# 25197


Дайте развёрнутый ответ на задание 8. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст стихотворения.
Объём высказывания – не менее 50 слов.
Основываясь на приведённом фрагменте из поэмы, объясните, в чём Н.А. Некрасов видит смысл жизни человека и к чему призывает читателя.
Текст к заданию:
ВПР10: текст Некрасова Н.А.
Запомнил Гриша песенку
И голосом молитвенным
Тихонько в семинарии,
Где было темно, холодно,
Угрюмо, строго, голодно,
Певал – тужил о матушке
И обо всей вахлачине,
Кормилице своей.
И скоро в сердце мальчика
С любовью к бедной матери
Любовь ко всей вахлачине
Слилась, – и лет пятнадцати
Григорий твёрдо знал уже,
Кому отдаст всю жизнь свою
И за кого умрёт.
Довольно демон ярости
Летал с мечом карающим
Над русскою землёй.
Довольно рабство тяжкое
Одни пути лукавые
Открытыми, влекущими
Держало на Руси!
Над Русью оживающей
Святая песня слышится:
То ангел милосердия,
Незримо пролетающий
Над нею, души сильные
Зовёт на честный путь.
Средь мира дольнего
Для сердца вольного
Есть два пути.
Взвесь силу гордую.
Взвесь волю твёрдую:
Каким идти?
Одна просторная –
Дорога торная,
Страстей раба,
По ней громадная,
К соблазну жадная
Идёт толпа.
О жизни искренней,
О цели выспренней
Там мысль смешна.
Кипит там вечная.
Бесчеловечная
Вражда-война
За блага бренные...
Там души пленные
Полны греха.
На вид блестящая,
Там жизнь мертвящая
К добру глуха.
Другая – тесная
Дорога, честная,
По ней идут
Лишь души сильные,
Любвеобильные,
На бой, на труд
За обойдённого.
За угнетённого –
Умножь их круг,
Иди к униженным,
Иди к обиженным –
И будь им друг!
Н.А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо»
Вариант ответа:
Пояснение:
Возможный вариант ответа:
В данном фрагменте в песне «ангела милосердия» поднимаются вопросы смысла человеческой жизни и проблемы выбора. Каждый человек сам решает, каким путём ему идти. Первый путь – путь страстей, соблазнов, обмана, бренных благ, по нему идёт большинство людей. Однако есть и другой путь, который выбирают только сильные духом люди, способные любить и готовые «на бой, на труд» во имя «обойдённых» и «угнетённых», «униженных» и «обиженных». Именно в труде во благо народа и в помощи слабым и бесправным Н.А. Некрасов видит смысл жизни человека, призывая своего читателя следовать именно ему. С этой целью поэт использует во второй части песни глаголы повелительного наклонения: «иди», «умножь», «будь».
Содержание ответа может быть приведено в иной, близкой по смыслу формулировке.
Источник:
ВПР 2025. Литература. 10 класс. Вариант 1