# 9337

Версия для печатиPDF

Проанализируйте содержание текста.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  1. Написание букв рассказчице давалось легко, она смогла научиться писать красиво, а играть на фортепиано так и не научилась.
  2. Учительница музыки рассказчицу не любила, а учительница чистописания быстро нашла со своей ученицей общий язык.
  3. Выражения «мартышкин труд» и «сизифов труд» связаны с характеристикой бессмысленного, напрасного труда.
  4. Рассказчице нравилось писать буквы, а заниматься музыкой не нравилось, она не собиралась становиться музыкантом.
  5. Рассказчицу, которая была левшой, учили музыке для того, чтобы она разрабатывала правую руку, поскольку в школе в те годы требовали обязательно писать правой рукой.
Текст к заданию:

Текст Т.Г. Щербиной

(1)Знаете, когда я впервые удивилась слову «труд»? (2)Когда я узнала, что Пётр Ильич Чайковский в детстве увиливал от занятий музыкой и его запирали в комнате с роялем до тех пор, пока не научится играть хорошо и пока не выучит наизусть положенное. (3)То есть труд помогал достигать цели за счёт усилий, которые человеку приходилось направлять на её достижение. (4)Рассказала мне это учительница музыки, которая приходила к нам домой раз в неделю и заставляла меня играть Моцарта и Шопена.

(5)Мне не хотелось, мне не нравилось играть. (6)И становиться Чайковским или Рихтером, с которым поступали не менее сурово, чем с Чайковским, я тем более не собиралась. (7)Меня учили музыке для того, чтобы я разрабатывала правую руку. (8)Я была левшой, а в школе в те годы требовали обязательно писать правой рукой.

(9)Вечерами я, первоклашка, писала бесконечные диктанты, пальцы правой руки, конечно же, слушались плохо, получалось коряво, но я не страдала, оттого что часами выводила буквы, не воспринимала это как труд. (10)А занятия музыкой — воспринимала.

(11)«Труд превратил обезьяну в человека», «Терпение и труд всё перетрут», «Без труда не выловишь и рыбку из пруда» — слово «труд» во времена моего детства так часто и навязчиво повторялось, что казалось пустым звуком. (12)То ли дело талант, вдохновение, когда всё делается само собой и с удовольствием! (13)Но оказалось, что труд — это та энергия сопротивления, без которой нет ни вдохновения, ни удовольствия.

(14)Общение с нелюбимыми нотами выработало во мне отношение к работе, делам и обязанностям, как к обеду: сначала я делаю то, что труднее всего, а на сладкое остаётся то, чего больше всего хочется. (15)В детстве я мечтала питаться одними конфетами, без всяких супов и котлет. (16)Если бы мне позволили такую диету, меня бы уже давно не было на свете. (17)А в шестнадцать лет, оказавшись один на один с неограниченным количеством шоколада, я съела его столько, что отравилась, и с тех пор я разлюбила шоколад, зато открыла для себя прекрасный вкус всевозможного несладкого.

(18)Любимые буквы тоже, оказалось, требуют усилия: они интересны, когда уводят за собой в неведомое, а потому рискованное пространство. (19)Риск тоже труд, очень непростой: решиться. (20)А когда решился — идти и идти до конечной точки длинного пути.

(21)Есть выражения «мартышкин труд» и «сизифов труд» — бессмысленный, впустую. (22)Отличить полезный, «настоящий» труд от мартышкиного просто: ощущаешь себя молодцом, завершив работу, или понимаешь, что занялся не своим делом. (23)Труд — это наши взаимоотношения с общим пространством. (24)Делая усилия, мы становимся частью этого пространства. (25)И тогда труд — суметь поставить границы своего пространства, не потратить свою жизнь на бестолковое, бессмысленное или просто чуждое нам занятие. (26)Нужно уметь правильно выбрать жизненный маршрут, но важно помнить, что любой из выбранных, даже кажущийся лёгким и простым, потребует усилий. (27)Умения трудиться.

(28)Все знают, как важно правильно выбрать приоритеты, но выбор этот нерационален: у каждого свои склонности, способности, предназначение. (29)Бывает трудно противостоять родителям, которые уже нарисовали себе будущее своих детей и настаивают на том, чтобы оно было таким, как им хочется. (30)Бывает трудно противостоять компании друзей, ведь все нуждаются не в противодействии, а в моральной поддержке. (31)Самое трудное — найти компромисс, чтобы делать то, что получается, что по душе, и при этом не ссориться с теми, кто с твоим выбором не согласен.

(32)В детстве жизнь — это цветущий сад, хотя в нём есть и крапива, и осока, но чем дальше, тем тщательнее нужно за ним ухаживать, потому что крапива разрастается и жжёт всё больнее, а цветы чахнут. (33)Каждое несделанное усилие — это розовый куст, погибший под натиском сорняков: всё, во что не вложен труд, считает себя ненужным и уходит.

(По Т.Г. Щербине*)
* Татьяна Георгиевна Щербина (род. в 1954 г.)
российская поэтесса, прозаик, эссеист и переводчик.



Правильный ответ: 5 3 4|534|5 4 3|543|3 4 5|345|3 5 4|354|4 3 5|435|4 5 3|453
Пояснение: 
  1. Написание букв рассказчице давалось легко, она смогла научиться писать красиво, а играть на фортепиано так и не научилась.
    (противоречит предложению 9)
  2. Учительница музыки рассказчицу не любила, а учительница чистописания быстро нашла со своей ученицей общий язык.
    (в тексте не указано)
  3. Выражения «мартышкин труд» и «сизифов труд» связаны с характеристикой бессмысленного, напрасного труда.
    (подтверждается в предложении 21)
  4. Рассказчице нравилось писать буквы, а заниматься музыкой не нравилось, она не собиралась становиться музыкантом.
    (соответствует, предложения 5,6,9)
  5. Рассказчицу, которая была левшой, учили музыке для того, чтобы она разрабатывала правую руку, поскольку в школе в те годы требовали обязательно писать правой рукой.
    (подтверждается в предложении 8)
Источник: 
Русский язык. Подготовка к ОГЭ-2020. И.П. Васильевых. Вариант 4