ОГЭ ФИПИ 2024: задание 4 (тест 4)

Версия для печатиPDF
Задание 1 17987

Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А)  Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие.

Б)  Уточняющее обстоятельство обособляется.

В)  Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.

1)  Луна, яркая и точно мокрая, мелькала по голым верхушкам деревьев, и голые сучья сливались с её влажным блеском, исчезали в нём.

2)  Погода стояла неблагоприятная: по временам шёл мелкий осенний дождь, постоянно дул ветер.

3)  Приметы связаны со всем: с цветом неба, росой и туманами, криком птиц и яркостью звёздного неба.

4)  Высокое, почти безоблачное летнее небо, наполненное солнечным блеском, было восхитительно.

5)  В детстве мы с братом любили проводить время в заброшенном уголке сада, между сараем и забором, где хранилось множество вышедших из употребления вещей.

Задание 2 17993

Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А)  Обращение отделяется запятой.

Б)  Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие.

В)  Между частями сложноподчинённого предложения ставится запятая.

1)  Родина подсолнечника  — Центральная Америка, откуда испанцы вывезли его в Европу в ХVI веке.

2)  В мелколесье юные деревца всех пород: ель и сосна, осина и берёза  — растут дружно и тесно.

3)  Вид с вала был прекрасный: с одной стороны широкая полянка кончалась лесом, с другой – бежала маленькая речка.

4)  «Ты спрашивала меня, мама?»  — сказал Митя, входя и останавливаясь у порога.

5)  Иногда находило облачко, синее небо голубело, и тёплый воздух становился ещё нежнее и слаще.

Задание 3 17999

Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А)  Если вторая часть бессоюзного сложного предложения обозначает причину, то между частями предложения ставится двоеточие.

Б)  Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.

В)  Если вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет первую, то между частями предложения ставится двоеточие.

1)  Печорин был погружён в задумчивость, глядя на синие зубцы Кавказа, и, кажется, вовсе не торопился в дорогу.

2)  А.С. Пушкин писал о М.В. Ломоносове: «Он создал первый университет, он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».

3)  Контуры деревьев, обрызганных дождём, начали выступать из мрака, чернея растопыренными ветвями.

4)  Я вскочил, отодвинул штору: на ярко-синее высокое небо со всех сторон надвигались набухшие тучи.

5)  После ужина солдаты легли спать, даже не перемолвились друг с другом парой слов: уж очень напряжённым был минувший день.

Задание 4 18005

Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А)  Уточняющее обстоятельство обособляется.

Б)  Если вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет первую, то между частями предложения ставится двоеточие.

В)  Между частями сложноподчинённого предложения ставится запятая.

1)  В тени, падавшей на воду с раскидистых прибрежных кустов, блестели, как крошечные светлые пуговки, водяные паучки.

2)  На улице, перед низкой оградой сада, собралось довольно много народа: добрые граждане городка не хотели пропустить случая поглазеть на заезжих гостей.

3)  На одной из дорожек сада Владимир Сергеевич увидел какую-то фигуру, он пригляделся: то была Марья Павловна.

4)  Всё ликовало и пело вокруг меня: и ромашки на меже, и пламя подсолнечников в разных местах среди ржи.

5)  На том месте, с которого послышались крики, зажёгся и потух один огонёк, потом другой.

Задание 5 18011

Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А)  Между частями сложноподчинённого предложения ставится запятая.

Б)  Если вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на результат, вывод, то между частями предложения ставится тире.

В)  Между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже, при нулевой связке ставится тире.

1)  Речевой этикет предлагает некоторые приёмы, с помощью которых можно расположить к себе собеседника, создать доброжелательную атмосферу общения.

2)  Языковая норма  — это совокупность правил выбора и употребления элементов языка, действующих на различных его уровнях.

3)  Хозяин и рад бы не спать, да глаза слипаются  — ничего не поделаешь.

4)  Море, принимая солнце в свои недра, встречало его приветливой музыкой плеска волн, разукрашенных прощальными лучами в дивные оттенки.

5)  Всё: крапива, полынь, репейник  — вянет, роняет зёрна на землю, промоченную дождём.

Задание 6 18017

Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А)  Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие.

Б)  Вводная конструкция выделяется запятыми.

В)  Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.

1)  На уроке биологии учительница задала странный, на наш взгляд, вопрос: «На каком коне не ездят?»

2)  Хотя Иван нёс домой радостную весть, покоя в его душе не было: сердце то и дело сжималось от волнения.

3)  В степи печально посвистывали суслики, в листве винограда дрожал стеклянный стрёкот кузнечиков, полный диск луны бледнел, удаляясь от земли.

4)  Даже в дождливую погоду зеркальные окна дома сияли, сквозь стёкла отчётливо виднелись тропические растения, обладавшие тайной вечнозелёной жизни.

5)  На утреннем базаре в Симферополе всё блестело от росы: холодная редиска, пучки лука и огромные пионы.

Задание 7 18023

Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие.

Б) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.

В) Согласованное приложение, стоящее после определяемого слова, обособляется.

1) При свете северного сияния, отражающегося на снежных сугробах, совершали мы лыжные прогулки; казалось, мы находимся где-то на неведомой планете.

2) Дни тянулись однообразно: приходил в гости сосед, или забегала на ужин сестра, или я отправлялся на прогулку в поле.

3) Если на черёмухе раскрылись почки, значит, окончательно проснулась и потеплела земля, а весна вошла в полную силу.

4) Иволга, обитательница берёзового леса, издаёт звучный, похожий на флейту свист.

5) В русском языке существует три основных типа подчинительной связи слов в словосочетании: согласование, управление и примыкание.

Задание 8 18029

Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Согласованное приложение, стоящее после определяемого слова, обособляется.

Б) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на результат, то между частями предложения ставится тире.

В) Между частями сложноподчинённого предложения ставится запятая.

1) С удивлением глядел на подъезжающих молодой человек с красивыми глазами, очень миловидный, однако лицо его было бледно и от веснушек пёстро, как птичье яйцо.

2) Каждую пятницу Цыганок запрягал в широкие сани гнедого мерина Шарапа, любимца бабушки, и, туго подпоясавшись зелёным кушаком, ехал на базар покупать провизию.

3) Дунул ветер – на вершине сосны обломился сухой сучок и, цепляясь за ветви, упал на дорожку аллеи.

4) Мы знаем, что Солнце – типичная звезда, далеко не самая большая.

5) Старая мебель, красные с желтоватым обои в гостиной, множество плетёных стульев в столовой, полинялые подушки, рогатые лампы и сумрачные портреты на стенах – всё внушало невольную тоску.

Задание 9 18035

Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет первую, то между частями предложения ставится двоеточие.

Б) Согласованное приложение, стоящее после определяемого слова, обособляется.

В) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.

1) Вся комната была тесно и уютно загромождена старинной мебелью, имевшейся в доме: шкафами, комодами и большой кроватью.

2) Где-то далеко поёт, замирая на мгновение, колокольчик проезжей тройки, вестник русской зимы.

3) Правда, в доме было гораздо холоднее, чем на улице.

4) Выражение лица Елены немного изменилось со дня её отъезда из Москвы: оно стало обдуманнее и строже, глаза глядели смелее.

5) Читая, я чувствовал себя здоровее и сильнее, работал споро и ловко.

Задание 10 18041

Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.

Б) Между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже, при нулевой связке ставится тире.

В) Вводное слово выделяется запятыми.

1) Камни, белые и гладкие, резко отражали солнце и жёлтый песок, обозначив былую ширь лесного ручья.

2) Умение держать слово – главное достоинство человека, которое заключается в способности сделать всё, что он пообещал.

3) «Нет ничего такого, ‒ утверждал М. Горький, ‒ что нельзя было бы уложить в простые и ясные слова».

4) Мой одноклассник стоял возле дома, осматриваясь по сторонам, и, очевидно, поджидал кого-то.

5) Ледник, огибая утёсы, стоящие отдельно, начинался сразу за отвесными скалами, упирающимися вершинами в бездонное небо.

Источник: 
ФИПИ. Открытый банк заданий ОГЭ