ЕГЭ 2025: Вариант 61

Версия для печатиPDF

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

ЕГЭ: текст по материалам журнала «Знание - сила»

На протяжении многих веков книги были самым надёжным и доступным вариантом сохранения знаний. В последнее столетие появилась возможность передачи информации <...> способами. Например, научно-популярные фильмы, видеолекции посредством Интернета теперь можно смотреть в любое время и в любом месте. Книги остались, но они стали доступны и в электронной форме, что даёт возможность получить доступ к редким изданиям, не прибегая к услугам библиотек.

Если главное - передача накопленных знаний следующим поколениям, то как будет меняться роль книг в жизни человечества? Выдержат ли они конкуренцию в сравнении с другими формами сохранения и передачи информации? Это не только учебники и справочники. К таким книгам следует отнести и те, которые выполняют важную воспитательную функцию, передают знания в сфере человеческих отношений. Данте, Шекспир, Пушкин, Толстой, Чехов и многие другие авторы предлагают вдумчивому человеку жизненные ориентиры, воспитывают у него определенные эстетические представления. А если говорить о чисто развлекательной литературе - детективы, любовные, приключенческие романы и т.д., - будет ли меняться их значение? Останутся ли они на полках магазинов? Или их полностью вытеснит кино- и видеопродукция?

В прямой связи с этими проблемами возникает вопрос о библиотеках. Долгие столетия они были хранилищами книг. Достаточно ли исполнения этой функции сейчас? Или роль библиотек изменилась за последние десятилетия? Если изменилась, то как? Удаётся ли им соответствовать тем серьёзным новациям, которые появились и продолжают появляться в нашей жизни? Какие новые услуги предоставляются сейчас читателям? Каким видится будущее библиотек?

(По материалам журнала «Знание - сила»)

Задание 1 24263

Самостоятельно подберите определительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в первом абзаце текста. Запишите это местоимение.

Задание 2 24264

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) ПРИБЕГАТЬ. Обращаться к чему-либо как к средству или источнику помощи. Пришлось прибегать к последнему средству.
2) ПЕРЕДАЧА. Та или иная программа, транслируемая по радио, телевидению. Музыкальная передача. Смотреть передачи студии телевидения.
3) ВАЖНЫЙ. Проникнутый достоинством, высокомерием; величавый, гордый, надменный. Какой ты важный!
4) ВЫТЕСНИТЬ. Заставить забыть, не думать о чём-либо. Вытеснить из сердца старые привязанности. Горестное событие вытеснено многочисленными заботами.
5) ФУНКЦИЯ. Значение, назначение чего-либо. Функция кредита. Выполнить чью-либо функцию.

Задание 3 24265

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) Текст, написанный в публицистическом стиле, адресован массовому читателю; цели автора - сообщение читателю общественно значимой информации по проблемам сохранения и передачи знаний, воздействие на него.
2) Жанр текста - репортаж - является одним из аналитических жанров публицистики.
3) Общедоступность текста обеспечивается преобладанием общеупотребительной лексики; в тексте можно выделить группы слов общекультурной (книги, фильмы, видеолекции, изданиям, библиотек, эстетические представления, читателям и др.) и нравственно-этической (воспитательную функцию, жизненные ориентиры) тематики.
4) В тексте использованы ряды вопросительных предложений, при помощи которых автор побуждает читателя задуматься над различными аспектами интересующих его проблем.
5) Эмоциональность текста создаётся благодаря использованию таких образных средств, как эпитеты («вдумчивому человеку», «развлекательной литературе», «любовные, приключенческие романы» и др.) и гипербола (на протяжении многих веков, долгие столетия).

Задание 4 24266

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1) дождАлась
2) красИвейший
3) Эксперт
4) принЯтый
5) цепОчка

Задание 5 24268

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

В старшем дошкольном возрасте дети должны уметь обходиться без НАПОМИНАНИЙ взрослых.
Фирма-производитель обеспечивает ГАРАНТИЙНЫЙ ремонт холодильного оборудования.
В ЦЕЛЬНОМ соке плодов и ягод, как правило, низкое содержание сахара.
Среди книг попадались письма и бумаги ДЕЛОВИТОГО характера.
Многие посетители парка отмечают ОРГАНИЧНОЕ размещение декоративно-лиственных композиций.

Задание 6 24273

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Двенадцать человек студентов успешно прошли обучение на онлайн-платформе и представили свои проекты на межвузовский конкурс.

Задание 7 24274

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

быстро ВЫЗДОРОВЕЕТ
относится менее СЕРЬЕЗНО
не КЛАДИТЕ возле огня
в ДВУХ тысячи двенадцатом году
килограмм АПЕЛЬСИНОВ

Задание 8 24275

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) неправильное употребление падежной (предложно-падежной) формы управляемого слова
Б) нарушение в построении сложноподчинённого предложения
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) неправильное построение предложения с причастным оборотом
Д) ошибка в построении предложения с однородными членами

1) Заслуживает внимания постановка на сцене Художественного театра и пьесы Булгакова «Мольера» («Кабалы святош»).
2) В пейзаже лесистых холмов России получили развитие культовые здания устойчивой компактной формы с куполом, приподнятом на барабане.
3) Родители должны проявлять большу́ю осторожность, задавая ребёнку вопросы и интересуясь о его занятиях и увлечениях.
4) Чтобы довести свой замысел до читателя, Щедрин обратился к особому приёму, который можно назвать приёмом исторических проекций и совмещений.
5) С помощью телескопов проводятся не только визуальные и фотографические, но и высокоточные фотоэлектрические и спектральные наблюдения.
6) «Вспоминая эти свинцовые мерзости дикой русской жизни, — пишет Горький в повести “Детство”, — я минутами спрашиваю себя: да стоит ли говорить об этом?»
7) Такие бахчевые культуры, как арбуз, дыня и тыква, не только относятся к группе растений, выращиваемых для пищевых нужд, но и для технических целей.
8) В кромешной тьме кошки ориентируются благодаря обонянию, слуху и чувствительным усам.
9) Чертя на песке, туземцы объяснили Лаперузу то, что земля, на которой они живут, есть остров.

Задание 9 24276

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) снар..жение, взгл..нуть, у..звлённый (шуткой) 
2) упр..стить, пл..вец, симп..тичный 
3) раст..рание, терр..тория, соед..ниться 
4) ст..рожил (посёлка), кат..строфа, прекл..няться 
5) в..ртуозность, закл..нание, прив..дение (к общему знаменателю)

Задание 10 24277

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) обе..покоиться, не..гораемый, и..тончиться
2) необ..ятный, раз..ехаться, зав..южить
3) пр..исполненный, непр..клонность, непр..ступные (скалы)
4) небез..звестный, под..тожить, роз..грыш
5) поз..прошлый, р..спустить, пр..родина

Задание 11 24278

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) исповед..ваться, засветл..
2) сестр..нский, рыж..ватый
3) черепитч..тый, тем..чко
4) насла..ваться, извил..стый
5) матрос..кий, громозд..кий

Задание 12 24279

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) стро..щийся, (друзья) наде..тся
2) неприемл..мый, пропол..м (грядки)
3) постел..шь, недви́ж..мое (имущество)
4) зате..вший, (орехи) раскол..тся
5) (дети) ссор..тся, раста..вший

Задание 13 24280

Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов.

1) Очередное переиздание книги свидетельствует о (НЕ)УГАСАЮЩЕМ интересе к тем открытиям, которые сделаны её автором, о живости высказанных им идей.
2) Люди не всегда искренни, часто (НЕ)ДОГОВАРИВАЮТ что-то или скрывают.
3) Я (НЕ)ГОТОВ давать тебе какие бы то ни было советы.
4) (НЕ)СМОТРЯ на уговоры участников экспедиции, Г.Я. Седов решил отправиться к Северному полюсу на трёх нартах, запряжённых 24 собаками.
5) Мало кому из художников удавалось жить профессией, вернее, чистым искусством, (НЕ)ЗАНИМАЯСЬ преподаванием или писанием заказных портретов.

Задание 14 24281

Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО. Запишите номера ответов.

1) МАЛО(ПОМАЛУ) бой начал утихать, и войска стали вытягиваться с другой стороны поляны, ЧТО(БЫ) обеспечить переправу.
2) Вагоны именных поездов Московского метрополитена оригинально оформлены (ИЗ)НУТРИ, а зачастую и (С)НАРУЖИ.
3) Весной рыба поднималась (В)ВЕРХ, так что её ловили вёрст за пятнадцать выше, и потом вся без остатка скатывалась (В)НИЗ.
4) (В)ВИДУ того, что людям было негде жить, а весна приближалась, решили (С)НАЧАЛА построить дом.
5) Не заставляйте себя есть КАКОЕ(ТО) блюдо только (ПО)ТОМУ, что оно полезно.

Задание 15 24282

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

При входе на Каме(1)ый мост были сооруже(2)ы великолепные триумфальные ворота, увенча(3)ые двуглавым орлом с тремя коронами и украше(4)ые многими символическими изображениями и надписями.

Задание 16 24283

Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) В самой глубокой древности не неделями и месяцами считали свою жизнь славяне и количества дней в неделе и месяцев в году были иными. 
2) Слово тысяча может выступать как в функции числительного так и в функции счётного существительного. 
3) Под влиянием непростых обстоятельств формировалось мировоззрение выдающегося получившего Нобелевскую премию писателя. 
4) В июльские вечера и ночи уже не кричат перепела и коростели и не поют в лесных балках соловьи. 
5) Каждому времени нужен свой летописец не только в области исторических событий но и в области быта и уклада.

Задание 17 24284

Укажите цифру(-⁠ы), на месте которой(-⁠ых) в предложении должна(-⁠ы) стоять запятая(-⁠ые).

Горя желанием иметь свой портрет (1) написанный иностранным художником (2) но (3) не имея возможности поехать за границу (4) С.И. Щукин как-то утром поехал в мастерскую норвежца Крона и предложил ему написать себя как можно «проще».

Задание 18 24285

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Мы пошли (1) однажды (2) с Ермолаем вдоль пруда, но (3) во-первых (4) у самого берега утка, птица осторожная, не держится; во-вторых (5) если даже какой-нибудь отсталый и неопытный чирок и подвергался нашим выстрелам, то достать его наши собаки не были в состоянии.

(По И.С. Тургеневу)

Задание 19 24286

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

У Щедрина нет ни одного произведения (1) в котором сумрак, тени и тревога общего фона (2) не прорезывались бы лучом света и надежды (3) хотя (4) почти всегда этот луч узкий.

Задание 20 24287

Укажите цифру(-⁠ы), на месте которой(-⁠ых) в предложении должна(-⁠ы) стоять запятая(-⁠ые).

Когда же снег сходил (1) и дороги подсыхали (2) Саврасов отправлял своих питомцев на этюды к нынешней Лосиноостровской, говоря (3) что нигде нет такого благоуханного леса (4) и (5) что нигде они не найдут такой жизни природы.

Задание 21 24288

Найдите предложения, в которых тире ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Игрушки Старого Оскола свистульки со специальной камерой- резонатором. (2)Искусство их создания зародилось более 400 лет назад и передавалось по женской линии. (3)Самым ответственным моментом при выделке считалось прокалывание отверстия. (4)Вместо свиста шло шипение прокол нужно было подправить палочкой. (5)На некоторых игрушках мастерицы делали лады два дополнительных отверстия для регулировки звука. (6)Интересно, что даже археологические фигурки со сколами нередко дают громкий и чистый свист. (7)Местная игрушка относится к редчайшему посадскому типу. (8)В старину посадами называли земли за пределами основного поселения, где располагались торговые ряды и мастерские ремесленников. (9)Игрушки посадов нечто среднее между городскими и крестьянскими, это лаконичные образы без витиеватой росписи.

Задание 22 24289

Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

A) Здесь хорошо. А там - смотри, смотри.
     Бежим. Летим. Уйдём. Туда. За дали.
                                        (К.Д. Бальмонт)
Б) У меня.
    да и у вас,
    в запасе вечность.
                                      (Б.В. Маяковский)
B) Оказалась бы трасса длинная
     Не длинней ничуть.
     Чем Неглинная.
                                       (А.И. Фатьянов)
Г) В том домишке бедном жил седой лесник.
                                       (А.Н. Плещеев)
Д) Не качается лодочка-ялик, 
     Нe взлетает птица-нырок.
                                      (А.А. Тарковский)

1) многосоюзие
2) эпитет
3) парцелляция
4) гипербола
5) синтаксический параллелизм
6) сравнение
7) метонимия
8) эпифора
9) ассонанс

 

 

Прочитайте текст и выполните задания 23-26.

ЕГЭ: текст Айтматова Ч.Т.

(1)Жуаньжуаны, захватившие Сарозеки в прошлые века, исключительно жестоко обращались с пленными воинами. (2)При случае они продавали их в рабство в соседние края, и это считалось счастливым исходом для пленного, ибо проданный раб рано или поздно мог бежать на родину.

(3)Но чудовищная участь ждала тех, кого жуаньжуаны оставляли у себя в рабстве. (4)Они уничтожали память раба страшной пыткой — надеванием на голову жертвы шири. (5)Обычно эта участь постигала молодых парней, захваченных в боях. (6)Сначала им начисто обривали головы, тщательно выскабливали каждую волосинку под корень. (7)К тому времени, когда заканчивалось бритьё головы, опытные убойщики-жуаньжуаны забивали поблизости матёрого верблюда. (8)Освежёвывая верблюжью шкуру, первым долгом отделяли её наиболее тяжёлую, плотную выйную часть. (9)Поделив выю на куски, её тут же в парном виде напяливали на обритые головы пленных вмиг прилипающими пластырями наподобие современных плавательных шапочек. (10)Это и означало надеть шири.

(11)Тот, кто подвергался такой процедуре, либо умирал, не выдержав пытки, либо лишался на всю жизнь памяти, превращался в манкурта раба, не помнящего своего прошлого. (12)Выйной шкуры одного верблюда хватало на пять-шесть шири.

(13)После надевания шири каждого обречённого заковывали деревянной шейной колодой, чтобы испытуемый не мог прикоснуться головой к земле. (14)В этом виде их отвозили подальше от людных мест, чтобы не доносились понапрасну их душераздирающие крики, и бросали там в открытом поле, со связанными руками и ногами, на солнцепёке, без воды и пищи. (15)Пытка длилась несколько суток. (16)Лишь усиленные дозоры стерегли в определённых местах подходы на тот случай, если соплеменники пленённых попытались бы выручить их, пока они живы. (17)Но такие попытки предпринимались крайне редко, ибо в открытой степи всегда заметны любые передвижения.

(18)Брошенные в поле на мучительную пытку в большинстве своём погибали под сарозекским солнцем. (19)Шири стискивало, сжимало бритую голову раба, подобно железному обручу. (20)Последние испытания сопровождались полным лишением рассудка. (21)Лишь на пятые сутки жуаньжуаны приходили проверить, выжил ли кто из пленных. (22)Если заставали в живых хотя бы одного из замученных, то считалось, что цель достигнута. (23)Такого поили водой, освобождали от оков и со временем возвращали ему силу, поднимали на ноги. (24)Это и был раб-манкурт, насильно лишённый памяти и потому весьма ценный, стоивший десяти здоровых невольников. (25)Существовало даже правило в случае убийства раба-манкурта в междоусобных столкновениях выкуп за такой ущерб устанавливался в три раза выше, чем за жизнь свободного соплеменника.

(26)Манкурт не знал, кто он, откуда родом-племенем, не ведал своего имени, не помнил детства, отца и матери одним словом, манкурт не осознавал себя человеческим существом. (27)Лишённый понимания собственного «я», манкурт с хозяйственной точки зрения обладал целым рядом преимуществ. (28)Он был равнозначен бессловесной твари и потому абсолютно покорен и безопасен. (29)Он никогда не помышлял о бегстве.

(30)Для любого рабовладельца самое страшное восстание раба. (31)Каждый раб потенциально мятежник. (32)Манкурт был единственным в своём роде исключением: ему в корне чужды были побуждения к бунту, неповиновению. (33)Он не ведал таких страстей. (34)И поэтому не было необходимости стеречь его, держать охрану и тем более подозревать в тайных замыслах.

(35)Манкурт, как собака, признавал только своих хозяев. (36)С другими он не вступал в общение. (37)Его помыслы сводились к утолению чрева. (38)Других забот он не знал. (39)Зато порученное дело исполнял слепо, усердно, неуклонно. (40)Манкуртов обычно заставляли делать наиболее грязную, тяжкую работу или же приставляли их к самым нудным, тягостным занятиям, требующим тупого терпения.

(41)Куда легче снять пленному голову или причинить любой другой вред для устрашения духа, нежели отбить человеку память, разрушить в нём разум, вырвать корни того, что пребывает с человеком до последнего вздоха, оставаясь его единственным обретением, уходящим вместе с ним и недоступным для других. (42)Но кочевые жуаньжуаны, вынесшие из своей кромешной истории самый жестокий вид варварства, посягнули и на эту сокровенную суть человека. (43)Они нашли способ отнимать у рабов их живую память, нанося тем самым человеческой натуре самое тяжкое из всех мыслимых и немыслимых злодеяний.

(По Ч.Т. Айтматову*)
* Айтмáтов Чингúз Торекýлович (1928–2008) – киргизский писатель.

 

Задание 23 24292

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Манкурту было неведомо желание бунтовать.
2) Жуаньжуаны надевали на голову жертвы шири - кусок обработанной верблюжьей шкуры.
3) Никому не удавалось выжить после пыток с использованием шири.
4) Раб-манкурт стоил в разы меньше здоровых невольников.
5) Главной заботой манкурта было насыщение чрева.

Задание 24 24293

Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

1) Предложение 3 противопоставлено по содержанию предложению 2.
2) В предложениях 6-9 представлено рассуждение.
3) Предложение 17 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 16.
4) В предложениях 18-20 содержатся элементы описания.
5) В предложениях 26-29 представлено повествование.

Задание 25 24294

Из предложений 2-4 выпишите один фразеологизм.

Задание 26 24295

Среди предложений 30-40 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Запишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).