ОГЭ 2024: ФИПИ Вариант 18

Версия для печатиPDF

Прочитайте текст и выполните задания 2, 3.

ОГЭ: текст

(1)Кинематограф возник в конце XIX века. (2)Он постепенно овладевал звуком, цветом, широкоформатным экраном, а также вырабатывал систему выразительных и изобразительных средств, что помогло ему перерасти в разветвлённую и вполне самостоятельную отрасль культуры. (3)Но кино пользуется выразительно-изобразительными средствами и других видов искусства, что свидетельствует о его синтетичности. (4)Наиболее прочными и многообразными являются его связи с литературой, и это подтверждается возросшим значением сценария, который является основой картины. (5)А сценарий есть прежде всего явление литературное, в нём достигается естественный сплав драматического действия с элементами эпического повествования.

Задание 2 12174

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) кинематограф возник (предложение 1)
2) он вырабатывал (предложение 2)
3) кино свидетельствует (предложение 3)
4) который является основой (предложение 4)
5) сценарий есть (предложение 5)

Задание 3 18075

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) В предложении 1 составное именное сказуемое.
2) В предложении 2 содержится 3 (три) грамматические основы.
3) Предложение 3 сложноподчинённое.
4) Предложение 4 сложное с сочинительной и подчинительной связью между частями.
5) Предложение 5 простое, осложнено однородными сказуемыми.

Задание 4 18001

Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А)  После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие.

Б)  Между однородными членами предложения, связанными повторяющимся союзом, ставится запятая.

В)  Между частями сложного бессоюзного предложения ставится запятая.

1)  Зелёные дорожки в лесу все будто курятся, туман везде поднимается, вода пузырьками садится на листья, на хвоинки ёлок, паучьи сети.

2)  Солнце, обойдя дом, заглядывало под сосны и пихты, которые густыми ветвями осеняли балкон.

3)  Впрочем, гости редко заглядывали к Золотницким: скучно было у них.

4)  Альберт Энштейн говорил: «Образование  — это то, что остаётся, когда забывается всё, чему нас учили».

5)  Вита шла по тёмной улице и всего боялась: и самой темноты, и длинного забора, за которым темнел кустарник, и встречных прохожих.

Задание 5 17589

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять кавычки.

Единственный музей в России, где по древним чертежам воссоздают копии старинных русских судов и совершают на них дальние морские путешествия, моделируя по примеру Тура Хейердала старинные маршруты, называется (1) Полярный Одиссей (2) и находится в (3) Петрозаводске (4). Об этом уникальном месте говорят: (5) Это музей без границ (6). Главные экспонаты музея  — это действующие копии исторических деревянных парусных кораблей, которые представляют на различных морских фестивалях (7) Россию (8).

Задание 6 11116

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера ответов.

1) ПРЕУСПЕВАТЬ – написание приставки определяется её значением, близким к значению приставке пере-.
2) РАСТАЯТЬ – в корне слова с чередующейся гласной перед -СТ пишется буква А.
3) БЛИЗКИЙ – в качественном имени прилагательном, имеющем краткую форму, пишется суффикс -К-.
4) БЕЗВРЕДНЫЙ – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный, пишется буква З.
5) ЛЫЖНИЦЫ – в окончании имени существительного после Ц пишется буква Ы.

Задание 7 18170

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква О.

Лиственницы уже ..(1)блетели. Их хвоя тонкая, как к..(2)роткие золотые волосы, всё время сыпал..(3)сь сверху, хотя ветра не был..(4). На лиственнице около костра трещал..(5) к..(6)кая-то птица. К..(7)залось, что эта птица здешний лесной парикмахер, что она стриж..(8)т хвою, щ..(9)лкает ножницами, сыплет эту хвою на реку, на костёр.

Задание 8 17920

Раскройте скобки и запишите слово «полтораста» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Крупный город располагался в (полтораста) километрах от нашей деревни.

Задание 9 11063

Замените словосочетание «книжный шкаф», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Прочитайте текст и выполните задания 10–12.

Текст Э.Ю. Шима

(1)В Ленинград пришла первая послевоенная весна. (2)Однажды я шёл с завода домой. (3)Долгий закат дымил над городом. (4)Только что прошумел дождь, ещё бренчали капли, падая с карнизов, и синие лужи на мостовых курились паром.

(5)Я вспомнил, как вернулся в Ленинград перед концом войны и не узнал его: пустынными и мёртвыми казались улицы, ни один фонарь не горел, не светились окна; на месте газонов и цветников чернела голая земля, разбитая на крохотные кривые грядки; прошлогодние листья скреблись и шуршали по дорожкам перекопанных городских садов...

(6)Я шёл медленно, подставляя лицо под капли и улыбаясь собственным мыслям. (7)В ту первую после войны весну у нас было много работы; мы отстаивали по полторы-две смены и ходили злые, невыспавшиеся. (8)А теперь вот горячка кончилась и можно будет отдохнуть.

(9)Навстречу мне шла женщина. (10)Она несла букет желтоватой черёмухи. (11)Я не успел посторониться, и шершавые мягкие листья коснулись лица. (12)На миг я ощутил полузабытый запах – такой свежий, холодящий, словно от сосульки, положенной на язык.

(13)И неожиданно я увидел эту черёмуху.

(14)Старая, раскидистая, она росла в конце тихой улочки, доставая третьи этажи. (15)Можно было подумать, будто чистое летнее облако опустилось между домами. (16)И, подойдя, я остановился у склонённых веток. (17)Кисти крупных цветов качались над самой головой. (18)Их можно было трогать. (19)Их можно было сорвать.

(20)Я протянул руку. (21)Эти цветы уже сегодня будут стоять у меня дома... (22)Надламываясь, ветка громко хрустнула. (23)Я торопливо сунул её за спину. (24)Постукивая палкой, к черёмухе подходил сутулый, худой старик. (25)Сняв шляпу, он прислонился к стволу и словно задремал. (26)Мне было слышно, как он дышит, по-старчески посапывая.

(27)Я отодвинулся и тут заметил ещё двух человек. (28)Они стояли, прижавшись друг к другу, – молоденький парень и девушка. (29)Ни меня, ни старика они, казалось, не замечали.

(30)И ещё я увидел окна. (31)Настежь распахнутые окна в соседних домах. (32)Казалось, дома тоже дышали, жадно и глубоко...

(33)Я представил себе тех, кто живёт на этой улице, и подумал: как удалось им сохранить черёмуху? (34)Не со слов – сам знаю: страшной блокадной зимой, когда в комнатах застывает вода и когда садится на стенках иней, чем не пожертвуешь ради крохи тепла, ради слабенького пламени в печурке? (35)А огромное старое дерево – уцелело. (36)Не в саду, не в парке – прямо на улице, никем не охраняемое... (37)Неужто на пороге смерти своей заботились люди о красоте и ждали весны?

(По Э.Ю. Шиму)*
* Шим Эдуард Юрьевич
(1930–2006) – советский писатель, драматург,
автор нескольких сборников рассказов для детей и взрослых.


Задание 10 18389

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)  Восстанавливая Ленинград после войны, люди трудились в полторы-две смены.
2)  Старое дерево было огромным, и люди были не в силах его спилить.
3)  Даже в страшные дни блокады люди верили в победу и ждали весну, чтобы снова любоваться черёмухой.
4)  Старое дерево уцелело во время войны, потому что росло в конце тихой улочки и не привлекало к себе внимания.
5)  Старик, проходя мимо черёмухи, сорвал одну ветку, чтобы дома насладиться ароматом цветов.

Задание 11 18390

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение. Запишите номера ответов.

1)  Казалось, дома́ тоже дышали, жадно и глубоко.
2)  Я не успел посторониться, и шершавые мягкие листья коснулись лица.
3)  На миг я ощутил полузабытый запах  — такой свежий, холодящий, словно от сосульки, положенной на язык.
4)  Я представил себе тех, кто живёт на этой улице, и подумал: как удалось им сохранить черёмуху?
5)  Старая, раскидистая, она росла в конце тихой улочки, доставая третьи этажи. Можно было подумать, будто чистое летнее облако опустилось между домами.

Задание 12 18391

В предложениях 33–37 найдите просторечное слово. Выпишите это слово.

Источник: 
ФИПИ. Открытый банк заданий ОГЭ
 

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.