ЕГЭ: задание 2 (тест 3)

Версия для печатиPDF
Задание 1 5375

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРЕДСТАВИТЕЛЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ, -я, м.

  1. Лицо, которое действует по чьему-н. поручению, выражает чьи-н. интересы, взгляды.
    П. завода. Полномочный п.
  2. Типичный образец того или иного разряда животных, растений и т.п.
    Этот цветок - п. северной флоры.
  3. Выразитель чьих-л. интересов, мнений, взглядов и т.п.
    П. потребностей народа. Быть представителем чьих-л. интересов.
  4. Человек, представляющий в своём лице какой-н. разряд, группу людей или какую-н. область деятельности.
    Лучшие представители офицерства.

ЕГЭ: текст В2

(1)Следствием непрекращающейся борьбы за существование в мире животных является естественный отбор – процесс, устраняющий менее приспособленные организмы и благоприятствующий более приспособленным организмам. (2)В этой конкурентной борьбе преимущество получают те представители вида, которые оказываются наиболее жизнеспособными, то есть приспособленными к конкретным условиям обитания. (3)<…> они имеют больше шансов оставить после себя полноценное потомство.


Задание 2 5468

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СИСТЕМА. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СИСТЕМА, -ы, ж.

  1. Общественный строй, форма общественного устройства.
    Социальная с. Капиталистическая с.
  2. Совокупность организаций, однородных по своим задачам, или учреждений, организационно объединённых в одно целое.
    Работать в системе Академии наук.
  3. Техническое устройство, конструкция.
    Самолёт новой системы.
  4. Нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей.
    Периодическая с. элементов. С. взглядов. Философская с. (учение). Педагогическая с. Ушинского. С. каналов.
  5. То, что стало нормальным, обычным, регулярным (разг.).
    Зарядка по утрам превратилась в систему (вошла в систему, стала системой).

ЕГЭ: текст В6

(1)Носовые гласные, свойственные фонетической системе старославянского языка, где они обозначались специальными буквами — юсами Ѫ (о носовое) и Ѧ (э носовое), и сохранившиеся до настоящего времени в польском и кашубском языках, некогда были присущи всем славянским языкам. (2)Образовавшисъ ещё в праславянский период, впоследствии они во всех славянских языках, кроме польского и кашубского, в разное время подверглись утрате, переходу в неносовые чистые. (3)<...> изменение носовых гласных в неносовые не было одинаковым в славянских языках, а это говорит о том, что произношение их в разных славянских языках было неодинаково.


Задание 3 5693

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОБЩЕСТВО. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ОБЩЕСТВО, -а, ср.

  1. В дворянской среде: узкий круг избранных людей.
    Принят в обществе. Бывать в обществе.
  2. Добровольное, постоянно действующее объединение людей для достижения какой-либо цели.
    О. любителей книги. Всероссийское о. охраны природы. Спортивные общества.
  3. Та или иная среда людей, компания.
    Попасть в дурное о. Душа общества.
  4. Совокупность людей, объединённых исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности.
    Феодальное о. Капиталистическое о.
  5. кого-чего. Совместное пребывание с кем-н.
    Чуждаться чьего-н. общества. В обществе старых друзей.

ЕГЭ: текст В9

(1)Астрономия, как и все другие науки, возникла из практических потребностей человека. (2)С развитием общества перед астрономией выдвигались всё новые и новые задачи, для решения которых нужны были более совершенные способы наблюдений и более точные методы расчётов. (3)<…> постепенно стали создаваться простейшие астрономические инструменты и разрабатываться математические методы обработки наблюдений.


Задание 4 7307

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова РЯД. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

РЯД, -а (-у), м.

  1. Линия ровно расположенных однородных предметов.
    Р. домов. Первый р. партера.
  2. Некоторое количество чего-н.
    Р. случаев. Есть р. исключений. По целому ряду причин.
  3. мн. Состав, совокупность лиц, принадлежащих к какой-л. организации, группе, среде и т.п.
    В рядах борцов. Пополнить ряды безработных.
  4. Ларьки, магазины, лотки, рыночные прилавки, расположенные в одну линию.
    Овощной р. Торговые ряды.
  5. Полоса шириной в один взмах косы, в один захват косилки; прокос.
    Прокосить один р.

ЕГЭ: текст В12

(1)Научный стиль принадлежит к числу книжных стилей литературного языка, которым присущ ряд общих условий функционирования и языковых особенностей: предварительное обдумывание высказывания, его монологический характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи. (2)Этот стиль речи имеет черты, проявляющиеся независимо от характера самих наук (естественных, точных, гуманитарных) и различий между жанрами высказывания (монография, научная статья, доклад, учебник и т. д.), что даёт возможность говорить о специфике стиля в целом. (3)Вместе с тем вполне естественно, что, <...>, тексты по физике, химии, математике заметно отличаются по характеру изложения от текстов по филологии или истории.


Задание 5 7435

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЦЕНТР. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ЦЕНТР, а, м.

  1. Точка в геометрической фигуре, теле, обладающая каким-н, только ей присущим свойством и обычно получаемая пересечением линий, осей, плоскостей.
    Ц. окружности. Ц. тяжести.
  2. Центральная часть города, большого населённого пункта.
    Жить в центре. Квартира в центре. Отправиться в ц. за покупками. Трамвайная линия от нового района до центра.
  3. Город с административными, промышленными и другими учреждениями.
    Промышленные центры страны. Областной, районный ц. Административный ц. области.
  4. Высший руководящий орган.
    Директивы центра.
  5. Группа нервных клеток, регулирующих какую-н, функцию организма (спец.).
    Двигательные центры. Дыхательный ц.
  6. Главенствующее, ведущее учреждение какой-н. отрасли.
    Кардиологический ц. Онкологический ц. Телевизионный ц. Ц. подготовки космонавтов. Ц. управления полётами.

ЕГЭ: текст В15

(1)В ходе экспериментов ученые выявили, что освоение новых слов стимулирует активность стриатума (полосатого тела) — важного отдела мозга, имеющего непосредственное отношение к мотивации. (2)Сам по себе стриатум не связан с языковой функцией: он не расшифровывает значения слов и не запоминает их, для этого есть особые лингвистические центры в коре головного мозга. (3)<...> он подкрепляет мотивацию к изучению языка тем, что реагирует на лингвистические усилия чувством удовольствия: приятные эмоции помогают запоминать новый материал.


Задание 6 7633

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова РАБОТА. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

РАБОТА, -ы, ж.

  1. Процесс превращения одного вида энергии в другой (спец.); вообще нахождение в действии.
    Единица работы (джоуль). Бесперебойная р. машины. Р. сердца. Р. мысли.
  2. Занятие, труд, деятельность.
    Физическая, умственная р. Ответственная р. Провести большую работу.
  3. Служба, занятие как источник заработка.
    Постоянная, временная р. Выйти на работу. Снять с работы. Поступить на работу.
  4. Производственная деятельность по созданию, обработке чего-н.
    Сельскохозяйственные работы. Ремонтные работы.
  5. Продукт труда, готовое изделие.
    Печатные работы. Выставка работ художника.
  6. Материал, подлежащий обработке, находящийся в процессе изготовления.
    Надомники берут работу на дом.
  7. Качество, способ исполнения.
    Топорная р. Вещь превосходной работы.

ЕГЭ: текст В18

(1)Анализируя законы развития помещичьего хозяйства, основанного на крепостном труде, А. Н. Радищев установил внеэкономический насильственный характер связи между помещичьими и крестьянскими хозяйствами, выявил антагонизм между ними, разоблачил классовую сущность абсолютистского государства, решительно стоящего на защите экономических и политических интересов дворянства. (2)Из этого следовал вывод, что радикальное изменение феодальных производственных отношений невозможно осуществить путём постепенных реформ: необходимы решительные меры. (3){...} во всех его работах — публицистических, философских, экономико-географических и государственно-правовых — находила то или иное отражение радикальная идея о необходимости уничтожения феодального строя в России путём крестьянской революции.


Задание 7 8296

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ИГРАТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ИГРАТЬ, -аю, -аешь; игранный; несов.

  1. Резвясь, развлекаться, забавляться чем-н.
    Дети играют в саду. Рыба играет в реке (перен.). И. с кем-н. как кошка с мышью (забавляясь, мучить). И. кистями платка (перебирать их).
  2. Проводить время в игре (во 2-м знач.).
    И. в куклы. И. в солдатики. И. в прятки, в жмурки. И. в шахматы. И. в футбол. И. на бильярде.
  3. Исполнять музыкальное произведение.
    И. вальс. И. на скрипке. И. первую скрипку (также перен.: занимать руководящее положение в каком-н. деле; разг.), И. на чьих-н. нервах (перен.: намеренно нервировать, раздражать кого-н.).
  4. Исполнять сценическую роль, пьесу на сцене.
    И. роль (также перен.: изображать кого-н. или действовать в качестве кого-н.). И. роль Гамлета. И. Хлестакова. И. комедию (также перен.: притворяться, действовать неискренне; неодобр.).
  5. Общаться с кем-чем-н. легкомысленно, как с игрушкой, забавой.
    И. своей жизнью (понапрасну рисковать). И. (шутить) с огнём (обращаться легкомысленно с чем-н. опасным). И. людьми (обращаться с ними по своей воле). И. чьими-н. чувствами.
  6. О чувствах, состоянии: проявляться, обнаруживать себя каким-н. образом.
    В глазах играет радость. На лице играет злорадство.

ЕГЭ: текст В21

(1)В наши дни симфонические оркестры редко пользуются камертоном — предметом, всегда издающим ноту «ля» и служащим эталоном чистоты при настройке музыкальных инструментов и в пении. (2)Дело в том, что в оркестре роль камертона выполняет деревянный духовой инструмент гобой, поскольку окружающая температура не влияет на его музыкальный строй и его нота «ля» всегда устойчива. (3)Но {…} с оркестром играет рояль, то все инструменты оркестра настраивают уже по роялю, а рояль перед концертом должен быть хорошо настроен по камертону.


Задание 8 10557

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МОДЕЛЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

МОДЕЛЬ, -и, ж.

  1. Схема какого-нибудь физического объекта или явления.
    М. атома. М. искусственного языка.
  2. Тип, марка конструкции.
    Новая м. автомобиля.
  3. Уменьшенное (или в натуральную величину) воспроизведение или макет чего-нибудь.
    М. корабля. М. самолёта.
  4. Образец какого-нибудь изделия или образец для изготовления чего-нибудь, а также предмет, с которого воспроизводится изображение.
    Новая м. платья. М. для литья. Модели для скульптур.

ЕГЭ: текст

(1)Часы стали первым автоматом, созданным для практических целей и получившим повсеместное распространение. (2)Многие конструкторские идеи, которые впоследствии использовались в других отраслях техники, были поначалу опробованы в часах, а для многих механизмов, созданных в последующие времена, часы послужили образцом. (3)Они, можно сказать, явились опытной моделью <...> механического искусства в целом.

Задание 9 13020

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МАТЕРИАЛ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

МАТЕРИАЛ, -а, м.

  1. Предметы, вещества, идущие на изготовление чего-н.
    Строительный м.
  2. Источник, сведения, служащие основой для чего-н.
    М. для биографии писателя. М. для наблюдений.
  3. Собрание документов по какому-нибудь вопросу.
    Папка для служебных материалов. Материалы следствия.
  4. Тканьёвое, трикотажное или синтетическое изделие, предназначенное для шитья.
    Шерстяной м. Нетканые материалы. М. на платье.

ЕГЭ: текст

(1)О том, что электрический ток за счёт сопротивления вызывает нагрев проводника, по которому он течёт, знают <...> самые нерадивые школьники, ведь на этом основан принцип действия электрической лампы с нитью накаливания, электрических нагревателей, электрочайников, утюгов. (2) Однако в природе существуют удивительные материалы — сверхпроводники, которые не имеют электрического сопротивления при их охлаждении до весьма низких температур. (3)Отсутствие сопротивления приводит к тому, что плотность электрического тока, протекающего по таким материалам, может достигать гигантских значений, но сверхпроводник при этом нагреваться не будет.

Задание 10 12651

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПОТОК. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПОТОК, -а, м.

  1. Тип производства, характеризуемый непрерывным выполнением всех операций (спец.).
    Перевести (поставить) производство на п. Модель снята с потока.
  2. Стремительно текущая водная масса.
    Бурный п. Горный п. Глубинный п. (подводное течение).
  3. Движущаяся масса чего-н.
    П. лавы. Воздушный п. П. частиц. П. света. Людской п. Транспортный п. П. слёз (перен.). П. слов (перен.).
  4. Часть общего состава учащихся, разделённых для проведения каких-н. занятий, испытаний.
    Сдача экзаменов в два потока.

ЕГЭ: текст

(1)Чтобы защитить окружающую среду и исключить поступление газовых выбросов производства в атмосферу, на пути газового потока устанавливают специальные фильтры. (2)В качестве фильтрующего материала хорошо зарекомендовали себя ткани из тонковолокнистых полимеров на марлевой основе: они устойчивы к воздействию кислот, щелочей, высокой температуры и органических растворителей. (3)Основной недостаток таких фильтров — низкая пылеёмкость, поэтому на производствах, <…> содержание пыли в газовых выбросах превышает допустимую норму, дополнительно устанавливают фильтры грубой очистки с волокнистыми насадками.

Источник: 
ЕГЭ
 

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.