применять знания по лексике и фразеологии при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике
2(7) Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
2.1 Соблюдать в устной речи нормы современного русского литературного языка как государственного языка Российской Федерации; соблюдать в устной речи правила речевого этикета
2.2 Распознавать тексты разных функциональных разновидностей; анализировать тексты разных стилей и жанров (рассказ, заявление, расписка, словарная статья, научное сообщение); применять знания о функциональных разновидностях языка при выполнении различных видов анализа и в речевой практике
3(8) Смысловое чтение
3.1 Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым
3.2 Адекватно понимать содержание прочитанных учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение, рассуждение-размышление) объемом не менее 300-350 слов: устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста; формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них; подробно и сжато передавать в устной и письменной форме содержание прочитанных учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи
3.3 Владеть навыками информационной переработки прочитанного текста: составлять план прочитанного текста (простой, сложный; назывной, вопросный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме; выделять главную и второстепенную информацию в прочитанном тексте; представлять содержание учебно-научного текста в виде таблицы, схемы
3.4 Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объемом не менее 120-130 слов
4(9) Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение
4.1 Создавать устные монологические высказывания объемом не менее 60 слов на основе жизненных наблюдений, чтения учебно-научной, художественной и научно-популярной литературы: монолог-сообщение; монолог-описание; монолог-рассуждение; монолог-повествование; выступать с научным сообщением
4.2 Участвовать в диалоге на лингвистические (в рамках изученного) и бытовые темы объемом не менее 4 реплик (диалог запрос информации, диалог сообщение информации)
4.3 Владеть различными видами диалога: побуждение к действию, обмен мнениями (участие в дискуссии); участвовать в диалоге- запросе информации (умение ставить и задавать вопрос; умение уместно использовать разнообразные реплики-стимулы; умение запросить дополнительную информацию); диалоге сообщении информации (умение построить информативно значимый текст; умение логически мыслить и правильно реализовывать свой замысел; умение привлечь и удержать внимание, правильно обратиться к собеседнику)
5(10) Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью
5.1 Владеть навыками информационной переработки прочитанного текста: составлять план прочитанного текста (простой, сложный; назывной, вопросный, тезисный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме; выделять главную и второстепенную информацию в прочитанном тексте; представлять содержание учебно-научного текста в виде таблицы, схемы
5.2 Владеть различными видами аудирования: выборочным, ознакомительным, детальным учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи (в том числе для написания подробного изложения объемом не менее 200-250 слов; для написания сжатого изложения объемом не менее 120-140 слов)
5.3 Создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) с опорой на жизненный и читательский опыт; тексты с опорой на произведения искусства (в том числе сочинения-миниатюры объемом 6-7 или более предложений или объемом 4-5 предложения сложной структуры, если этот объем позволяет раскрыть тему (выразить главную мысль); классного сочинения объемом 1,5-2,0 страницы с учетом стиля и жанра сочинения, характера темы)
5.4 Осуществлять адекватный выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом
5.5 Редактировать тексты: редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставлять исходный и отредактированный тексты
5.6 Соблюдать на письме нормы современного русского литературного языка как государственного языка Российской Федерации (в том числе во время списывания текста объемом 100-110 слов; письма по памяти объемом 25-35 слов; словарного диктанта объемом 25-30 слов; диктанта на основе связного текста объемом 110-120 слов, содержащего не более 20 орфограмм, 4-5 пунктограмм и не более 7 слов с непроверяемыми орфограммами); соблюдать на письме правила речевого этикета
5.7 Соблюдать в устной речи нормы современного русского литературного языка как государственного языка Российской Федерации; соблюдать в устной речи правила речевого этикета
5.8 Анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам: наличие темы, главной мысли, грамматической связи предложений, цельности и относительной законченности; указывать способы и средства связи предложений в тексте; анализировать текст с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи; анализировать языковые средства выразительности в тексте (фонетические, словообразовательные, лексические, морфологические) (на основе изученного); использовать знание основных признаков текста и особенностей функционально-смысловых типов речи в практике его создания; использовать способы информационной переработки прочитанного или прослушанного текста, виды и приемы чтения в практике осмысления и создания собственного текста
5.9 создавать текст в жанре научного сообщения; создавать тексты публицистических жанров (интервью, репортаж, заметка); оформлять деловые бумаги (заявление, инструкция) создавать текст в жанре научного сообщения; создавать тексты публицистических жанров (интервью, репортаж, заметка); оформлять деловые бумаги (заявление, инструкция)
5.10 создавать устные монологические высказывания объемом не менее70 слов на основе наблюдений, личных впечатлений, чтения учебно-научной, художественной и научно-популярной литературы: монолог-сообщение; монолог-описание; монолог-рассуждение; монолог-повествование; выступать с научным сообщением; представлять сообщение на заданную тему в виде презентации
6(11) Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами
6.1 Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации
 

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.