ЕГЭ 2025: Вариант 61


- ЕГЭ русский язык, 2025
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
ЕГЭ: текст по материалам журнала «Знание - сила»На протяжении многих веков книги были самым надёжным и доступным вариантом сохранения знаний. В последнее столетие появилась возможность передачи информации <...> способами. Например, научно-популярные фильмы, видеолекции посредством Интернета теперь можно смотреть в любое время и в любом месте. Книги остались, но они стали доступны и в электронной форме, что даёт возможность получить доступ к редким изданиям, не прибегая к услугам библиотек. Если главное - передача накопленных знаний следующим поколениям, то как будет меняться роль книг в жизни человечества? Выдержат ли они конкуренцию в сравнении с другими формами сохранения и передачи информации? Это не только учебники и справочники. К таким книгам следует отнести и те, которые выполняют важную воспитательную функцию, передают знания в сфере человеческих отношений. Данте, Шекспир, Пушкин, Толстой, Чехов и многие другие авторы предлагают вдумчивому человеку жизненные ориентиры, воспитывают у него определенные эстетические представления. А если говорить о чисто развлекательной литературе - детективы, любовные, приключенческие романы и т.д., - будет ли меняться их значение? Останутся ли они на полках магазинов? Или их полностью вытеснит кино- и видеопродукция? В прямой связи с этими проблемами возникает вопрос о библиотеках. Долгие столетия они были хранилищами книг. Достаточно ли исполнения этой функции сейчас? Или роль библиотек изменилась за последние десятилетия? Если изменилась, то как? Удаётся ли им соответствовать тем серьёзным новациям, которые появились и продолжают появляться в нашей жизни? Какие новые услуги предоставляются сейчас читателям? Каким видится будущее библиотек? (По материалам журнала «Знание - сила») |
||||
Задание 1 24263
Самостоятельно подберите определительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в первом абзаце текста. Запишите это местоимение. |
||||
Задание 2 24264
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов. 1) ПРИБЕГАТЬ. Обращаться к чему-либо как к средству или источнику помощи. Пришлось прибегать к последнему средству. |
||||
Задание 3 24265
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов. 1) Текст, написанный в публицистическом стиле, адресован массовому читателю; цели автора - сообщение читателю общественно значимой информации по проблемам сохранения и передачи знаний, воздействие на него. |
||||
Задание 4 24266
Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов. 1) дождАлась |
||||
Задание 5 24268
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. В старшем дошкольном возрасте дети должны уметь обходиться без НАПОМИНАНИЙ взрослых. |
||||
Задание 6 24273
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. Двенадцать человек студентов успешно прошли обучение на онлайн-платформе и представили свои проекты на межвузовский конкурс. |
||||
Задание 7 24274
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. быстро ВЫЗДОРОВЕЕТ |
||||
Задание 8 24275
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
|
||||
Задание 9 24276
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) снар..жение, взгл..нуть, у..звлённый (шуткой) |
||||
Задание 10 24277
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) обе..покоиться, не..гораемый, и..тончиться |
||||
Задание 11 24278
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) исповед..ваться, засветл.. |
||||
Задание 12 24279
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) стро..щийся, (друзья) наде..тся |
||||
Задание 13 24280
Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов. 1) Очередное переиздание книги свидетельствует о (НЕ)УГАСАЮЩЕМ интересе к тем открытиям, которые сделаны её автором, о живости высказанных им идей. |
||||
Задание 14 24281
Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО. Запишите номера ответов. 1) МАЛО(ПОМАЛУ) бой начал утихать, и войска стали вытягиваться с другой стороны поляны, ЧТО(БЫ) обеспечить переправу. |
||||
Задание 15 24282
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. При входе на Каме(1)ый мост были сооруже(2)ы великолепные триумфальные ворота, увенча(3)ые двуглавым орлом с тремя коронами и украше(4)ые многими символическими изображениями и надписями. |
||||
Задание 16 24283
Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) В самой глубокой древности не неделями и месяцами считали свою жизнь славяне и количества дней в неделе и месяцев в году были иными. |
||||
Задание 17 24284
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Горя желанием иметь свой портрет (1) написанный иностранным художником (2) но (3) не имея возможности поехать за границу (4) С.И. Щукин как-то утром поехал в мастерскую норвежца Крона и предложил ему написать себя как можно «проще». |
||||
Задание 18 24285
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые). Мы пошли (1) однажды (2) с Ермолаем вдоль пруда, но (3) во-первых (4) у самого берега утка, птица осторожная, не держится; во-вторых (5) если даже какой-нибудь отсталый и неопытный чирок и подвергался нашим выстрелам, то достать его наши собаки не были в состоянии. (По И.С. Тургеневу) |
||||
Задание 19 24286
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые). У Щедрина нет ни одного произведения (1) в котором сумрак, тени и тревога общего фона (2) не прорезывались бы лучом света и надежды (3) хотя (4) почти всегда этот луч узкий. |
||||
Задание 20 24287
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Когда же снег сходил (1) и дороги подсыхали (2) Саврасов отправлял своих питомцев на этюды к нынешней Лосиноостровской, говоря (3) что нигде нет такого благоуханного леса (4) и (5) что нигде они не найдут такой жизни природы. |
||||
Задание 21 24288
Найдите предложения, в которых тире ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1)Игрушки Старого Оскола – свистульки со специальной камерой- резонатором. (2)Искусство их создания зародилось более 400 лет назад и передавалось по женской линии. (3)Самым ответственным моментом при выделке считалось прокалывание отверстия. (4)Вместо свиста шло шипение – прокол нужно было подправить палочкой. (5)На некоторых игрушках мастерицы делали лады – два дополнительных отверстия для регулировки звука. (6)Интересно, что даже археологические фигурки со сколами нередко дают громкий и чистый свист. (7)Местная игрушка относится к редчайшему посадскому типу. (8)В старину посадами называли земли за пределами основного поселения, где располагались торговые ряды и мастерские ремесленников. (9)Игрушки посадов – нечто среднее между городскими и крестьянскими, это лаконичные образы без витиеватой росписи. |
||||
Задание 22 24289
Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
|
||||
Прочитайте текст и выполните задания 23-26.
ЕГЭ: текст Айтматова Ч.Т.(1)Жуаньжуаны, захватившие Сарозеки в прошлые века, исключительно жестоко обращались с пленными воинами. (2)При случае они продавали их в рабство в соседние края, и это считалось счастливым исходом для пленного, ибо проданный раб рано или поздно мог бежать на родину. (3)Но чудовищная участь ждала тех, кого жуаньжуаны оставляли у себя в рабстве. (4)Они уничтожали память раба страшной пыткой — надеванием на голову жертвы шири. (5)Обычно эта участь постигала молодых парней, захваченных в боях. (6)Сначала им начисто обривали головы, тщательно выскабливали каждую волосинку под корень. (7)К тому времени, когда заканчивалось бритьё головы, опытные убойщики-жуаньжуаны забивали поблизости матёрого верблюда. (8)Освежёвывая верблюжью шкуру, первым долгом отделяли её наиболее тяжёлую, плотную выйную часть. (9)Поделив выю на куски, её тут же в парном виде напяливали на обритые головы пленных вмиг прилипающими пластырями наподобие современных плавательных шапочек. (10)Это и означало надеть шири. (11)Тот, кто подвергался такой процедуре, либо умирал, не выдержав пытки, либо лишался на всю жизнь памяти, превращался в манкурта раба, не помнящего своего прошлого. (12)Выйной шкуры одного верблюда хватало на пять-шесть шири. (13)После надевания шири каждого обречённого заковывали деревянной шейной колодой, чтобы испытуемый не мог прикоснуться головой к земле. (14)В этом виде их отвозили подальше от людных мест, чтобы не доносились понапрасну их душераздирающие крики, и бросали там в открытом поле, со связанными руками и ногами, на солнцепёке, без воды и пищи. (15)Пытка длилась несколько суток. (16)Лишь усиленные дозоры стерегли в определённых местах подходы на тот случай, если соплеменники пленённых попытались бы выручить их, пока они живы. (17)Но такие попытки предпринимались крайне редко, ибо в открытой степи всегда заметны любые передвижения. (18)Брошенные в поле на мучительную пытку в большинстве своём погибали под сарозекским солнцем. (19)Шири стискивало, сжимало бритую голову раба, подобно железному обручу. (20)Последние испытания сопровождались полным лишением рассудка. (21)Лишь на пятые сутки жуаньжуаны приходили проверить, выжил ли кто из пленных. (22)Если заставали в живых хотя бы одного из замученных, то считалось, что цель достигнута. (23)Такого поили водой, освобождали от оков и со временем возвращали ему силу, поднимали на ноги. (24)Это и был раб-манкурт, насильно лишённый памяти и потому весьма ценный, стоивший десяти здоровых невольников. (25)Существовало даже правило в случае убийства раба-манкурта в междоусобных столкновениях выкуп за такой ущерб устанавливался в три раза выше, чем за жизнь свободного соплеменника. (26)Манкурт не знал, кто он, откуда родом-племенем, не ведал своего имени, не помнил детства, отца и матери одним словом, манкурт не осознавал себя человеческим существом. (27)Лишённый понимания собственного «я», манкурт с хозяйственной точки зрения обладал целым рядом преимуществ. (28)Он был равнозначен бессловесной твари и потому абсолютно покорен и безопасен. (29)Он никогда не помышлял о бегстве. (30)Для любого рабовладельца самое страшное восстание раба. (31)Каждый раб потенциально мятежник. (32)Манкурт был единственным в своём роде исключением: ему в корне чужды были побуждения к бунту, неповиновению. (33)Он не ведал таких страстей. (34)И поэтому не было необходимости стеречь его, держать охрану и тем более подозревать в тайных замыслах. (35)Манкурт, как собака, признавал только своих хозяев. (36)С другими он не вступал в общение. (37)Его помыслы сводились к утолению чрева. (38)Других забот он не знал. (39)Зато порученное дело исполнял слепо, усердно, неуклонно. (40)Манкуртов обычно заставляли делать наиболее грязную, тяжкую работу или же приставляли их к самым нудным, тягостным занятиям, требующим тупого терпения. (41)Куда легче снять пленному голову или причинить любой другой вред для устрашения духа, нежели отбить человеку память, разрушить в нём разум, вырвать корни того, что пребывает с человеком до последнего вздоха, оставаясь его единственным обретением, уходящим вместе с ним и недоступным для других. (42)Но кочевые жуаньжуаны, вынесшие из своей кромешной истории самый жестокий вид варварства, посягнули и на эту сокровенную суть человека. (43)Они нашли способ отнимать у рабов их живую память, нанося тем самым человеческой натуре самое тяжкое из всех мыслимых и немыслимых злодеяний. (По Ч.Т. Айтматову*)
|
||||
Задание 23 24292
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Манкурту было неведомо желание бунтовать. |
||||
Задание 24 24293
Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов. 1) Предложение 3 противопоставлено по содержанию предложению 2. |
||||
Задание 25 24294
Из предложений 2-4 выпишите один фразеологизм. |
||||
Задание 26 24295
Среди предложений 30-40 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Запишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий). |