ОГЭ 2020: задание 8 (тест 7)

Версия для печатиPDF
8. Лексический анализ
Задание 1 9289

Выполните лексический анализ слова.
В первом абзаце текста найдите слово со значением «система взглядов, воззрений на природу и общество». Выпишите это слово.

Текст С.А. Шаргунова

(1)Бывают состояния, когда человеку не хватает духа, сил, воли, смелости сделать то, что он должен. (2)И тогда он испытывает духоту, в которой задыхается воля. (3)Ему не хватает сил на поступок, иногда самый малый: не участвовать в дурном, возразить, помешать кому-то сделать плохое. (4)И если человек уступит своей слабости, не преодолеет малодушия, он может потерять себя в угоду людям с чуждым ему мировоззрением и стать зависимым от них, уступив им вопреки своей внутренней правде, своей совести и представлениям о добре и зле. (5)Но как сладостна победа над малодушием, как упоителен прорыв к справедливости, к свободе быть собой! (6)Это непередаваемое ощущение головокружительно!

(7)Как-то ранней весной я отправился на день рождения к товарищу по секции. (8)В разгар праздника я вспомнил, что обещал позвонить маме, и решил поискать место, где можно будет спокойно поговорить по телефону. (9)Я вышел из гостиной и заглянул в комнату именинника. (10)Несколько парней столпились в углу возле шкафа и отталкивали друг друга от чего-то, что их живо интересовало. «(11)Ага, смотри-ка! (12)Лезет! (13)Сейчас укусит!» (14)Они ржали, визжали и, чуть отпрянув, вновь наседали на что-то, для меня невидимое.

(15)Я подошёл, привстал на цыпочки и заглянул через плечо одного из парней. (16)Оказывается, их привлекли зелёные существа, которые в виде недвижных веточек обычно покоились в прозрачной пластмассовой коробке. (17)Один из парней, белозубый и азартный, пшикал раз за разом из флакона с одеколоном внутрь коробки.

— (18)Дай теперь мне, слышь! — требовал другой, настойчиво оттесняя товарища. — (19)3аткни им воздух, перекрой весь кислород!

(20)Я смотрел и молчал, весь ватный от малодушия. (21)Заворожённый этим зрелищем и заколдованный своим малодушием, я замер: не мешаю, не вмешиваюсь. (22)Наконец, всё-таки сделав над собой усилие, я выдавил:
— Что вы делаете?
(23)3ачем?! (24)Меня не услышали.

(25)Жалость к живому перекрывало малодушное сомнение: зачем препятствовать? (26)Нарываться на насмешки? (27)Идти на конфликт? (28)Не лучше ли уйти из комнаты? (29)Просто выйти? (30)Подумаешь, это же всего-навсего насекомые, даже названия которых я не знаю...

(31)А веточки, очумев от пытки, приплясывали, извивались, вертикально вытягивались, закрывали друг друга, пытались ползти по стеклянным стенкам и соскальзывали. (32)Я больше не мог терпеть это ужасное зрелище и, собрав волю в кулак, бросился на помощь беззащитным существам.

— (33)Эй, вы что?! (34)Это моё! — завопил я и, резко и уверенно растолкав парней, точным движением выхватил у них коробку и бросился в гостиную.

— (35)Твоё? (36)Как твоё? (37)Стой! — неслось вслед растерянно-злое.

— (38)Алёша, смотри! — (39)Задыхаясь от волнения, я подскочил к имениннику. — (40)Их мучают... (41)Как называются? — (42)Я поднял к его лицу коробку. — (43)Одеколоном поливают!

— (44)Это палочники, — обронил именинник, скользнув равнодушным взглядом по насекомым. — (45)Да пускай развлекаются. (46)Всё равно выбросить хотел.

(47)Я не поверил своим ушам. (48)Когда же я осмыслил сказанное товарищем, то, круто развернувшись, пошёл прочь. (49)Через каких-то пять минут, скользя и напрягая ноги, чтобы не упасть, я брёл по ледяным рытвинам тёмной дороги. (50)Правой рукой я заботливо прижимал широкий карман полушубка, в котором была коробка с живыми зелёными веточками. (51)Ущербный месяц, казалось, извивался в небе, суетном от снежинок. (52)Радость странной победы кружила мне голову.

(По С.А. Шаргунову*)
* Сергей Александрович Шаргунов (род. в 1980 г.)
российский писатель,
журналист, общественный и политический деятель, радио- и телеведущий.

Задание 2 9360

Выполните лексический анализ слова.
Найдите в тексте антоним к слову СПРАШИВАТЬ (предложение 21). Выпишите этот антоним.

Текст А.А. Лиханова

(1)Помнишь ли ты свою первую книгу?

(2)Нет, не ту, что прочитана бабушкой или мамой возле постели, когда у тебя была ангина и тебе отчего-то хотелось плакать над каждой страницей, и не ту тонкую книжицу, по которой ты, словно птенец, пробуя звуки собственного голоса, складывал из букв знакомые слова.

(3)Нет, я спрашиваю про книгу, которую ты выбрал — или тебе помогли выбрать — среди множества других, которую ты раскрыл дома, оставшись один, и которая навсегда запала в твою память чудесными мыслями, волнующими словами, чернотой отчётливых, красивых букв, рисунками, переплётом — прекрасным или вовсе неказистым — и далее запахом — резким запахом типографской краски, смешанной с клеем, или запахом какого-то другого дома, в котором, перед тем как оказаться у тебя, побывала эта книга.

(4)Я помню очень хорошо.

(5)Книга «Что я видел» была сразу большой и толстой. (6)Выпущенная перед войной, к третьей военной осени она вспухла от прикосновения многих рук, жёлтая картонная обложка обтёрлась и потрескалась, как будто это кусок глинистой земли, пересохшей от безводья, а внутри на некоторых страницах встречались следы стаканов неаккуратных читателей и даже чернильные кляксы. (7)Но тем милей казалась эта книга!

(8)Едва выучив уроки, я уселся за свой «десерт», за это лакомое блюдо. (9)Герой книги плыл по Волге на пароходе, и вместе с ним плыл я, но ведь всё дело в том, что там, на Волге, ещё зимой шла война. (10)Каждое утро Анна Николаевна передвигала на карте в нашем классе красные флажки, и прошлой зимой там, на Волге, у самого Сталинграда, флажки словно застряли. (11)Анна Николаевна приходила хмурая, можно было подумать, что она весь день останется такой, но учительница постепенно оживала, смеялась, даже смешила нас какими-нибудь шутками.

(12)Потом она нам рассказывала, что знала, про Сталинградскую битву, про то, как наши сперва защищались, как держались за каждый камень, а в это время готовились силы, подходили к Волге новые войска и, наконец, наши окружили фашистов, захватили клещами, будто какой-нибудь ржавый гвоздь, да и выдернули его.

(13)В кино тогда показывали пленных немцев: как идут они длинными колоннами, откуда-то из-за горизонта, а наши командиры в белых полушубках глядят на них презрительно. (14)И вокруг одни печи торчат вместо домов.

(15)А в книжке, которая мне досталась, никакой войны нет, по Волге плывёт пароход, похожий на льдину, такой он белый и чистый, и на нём плывёт мальчик, который видит много всяких интересных вещей.

(16)Первый раз в моей жизни прошлое не походило на настоящее и оттого было ещё прекраснее.

(17)Я читал книгу, наслаждался ею, точно глотал вкусное мороженое, время от времени вставал из-за стола и шёл к бабушке, вспоминая, как мы записывались в библиотеку.

— (18)Но почему ты сказала, что так, как одета Татьяна Львовна, раньше барыни одевались?

— (19)До революции, — говорила бабушка. — (20)Видать, приезжая, старушка-то!

— (21)Откуда ты взяла? — смеясь, спрашивал я.

— (22)Да я и сама не знаю откуда, — улыбалась бабушка.

(23)Я снова возвращался к книге, прочитывал ещё одну главу и переспрашивал бабушку:
— Значит, через десять дней, если не прочитаю, надо вернуть?

—(24)Не вернуть, а продлить, — отвечала бабушка. — (25)И книгу можно не носить. (26)3айдёшь, попросишь, чтобы продлили.

— (27)Надо её газетой обвернуть, — говорил я.

— (28)Да и корешок неплохо подклеить. (29)Страницу какую, если порвана.

(30)Так мы вспоминали строгие библиотечные правила, выполнять которые мне хотелось неукоснительно и с радостью.

(31)Одетую мной книгу Житкова «Что я видел» Татьяна Львовна признала образцовой, и я, уединившись в библиотечных кулисах, множил, вдохновлённый похвалой, свои образцы. (32)Благоговейная тишина и запахи книг оказывали на меня магическое действие. (33)На моём счету числилось пока ничтожно мало прочитанного, зато всякий раз именно в этой тишине книжные герои оживали! (34)Не дома, где мне никто не мешал, не в школе, где всегда в изобилии приходят посторонние мысли, не по дороге домой или из дома, когда у всякого человека есть множество способов подумать о разных разностях, а вот именно здесь, в тишине закутка, со счастливой охотой, точно играя в поддавки, ярко и зримо представали передо мной яркие, расцвеченные, ожившие сцены, и я превращался в самых неожиданных героев.

(35)Кем я только не был!

(36)И Филипком из рассказа графа Льва Толстого, правда, я при этом замечательно и с выражением умел читать, и, когда учитель в рассказе предлагал мне открыть букварь, я с выражением шпарил все слова подряд, без ошибок, приводя в недоумение и ребят в классе, и учителя, и, наверное, самого графа, потому что весь его рассказ по моей воле поразительно менялся. (37)Я улыбался и въявь, и в своём воображении, будучи маленьким Филипком, утирал мокрый от волнения лоб большой шапкой, нарисованной на картинке, и вообще поражал воображение присутствующих.

(38)Конечно, я представлял себя царевичем, сыном Гвидона, и опять менял действие сказки Пушкина, потому как поступал, на мой взгляд, разумнее: тяпнув в нос или в щёку сватью и бабу Бабариху, я прилетал к отцу, оборачивался самим собой и объяснял неразумному, хоть и доброму, Гвидону, что к чему в этой затянувшейся истории.

(39)Или я был Гаврошем и свистел, издеваясь над солдатами, на самом верху баррикады. (40)Я отбивал чечётку на каком-то старом табурете, показывал нос врагам, а пули жужжали рядом, и ни одна из них не могла задеть меня, потому что этого не хотел я, и меня не убивали, как Гавроша, нет, я отступал вместе с последними коммунарами, прятался в проходных дворах, потом садился на судно, которое шло в Ленинград, а дальше ехал в родной город поездом и оказывался здесь, в библиотеке, точнее, в библиотечном закутке, и от меня ещё пахло порохом парижских сражений.

(41)Сочиняя новые сюжеты, я замирал, глаза мои, наверное, останавливались, потому что, если фантазия накатывала на меня при свидетелях, я перехватывал их удивлённые взгляды, и, может, ещё и рот у меня открывался — одним словом, воображая, я не только оказывался в другой жизни, но ещё и уходил из этой. (42)И чтобы окружающие не таращились на меня, я предпочитал оставаться совершенно один, как тут, в закутке.

(43)Однажды Татьяна Львовна как-то тихо зашла мне за спину и повернула лицом к себе.

(44)В руке у неё была толстенная книга в зелёном переплёте и золотыми буквами на нём.

— (45)Вот Пушкин, — сказала она изменившимся, дрогнувшим голосом. — (46)У него необыкновенная судьба. (47)Он эвакуирован из Ленинграда. (48)Эвакуировался вместе со мной.

(49)Татьяна Львовна закашлялась, точно поперхнулась. (50)Потом произнесла ещё тише:
— Пушкин, Лермонтов и Гоголь — три великих писателя.
(51)Я не могла представить себя без них. (52)Возьми, Коля, эвакуированного Александра Сергеевича. (53)Почитай с бабушкой и мамой. (54)Лучше всего вслух. (55)Это собрание сочинений в одном томе. (56)Издание Вольфа. (57)Книга моей юности.

(58)Я протянул руку — Татьяна Львовна отдала книгу не сразу. (59)Она быстро глянула на меня, и улыбка скользнула по её лицу. (60)Татьяна Львовна передавала мне огромный красивый том так, чтобы я не сразу, а постепенно почувствовал его тяжесть. (61)Я протянул вторую руку: конечно, я мог держать такую громадную книгу только двумя руками, да и то изо всех сил, и тогда библиотекарша, наконец, отпустила том.

(62)Кажется, я даже покачнулся и принял Пушкина к себе.

(63)Вышло так, что мы обнялись с великим поэтом.

(64)Вернее, это я обнял его.

(По А.А. Лиханову*)
* Альберт Анатольевич Лиханов (род. в 1935 г.)
русский писатель, общественный деятель.

Задание 3 9450

Выполните лексический анализ слова.
Найдите в тексте синоним к слову ПЛОХОЙ (предложение 82). Выпишите этот синоним.

Текст Ф.А. Вигдоровой

(1)Как-то в перемену Лёва вошёл ко мне в класс, чем-то взволнованный.

— (2)Марина Николаевна, — быстро сказал он, — я узнал один очень важный адрес. (3)Я знаю, где живёт учительница, у которой в четвёртом классе училась Зоя Космодемьянская.

(4)Может, она согласится прийти к нам? (5)Я уверен, это будет хорошо и интересно.

(6)В тот же вечер мы с ним пошли к Лидии Николаевне Юрьевой.

(7)Мы долго блуждали среди каких-то маленьких домиков, похожих друг на друга, как грибы-дождевики.

(8)И тут он воскликнул
— Да вот же он, дом семь!

(9)Через две минуты мы оказались в крошечной комнатке, где едва умещались две кровати и стол, словно осевший под высокими стопками ученических тетрадей. (10)В простенке над столом я сразу заметила портрет юноши лет семнадцати с красивым, открытым лицом.

(11)Лидия Николаевна, маленькая, хрупкая, слушала и молча изучала нас пристальным взглядом. (12)Выслушав до конца, она ещё немного помолчала, потом глухо, словно через силу, вымолвила:
— Мне тяжело говорить об этом.
(13)И гибель Зои и гибель моего сына — всё это так тесно связано и так больно. (14)Боюсь, ничего не выйдет.

(15)Мы молчали, как мне показалось, очень долго.

— (16)Надо пойти, — вдруг сказал её отец-старик. — (17)Расскажи про девочку и про Володю расскажи, и всё будет как надо.

(18)Лидия Николаевна встала и вышла из комнаты.

— (19)Тоскует, — сказал её отец, внимательно глядя на расстроенного Лёву. — (20)Сколько времени прошло, а не утихает — болит. (21)Внук погиб вскоре после Зои, по Зоиному призыву пошёл...

...(22)Лидия Николаевна пришла на сбор отряда минута в минуту — ровно в семь часов. (23)Она села за столик, спокойно положила на него руки и заговорила.

— (24)В старшей школе Зоя и Шура учились уже не у меня. (25)Они росли, переходили из класса в класс, менялись, конечно, но что-то главное оставалось неизменным. (26)И, когда я слышала, что говорят учителя о Зое в пятнадцать, в семнадцать лет, я снова узнавала маленькую Зою, — ту, которая училась у меня в четвёртом классе. (27)И всё отчётливее становится в Зоином характере одно свойство... как бы вам его определить?..

(28)Лидия Николаевна задумалась.

— (29)Вот Зоя если в чём-нибудь была уверена, так уж ничего не боялась. (30)Раз был такой случай. (31)Во время диктанта одна девочка спросила у Зои, как пишется какое-то слово. (32)Зоя отказалась ответить. (33)Девочка возмутилась. (34)Поступок Зои обсудили на собрании, и многие говорили, что она вела себя не по-товарищески. (35)Но Зоя твёрдо стояла на своём: она всегда готова объяснить, растолковать непонятное, но подсказывать во время контрольной работы не станет, потому что считает это неправильным и нечестным.

(36)Чтобы так поступить и так отстаивать потом своё мнение, нужно быть, конечно, настоящим человеком. (37)Вы ведь сами знаете, ребята, как не любят плохих товарищей, как недружелюбно относятся ко всякому, кого считают плохим товарищем. (38)И не мне рассказывать вам — очень многие из вас полагают, что подсказка нужна: не подскажешь — подведёшь товарища. (39)Так ведь?

(40)3оя никогда не отказывалась помочь тем, кто в этом действительно нуждался. (41)Но способному и вдобавок ленивому ученику она могла сказать прямо и резко: «Сам должен выучить. (42)Все одинаково могут это сделать, а ты просто не хочешь заниматься».

(43)Рисковала она из-за резкости потерять любовь товарищей? (44)Да, рисковала. (45)Но она не боялась этого. (46)Ей не нужна была любовь, купленная снисхождением, уступками. (47)Вы знаете такое слово — принципиальный? (48)Вот Зоя была принципиальным человеком, она ничего не боялась и всегда поступала так, как считала правильным и справедливым.

(49)И ребята уважали Зою, потому что видели: она требовательна прежде всего по отношению к себе самой. (50)И в малом, и в большом.

(51)Помню, в первую военную осень ученики старших классов поехали рыть картошку. (52)Работать было трудно — все дни лил дождь; туфли, калоши вязли в грязи, невозможно было ходить. (53)Как-то вечером, когда остальные ребята уже уснули, Зоя приготовила для всех длинные тесёмки, чтобы привязывать калоши к ногам. (54)Наутро все смогли выйти на работу. (55)В другой раз, в очень уж холодный и ненастный день, все остались дома. (56)Зоя вышла в поле одна и работала, несмотря на дождь и слякоть.

(57)Почему я вам это рассказываю? (58)Потому что хочу, чтобы вы поняли: всё, за что мы уважаем и любим Зою: прямота, стойкость, мужество, — всё это вырастало и крепло в ней с детства.

(59)Однажды Зоя задала мне такой вопрос: «Лидия Николаевна, вот вы сказали, что позорно говорить неправду. (60)А если случится, что попадёшь к врагам? (61)Как же тогда? (62)Ведь там правду сказать нельзя».

(63)Я ответила, что скрыть правду от врагов родины — значит выполнить свой долг. (64)Зоя выслушала молча, потом сказала: «Да, можно ответить: не скажу, не могу сказать».

(65)А двадцать седьмого января сорок второго года я прочитала в «Правде» о том, как Зоя ответила на допросе у немцев: «Нет, не скажу!» (66)Она осталась верна тому, что поняла и решила в детстве...

(67)И снова Лидия Николаевна замолчала и задумалась. (68)Все сосредоточенно, не отрываясь, смотрели в лицо Зоиной учительницы и ждали следующего её слова.

— (69)Когда Зоя погибла, шесть юношей из нашей школы, моих учеников, пошли добровольцами в Красную Армию. (70)Среди них был Шура Космодемьянский. (71)Он вместе с товарищами ворвался в расположение той самой немецкой дивизии, офицеры и солдаты которой замучили Зою, и отомстил за сестру. (72)Среди них был и мой мальчик, мой сын Володя. (73)Семнадцати лет он уже окончил танковое училище и стал лейтенантом — командиром танка. (74)Он храбро бился с врагом, был награждён тремя орденами Отечественной войны и, так же как и Шура, погиб незадолго до Победы.

(75)По классу пронеслось что-то, словно внезапно все тихо вздохнули.

(76)Не знаю, как точнее выразить то чувство, которое пробудил этот разговор. (77)Всмотрись в своих товарищей, в тех, кто учится и живёт рядом с тобой: всё, что заложено в них уже сейчас, потом, в жизни, даст всходы. (78)Ты справедлив, честен, стоек? (79)Таким ты будешь, и став взрослым. (80)Ты соврал? (81)Ты не умеешь справиться с собой, не учишься, ленишься? (82)Смотри, подумай над этим теперь, потом будет гораздо труднее выпрямить себя, побороть плохие наклонности, переломить въевшуюся скверную привычку.

(По Ф.А. Вигдоровой*)
* Фрида Абрамовна Вигдорова (1915-1965)

советская писательница, журналист и правозащитник.

Задание 4 9520

Выполните лексический анализ слова.
Найдите в тексте синоним к слову ОТЧЕГО (предложение 30). Выпишите этот синоним.

Текст Ф.А. Вигдоровой

(1)Когда он, высокий, худой, в очках, впервые пришёл к нам в класс, ребята не могли скрыть своего разочарования.

(2)Он был тихий, этот Лёва, вежливый, но, к сожалению, на моих ребят эти качества не произвели впечатления.

— (3)Маменькин сынок, — сказал Левин.

— (4)Очкарик! — отрезал Выручка.

— (5)Вот у пятого «А» вожатый так вожатый! (6)Лучший вратарь во всей школе, — подвёл итог Лабутин.

(7)Я пристыдила их, сказала, что Лёва — лучший ученик в своём классе, но никакими хорошими словами я бы его не выручила, если бы он сам себя не выручил — и не словом, а делом. (8)Вскоре после того как он пришёл к нам и познакомился с ребятами, Лёва сказал мне:
— Марина Николаевна, давайте проведём анкету, всего один вопрос: «Чем бы ты хотел заняться в свободное время?»

— (9)А зачем анкету? (10)Может, просто спросим у ребят, что их интересует?

— (11)Один скажет, другой промолчит — анкета, по-моему, лучше.

(12)Я согласилась. (13)Мы задали ребятам этот вопрос и просили ответить письменно. (14)Ответов было множество, и, если свести их воедино, все они говорили об одном: хочу знать, хочу уметь.

(15)«Есть ли люди на других планетах?» (16)«Остынет ли Солнце?» (17)«Как появился первый человек?» (18)«Как починить электрический чайник?» (19)«Как собрать радиоприёмник?»

(20)Левин же написал кратко и энергично: «Хочу уметь клеить резину». (21)И, хотя он не объяснил, зачем ему «уметь клеить резину», мы с Лёвой поняли: Боре нужно знать, как быть, если лопнет камера футбольного мяча.

(22)На сборе отряда Лёва сказал ребятам:
—Почему есть кружки рисования, пения, танцев, а кружков, где учатся работать, нет?
(23)Давайте устроим такой кружок и будем учиться работать. (24)Надо всё уметь делать. (25)Нехорошо, если человек становится в тупик перед перегоревшими пробками.

(26)В кружок записались семь человек, но скоро прибавилось ещё столько же.

(27)У Лёвы оказались поистине золотые руки: он умел делать всё, и, за что бы он ни брался, всё у него выходило споро, точно.

(28)Он великолепно играл в шахматы, и ни одному из ребят ни разу не удалось его обыграть. (29)Он умел ответить на любой вопрос. (30)Он знал, отчего трещит костёр, отчего в еловом лесу нет ни красных, ни жёлтых, ни синих цветов, почему в лесу много поваленных ветром деревьев, а в поле одинокое дерево скорее устоит под ударами ветра.

(31)Я видела, что ребята стараются подражать Лёве. (32)Он отлично знал азбуку Морзе, и все они стали выстукивать: «Звон бу-ла-та...»

— (33)Понимаете, Марина Николаевна, — с воодушевлением объяснили мне ребята, — слог, в котором есть буква «а», означает точку! (34)Все остальные слоги — тире. (35)3абыл, как изображается буква, — вспомни слово, которое начинается с этой буквы, произнеси его по слогам — и всё в порядке!

(36)Когда происходил этот разговор, я и мои ученики уже хорошо знали Лёву. (37)Лёва Виленский учился в девятом классе. (38)Я его нередко заставала у Натальи Андреевны. (39)Он был её учеником в начальной школе, и они остались большими друзьями. (40)Кажется, дня не проходило, чтобы Лёва в перемену или после уроков не забежал к ней. (41)Думаю, что именно Наталья Андреевна посоветовала направить Лёву вожатым в мой класс.

— (42)Хороший у вас будет помощник, — сказала мне тогда Наталья Андреевна. — (43)Можете во всём на него положиться.

(44)Она знала Лёву с одиннадцати лет, он пришёл в её класс в год войны. (45)Вместе со школьным интернатом они эвакуировались в Горьковскую область. (46)Там всем, особенно вначале, пришлось нелегко — и ребятам, и учителям. (47)Школа на первых порах не отапливалась: чернила замерзали, опухшие пальцы с трудом удерживали карандаш. (48)В доме не было света, долгие вечера проходили при тусклом мерцании трёх коптилок. (49)И уже тогда было видно, что Лёва не из тех, кто опускает руки, если становится трудно. (50)От него никогда не слышали ни жалоб на усталость, ни отказа от работы; он многое умел делать сам и ещё большему научился. (51)Летом школьники помогали колхозу: работали в поле, на огороде; почти для всех это было непривычно и нелегко — это тоже было испытанием не только выносливости, но и характера. (52)И худой, близорукий Лёва выдержал экзамен.

— (53)Вы сами увидите, каков он в деле, — сказала тогда Наталья Андреевна. — (54)Расспросите его о механической мастерской — сразу познакомитесь!

(55)Позже я действительно спросила Лёву, что это была за механическая мастерская, и вот что он рассказал мне.

— (56)В сорок четвёртом мы вернулись из эвакуации, первым делом всё обежали, осмотрели: как в школе, во дворе. (57)А во дворе, в самом углу, стоял домик, в нём прежде была какая-то мастерская. (58)3ашли мы туда. (59)Мрачно, грязно, деревянный пол перекосился, мусора целые горы. (60)И тут же всякая металлическая рухлядь — станки брошенные, никуда не годные. (61)Ну, взялись мы, можно сказать, засучив рукава — не смотреть же на такое, в самом-то деле! (62)Анатолий Дмитриевич помог, учителя... (63)Такую устроили мастерскую! (64)Работали желающие... ну, и я в том числе.

(65)Он не сказал, что с первого дня был душой этой затеи.

— (66)Что же выпускала ваша мастерская? — спросила я.

— (67)Гибкий вал для танков! — ответил Лёва.

(68)И как ответил! (69)Выразительней, с большей гордостью нельзя было сказать. (70)Да и было чем гордиться!

(По Ф.А. Вигдоровой*)
Фрида Абрамовна Вигдорова (1915—1965)

советская писательница, журналист и правозащитник.

Задание 5 9663

Выполните лексический анализ слова.
Найдите в тексте контекстный синоним-существительное к слову ПРОГУЛКА (предложение 4). Напишите этот синоним.

Текст З.С. Паперного

(1)Человек в условиях многолюдства – вот одна из самых животрепещущих тем нашего времени.

(2)Человек не с ближним, а с группой, массой, тьмой ближних. (3)Наедине с толпой.

(4)Давайте совершим прогулку по Москве и понаблюдаем, как ведет себя человек в сегодняшнем городе.

(5)Редкая поездка по столице обходится без метро. (6)Высокие тяжелые двери безостановочно хлопают. (7)Плотный паренек, видимо распрекрасно настроенный, насвистывая что-то, толкает дверь ногой. (8)Богатырское движение! (9)Дверь отлетает, парень ловко проскакивает, но не придерживает ее за собой, и она успевает хорошо стукнуть нерасторопную старушку. (10)Та пыталась было проскочить вместе с парнем, но, явно уступая ему в силе и ловкости, не успела.

(11)По эскалатору мы спускаемся зигзагообразными перебежками. (12)Известно, что стоять надо справа, проходить слева. (13)Но рекомендация эта соблюдается не всеми, и приходится лавировать между стоящими «как надо» и «как не надо».

(14)Вышли на платформу. (15)Приближается поезд. (16)Нам предстоит сесть в вагон. (17)Операция, казалось бы, немудреная: сначала пассажиры выходят, затем — входят. (18)Но обратите внимание вон на ту женщину перед дверьми. (19)Она не в силах удержать себя — дождаться, пока выйдет последний пассажир, и после каждого выходящего делает попытку проскочить в вагон. (20)Поэтому толпа выходит из дверей не плавно, а как-то судорожно — так выливается из опрокинутой бутылки густая позавчерашняя простокваша.

(21)О том, уступать ли место женщине, мы здесь говорить не будем. (22)Картина, в общем, ясная: сидят главным образом мужчины. (23)А если женщины, то либо такие старые, что им уж не уступить невозможно, либо, наоборот, молодые, тренированные, занимающиеся, видимо, спортом, способные опередить и зазевавшегося мужчину.

(24)Итак, человек не с ближним, а наедине с толпой. (25)Может быть, тут вообще неуместно говорить о воспитанности? (26)Мы вынуждены много времени проводить в многолюдных местах, в условиях, далеких от комфорта, тут уж каждый пусть заботится о себе. (27)А по-моему, именно тут и проявляется истинная воспитанность. (28)Воспитанность в наши дни — это прежде всего не безупречность манер (хотя и это, конечно, тоже не минус), а внимание к окружающим. (29)Чем плотнее кольцо людей, сжимающее тебя, тем более внимательным и осторожным, терпеливым и предупредительным должен ты быть.

(По З. Паперному*)
*Зиновий Самойлович Паперный (1919-1996)

советский и российский литературный критик, литературовед, писатель.

Задание 6 9858

Выполните лексический анализ слова.
Замените стилистически нейтральным синонимом многозначное слово ОТНЯЛИ (предложение 4). Напишите этот синоним.

Текст Л.Е. Улицкой

(1)Ученикам о войне он рассказывал скупо.

– (2)А где вас ранило? – спрашивали ребята.

– (3)В Польше, уже в наступлении. (4)Вот, руку отняли.

(5)Что было потом, не рассказывал: не хотел вспоминать, как учился писать левой – почерком, не лишённым элегантности, как приспособился ловко надевать рюкзак одной рукой. (6)После госпиталя приехал в Москву и вернулся в университет, в котором учился до войны.

(7)Какое это было счастье – полных три года он восстанавливал себя сам: чистил кровь Пушкиным, Толстым, Герценом...

(8)Потом отправили по распределению в среднюю школу посёлка Калиново Вологодской области преподавать русский язык и литературу.

(9)Жильё выделили при школе. (10)Комната и прихожая, откуда топилась печь. (11)Дровами обеспечивали. (12)Кроме литературы, ещё приходилось учить географии и истории.

(13)Всё в Калинове было бедным, разрушенным, в изобилии только нетронутая робкая природа. (14)И люди были, пожалуй, получше городских, тоже почти не тронутые городским душевным развратом.

(15)Общение с деревенскими ребятами развеяло его студенческие иллюзии: доброе и вечное, конечно, не отменялось, но повседневная жизнь была слишком груба. (16)Всё время мучительно думал: нужны ли все эти культурные ценности девочкам, укутанным в чиненые платки, успевшим до зари прибрать скотину и малых братьев-сестёр, и мальчикам, выполнявшим всю мужскую тяжёлую работу? (17)Учёба на голодный желудок и потеря времени на знания, которые никогда и ни при каких условиях им не понадобятся?

(18)Детство у них давно закончилось, они все сплошь были недоросшие мужики и бабы, и даже те немногие, кого матери отпускали в школу, как будто испытывали неловкость, что занимаются глупостями вместо настоящей серьёзной работы. (19)Из-за этого некоторую неуверенность испытывал и молодой учитель – и впрямь, не отвлекает ли он их от насущного дела жизни ради излишней роскоши. (20)Какой Радищев? (21)Какой Гоголь? (22)Какой Пушкин, в конце концов? (23)Обучить грамоте и поскорее отпустить домой – работать. (24)Да и сами они только этого и желали.

(25)Тогда он впервые задумался о феномене детства. (26)Когда оно начинается, вопросов не вызывало, но когда оно заканчивается и где тот рубеж, начиная с которого человек становится взрослым? (27)Очевидно, что у деревенских ребятишек детство заканчивалось раньше, чем у городских.

(28)Северная деревня всегда жила впроголодь, а после войны все обнищали вконец, работали бабы и ребята. (29)Из тридцати ушедших на фронт местных мужиков вернулись с войны двое. (30)Дети, маленькие мужики-школьники, рано начинали трудовую жизнь, и детство у них было украдено. (31)Впрочем, что тут считать: у одних было украдено детство, у других – юность, у третьих – жизнь.

(По Л.Е. Улицкой)*
* Улицкая Людмила Евгеньевна (род. в 1943 г.) –
современная российская писательница.


Задание 7 10009

Выполните лексический анализ.
Среди предложений 4-6 найдите фразеологизм со значнием «ни к чему, не нужно». Выпишите этот фразеологизм.

Текст М. Агеева

(1)Тогда, когда началась большая перемена, когда всех нас по случаю холодной, но сухой и солнечной погоды выпускали во двор и на нижней площадке лестницы я увидел мать, то тогда только вспомнил про конверт и про то, что она, видно, не стерпела и принесла его с собой.

(2)Мать, однако, стояла в сторонке в своей облысевшей шубёнке, в смешном капоре, под которым висели седые волосики (ей было тогда уже пятьдесят семь лет), и с заметным волнением, как-то ещё более усиливавшим её жалкую внешность, беспомощно вглядывалась в бегущую мимо ораву гимназистов, из которых некоторые, смеясь, на неё оглядывались и что-то друг другу говорили.

(3)Приблизившись, я хотел было незаметно проскочить, но мать, завидев меня и сразу засветясь ласковой, но невесёлой улыбкой, позвала меня - и я, хоть мне и было ужас как стыдно перед товарищами, подошёл к ней.

(4) – Вадичка, мальчик, - старчески глухо заговорила она, протягивая мне конверт и жёлтенькой ручкой боязливо, словно она жглась, касаясь пуговицы моей шинели, – ты забыл деньги, мальчик, а я думаю – испугается, так вот – принесла.

(5)Сказав это, она посмотрела на меня, будто просила милостыни, но, в ярости за причинённый мне позор, я ненавидящим шёпотом возразил, что нежности телячьи эти нам не ко двору, что уж коли деньги принесла, так пусть сама и платит.

(6)Мать стояла тихо, слушала молча, виновато и горестно опустив старые свои ласковые глаза, - я же, сбежав по уже опустевшей лестнице и открывая тугую, шумно сосущую воздух дверь, хоть и оглянулся и посмотрел на мать, однако сделал это не потому вовсе, что мне стало её сколько-нибудь жаль, а всего лишь из боязни, что она в столь неподходящем месте расплачется. (7)Мать всё так же стояла на площадке и, печально склонив свою голову, смотрела мне вслед. (8)3аметив, что я смотрю на неё, она помахала мне рукой и конвертом так, как это делают на вокзале, и это движение, такое молодое и бодрое, только ещё больше показало, какая она старая, оборванная и жалкая.

(9)На дворе, где ко мне подошли несколько товарищей и один спросил, – что это за шут гороховый в юбке, с которым я только что беседовал, – я, весело смеясь, ответил, что это обнищавшая гувернантка и что пришла она ко мне с письменными рекомендациями.

(10)Когда же, уплатив деньги, мать вышла и, ни на кого не глядя, сгорбившись, словно стараясь стать ещё меньше, быстро, как только могла, стукая стоптанными, совсем кривыми каблучками, прошла по асфальтовой дорожке к воротам, - я почувствовал, что у меня болит за неё сердце.

(11)Боль эта, которая столь горячо ожгла меня в первое мгновение, длилась, однако, весьма недолго.

(По М. Агееву*)
* Михаил Агеев (Марк Лазаревич Леви) (1898–1973) – русский писатель.

Задание 8 10048

Выполните лексический анализ.
Из предложений 13-15 выпишите слово со значением «человек, который пользуется уважением, признанием других людей и имеет на них влияние». Запишите это слово.

Текст Б.Л. Васильева

(1)Я уже смутно помню этого сутулого худощавого человека, всю жизнь представлявшегося мне стариком. (2)Опираясь о большой зонт, он неутомимо от зари до зари шагал по обширнейшему участку, куда входила и неряшливо застроенная Покровская гора. (3) Это был район бедноты, сюда не ездили извозчики, да у доктора Янсена на них и денег-то не было. (4) А были неутомимые ноги, великое терпение и долг. (5) Неоплатный долг интеллигента перед своим народом. (6) И доктор бродил по доброй четверти губернского города Смоленска без выходных и без праздников, потому что болезни тоже не знали ни праздников, ни выходных, а доктор Янсен сражался за людские жизни. (7) Зимой и летом, в слякоть и вьюгу, днём и ночью.

(8)Доктор Янсен смотрел на часы, только когда считал пульс, торопился к больному и никогда не спешил от него, не отказываясь от морковного чая или чашки цикория, неторопливо и обстоятельно объяснял, как следует ухаживать за больным, и при этом никогда не опаздывал. (9) У входа в дом он долго отряхивал с себя пыль, снег или капли дождя – смотря по сезону, – а войдя, направлялся к печке. (10) Старательно грея гибкие длинные ласковые пальцы, тихо расспрашивал, как началась болезнь, на что жалуется больной и какие меры принимали домашние. (11)И шёл к больному, только хорошо прогрев руки. (12)Его прикосновения всегда были приятны, и я до сих пор помню их всей своей кожей.

(13)Врачебный и человеческий авторитет доктора Янсена был выше, чем можно себе вообразить в наше время. (14)Уже прожив жизнь, я смею утверждать, что подобные авторитеты возникают стихийно, сами собой кристаллизуясь в насыщенном растворе людской благодарности. (15)Они достаются людям, которые обладают редчайшим даром жить не для себя, думать не о себе, заботиться не о себе, никогда никого не обманывать и всегда говорить правду, как бы горька она ни была. (16)Такие люди перестают быть только специалистами: людская благодарная молва приписывает им мудрость, граничащую со святостью. (17)И доктор Янсен не избежал этого: у него спрашивали, выдавать ли дочь замуж, покупать ли дом, продавать ли дрова, резать ли козу, мириться ли с женой… (18)О чём его только не спрашивали! (19)Я не знаю, какой совет давал доктор в каждом отдельном случае, но всех известных ему детей кормили по утрам одинаково: кашами, молоком и чёрным хлебом. (20)Правда, молоко было иным. (21)Равно как хлеб, вода и детство.

(22)Доктор Янсен задохнулся в канализационном колодце, спасая детей. (23)Он знал, что у него мало шансов выбраться оттуда, но не терял времени на подсчёт. (24)Внизу были дети, и этим было подсчитано всё.

(25)В те времена центр города уже имел канализацию, которая постоянно рвалась, и тогда рылись глубокие колодцы. (26)Над колодцами устанавливался ворот с бадьёй, которой откачивали просочившиеся сточные воды. (27)Процедура была длительной, рабочие в одну смену не управлялись, всё замирало до утра, и тогда бадьёй и воротом завладевали мы, мальчишки, и катались. (28)Обычно на бадью становился один из нас, а двое вертели ворот. (29)Но однажды решили прокатиться вдвоём, и веревка оборвалась. (30)Внизу нельзя было дышать, ведь воздух перенасыщен метаном. (31)Доктор Янсен появился, когда возле колодца метались двое ребят. (32)Отправив их за помощью, доктор тут же спустился в колодец, нашёл уже потерявших сознание мальчишек, сумел вытащить одного и, не отдохнув, полез за вторым. (33)Спустился, понял, что ещё раз ему уже не подняться, привязал мальчика к обрывку веревки и потерял сознание. (34)Мальчики пришли в себя быстро, но доктора Янсена спасти не удалось.

(35)Так погиб тихий, аккуратный, очень скромный и немолодой человек с самой человечной и мирной из всех профессий, ценою своей жизни оплатив жизнь двух мальчиков.

(По Б.Л. Васильеву*)
*Борис Львович Васильев
(1924-2013) – русский писатель

Задание 9 10088

Выполните лексический анализ.
Найдите в предложениях 8-16 слово, употреблённое в значении «часть водного пространства, достаточно глубокая и безопасная для прохода судов». Выпишите это слово.

Текст В.П. Крапивина

— (1)Пусти! — крикнул Валерка и бросился назад, в лес. (2)Нескольких секунд нашей растерянности хватило, чтобы он скрылся в темноте.

— (3)Тихий мальчик, спокойный, послушный, — ехидно сказал я, повторяя слова наших знакомых, которые навязали мне и моему другу Виталию такого попутчика.

(4)Впрочем, до последнего момента Валерка был и на самом деле очень спокойным для своих одиннадцати лет попутчиком. (5)До тех пор, пока не обнаружил, что потерял сумку-планшет.

(6)Со старой сумкой-планшетом Валерка не расставался ни разу за время плавания. (7)Он таскал её на длинном ремне, а ночью, укладываясь на постель, совал её под голову.

(8)Мы плыли из Самарова в Тюмень. (9)Маленький «Менделеев» был последним пароходом, который в этом году мог пройти к Тюмени по извилистому и обмелевшему фарватеру Туры. (10)Но на Иртыше, несмотря на конец июля, всё ещё держался разлив.

(11)Однажды ночью «Менделеев» неожиданно остановился. (12)Мы с Виталием вышли на верхнюю, открытую палубу. (13)Было темно, только на севере небо светилось ртутным отблеском белых ночей. (14)Неожиданно рядом оказался Валерка. (15)Он даже не оделся, выскочил на палубу в трусах и майке, только сунул ноги в тапочки. (16)Однако в руках держал неизменную сумку.

— (17)3ачем ты её таскаешь с собой?

(18)Валерка ответил неохотно:
— Так...
(19)Карта там.

— (20)Ну и что?

— (21)Я отмечаю... путешествия.

— (22)И много ты путешествовал? — усмехнулся я.

(23)Валерка смутился. (24)Ответил, вздохнув:
— Немного...
(25)Я не только те путешествия отмечаю, в которых бывал, а ещё те, в которых хочу... (26)Ну, потом когда-нибудь.

(27)Тем временем пароход с трудом приткнулся к невысокому лесистому берегу: поломка колеса.

— (28)Не меньше часа простоим, — сказал матрос.

— (29)3начит, два, — заключил Виталий и предложил прогуляться по лесу. (30)Ему иногда приходили в голову бредовые идеи.

(31)На берегу смутно белели берёзовые стволы. (32)В чёрной, удивительно спокойной воде на страшной глубине плавали звёзды. (ЗЗ)Мы пошли.

(34)Ничего интересного не было в этой прогулке: только нашли поляну, где слабо светились венчики густо растущих ромашек. (35)Они отражали те крохи света, которые звёзды посылали земле.

(36)А когда среди деревьев снова заблестели огни парохода, Валерка спохватился, что потерял сумку-планшет. (37)Он нёс её в руках, чтобы сумка не била по ногам и не цеплялась за ветки. (38)Споткнулся, выпустил её.

— (39)Надо найти, — почти со слезами сказал Валерка.

— (40)Не валяй дурака! (41)Пароход уйдёт.

— (42)Пусть уйдёт пароход! (43)А я пойду! — крикнул он.

(44)И вот теперь мы вынуждены были бежать вслед за мальчишкой, каждую секунду боясь услышать гудок уходящего парохода.

(45)Валерку мы догнали минут через семь. (46)Он ждал нас, прижимая к груди свою сумку. (47)Нашёл он её случайно, запнувшись за ремешок.

(48)В каюте мы смазали Валеркины ссадины. (49)Потом он сразу уснул.

(50)Случилось так, что мы с Виталием заспорили о месте, где произошла остановка. (51)В конце концов решили обратиться к карте. (52)У нас её не было, но на столе лежала Валеркина сумка. (53)Будить парня не хотелось, и мы вытащили карту без разрешения.

— (54)Чёрт возьми! — сказал я. (55)Вместо ожидаемой карты области перед нами развернулась карта мира, исчерченная во всех направлениях синими пунктирами. (56)Это были будущие Валеркины маршруты. (57)Они пересекали континенты и океаны. (58)И тогда понятным стал недавний Валеркин маршрут, самый короткий, но не самый простой — через ночной лес, за потерянной сумкой.

— (59)Ну, что ж... — задумчиво сказал Виталий. — (60)Каждый бережёт свою мечту... (61)Как ты думаешь, он боялся в лесу?

(62)Мы оба посмотрели на нашего спутника. (63)Тот спал, откинув исцарапанную ветками руку. (64)Иногда у него беспокойно вздрагивали брови.

(По В.П. Крапивину)*
* Крапивин Владислав Петрович (род. в 1938 г.) –
современный писатель, журналист, автор книг о детях и для детей,
в том числе фантастических.

Задание 10 10141

Выполните лексический анализ.
В предложениях первого абзаца текста найдите устаревший предлог. Замените этот предлог стилистически нейтральным синонимом.

Текст С.Т. Аксакова

(1)Благодетельная судьба скоро послала мне неожиданное новое наслаждение, которое произвело на меня сильнейшее впечатление и много расширило тогдашний круг моих понятий. (2)Против нашего дома жил в собственном же доме С. И. Аничков, старый богатый холостяк, слывший очень умным и даже учёным человеком. (3)Аничкова не любили, а только уважали и даже побаивались его резкого языка и негибкого нрава. (4)К моему отцу и матери он благоволил и иногда давал взаймы денег, которых больше никто просить у него не смел.

(5)Он услышал как-то от моих родителей, что я мальчик прилежный и сообразительный, очень люблю читать книжки, но что читать нечего. (6)Старик, ярый сторонник просвещения, естественно, был покровителем всякой любознательности. (7)На другой день вдруг присылает он человека за мною; меня повёл отец. (8)Аничков, расспросив хорошенько, что я читал, как понимаю прочитанное и что помню, остался очень доволен: велел подать связку книг и подарил мне... (9)О счастие!.. (10)«Детское чтение для сердца и разума», изданное безденежно при «Московских ведомостях» Н. И. Новиковым!

(11)Я так обрадовался, что чуть не со слезами бросился на шею старику и, не помня себя, побежал домой, оставив своего смущённого отца беседовать с Аничковым. (12)Помню, однако, благосклонный и одобрительный хохот хозяина, загремевший в моих ушах и постепенно умолкавший по мере моего удаления.

(13)Боясь, чтоб кто-нибудь не отнял моего сокровища, я пробежал прямо через сени в детскую, лёг в свою кроватку, закрылся пологом, развернул первую часть — и сразу же позабыл всё меня окружающее. (14)Когда отец воротился и со смехом рассказал матери всё происходившее у Аничкова, она очень встревожилась, потому что и не знала о моём возвращении. (15)Меня отыскали лежащего с книжкой. (16)Мать рассказывала мне потом, что я был точно как помешанный: ничего не говорил, не понимал, что мне говорят, и не хотел идти обедать. (17)Должны были отнять книжку, несмотря на горькие мои слёзы. (18)Угроза, что книги отнимут совсем, заставила меня удержаться от слёз, встать и даже обедать. (19)После обеда я опять схватил книжку и читал до вечера. (20)Разумеется, мать положила конец такому исступлённому чтению: книги заперла в свой комод и выдавала мне по одной части, и то в назначенные ею часы.

(21)Я читал свои книжки с восторгом и, несмотря на разумную бережливость матери, через месяц с небольшим прочёл всё. (22)В детском уме моём произошёл совершенный переворот, и для меня открылся новый мир... (23)Я узнал в «Рассуждении о громе», что такое молния, воздух, облака; узнал образование дождя и происхождение снега. (24)Многие явления в природе, на которые я смотрел бессмысленно, хотя и с любопытством, получили для меня смысл, значение и стали ещё любопытнее.

(По С. Т. Аксакову*)
*Акса́ков Сергей Тимофееевич
(1791-1859)
— русский писатель, чиновник и общественный деятель,
литературный и театральный критик, мемуарист,

 

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.