ЕГЭ 2025: ФИПИ Вариант 12

Версия для печатиPDF

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

ЕГЭ: текст

Человеческая натура проявляется в разном, но в чём-то, надо полагать, обнаруживается верховное, державное качество человека. Выявить эту главенствующую черту означает постичь сущность человека. Какое качество можно считать специфически человеческим? Есть ли вообще в человеке какое-то внутренне устойчивое ядро?

<...> феномен может быть осмыслен, по-видимому, двояким способом: либо через сопоставление его с другими сущностями или явлениями, либо через раскрытие его собственной уникальной природы. Изучение человека «извне» предполагает осмысление его отношений с природой (космосом), обществом, Богом и самим собой. Приобщение к тайне человека «изнутри» сопряжено с постижением его телесного, эмоционального, нравственного, духовного и социального бытия. Вполне понятно, что эти различные подходы не всегда существуют в идеальном выражении. Они дополняют друг друга, вызывают потребность в выработке общей, синтезирующей позиции.

Религиозно-философское направление рассматривает в качестве высшей ценности Бога. Поэтому тайна человека в этой системе мышления оказывается принципиально непостижимой либо соотнесённой с сущностью божественного. Философы натуралистической ориентации исходят из культа природы, космоса. Человек воспринимается в основном как живое вещество, наделённое рядом отличительных естественных особенностей. Кроме того, многие философы оценивают мир через человека, полагая, что человек – главная ценность мироздания.

(По П.С. Гуревичу, И.Т. Фролову)

Задание 1 18988

Самостоятельно подберите определительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) абзаце текста. Запишите это местоимение.

Задание 2 18989

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) ЧЕРТА. Свойство, отличительная особенность. Черты характера. Неприятная ч. в поведении.
2) ЯДРО. Старинный орудийный снаряд в виде шара. Каменное я. Пушечное чугунное я.
3) ПРИРОДА. Места вне городов (поля, леса, горы, водоёмы и т.п.). Любоваться природой. На лоне природы.
4) ПОДХОД. Совокупность приёмов, способов (в воздействии на кого-что-нибудь, в изучении чего-нибудь, в ведении дела). Правильный п. к делу. К человеку надо уметь найти п.
5) ПОЛАГАТЬ. Считать, думать. Полагаю, что он прав. П. целесообразным сделать что-нибудь. Я полагал вас в отъезде (думал, что вы в отъезде). Надо п. (вероятно, может быть).

Задание 3 18990

Укажите все варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) Ответы на вопросы, сформулированные в первом (1) абзаце текста (Какое качество можно считать специфически человеческим? Есть ли вообще в человеке какое-то внутренне устойчивое ядро?), авторы пытаются найти, обращаясь к различным направлениям философских учений, о которых идёт речь в третьем (3) абзаце.
2) Использование антонимов («извне» – «изнутри» во втором (2) абзаце) обусловлено задачей осмысления человеческого феномена «двояким способом».
3) Определяя сущность человека, авторы используют вводные слова и конструкции (по-видимому, надо полагать).
4) Текст насыщен такими языковыми средствами, как отглагольные существительные (сопоставление, раскрытие, осмысление, приобщение, постижением), слова с абстрактным значением (качество, сущность, явлениями, потребность, позиции, культа, особенностей).
5) Текст написан в официально-деловом стиле; цель авторов – проинструктировать читателей, как постичь сущность человека.

Задание 4 19045

Укажите варианты ответов, в которых неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответ

1) исчерпАть
2) навралА
3) вернА
4) озлОбить
5) зАнята

Задание 5 19115

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Форвард забросил две шайбы и сделал одну результативную ПЕРЕДАЧУ.
Преподаватели консерватории помогают студентам совершенствовать ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ мастерство.
Больной нуждался в ДЛИТЕЛЬНОМ лечении.
Вокруг расстилалась безбрежным морем КАМЕННАЯ пустыня, в которой группами росли кактусы, покрытые крупными розовыми цветами.
УДАЧЛИВЫЙ охотник за кладами считает бассейн Карибского моря главной морской сокровищницей.

Задание 6 19212

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Казалось, все заботы остались у героя рассказа в прошлом, и душа его преобразилась, и новую жизнь можно начать с белого листа.

Задание 7 19282

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

пара САПОГ
ПОЕЗЖАЙ домой
НАИБОЛЬШЕ красивый
две СЕДЬМЫХ
нет ПОЛУТОРА метров

Задание 8 19323

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Б) ошибка в построении предложения с однородными членами
В) неправильное построение предложения с косвенной речью
Г) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Д) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

1) Уезжая в Москву, Макар обещал, что обязательно сообщит, как он устроился на новом месте.
2) Международная общественность понимает и озабочена проблемами экономики развивающихся стран.
3) Те, кто смотрит сериалы, наверняка знают об экранизации романа Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго», впервые опубликованный за рубежом.
4) Воспринимая на слух некоторые слова, происходит искажение смысла текста.
5) Через неделю после венчания А.С. Пушкин сообщает другу П.А. Плетнёву, что «я женат и счастлив».
6) Прочитав роман известного писателя, я задумался о вечных вопросах.
7) Слова, по мнению Платона, лишены исторического развития и являются результатом постановления «законодателей», которые раз и навсегда определили как звучание, так и значение слов в языке.
8) Услышав или прочитав слово «стремянка», вряд ли кто-то вспомнит о стремени для всадника.
9) Все, кто любит поэзию Н.А. Некрасова, знает о его трудном жизненном и творческом пути.

Задание 9 19783

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) фр..гментарный, предпол..гать, осч..стливить
2) зам..лчать, к..ллега, зач..стую
3) пров..нциальный, пон..мание, соч..тание
4) р..гламент, перем..ститься, интелл..ктуальный
5) инд..видуальный, с..мволизировать, д..ликатес

Задание 10 20063

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) нед..верчивый, п..дорожник, нен..глядный
2) пр..вращение, пр..глушить, пр..добрый
3) и..брать, и..желта-красный, бе..вестный
4) от..явленный, п..еса, в..южный
5) сверх..дейный, пост..мпрессионизм, по..грать

Задание 11 20164

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) застра..вающий, чист..нький
2) гел..вый, овлад..вать
3) причудл..вый, цел..вой
4) танц..вать, син..ватый
5) (повернуть) направ.., завед..вать

Задание 12 20743

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) завис..шь, ответ..вший
2) вспомн..шь, колебл..мый
3) бор..шься, вытащ..нный
4) наряд..шься, обиж..нный
5) повенч..нный, (вещи) высуш..тся

Задание 13 21299

Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов.

1) (НЕ) ВЕРЯЩИЙ в чудеса фокусник лукаво улыбался.
2) Никогда ещё мерцание звёзд (НЕ) КАЗАЛОСЬ таким золотым и чистым.
3) (НЕ) ЗАМЕТНАЯ контрастность увеличилась, и древние письмена стали видны отчётливо.
4) Мы (НЕ) ДОЛЖНЫ легкомысленно относиться к огромному богатству, которым владеем в наших городах, имеющих древнюю историю.
5) Быстрое и (НЕ) ОБДУМАННОЕ решение тренера привело к проигрышу.

Задание 14 20783

Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО.

1) (В)СЛЕД за тем главные ворота завода распахнулись, и (ОТ)ТУДА выкатились пять грузовиков.
2) (ПО)ТОМУ, как этот человек держится, видно, что он (ВО)ВСЁМ привык быть первым.
3) Елена Николаевна (ПО)ПРЕЖНЕМУ страдала (ОТ)ТОГО, что сама не могла решить, должна ли она воспрепятствовать деятельности сына.
4) (В)ТЕЧЕНИЕ последних лет в корне изменился облик Москвы и (ПО)ИНОМУ стал ощущаться ритм городской жизни.
5) Звукопись (ЗА)ЧАСТУЮ используется в поэзии для того, ЧТО(БЫ) подчеркнуть музыкальность стиха.

Задание 15 20886

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

В пейзажных работах Сальвадора Дали использова(1)ы различные приёмы, что заметно в ряде тонко написа(2)ых акварелей, сдела(3)ых одной краской – сепией.

Задание 16 20946

Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Поэту вся природа кажется одушевлённой и разделяющей его переживания.
2) Багровый свет уже загорался в окнах дворцов и падал на площадь.
3) От домов во все стороны шли ряды деревьев или кустарников.
4) Сердце то задрожит и забьётся то сожмётся от горьких воспоминаний.
5) Былины складывались веками и поражение на реке Калке сменилось в памяти народной победой на Куликовом поле.

Задание 17 21056

Укажите цифру(-⁠ы), на месте которой(-⁠ых) в предложении должна(-⁠ы) стоять запятая(-⁠ые).

Перелистывая (1) книги из библиотеки А.С. Пушкина (2) и (3) изучая пометки на полях (4) невольно приходишь к выводу, что поэт был ещё и гениальным читателем.

Задание 18 21171

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Князь Василий говорил (1) всегда (2) лениво, как актёр говорит роль старой пьесы. Анна Павловна Шерер (3) наоборот (4) была преисполнена оживления и порывов.
(По Л.Н. Толстому)

Задание 19 21253

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Чтобы (1) понять (2) в каких (3) эмоциональных и интеллектуальных сферах происходило у Пушкина в его лицейские годы общение с царскосельскими садами (4) необходимо заглянуть в чрезвычайно сложную и слабо у нас известную область садово-паркового искусства.

Задание 20 21345

Укажите цифру(-⁠ы), на месте которой(-⁠ых) в предложении должна(-⁠ы) стоять запятая(-⁠ые).

Сороки заботливо ухаживают за своим потомством (1) и (2) когда подросшие птенцы вылетают из своего гнезда (3) родители начинают обучать их сорочьим хитростям.

Задание 21 21495

Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Устремляясь по Алтаю, река Катунь пересекает территории с различными климатическими условиями. (2)Тем не менее, путешествуя по долине реки, можно без труда уловить общую тенденцию: на юге – холоднее и суше, на севере – теплее и дождливее. (3)Есть на Катуни «оазисы» с особым микроклиматом. (4)Например, в селе Малый Яломан в устье одноимённой реки растут яблоневые сады – в соседнем посёлке Иня порой гибнет даже картошка. (5)Мягкая зима и солнечное лето без изнуряющей жары характерны для окрестностей посёлка Чемал, эти особенности обусловлены частой повторяемостью тёплых и сухих ветров-фенов. (6)По речной долине часто гуляют ветры, зимой бывают бураны, переметающие дороги, – в окрестных горных хребтах зимы спокойные и снежные. (7)Ярко выражен здесь контраст дневных и ночных температур. (8)Солнце скрывается за горами, и температура воздуха резко падает, от реки ощутимо тянет холодом. (9)Туристы шутят, что для путешествия по Катуни нужно иметь только две формы одежды: купальник и куртку-пуховик.

Задание 22 21505

Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

А) ... избавит нас творец
    От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок!
    И книжных и бисквитных лавок!
    (А. Грибоедов)
Б) Я — царь, я — раб, я — червь, я — бог.
    (Г. Державин)
В) На глаза осторожной кошки похожи твои глаза
    (А. Ахматова)
Г) Мой друг, отчизне посвятим
    Души прекрасные порывы!
    (А. Пушкин)
Д) Чудо – пуховый платок покойной матери на больных ногах.
    Чудо – руки бабушки, ее ворчанье и шумная ругань.
    (В. Астафьев)

1) эпифора
2) антитеза
3) риторическое обращение
4) метонимия
5) парцелляция
6) сравнение
7) риторический вопрос
8) ассонанс
9) анафора

Прочитайте текст и выполните задания 23-26.

ЕГЭ: текст Глушко М. В.

(1)С работы в этот раз Нина возвращалась поздно. (2)Дверь почему-то оказалась открытой, в тёмной комнате было холодно, плита не топилась; за столом, положив на клеёнку руки, сидела Евгения Ивановна в ватнике и платке, смотрела на холодную плиту.

— (3)Что это вы в темноте?  — спросила Нина.

(4)Евгения Ивановна не взглянула в её сторону.

(5)Нина вышла, разделась, принялась растапливать плиту и всё оглядывалась на Евгению Ивановну  — та сидела всё так же неподвижно, изредка роняя:
— Вот беда-то, батюшки…

(6)Нина подошла, тронула за плечо:
— Что с вами, тётя Женя?

(7)Евгения Ивановна мельком посмотрела на Нину и опять уставилась на плиту:
— Вот беда-то…

(8)Нину тревожили не слова, а эта напряжённая поза и глаза, которые никуда не смотрели, хотя были открыты. (9)Нина смотрела на острый, странно изменившийся, вытянутый профиль, и на неё дохнуло липким страхом.

—(10)Сейчас поставлю чай…

(11)Она чистила картошку, мыла её, ставила на плиту и всё думала: где и какая беда? (12)Уж не передавали ли чего по радио? (13)Что-нибудь про Сталинград или Ленинград?..

(14)И тут ей показалось, что Евгения Ивановна улыбнулась, задохнувшийся голос забормотал бессмыслицу. (15)Теперь Нине стало по-настоящему страшно. (16)Она выскользнула тихонько в сени, оттуда  — во двор, побежала к Ипполитовне.

—(17)Пойдёмте к нам. (18)Там тётя Женя чего-то… (19)Сидит… (20)Бормочет… (21)Она вроде не в себе. (22)Я боюсь…

(23)Кряхтя и постанывая, Ипполитовна поднялась с постели. (24)Старушка пошла, держась за стенки, перехватываясь руками. (25)Нина поддерживала её.

(26)Евгения Ивановна всё так же сидела лицом к плите и даже не взглянула на них.

—(27)Ты чего это, в одёже?  — с порога окликнула Ипполитовна.

(28)А Евгения Ивановна будто и не слышала. (29)Она только заелозила шершавыми ладонями по клеёнке, как будто сметала крошки.

(30)Ипполитовна подошла, тяжело опустилась на стул, взяла её за руки, потянула к себе:
— Ай неможется?..

(31)Евгения Ивановна осмысленно посмотрела на неё, сдвинув брови, как будто силилась и не могла понять обращённые к ней слова. (32)А потом опять страшно оскалилась  — то ли улыбнулась, то ли собиралась заплакать,  — запёкшимися губами прошептала:
— Помнишь, сон-то страшный я видела?
 — (33)Она упала головой на стол. — (34)Мужа убили!.. (35)А Колюшка, сын  — без вести…

(36)Нина зажала рот рукой. (37)Ипполитовна постепенно оправлялась от испуга, приходила в себя и уже скребла маленькими пухлыми руками по спине Евгении Ивановны.

—(38)Ты погоди… (39)Сразу-то не верь. (40)Ты погоди… (41)Похоронки-то кто пишет? (42)Писари. (43)А они при штабах, там бумаг страсть сколько… (44)Вот и попутали.

(45)А Евгения Ивановна со стоном перекатывалась лбом по столу, волосы рассыпались, липли к мокрым щекам. (46)Вдруг она оторвала голову от стола и замерла, вроде к чему-то прислушиваясь. (47)Пошарила в карманах ватника, вытащила бумагу, всхлипнула, подала Нине.

(48)Нина прочитала. (49)Эта бумага была из военкомата, в ней значилось, что рядовой Завалов Николай Артамонович погиб в декабре 1941 года, а младший сержант Николай Николаевич с ноября 1941 года числится в пропавших без вести.

(50)И опять Евгения Ивановна стала плакать, припав головой к столу.

—(51)Ну, так что?  — и тут нашлась Ипполитовна.  — (52)Нюрку Милованову с Кирпичной знаешь? (53)Пришёл мужик домой без ноги, а через месяц на него похоронка, сам и получил… (54)Война большая, людей-то сколько, кого и попутают…

(55)Евгения Ивановна притихла, только изредка всхлипывала, смотрела и слушала для последней душевной зацепки, чтобы смирить первое горе.

(56)А Нина думала о Луке из пьесы Горького «На дне», про которого говорили, что он жулик и вредный утешитель… (57)А Нина видела его доброту, ведь он один пожалел умершую Анну. (58)И сейчас думала, что в жизни нельзя без утешителей,иначе сломается душа; страшную правду надо впускать постепенно, придерживая её святой ложью, иначе душа не выдержит…

(59)Человеческая душа не металл, она хрупка и ранима…

(60)Евгения Ивановна, словно только что проснувшись, обвела запавшими глазами комнату, и вдруг сжала руками голову, заплакала.

(По М. В. Глушко*)
* Мария Васильевна Глушко (1922—1993)  —
советская и украинская писательница, сценарист.

Задание 23 21634

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)  Евгения Ивановна сидела за столом не раздеваясь, потому что в комнате было холодно, плита не топилась.
2)  Муж Ипполитовны получил похоронку через месяц после того, как раненым вернулся с фронта.
3)  Сначала Нина допустила мысль, что Евгению Ивановну расстроили фронтовые сводки о положении Сталинграда и Ленинграда, которые могли передавать по радио.
4)  Ипполитовна старалась помочь Евгении Ивановне справиться со страшным горем, рассказывая ей историю со счастливым концом.
5)  Нина считала Луку из пьесы Горького «На дне» жуликом и вредным утешителем, который скрывает от людей правду.

Задание 24 21635

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1)  В предложениях 1-4 содержится рассуждение.
2)  В предложении 5 представлено повествование.
3)  В предложениях 16-20 представлено описание.
4)  В предложениях 58,59 представлено рассуждение.
5)  Предложение 60 содержит элементы описания душевного состояния персонажа.

Задание 25 21636

Из предложений 17–25 выпишите один фразеологизм.

Задание 26 21637

Среди предложений 38-49 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью личного местоимения и формы слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Источник: 
ФИПИ. Открытый банк заданий ЕГЭ