ЕГЭ 2023: вариант 37

Версия для печатиPDF

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

ЕГЭ: текст Циолковского К.Э.

Мне было лет восемь-девять, когда моя мать показывала нам, детям, аэростат из коллодиума. Он был крохотный, надувался водородом и занимал меня тогда как игрушка. Я таскал его по двору, по саду и по комнатам на ниточке. Лет четырнадцати я получил некоторое теоретическое понятие об аэростате из физики Гано. Попробовал было надуть водородом мешок из папиросной бумаги, но опыт не удался. Кажется, я тогда сильно увлекался механическим летанием с помощью крыльев. Я также делал плохие токарные станки, на которых всё-таки можно было точить, устраивал разные машины и, между прочим, коляску, которая должна была ходить во все стороны с помощью ветра. Ветер я производил с помощью мехов.

Потом я уже начал строить коляску для собственных путешествий. Отказывался от завтраков, чтобы тратить деньги на гвозди и на разную дрянь. Но подвиг сей не увенчался успехом: отчасти не хватило терпения и материалов, отчасти надоело голодать, отчасти же я стал смекать, что это вещь непрактичная и выеденного яйца не стоит.

Одновременно ходила по полу у меня и <…> модель: коляска, приводимая в движение паровой машиной турбинной системы. Воздухоплаванием, в особенности газовым, я занимался тогда мало. Лет пятнадцати-шестнадцати я познакомился с начальной математикой и тогда мог более серьёзно заняться физикой. Более всего я увлёкся аэростатом и уже имел достаточно данных, чтобы решить вопрос: каких размеров должен быть воздушный шар, чтобы подниматься на воздух с людьми, будучи сделан из металлической оболочки определённой толщины. Мне было ясно, что толщина оболочки может возрастать беспредельно при увеличении размеров аэростата. С этих пор мысль о металлическом аэростате засела у меня в мозгу. Систематически я учился мало: я читал только то, что могло помочь мне решить интересующие меня вопросы, которые я считал важными.

(По К.Э. Циолковскому)

Задание 1 16276

Самостоятельно подберите определительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) абзаце текста. Запишите это местоимение.

Задание 2 16277

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте.

1)   ДЕЛАТЬ. что. Производить, изготовлять что-н. Д. мебель.
2)   СТОРОНА. Направление, а также пространство, место, расположенное в каком-н. направлении от кого-чего-н. Подъехать с левой стороны.
3)   МЕХ. мн. Одежда из меха, на меху, отделанная мехом (разг.). Ходить в мехах.
4)   ХОДИТЬ.  Быть  кем-н., исполнять какие-н. обязанности, находиться в каком-н. состоянии (разг.). X. в старостах.
5)   ВАЖНЫЙ. Имеющий особое значение, значительный. Важное сообщение.

Задание 3 16278

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) Текст рассчитан на массового читателя, поэтому характеризуется доступной для понимания лексикой (присутствуют в том числе разговорные слова: дрянь, крохотный), достаточно простым синтаксисом, лишённым громоздких структур, затрудняющих восприятие.
2) Текст насыщен терминами (коллодиум, водород, паровая машинная турбинная система), что позволяет отнести этот текст к научному стилю речи.
3) Использование эпитетов («теоретические понятия», «воздушный шар»), метафор (толщина оболочки, при увеличении размеров аэростата) способствует эмоциональности, выразительности текста.
4) Текст содержит грамматические особенности, характерные для деловой речи: отымённые предлоги (из, против, при), используемые в предписаниях и распоряжениях глаголы в форме инфинитива (надуть, точить, заняться).
5) Несмотря на внешнюю простоту синтаксиса в данном тексте, синтаксические структуры отличаются разнообразием: присутствуют и простые предложения (в том числе осложнённые такими конструкциями, как однородные члены предложения, обособленное обстоятельство, обособленное определение, вводное слово), и сложные.

Задание 4 16279

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1) черпАть
2) дозировАть
3) сирОты
4) прозорлИвый
5) снЯта

Задание 5 16280

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

О возрасте постройки напоминали выщербленные КАМЕННЫЕ ступени.
Правую сторону проезжей части больше чем наполовину ПЕРЕГОРОДИЛИ тремя нелепо развёрнутыми машинами.
На лобовом стекле начали появляться мелкие волдыри ДОЖДЛИВЫХ капель.
По народным представлениям, любой гость – всегда ЖЕЛАННЫЙ и должен быть объектом почитания как представитель чужого мира.
Жюри ЗАНИЗИЛО оценку юной звезде рок-н-ролла.

Задание 6 16281

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите это слово.

Название растения вертелось у меня на уме, я мучительно напрягал память, но не мог вспомнить – ассоциативные связи разрушились, и не у кого было спросить.

Задание 7 16282

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

подбросить УГЛЕЙ
СЕМИ тысячами
наиболее УДАЧНО
ПОЛОЖИТЕ на стол
несколько ЯБЛОНЬ

Задание 8 16283

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

A)  нарушение в построении предложения с однородными членами
Б) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом
B)  нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Г) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
Д) ошибка в построении сложного предложения

1) В небольшой, неярко освещённый зал пускали только приглашённых, сверяя фамилии по списку.
2) Картофель настолько прочно вошёл в быт племён и наций России, что не только получил русский паспорт, но и русскую судьбу.
3) К вашему счастью, я долго служил в Кавказе и усвоил заповедь: гость – лицо священное.
4) Переступив порог «генеральского» кабинета, мой взгляд скользнул по хозяину, восседавшему у компьютера за массивным столом светлого дерева, после чего я застыла, обливаясь холодным потом.
5) Она знала все круги, восьмёрки и петли, что всегда напоминали ей Гришину железную дорогу, по которым скользят паровозики старых мыслей, делая остановки и перекидки в заранее известных местах её великой биографии.
6) Второе блюдо – рис с овощными котлетами – был встречен гостями холодно: по-видимому, они, будучи отнюдь не вегетарианцами, ожидали чего-то мясного.
7) Волоча за хвост тяжеленное чучело крокодила, на поле появилась маленькая, но сосредоточенная Маша Феклищева – единственная девчонка, которая, подходя по возрасту юношеской сборной, играла во взрослой.
8) К вечеру вспухшую реку, измятые поля и лес накроет багровый купол, который мгновенно сгорает, и небеса окрасились в малахит.
9) Простой матрос благодаря этому разговору получил некоторые литературные сведения, а также указание относительно клада.

Задание 9 16284

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) просв..щение, п..тербургский, поб..лить
2) (местный) ст..рожил, ср..внять (счёт), к..варство
3) д..ректор, разм..гчить, предв..щать
4) ор..ентация (в пространстве), ош..ломить, (не) прид..рёшься
5) подск..чить, спл..титься, т..ропиться

Задание 10 16285

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) меж..языковой, неот..емлемый, раз..яснение
2) и..коверкать, сни..хождение, и..синя-чёрный
3) непр..взойдённый, сопр..частность, пр..старелый
4) супер..нтенсивный, меж..гровая (тренировка), двух..мпульсный
5) пр..бабушка, р..спорядок, з..облачный

Задание 11 16286

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) удоста..вавший, подразум..вая
2) обидч..вость, чист..нький
3) врем..чко, глин..стый
4) письм..цо, глянц..вый
5) кремни..вый, ослаб..вать

Задание 12 16287

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) животрепещ..щий (вопрос), (они) паш..т (землю)
2) стó..вшие (дорого вещи), (дождь) хлещ..т
3) (хорошо) высп..шься, немысл..мый
4) услыш..вший, (он) бормоч..т
5) колебл..мый (ветром), утрат..вший

Задание 13 16288

Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Остаюсь дома: мне сегодня (НЕ)ЗДОРОВИТСЯ.
(НЕ)СМОТРЯ по сторонам, будучи полностью погружённым в свои мысли, Фёдор шёл по самому краю тротуара.
(НЕ)ИСПЫТАННОЕ раньше чувство жалости заставило Никиту передумать.
Лось шёл (НЕ)СПЕША, словно это была не проезжая часть, а лосиная тропа.
Самые важные ответы ещё (НЕ)НАЙДЕНЫ.

Задание 14 16289

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(С)РАЗБЕГУ влетев в ванную и отыскав аптечку, Митя схватил зелёнку, бинт и на минуту задумался, размышляя о том, ЧТО(БЫ) ещё могло сейчас пригодиться для лечения разбитой коленки Сони.
В ПОЛ(ДЕНЬ) мне позвонила хозяйка и сказала, что (В)СВЯЗИ с некоторыми трудностями она вынуждена просить меня съехать.
(ОТ)ТОГО гнетущего чувства вины, которое терзало его уже много лет, Виктор, как ни пытался, никак не мог избавиться (В)ОДИНОЧКУ – ему нужна была помощь.
После того как соперники забрасывали свои бутылки, ватага ребятишек, расположившихся (В)НИЗУ на помосте для пловцов, бросалась в воду (НА)ПЕРЕГОНКИ и доставала их со дна.
(В)ПОСЛЕДСТВИИ Женя каждый раз, глядя на необычайно красивую вазу, которую подарил ей отец, вспоминала одно и ТО(ЖЕ) – их последний разговор.

Задание 15 16290

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Простенки фойе в несколько рядов были увеша(1)ы портретами и увеличе(2)ыми фотографиями в золочё(3)ых овальных рамах. Из первой рамы на нас глядела писа(4)ая маслом женщина лет тридцати. Рядом с прославле(5)ой актрисой в раме помещалось фотографическое изображение человека с усами.

Задание 16 16291

Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. Мы от кого-то убегаем или мы кого-то догоняем?
  2. Высокая женщина с суровым испещрённым морщинами лицом долго и пристально смотрела на Виталия.
  3. Мне оставалось или сесть верхом на бревно и задним ходом уползти назад или продолжать путь.
  4. Ирина стирала с губ модный в те времена фиолетовый цвет заменяла на нежно-розовый и становилась моложе естественней.
  5. В инструкции было подробно рассказано не только об ориентировании в лесу но и о способах разведения костра в условиях сырости.
Задание 17 16292

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Взъерошенный и испачканный (1) он стоял перед натянутым холстом и (2) свободно размахивая кистью (3) внезапно чему-то радуясь (4) и (5) так же внезапно из-за чего-то огорчаясь (6) вдохновенно творил.

Задание 18 16293

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

И (1) вновь (2) смотрю я вдаль…
Так я и оставался одинок.
Но правду (3) ежели (4) сказать – я им,
Вот этим одиночеством моим,
Совсем не очень (5) даже (6) тяготился:
Скорее (7) в глубине души, гордился.
Святые жили же одни в пустыне
И не считали, при своём смиреньи,
Что это – одиночество гордыни
Иль, вообще, что это некий грех,
Но каждый (8) вероятно (9) в ощущеньи
Считал себя – как я же – лучше всех.
(З. Гиппиус)

Задание 19 16294

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Так уж случилось (1) что соседка снизу вышла из подъезда именно в тот момент (2) когда Оля, испуганная сообщением о том (3) что в её квартире прорвало трубу (4) вылезала из машины (5) так что ворох претензий обрушился на Олю ещё до того (6) как она смогла своими глазами оценить масштаб бедствия.

Задание 20 16295

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Я об этом так подробно говорю (1) потому что (2) если б не этот старик (3) который терпеть не мог пастухов из долинных колхозов вместе с их гостями (4) или (5) если б он целый день не угощал остальных сванов (6) чаша весов могла бы перетянуть на мою сторону.

Задание 21 16296

Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Романцевские горы в Тульской области – уникальная природная локация, которая из-за своего рельефа и цвета напоминает поверхность Марса. (2)Это удивительное место изначально было обыкновенным карьером, там добывали бурый уголь. (3)Десятки лет понадобилось природе, чтобы сделать его таким, каким он выглядит сейчас.

(4)Местность имеет несколько названий: Кондуки, Ушаковские карьеры, Романцевские горы. (5)В 60-е годы здесь, неподалёку от города Богородицка, началась добыча бурого угля открытым способом. (6)Его залежи находились близко к поверхности, так что способ добычи был не слишком трудозатратным и при этом весьма прибыльным. (7)Однако через 20 лет сырьё утратило своё качество, и в результате интерес к карьеру угас – в 90-е годы его полностью забросили.

(8)Дожди и таяние снега стали причиной появления размывов и трещин в глинистой породе, хаотично выброшенной по сторонам от карьера. (9)Вода начала постепенно скапливаться в самых глубоких точках, образовав здесь спустя годы водоём.

Прочитайте текст и выполните задания 22-26.

ЕГЭ: текст Тэсс Т.

(1) К дому подъехала машина, оттуда вышли девушка в длинном белом платье и пожилая женщина в тёплом пальто.

(2) Было холодно, с Невы дул ветер, пронзающий и острый, как шпага. (3) Девушка была очень красивая, с нежным овалом лица и серыми сияющими глазами; пепельные её волосы развевал ветер. (4) Она шла к дверям быстро, словно смущалась своей красоты и того, что она одна в снежно-белом платье среди тепло одетых прохожих. (5) У порога она запуталась в длинной юбке и от этого смутилась ещё больше.

(6) Я вошла вслед за ними.

(7) Пожилая женщина обернулась, щёки её разрумянились от волнения.

(8) Что-то знакомое почудилось мне в лице. (9) Мать и дочь прошли вперёд и исчезли за одной из дверей этого старого пышного особняка, где сейчас находился Дворец бракосочетаний.

(10) Я поднялась по белой лестнице наверх. (11) И спустя некоторое время увидела их фигуры снова.

(12) Девушка стояла посреди зала на ковре, покрывающем блестящий, как озеро, паркет. (13) Рядом с нею был юноша в очках, с длинной шеей и длинными, словно у подростка, руками, с лицом, пожалуй, даже некрасивым, но непередаваемо привлекательным своей спокойной добротой.

(14) У стола человек в тёмном костюме обращался к ним с речью. (15) Слова были умные, торжественные, но, мне показалось, они еле доносились к ним сквозь ликующую музыку их счастья.

(16) Зато мать впитывала эти слова всем существом.

(17) Она сидела у стены среди других родственников и гостей, положив на колени широкие красные руки, и смотрела на говорившего не отрываясь, как школьница на учителя.

(18) После каждой фразы она растроганно кивала головой, соглашаясь: «Так… так…» (19) Лицо её, залитое слезами, поразило меня своей нежностью и внутренней силой. (20) И опять мне показалось, что я где-то уже видела её.

(21) Вечером мне надо было уезжать в Москву.

(22) Перед отъездом я успела зайти в Эрмитаж. (23) И едва я переступила порог тёплого блистающего зала, едва глянули на меня из золота рам любимые полотна, как тотчас же в памяти встал тот Эрмитаж, каким я видела его в дни блокады.

(24) Я шла тогда по безлюдным, скованным стужей залам, мимо стен, где леденели пустые рамы, точно покинутые дома, из которых ушли те, кто согревал их теплом жизни.

(25) Люстра, сброшенная взрывной волной, лежала на паркете, как раздавленный цветок. (26) Огромные часы с органом возвышались в углу; стрелки их остановились в тот миг, когда первый фашистский снаряд разорвался над Эрмитажем. (27) Под каждой рамой было имя великого мастера и название полотна, и я шла мимо пустых рам, вспоминая каждую картину, заставляя память вернуть их хоть на миг в покинутый ими родной дом.

(28) Рядом неслышно шагала женщина, закутанная в тёплое мужское пальто; поверх пальто она накинула на плечи одеяло.

(29) В самом начале войны драгоценные коллекции были вывезены из Эрмитажа на восток, но часть наиболее громоздких экспонатов вывезти не удалось; они были упакованы и перенесены в подвалы музея. (30) Хранить их осталась небольшая группа сотрудников, в их числе оказалась и эта женщина.

(31) Тяжёлые взрывы сотрясали здание, раздавался грохот, высокий, пронзительный звон разбитого стекла…

(32) Изо дня в день ослабевшие, измученные люди заделывали пробоины в крыше музея, закрывали раны в стенах, из которых сочилась вода, перетаскивали тяжёлые ящики с коллекциями в безопасные укрытия.

(33) Женщина, идущая рядом со мной, была бледна и слаба, как росток во тьме: голос её едва слышался, она с трудом передвигала распухшие ноги. (34) Но глаза, большие блестящие глаза, были полны поразительной силы и света жизни.

(35) Идя мимо стен, она, как и я, смотрела на пустые рамы, и я понимала, что она видит в них то же, что вижу я.

– (36) Зал Рембрандта… – говорила я тихо, и женщина кивала головой, соглашаясь: «Так… так…» – (37) Вольтер работы Гудона… (38) А вот тут стоял мраморный Фальконе, каким знала и любила его Мари Анн Колло… (39) Помните?

(40) И женщина почти беззвучно соглашалась: «Так… так…»

(41) Мы вошли в один из пустынных залов и остановились у заколоченного окна. (42) Ледяной блик светился на полу, покрытом изморозью. (43) Женщина горестно покачала головой.

– (44) Мадонна Литта… – сказала она шёпотом.

(45) Она глядела вперёд не мигая.

(46) Что видела она? (47) Пылающую синеву неба? (48) Мадонну, в которой столько земной красоты материнства? (49) И вдруг в измождённом, худом лице женщины, что стояла возле меня, кутаясь в одеяло, я различила тот же поразительный свет утверждения жизни, бесстрашную веру в её торжество.

– (50) Да… – сказала она твёрдо, как бы отвечая сама себе. – (51) Да! (52) Да!

(53) И пошла дальше своей неслышной, слабой походкой, едва переставляя распухшие ноги.

(54) …Я вспомнила всё это, стоя возле великого полотна Леонардо да Винчи, у Мадонны, на коленях которой лежало дитя.

(55) Неожиданно перед глазами моими встало лицо матери, глядящей на свою юную дочь в день её свадьбы, – лицо, полное поразившей меня нежности и внутренней силы. (56) Я сразу, как бывает во сне, узнала её.

(57) И я мысленно поклонилась ей и поцеловала её руку, большую усталую руку труженицы, что берегла от тьмы и зла драгоценный свет искусства, руку матери, провожающей в жизнь своё дитя.

(По Т. Тэсс*)
* Татьяна Тэсс (псевдоним; настоящее имя – Татьяна Николаевна Сосюра) (1906–1983)

– советская писательница, журналист и публицист,
многолетняя сотрудница газеты «Известия».

Задание 22 16297

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  1. Героиня-рассказчица, случайно встретив невесту и её маму и увидев, как мать смотрит на бракосочетание дочери, невольно вспомнила о другой женщине, с которой познакомилась много лет назад в Эрмитаже.
  2. Во время Великой Отечественной войны почти все экспонаты Эрмитажа, кроме самых крупных, были вывезены на восток, а хранением оставшихся занималась небольшая группа сотрудников музея.
  3. Несмотря на все опасности и тяготы блокадного времени, хранители музея продолжали заботиться об оставшихся в Эрмитаже экспонатах с невероятной самоотдачей.
  4. Женщина, встреченная рассказчицей в Эрмитаже в блокадное время, произвела на рассказчицу очень сильное впечатление: вопреки физической ослабленности, от этой женщины исходила поразительная внутренняя сила – сила матери.
  5. Рассказчица, стоя перед полотном Леонардо да Винчи, невольно подумала обо всех женщинах-матерях, которые жили в блокадном Ленинграде, обо всех погибших в те годы детях, и испытала чувство сильнейшей благодарности за то, что сейчас мирное время.
Задание 23 16298

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

  1. В предложении 2 содержится описание.
  2. В предложениях 12, 13 представлено рассуждение.
  3. Предложение 19 указывает на следствие того, о чём говорится в предложении 20.
  4. В предложениях 21, 22 представлено повествование.
  5. В предложениях 46–48 представлено рассуждение.
Задание 24 16299

Из предложений 53–57 выпишите один фразеологизм.

Задание 25 16300

Среди предложений 1–5 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения и однокоренных слов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Задание 26 16301

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22-25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны Вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

«Очерк “Мадонна Литта” Татьяны Тэсс воспевает жизнь, надежду и чистую, светлую, спасительную любовь.

Описывая Эрмитаж, каким его видит рассказчица в мирное время и каким он был во время блокады, автор использует такой приём, как (А) _______ (предложения 23–24) и (Б) _______ (“глянули на меня… любимые полотна” в предложении 23).

Важно отметить, что образ женщины – хранительницы музея во время блокады, оставаясь самостоятельным, цельным, становится при этом также частью образа Эрмитажа той поры: внутренняя сила, исходящая от этой физически ослабевшей женщины, степень измождённости которой передаётся с помощью такого тропа, как (В) ______ (“как росток во тьме” в предложении 33), словно наполняет опустевший Эрмитаж жизнью, любовью, надеждой. Этот эффект достигается в том числе благодаря использованию такого тропа, как (Г) _______ (“поразительный свет”, “бесстрашную веру” в предложении 49)».

Список терминов:
1) сравнение
2) эпитеты
3) антитеза
4) разговорная лексика
5) риторический вопрос
6) контекстные синонимы
7) оксюморон
8) олицетворение
9) парцелляция

Источник: 
СтатГрад, тренировочная работа №2 (27.10.2022). Вариант 2.
 

Комментарии

Аватар пользователя Анестезия
Все хорошо
автор: Анестезия

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.